• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. Возрастная категория 0+

Дата публикации: 22.01.2020

Должность: Заведующий библиотекой

Учебное заведение:

Населенный пункт: Кемеровская область, г.Новокукзнецк

Файл публикации





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №97»

Фольклорный праздник «Коляда»

(конспект занятия)

Составитель:

О.Е. Нищеглова

Новокузнецкий городской округ, 2019

Тема: Фольклорный праздник Коляда

Цель: знакомст

о с фольклорным праздником Коляда

Задачи:

Знакомить с историей происхождения и традициями праздника «Коляда» (песнями - колядками, колядованием, хороводом).

Показать связь славянских праздников с природными циклами.

Познакомить с происхождением слова Коляда.

Воспитывать уважение и интерес к культурным традициям наших предков.

Форма: традиционное занятие

Количество участников: 14 человек

Возраст: 7-10 лет

Оборудование: плакат с названием темы, карточки со словами, тетради,

рисунки с тематическими изображениями, таблички с названием месяцев, музыкальный ряд (песенки - колядки, народные песни), компьютер.

Ход

Беседа «Причина праздников»

Педагог: Ребята, а вы любите праздники? А какой праздник любят и ждут почти все люди каждый год?

Ответы: Новый год

Педагог: А кто знает, почему он так называется? Разгадка таится в самом названии. Начало нового года связано с тем, что наша планета Земля вращается вокруг Солнца и в конце декабря завершает свой очередной круг.

- А как люди определяли, что Земля завершила еще один круг? Оказывается, мы можем это заметить? Например, скажите, чем необычны наступившие дни?

Ответы: Дни становятся короче.

Педагог: 22 декабря – самый короткий день в году, день зимнего солнцестояния. В это время наша планета завершает свой годовой путь вокруг Солнца. Давайте покажем, как это происходит. (В круг становятся 12 детей с табличками – месяцами. В центр становится ребенок с табличкой Солнце. Другой ребенок с табличкой Земля обходит вокруг него, останавливаясь у декабря).

Педагог: Ребята, все праздники имеют свою причину и глубокий смысл. А главные народные праздники были связаны с природными циклами, которые зависят от Солнца.

Работа в тетради:

Педагог: Рассмотрим рисунок, обратим внимание на путь солнца в декабре.

Указываем карандашом самый короткий день в декабре - 22 декабря, день

зимнего солнцестояния.

Происхождение праздника Коляды.

Педагог: Сегодня  мало кто  знает об обычаях Древней Руси. Поэтому сегодня мы поговорим об этом старинном русском празднике, который называется – Коляда. С 25 декабря день начинал прибавляться. Наши предки говорили: «Родилось новое солнышко». Рождение «нового» солнца стало народным славянским праздником. Этому событию посвящены многие легенды и сказки. Посмотрите на рисунок, Коляда держит в руках книгу. Существует болгарская легенда, что он принес людям Книгу жизни, Книгу мудрых знаний. Есть такое выражение в русском языке - «свет знаний».

Сегодня мы прочитаем сказку «Рождение Коляды» и узнаем, над кем одержал победу Коляда. (Чтение и обсуждение сказки)

Традиции празднования Коляды

Педагог: Предлагаю вам отправиться в те далекие времена и посмотреть, как праздновали Коляду на Руси. Начинали колядовать  с Рождественского Сочельника и до праздника Крещения, 19 января.  В  это время по всей Руси шло веселье.  В это время  наблюдались самые сильные  морозы. Был  такой обычай на Руси под новый год – обход домов, назывался колядованием. День рождения Солнца – Коляды праздновали очень весело. Представьте себе занесенную снегом  русскую деревню. Молодые парни и девчата идут веселой толпой по улице: смеются, играют, поют, водят хороводы. Подходят к какому-нибудь дому и веселыми стихами, песнями, прибаутками и вызывают хозяев. Каждая семья ждала  колядовщиков, готовила угощение. Хозяева выходили на крыльцо и одаривали колядующих подарками.

Давайте вместе посмотрим, как раньше колядовали (Просмотр отрывка из фильма «Ночь перед Рождеством»)

Считалось, что чем щедрее хозяева, тем больше счастья им будет в новом году. Существовала еще и легенда, что добрая Коляда ходила по деревням из дома в дом и обещала труженикам - земледельцам снежную зиму, теплую весну, богатый урожай. А для того, чтобы Коляда пришла в дом, ее нужно задобрить, а именно, приготовить угощение и спеть в ее честь специальные песенки – колядки. Пели их с пожеланием богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Давайте встанем в хоровод и вместе попробуем спеть одну из песен – колядок:

Пришла Коляда накануне Рождества!

Дайте коровку, масляну головку!

А дай Бог тому, кто в этом дому!

Хоровод

Педагог: Зимний праздник Коляды сопровождался хороводом. Здесь хоровод-помощь людей солнцу в его битве с темными силами зимы. Чем больше хоровод, тем он сильнее.

Существовало поверье, что  как проведешь эти дни, таким и весь год будет. Вот и старались люди стол богаче накрыть, гостей повеселее встретить и угостить их конфетами, печеньем и пирогами. Все они должны были быть круглыми, как солнце.

Работа со словом Коляда

Педагог: Всем ли вам знакомо слово Коляда? Многие его не слышали. Но в русском языке много слов с корнем «коло». Давайте их вспомним.

(Дети называют слова: колесо, колокол, колодец, колобок, кольцо)

Педагог прикрепляет таблички со словами на доску.

Педагог: Что же объединяет все эти слова? Наверное, это мы сразу поймем, нарисовав в тетради колесо, кольцо, колобка. (Дети рисуют)

Педагог: Какую форму имеют ваши рисунки? Круг! Коло - в древности означало круг или колесо. А самым большим кругом люди считали солнце на небе и называли его Коло. Такое название солнышка до сих пор сохранилось в детских стихах. Кто его напомнит?

Ответ: Колоколнышко.

Педагог: Правильно.

Работа в тетради

Педагог: Ребята, на прошлых занятиях мы изучали с вами газетный жанр - отзыв. Сейчас я предлагаю вам написать отзыв о сегодняшнем занятии. Постарайтесь отразить в нем, что было новым для вас, что понравилось и запомнилось больше всего? А музыка будет помогать вам. (Звучит музыка)

Педагог: Спасибо за занятие. До свидания!

Литература

Айдашева Г.А. Русские обряды. - М.: Скрипторий 2000, 2004. - 62 с.

Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры-В.: 2008.-194 с.

Громова И. Православные и народные  обряды - М.: Дрофа-плюс, 2005. -302 с.

Забылин М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия - М.: Эксмо, 2003. - 606 с.