• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

"Развитие творческих отношений, учащихся и преподавателей в аспекте современной фортепианной педагогики"

Дата публикации: 12.02.2020

Должность: Преподаватель фортепиано

Учебное заведение:

Населенный пункт: город Тула

Файл публикации





Развитие творческих отношений, учащихся и преподавателей в аспекте современной фортепианной педагогики.

(Автор – Малютина Татьяна Николаевна,

преподаватель фортепиано)

Мне сегодня в своем докладе хотелось бы остановиться на отличительных особенностях взаимоотношений учениками педагога в современной музыкальной школе, которые стали совсем иными, чем были хотя бы 20-30 лет назад.

Значительная часть молодежи утратила вкус к творчеству и творческому самовыражению, предпочитая занятия точным наукам, ком

ьютером, экономикой, юридическими науками, языками и т.д.

В отдаленной перспективе подобная философия может привести к вырождению и утрате человеческим родом своего творческого потенциала: человек, не мыслящий себя как самостоятельную духовно-творческую единицу, перестает продуцировать идеи, перестает быть двигателем культурного и цивилизационного роста.

В последние годы педагогическое сообщество развитых стран пытается пересмотреть философские основы образования, оно обращает свой взор к традициям, когда образование не мыслилось вне искусства и широко включало его и как предмет и как метод обучения. Искусство питало человеческую одаренность на заре истории, когда изучение наук и изучение искусств в нерасторжимом единстве составляли содержание образования.

Теперь, когда образование из-за своего чрезмерного прагматизма грозит поставить под угрозу будущее Таланта, будущее творческих сил человечества, самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство и в первую очередь музыку, которая должна умножить умственные силы учеников и помочь им в преодолении трудностей обучения.

Мы, педагоги – музыканты, должны становиться отчасти психологами, которые сумеют убедить учащихся, родителей в том, что музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека и аргументированно доказать это. Я регулярно провожу беседы о роли музыки в современном обществе.

Например, школьная наука во многом полагается на аналитические навыки: школьнику нужно разложить преподносимый материал на составные части, работать над каждой частью (правилом, законом, фрагментом текста) отдельно, и, в конце концов, сформировать целостную картину изучаемого процесса. Аналитические навыки необходимы и при изучении языка, когда нужно усваивать структуру слов и предложений и при изучении математики, когда нужно знать, из чего состоят и как строятся те или иные формулы.

Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, поскольку она иерархична: даже небольшие мотивы и фразы можно представить, как совокупность еще более мелких субмотивов и интервалов. Занимаясь музыкой, человек привыкает мыслить иерархично, он знает, как более мелкие единицы объединяются в более крупные, а те становятся частью еще более крупных частей музыкального целого.

Школьники, которые занимались музыкой, показали себя более самостоятельными, не нуждающимися ни в посторонних стимулах, ни в посторонней помощи. Именно таков стиль работы музыканта: он занимается один, ему не к кому обратиться за поддержкой, и он должен проводить несколько часов в день за инструментом ни с кем не общаясь и не испытывая внешнего давления. Музыканты более волевые и сосредоточенные ученики.

Среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована: занимаясь, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой. Музыка улучшает показатели ученика по всем предметам, сразу способствуя лучшей самодисциплине ученика. Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие музыкальные занятия праздными и бесперспективными.

Музыка – лучший педагог, который меняет способы мышления, а не преподносит готовые задания: она учит мыслить мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять все что ему нужно. У музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью – эту истину подтверждают многолетние наблюдения психологов и педагогов.

Продолжая тему связи музыки с общеобразовательными предметами, можно сказать, что музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания, происходящего: в ладах есть определенное число ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями и пропорциональными отношениями: ритм делит время на единицы и устанавливает между нами числовые связи: музыкальная форма основана на идее сходства и различия, тождества и контраста, которые восходят к понятиям множества, симметрии и формируют квазигеометриеские музыкальные понятия. К тому же музыка процессуальна, а математика берется описать самые разнообразные процессы в абстрактных категориях - категория производности и не производности, на которых построено все музыкальное формообразование, крайне математична. В математике красота и гармония ведут за собой творческую мысль также как в музыке. В математике только то верно, что прекрасно. Занимаясь музыкой, человек развивается и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматический век оспаривать невозможно. На своем опыте я могу сказать, что практически всегда налицо совпадение музыкальной и математической одаренности.

Непосредственные занятия на уроке с учеником требуют от нас, педагогов, не только высокопрофессиональных знаний своего предмета, прекрасного владения фортепиано, но и глубоких знаний педагогической психологии. Выстроить уроки так, чтобы ученик получал истинное удовольствие и удовлетворение от занятий музыкой.

Великий русский пианист и педагог Генрих Густавович Нейгауз писал: «Я люблю музыку и учеников. Это и есть два эликсира – музыка и юность. В тот момент, когда мы утрачиваем контакт с юностью, мы в извечном конфликте отцов оказываемся за бортом понимания и теряем сразу катастрофически много. Мы обязаны понимать! А если понимать юность перестали – ни о какой творческой педагогике и речи быть не может!» Я очень люблю эту цитату часто ее привожу, т.к. она имеет очень глубокий смысл, и как все гениальное, не теряет своей актуальности.

Альфа и омега учительства – любовь к ученику и понимание трудностей, которые он переживает. Было бы прекрасно сделать каждое упражнение осмысленным и интересным, но это не всегда получается, и учителю приходится одухотворять все скучные и тягостные моменты обучения. Здесь учитель работает едва ли не как психотерапевт, потому что заучивание правильного положения руки на клавиатуре, поиск оптимальных движений кисти и пальцев, приспособление приемов игры на инструменте к руке ученика требует аккуратности и терпения, которые есть не у всякого взрослого, не говоря уже о ребенке.

В этот ответственный момент, когда ученик сталкивается с первыми трудностями, педагогу приходится мобилизовать все свое мастерство, все свое воображение, способность изобретать ассоциации между музыкой и жизнь ребенка, его любимыми сказками, песнями и фильмами, чтобы не засушить свой предмет, не превратить его в чреду нудных упражнений, где нужно ловко перебирать пальцами с непонятной ребенку целью. Здесь всегда есть возможность двигаться медленно, не спешить, и при этом следить, чтобы ученику не было слишком трудно или слишком скучно.

Выдающийся пианист и педагог Альфред Корто пишет: «Поощрять, а не разочаровывать. Никогда не позволять играть скверную музыку. В большей мере прививать любовь к музыке, нежели к фортепиано».

Однако, сколько бы педагог не старался, ученику всегда хочется побегать во дворе или поиграть приятелями, и даже минимум усилий, которые от него требуются, он не всегда склонен вложить в свои музыкальные занятия. Здесь педагогу опять потребуется незаурядный талант психолога: придется распознавать, оттого ли ребенок ленится, что н а него возложены непосильные задачи и его способности явно отстают от нужного уровня, или это обычное детское желание безграничной свободы, которой с годами у него становится все больше. Желание личной свободы у мальчиков обычно активнее, чем у девочек: слово «надо» для девочки звучит достаточно убедительно, если его произносят учителя или родители. Мальчик, наоборот, принуждение и насилие любого рода переносит весьма болезненно.

Способных мальчиков ровно столько, сколько и девочек. Однако заставить мальчика учиться музыке намного труднее: и в силу социальных привычек – музыка не входит в число традиционных мужских увлечений - и в силу объективных трудностей обучения. Иногда приходится применять к ним меры принуждения. Такт и мудрость служат здесь единственным ограничителем действий педагога и родителей ученика. Многие великие музыканты, вспоминая о своем детстве, говорят о мерах принуждения, которые применяли к ним родители, а теперь благодарят и низко кланяются за то, что они заставили преодолеть первые невзгоды.

Наконец, педагог обязан расширять культурный кругозор учащегося, обсуждать прочитанные книги, посещать с ним концерты, выставки, музеи. Ведь музыкант играет не пальцами, а головой, душой, всей совокупностью своей личности, всей широтой своего понимания жизни и искусства.

В последние годы чрезвычайно возросло значение различных конкурсов и фестивалей и профессиональный престиж педагога зависит от числа лауреатских наград, полученных их учениками. Я считаю это очень верным. Ничто так не повышает профессиональный уровень педагога и ученика, как подготовка к конкурсам различного уровня. Я сама очень люблю конкурсы и постоянно в них участвую. Получаешь огромный заряд положительной энергии, фейерверк радостных и жизнелюбивых эмоций. Приятно открывать новые таланты, новые имена, слышать замечательные, профессиональные педагогические работы.

Но мне кажется, есть и еще один критерий мастерства педагога. Это процент оставшихся в его классе учеников по отношению к числу поступивших. Т.е. сохранение контингента. Увлечь музыкой, удержать и развить интерес юного человека, побудить его отдать музыке предпочтение перед спортом, иностранными языками, рисованием и прочими увлечениями…

Одни увлечения вовсе не исключают другие, но мастер музыкальной педагогики может сделать так, чтобы музыка в числе добровольных занятий ребенка всегда занимала почетное место.

Музыка облагораживает эмоционально, обогащает умственно, способствует росту основных человеческих способностей – способности к логическому мышлению и способности к овладению языком и речью.

Музыка настолько многогранна и требовательна, что не может быть музыканта, который бы не преуспел в любой сфере деятельности. Музыкант означает лучший во всем и всегда: самый дисциплинированный, самый быстрый, самый четкий, самый мыслящий.

И если педагог свято верит в эти истины, он сумеет убедить в этом и ученика.