• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Рекомендации воспитателям по проведению индивидуальных бесед с участниками образовательного процесса

Дата публикации: 23.01.2020

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение:

Населенный пункт: Тула

Файл публикации





Рекомендации воспитателям по проведению индивидуальных бесед

с участниками образовательного процесса

Своеобразие профессии воспитателя(педагога) заключается в том, что ему постоянно приходится взаимодействовать с разными участниками воспитательного процесса.

Организация такого взаимодействия требует немалых умений и усилий, поскольку причинами для проведения индивидуальной беседы чаще всего становятся не приятные события и успехи воспитанников, а различные проблемные ситуации.

Индивидуальная беседа -

это взаимодействие с суворовцем (родителями, коллегами), направленное ​​на поиск путей сотрудничества, с целью стимулирования его дальнейшего развития.

Основная цель индивидуальной беседы - оказание помощи, обеспечение совместного анализа и поиска эффективных путей решения той или иной проблемы, предоставление возможности сделать собственный выбор и нести за него ответственность.

Л. Б. Филоновым была разработана методика контактного взаимодействия.

Контактное взаимодействие — это модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в сближении, продолжении общения, в высказываниях и сообщениях. Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

Приведенные стадии контактного взаимодействия можно рассматривать как этапы организации индивидуальной беседы.

1.Накопление согласий.

Задача этого этапа общения – нейтрализация настороженности, напряжения, тревожности собеседника, преодоление барьеров общения. Для этого нужно выбирать для беседы нейтральную тему, избегать споров, задавать вопросы, на которые собеседник сможет давать только положительные ответы.

2. Поиск общих интересов.

На этой стадии важно выявить совпадающие взгляды, сходство позиций, одинаковые увлечения.

3. Принятие личных качеств и принципов собеседника.

 Цель этой стадии: дать возможность собеседника показать себя в выгодном свете. На этой стадии важно, независимо от реального положения дел, показать собеседнику, что вы безоговорочно принимаете те положительные качества, которые он себе приписывает.

4. Выявление черт, негативных для взаимодействия.

На этом этапе можно поделиться своим беспокойством по поводу проблемной ситуации. Можно прибегнуть к самокритике, самораскрытию, но не стоит высказывать свое осуждение кого-либо.

5. Реализация индивидуального подхода.

На этом этапе психологические основы общения уже позволяют подступаться к реализации основной цели, ради которой проводится индивидуальная беседа. Теперь инициатор общения может откровенно говорить о том, что необходимо изменить (суворовцу в его поведении или родителям в отношении, обращении с ребенком и т.д.).

При этом можно использовать следующие приемы: подчеркивание совместных действий («сейчас решим»), предупредительные средства («я скажу, но вы не обижайтесь»), критические замечания, но с минимумом назидательности.

6. Согласованное взаимодействие.

Цель данного этапа: обеспечение прочного контакта. Для этого можно использовать следующие приемы: обращение за советом, предложение совместного решения, предсказания ожидаемого.

Итак, чтобы индивидуальная беседа была успешной, важно помнить о том, что нельзя начинать разговор сразу из сообщения негативных аспектов проблемной ситуации, по поводу которой был инициирован разговор. Результатом разговора обязательно должно стать совместное решение, своеобразная сделка: что каждый из собеседников разговора будет делать в дальнейшем, какой линии поведения придерживаться для решения существующей проблемы.

Но иногда бывает так, что какое-то неуместное слово, выражение или взгляд могут испортить уже отлаженную систему отношений. Поэтому при разговоре не следует помнить о факторах, которые усложняют общение:

- прогнозы (вызывают страх, обиду, неприязнь): «Если ты не будешь хорошо себя вести, то….»;

- приказы, безапелляционные распоряжения (подчеркивание своей власти над другими): «Я даю тебе две недели, чтобы ты исправил двойку и исправил дисциплину»;

- негативная критика: «Ты недостаточно тщательно работаешь»; «Как можно быть таким неорганизованным?»; «Вы плохо воспитываете своего ребенка»;

- образы, оскорбительные сравнения, прозвища: «Такой вопрос может задать только глупый человек»; «Ты просто растяпа, чего еще можно от тебя ждать?»;

- апеллирование к обязанностям: «Ты должен вести себя соответствующим образом»; «Ты не имеешь права так разговаривать»; «Ты должен хорошо учиться»; «Вы не имеете права так со мной разговаривать (поучать меня, угрожать мне)»;

-реплики-ловушки или намеки без раскрытия важной информации: «Воспитанный человек не должен так разговаривать со взрослым»; «Если ты себя вести хорошо, я смогу тебе помочь» (но не указывается, как именно должен вести себя собеседник)

- допрос: «Расскажи мне, чем ты занимаешься в свободное время и чему научили тебя твои друзья?»;

- похвала с упреком: «Ты же умный человек, как же можно такое делать?»; «Вы же образованный человек, как можно было допустить такой ошибки?»;

- предвзятый диагноз мотивов поведения: «У тебя нет желания учиться»;

- язвительные советы: «Если бы ты взялся за ум, было бы лучше»;

- убеждение логикой: «Нечего здесь плакать, такое наказание вполне разумно»;

- отказ от обсуждения вопроса или изменение темы: «Да разве это проблема? И эта мелочь тебя так разволновала?»;

- соревнования: «Да разве это проблема? Вот у меня проблема сложнее»;

- успокоение отрицанием: «Все пройдет, все когда-то заканчивается, поэтому не следует волноваться».

Конечно, мастерство проведения индивидуальной беседы не придет в один день, и на успешность процесса общения часто будут влиять различные объективные и субъективные факторы. Но каждый раз надо помнить о своей профессиональной ответственности за результат. И с кем бы мы ни общались – помните об одном: перед нами Личность, которая достойна уважения и понимания.

План построения индивидуальной беседы с «подростком

Цель: установление контакта, мотивация на дальнейшую работу

Установить контакт, помочь вербализовать свои чувства («Да, ты имеешь право злиться, раздражаться, протестовать против…Несправедливого отношения, но нужно это делать в приемлемой форме, не причиняя вред другим»)

Выявить мотивы «плохого» поведения («Чего ты хочешь добиться таким поведением? Тебе кажется, что таким способом можно что – то изменить?» и др.)

Показать ребёнку позитивные и негативные стороны его поведения (что он получит в результате такого поведения и что потеряет).

Выяснить, кто может оказать поддержку, помощь, чтобы справиться с данной проблемой.

Проанализировать жизненные ситуации до возникновения проблемы, момент появления, что привело к такому поведению (какое – то событие, случай, конфликт с кем – либои т.д.)

Осознание последствий «плохого» поведения («С какими трудностями ты сталкиваешься? Какие чувства возникают в связи с этим? Хочется ли тебе что – то изменить?»)

Оказание помощи в осознании собственных личностных ресурсов («Какие твои качества, жизненные навыки и т. п. помогают тебе справиться с трудностями, а какие мешают? Что ты сам можешь сделать для изменения ситуации?»)

Выявление проблемы поддержки («Кто или что может изменить эту ситуацию? К кому ты можешь обратиться за помощью» и т. п.).

Выработка ближайшего плана действий («Пытался ли сам что-то изменить? Что ты делал конкретно? Что бы ты посоветовал своему другу с подобной проблемой? С чего можно начать?»)

Выработка тактики поведения при возникновении актуальных проблем

Мотивация на дальнейшую работу (индивидуальную или групповую).