• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Статья "Как научить младших школьников логически мыслить"

Дата публикации: 20.02.2020

Должность: МБОУ Верхнеспасская сош Нижнеспасский филиал

Учебное заведение:

Населенный пункт: Тамбовская область, Рассказовский район, с. Нижнеспасское

Файл публикации





Как научить младших школьников логически мыслить

Наверное, каждый помнит шутливый вопрос из нашего далекого детства: « Что бы ты выбрал: мешок денег или мешок ума?» Вероятно, помните и известный комментарий к нашему выбору: « Что кому не хватает, тот то и просит». А выбрали мы с Вами тогда одно. Ибо если бы Вы с детства мечтали о мешке денег, то не оказались бы учителем и не читали бы сейчас моё обращение. Однако, по прошествии многих лет, мы с Вами по -прежнему убеждены в ценности ума и делаем всё возможное, чтобы наши дети мыслили корректно, рассуждали логично, доказывали убедительно. Вот и федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать учебно- логические умения учащихся. Практика показывает, что многие трудности, которые испытывают школьники в процессе обучения, обусловлены недостаточной логической подготовкой. Умение логически мыслить, овладение такими мыслительными действиями, как анализ, сравнение, сопоставление, аналогии, классификация, систематизация и др, являются необходимым условием успешного усвоения учебного материала в течение всего периода обучения. Знание основ логики важно для каждого человека, так как умение правильно мыслить, доказывать истинность или ложность своих или чужих суждений является жизненной необходимостью. Поэтому с первых дней обучения ребенка в школе уделяю огромное внимание целенаправленному развитию логического мышления. В этом мне помогает работа по проектированию и проведению «логических пятиминуток», выступающих в роли своеобразной гимнастики ума. С помощью такой формы формирую и развиваю не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать. В качестве предмета «логических пятиминуток» выступает группа учебно-логических умений: анализ и синтез; сравнение; обобщение и классификация; определение понятий; доказательство и опровержение. Планируя урок, стремлюсь к тому, чтобы данная форма органично входила в тка

ь учебного занятия. «Логические пятиминутки» использую на всех предметах, изучаемых в начальной школе, но чаще всего на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира. Применяю их и на этапе актуализации знаний, и на этапе закрепления и применения. В своей практике использую «пятиминутки» разной сложности, что позволяет каждому ребенку чувствовать уверенность в своих силах. «Пятиминутки» помогают мне развить такое важное качество, как критичность, обоснованность мышления. Систематическое их использование в уроке включает детей в постоянную поисковую деятельность, создаёт условия для развития у младших школьников познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, у школьников исчезает боязнь ошибочных шагов, происходит становление развитых форм самосознания и контроля. 183 Участвуя в «логических пятиминутках», дети получают полноценное интеллектуально-эстетическое удовольствие. Содержание «логических пятиминуток» строю на интересном для детей учебном и жизненном материале. Благодаря этой форме обучения младшие школьники видят, что процесс обучения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь. При этом стремлюсь подчеркнуть важность познавательной составляющей «логических пятиминуток», демонстрирую прикладной аспект сформированных умений и в учении, и в повседневной жизни ребят. Хочется отметить и другие положительные стороны этой малой формы организации образовательного процесса – это и незначительные затраты времени на уроке, и переключение с одного вида деятельности на другой. Результативность применения данной формы предполагает их достаточно длительное использование, т.к. эпизодическое - не принесёт желаемого результата. А самое главное, разработка и воплощение «логических пятиминуток» представляются мне реальным проявлением творчества учителя, его методической компетентности.