• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

"Формирование певческих навыков народного пения у детей 5-6 лет"

Дата публикации: 12.03.2020

Должность: Преподаватель по классу фольклора

Учебное заведение:

Населенный пункт: Волгоградская область,Городищенский район,р.п.Новый Рогачик

Файл публикации





Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«НОВОРОГАЧИНСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Городищенского муниципального района Волгоградской области

Проект по теме:

«Формирование певческих навыков народного пения

у детей 5-6 лет»

Проект выполнила

преподаватель школы искусств

по классу фольклора

Лубенникова Е.В.

Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития

музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

В нашей школе искусств несколько групп раннего развития, где обучаются дети 5-6 лет. Малыши посещают такие предметы как развитие речи, ритмика и народный вокал. В процессе реализации поставленных задач, я стараюсь привить детям любовь к народной песне и реализовать творческий потенциал ребенка через игру ,это наиболее доступный и эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Методы игровые очень разнообразны, их можно применить даже распевая детей. Очень любят малыши транспортные средства передвижения, поэтому мы вместе с ними имитируем звуки трактора ( с подъемом и спуском в радиусе октавы на звук «Р»), также на мотоцикле «едем на слог нэ», пересаживаемся на машину и поем «ехала машина би-би-би», проговаривая звуки, имитируя руками и голосом смысл маленькой попевки - распевки, затем пересаживаемся в паровозик «чух-чух-чух» и едем дальше, можно приехать в сказочный лес, где обитают разные животные… На инструменте можно детям показать разные звуки, которые бы могли принадлежать животным….низкие - это дракон, слон, медведь…средние волк, лиса, заяц…,и высокие мышка, птичка… Дети запоминают звуки, которые принадлежат животным и птицам, затем с закрытыми глазами угадывают, кто пришел к ним «в гости». Чтобы развить диапазон ребенка, можно изобразить мышку, кошку и собачку маленькую и большую.. Затем представить, что мы заблудились в лесу, и каждый ребенок зовет своего маленького друга на помощь, зовя его « Миша, эй», «Лена, ау», либо спеть на заданном звуке имя своего соседа, который рядом с ребенком. Дети очень любят играть, поэтому с помощью этих упражнений у них формируются навыки пения: дикция, динамика, диапазон, дыхание ,которые необходимы в народном пении. Материал, предполагающий усвоение различных упражнений развивают у детей голос, слух. Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым. Есть дети 5-6 лет, которые плохо произносят звуки «Р», «Ш», я использую такие игровые – театрализованные моменты, как игра «закипающий чайник» или играем и изображаем «тигряток - ребяток», которые засыпают сначала, потом просыпаясь издают звуки рычания. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки (ми-мэ-ма-мо-му, пти-птэ-пта-пто-пту, бди-бдэ-бда-бдо-бду). Вот еще одно упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Очень любят дети скороговорки, а когда уже выучат хорошо скороговорку, то прибавляется работа над дыханием… Дети считают сколько раз они смогут произнести скороговорку без дыхания. Вот несколько примеров игр на формирование певческого правильного дыхания (активный, быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох.

1. «Ах, какой аромат! Перейти на сайт рекламодат Мы М РеклаПропустиМы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.Вот еще одна игра на дыхание, называется : «Береги огонь!». Берем мысленно свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил. Большую роль играют упражнения для развития певческих навыков « повторялки». Дети стараются воспроизвести те музыкальные фразы, которые я им предлагаю, сначала я пою фразу, а они эту фразу повторяют. (Пример : У бабушки- повтор детьми, у бабушки у Варварушки – повтор детьми, сидят гости- повтор детьми, сидят гости люди добрые –повтор детьми, они ведут - повтор детьми, они ведут разговаривают –повтор детьми, меня молоду - повтор детьми, все похваливают - повтор детьми..Песенка легкая в диапозоне кварты : фа-ми-ре-до ) . При этом нужно обращать внимание на то, что ребенок должен подражать не тембру, а именно манере и способу голосообразования. Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Кроме того, занятия пением, естественно, способствует и общему развитию ребенка - развиваются память, речь, происходит накопление знаний об окружающем мире. Участвуя в хоровом пении, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками в коллективе, научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать в процессе занятий.

Задачи:

1. - воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

2. - развитие эмоциональной отзывчивости у детей;

3. - формирование певческих навыков;

4. - развитие исполнительского мастерства;

5. - расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;

6. - усвоение навыков хорового пения;

7. - развитие детского песенного творчества.

Срок реализования проекта: 1 год

Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Диапазон песен не должен превышать возможности певческого диапазона детского голоса. Фразы песен должны быть короткими, т.к. обьем детского дыхания невелик. В мелодии песен важно отметить простые интонационные ритмические ходы. Надо подбирать интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер. Для малышей надо брать песенки, которые они понимают по смыслу и легкие в исполнении (Например русская народная песня « Репка»..Эта песенка очень нравится детям, так как они не только поют, но и театрализовано изображают образы главных героев песенки: деда, бабки, внучки, жучки, кошки, мышки). В обучении пению можно и нужно использовать разнообразные формы: игра, танец, музыкальные инструменты. Плясовые песни лучше учить с движениями. (Например: «Ай, тари, тари, тари, купим Маше янтари»

Очень любят дети поиграть, поэтому включаю в репертуар хороводные песни-игры ( «Топ-топ, », «Сиди, сиди, Яша», «Заинька в хоровод»…и т.д., и дети с удовольствием через игру познают быт русского человека. Для ребенка игра-это ведущая деятельность, в которой он познает окружающий мир, отношение между людьми и нужно активнее и полнее использовать этот вид деятельности и, в частности музыкальную игру - драмматургию.

Элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. При игре происходит чудо перевоплощения ребенка в героя произведения фольклора.

В играх, как в зеркале, отражалась жизнь русской деревни, труд крестьян на земле. В них выражалась и народная эстетика. Водить хоровод, вместе ходить по кругу - по солнцу, ритмично двигаться, петь хором - во всем этом ощущается красота, радость дружбы, братства…Хоровод содействует приобщению детей к традиционной русской культуре.

Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя и родителей. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса, показываем свое мастерство, чему научились дети за данный период времени.

Дети получают удовольствие от исполнения народных песен, незаметно для себя певчески растут, расширяют репертуарный багаж и свои представления о русском песенном фольклоре.