Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №18» города Магнитогорска
Согласовано: зам. директора по ВР _____________/_____________ « » ____________ 20 ___г. | Утверждаю: директор МОУ «Гимназии №18» города Магнитогорска : 0; margin-bottom: 0;">______________/_______________ «___»__________20___ г. |
Юный дизайнер
Программа
внеурочной деятельности
ФГОС
8 класс
Принзина Алёна Алексеевна
учитель изобразительного искусства
МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного курса «Юный дизайнер».
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Юный дизайнер» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства;
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости; умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям признанных мастеров изобразительного искусства.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные рузультаты
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений, и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Познавательные результаты
наличие сформированных познавательных интересов и общей эрудиции;
умение самостоятельно находить, отбирать, анализировать необходимую информацию;
овладение знаниями, умениями целеполагания, планирования, анализа учебно-познавательной деятельности;
умение представлять результаты своей деятельности;
усвоение знаний о культурных ценностях общества, о событиях, происходящих в стране и в мире, о социальной значимости профессий и др.
Коммуникативные
приобретение коммуникативных навыков группового общения (способность работать в команде, умение общаться, дискутировать, защищать свою точку зрения, выступать публично, стремление устанавливать отношения взаимопонимания);
приобретение опыта коллективного планирования и анализа деятельности;
способность к выполнению различных ролей в коллективе при решении учебных и социальных задач;
умение четко и корректно излагать свои мысли; умение давать и получать обратную связь;
способность к анализу собственного поведения и поведения других, способность видеть свои сильные и слабые стороны;
умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса:
развитие визуально-пространственного мышления как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
формирование основ художественной культуры обучающихся как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (,графика), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Раздел II. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Юный дизайнер»
Программа внеурочной деятельности «Юный дизайнер» в соответствии с новыми требованиями ФГОС и реализует художественно- эстетическое направление.
Дизайн – это часть духовной и эстетической культуры, что способствует его слиянию с другими видами художественной деятельности. Этот синтез обладает большой культурной ценностью для формирования интеллектуального потенциала, развитие творческой индивидуальности учащихся.
Основная концепция программы кружка - это комплексность обучения, тесная связь теории и практики дизайна. Получение теоретических знаний осуществляется по средствам различных форм (работа в группах, беседы, игры) и приемов (работа различными материалами) и закрепляются на практических занятиях. Данные занятия предполагают тесную связь с живописью, ДПИ, рисунком и композицией.
Содержание программы «Юный дизайнер» нацелено на формирование творческой личности и воспитание духовно – нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 6-8 классов. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей новой терминологией. Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. В ходе поисковой деятельности предполагается активное использование информационных интернет ресурсов учащимися и преподавателем. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений и дизайн составляющих.
Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей.
Особенности программы:
Преемственность.
Ведущий вид деятельности: проектный.
Использование информационных технологий на различных этапах реализации проекта.
Социальные практики.
Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения и развития художественно – творческих способностей. Главное – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.
Целью данной программы является развитие творческого потенциала у каждого ребенка, стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Задачи курса:
Развитие фантазии, воображения, раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребенка, образного мышления и творческой активности учащихся; развитие умения создавать свои собственные дизайнерские объекты, учить находить новое применение знакомым предметам, по – новому их оформлять и употреблять в быту.
Воспитание усидчивости, терпения, внимательности, старательности, трудолюбия, эстетического отношения к жизни, потребности в творческом и коллективном труде.
Для занятий по программе «Юный дизайнер» необходимы следующие материалы: бумага писчая, бумага цветная, бумажные салфетки, картон, ткань, клей, краски (акварель, гуашь), старые DVD-CD диски, искусственные цветы, свечи, пластиковая посуда.
Формы работы могут быть следующими: индивидуальная работа, работа в парах, в группах. При формировании пар или групп необходимо учитывать возрастные особенности детей. В конце каждого занятия проводятся просмотры.
Форма занятий по программе может быть определена как свободное студийное творчество. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.
Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия фотографий, слайдов, репродукций произведений искусства, образцов декораторской мысли, дети выполняют задание, результатом, которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем.
Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной возрастной группы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы можетбыть как персональная, так и общая выставка творческих работ учащихся.
В результате работы в кружке «Юный дизайнер» обучающиеся должны знать:
основы изобразительных техник и декоративно-прикладной работы и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;
должны уметь:
доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
воплощать свои фантазии, как и выражать свои мысли;
составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
дизайнерски оформлять готовые формы.
Ожидаемые результаты:
Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
Содержание программы:
Введение (1ч)
Стилизованный объект как иконический знак (8ч.)
Образная выразительность как основная задача композиции (8 ч)
Стилизация (21ч)
Литература
1.. С.Н.Андрияка «Цветы». Москва, 2005
2. Дизайн поверхности : композиция, пластика, графика, колористика : учебное пособие / Н. В. Калмыкова, И. А. Максимова. - М. : КДУ, 2010. - 153 с. : ил., цв. ил.
3.Композиция в дизайне. Методические основы композиционно- художественного формообразования и дизайнерского творчества : учебное пособие / В. Б. Устин. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 239 с. : ил., цв.ил., рис.
Энциклопедия символов : пер.с нем. / Бауэр, Вольфганг. - М. : Крон- Пресс, 2009. - 503 с. : ил.
Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение. — Образовательная политика. — № 2 (64), 2014.
Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования» (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03–296).
Раздел III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Тема раздела | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Стилизованный объект как иконический знак | 0,5 | 0,5 |
2-3 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 |
4-5 | Изучение манеры стилизации известных художников | 1 | 1 |
6 | Передача эмоционального состояния через растительные формы | 0,5 | 0.5 |
7-8 | Стилизация животных | 1 | 1 |
9-12 | Упражнение. Статика. Динамика. Хаос. | 1 | 3 |
13 | Композиция из кубов | 0,5 | 0,5 |
14-16 | Стилизация. Растение. Силуэт | 1 | 2 |
17-18 | Композиция «Портрет». Формообразование | 1 | 1 |
19-20 | Стилизация объекта. Ассоциация | 1 | 1 |
21-22 | Слово. Образ. Текст | 1 | 1 |
23-25 | Ассоциативно-образная композиция город | 1 | 2 |
26 | Буквенная композиция «Монограмма» | 0,5 | 0.5 |
27-30 | Трансформация натюрморта | 1 | 3 |
31-33 | Ассоциативно-образная композиция на заданную тему | 1 | 2 |
34-35 | Объемно-пространственная композиция | 1 | 1 |