• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Содержание коррекционной работы

Дата публикации: 02.03.2020

Должность: учитель – дефектолог

Учебное заведение:

Населенный пункт: Амурская область, город Благовещенск

Файл публикации





Содержание коррекционной работы

учителя – дефектолога в детском саду с детьми с нарушением зрения

В дошкольном возрасте у некоторых детей отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение. Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки и мероприятиях по охране и рациональному использованию зрения во время занятий. Таким детям необходимо воспитываться в специализ

рованном детском саду. В учреждении, где я работаю учителем-дефектологом, созданы специальные условия для оказания помощи детям, имеющим те или иные патологии зрительного анализатора, имеется дидактические игры, оборудование, ортоптический кабинет, специальные аппараты, которые необходимы для коррекции и тренировки зрения. Аппаратные процедуры улучшают кровоснабжение, оказывают положительное воздействие на формирующуюся, гибкую зрительную систему растущего организма.

Дети поступают к нам в разном возрасте, и в 3 года, и в 4, и в 5, и в 6. Конечно, чем раньше удаётся обнаружить зрительные нарушения, тем больше возможностей помочь малышу, осуществить адекватную и своевременную коррекцию, от этого зависит успешность социальной адаптации ребенка в саду, в школе, во взрослой жизни. Дети поступают с разными зрительными диагнозами: бю, км,https://excimerclinic.ru/cross-eye/amblyopia/ со спазм, астигматизмом, дальнозоркостью, но, нередко, поступают дети, кроме зрительной патологии достаточно часто имеют трудности интеллектуального развития. Поэтому, кроме занятий по коррекции зрения, осуществляется коррекционная работа познавательных процессов, развития мелкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия, мелкой моторики, обучение ориентировке в пространстве, в социально-бытовой ориентировке.

В младшей группе с вновь поступившими детьми я начинаю знакомство с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребёнка в наш детский сад, общей медицинской и офтальмологической картами). Из этих документов я получаю сведения о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии, психическом развитии детей, об их соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях. Это позволяет мне составить предварительное представление о каждом ребёнке, подготовиться к общению с ним и его родителями.  Проведя первичное знакомство, входную диагностику, составляю индивидуальный образовательный маршрут педагогического сопровождения ребёнка, планирую осуществлять систему комплексной коррекции детей в условиях образовательного процесса. Под сопровождением понимается сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. В основе процесса сопровождения лежит единство четырёх функций: диагностики сущности возникшей проблемы, информации о сути проблемы, предполагаемые пути её решения, консультации на этапе принятия решения, разработка плана решения проблемы, контроль реализации плана. Основными принципами сопровождения ребёнка в образовательном учреждении являются:

рекомендательный характер советов сопровождающего;

приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»);

непрерывность сопровождения;

комплексный подход сопровождения.

Основная цель сопровождения заключается в оказании помощи в решении имеющихся проблем в развитии дошкольника. Задачи сопровождения включают правильный выбор образовательного маршрута и преодоление затруднений в освоении основной общеобразовательной программы, а также решения личностных проблем развития ребёнка.

Например, списочный состав группы, в которой я работаю составляет 16 воспитанников: 7 девочек, 9 мальчиков, все дети имеют нарушение зрения.

гиперметропия -11 человек

гетерофория -1 человек

экзотропия -1

интропия -1 человека

астигматизм - 1человека

спазм аккомадации -2 человека

   По результатам входной диагностики я составила индивидуальные карты на каждого ребенка. Обследование проводила по следующим показателям: зрительное восприятие, осязание, мелкая моторика, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка. Наметила следующие этапы лечения:

на плеоптическом этапе лечения -11 человек

на ортоптическом этапе лечения- 4 человека

на охране зрения-1 человек

Проделанная работа позволила наметить индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения каждого ребёнка с учетом работы всех специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка, испытывающего трудности в той или иной области, а также составила рекомендации для педагогов и родителей.  

Работа с родителями проходит красной нитью в процессе взаимодействия с дошкольниками: индивидуальные консультации, ситуативные беседы, консультации по запросу родителей, тематические консультации, выступления на родительских собраниях. Привлекаю родителей к активным занятиям с собственным ребенком.

Отслеживаю и корректирую индивидуальный образовательный маршрут на промежуточных срезах в середине года. По итогам диагностики в конце учебного года оцениваю динамику развития детей, их успешность в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Успешное продвижение по индивидуальным образовательным маршрутам психолого-педагогического сопровождения детей свидетельствует о снижении количества трудностей у детей при освоении основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

Таким образом, составляя представление о видах трудностей, возникающих у дошкольников при поступлении в группу, о причинах проблем в освоении основной общеобразовательной программы, реализую следующие профессиональные позиции:

диагностическую;

коррекционно-развивающую на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции, опираясь на индивидуальный маршрут сопровождения;

аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов.