• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Дата публикации: 13.03.2020

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение:

Населенный пункт: Красноярский край, г.Норильск

Файл публикации





Тема: Натюрморт. Ваза с фруктами

Цель: закрепить знания о натюрморте.

Задачи:

научить учащихся строить предметы и передавать объем;

развивать творческое воображение и навыки;

воспитывать аккуратность, усидчивость, эмоциональное отношение к видам и жанрам изобразительного искусства

Материалы и инструменты:

Для педагога: Работы детей прошлых лет, таблицы, иллюстрации, постановка, мультимедийное оборудование (ноутбук

, проектор, экран).

Для учащихся: кисти, карандаши, краски, акварельная бумага формат А3.

Методы обучения:

словесные: рассказ, беседа, инструктаж;

наглядные: показ, демонстрация образцов работы, картины, фотоматериал.

Методы контроля: опрос, наблюдение, выставка.

План занятия

Организационная часть.

Подготовительный этап.

Основная часть: объяснение нового материала.

Практическая работа.

Подведение итогов. Рефлексия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организация начала занятия

приветствие;

организация рабочего места;

проверка наличии обучающихся на занятии.

Подготовительный этап

Вы обратили внимание на выставку? На выставке вы видите различные работы учащихся прошлых лет. А что в этих работах общего? (Работы выполнены в цвете, все красивые, яркие и отражены цветы).

Как вы думаете, какими материалами они выполнены? /Акварель и гуашь/.

Перед вами на стола: акварель, кисточки, баночка с водой, это о чем говорит? Чем мы будем заниматься? /Мы будем писать акварелью!/ А что будем писать? Что вы видите перед собой? /Натюрморт/. Из чего состоит натюрморт? /Ваза и фрукты: яблоко, груша, слива/.

Тема занятия – натюрморт "Ваза с фруктами". А вспомните, что такое "Натюрморт"? /Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально - тихая или неподвижная жизнь/ (слайд).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Натюрморты, написанные когда-то художниками, рассказывают нам не только о вещах, они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках. (слайд)

А к какому виду и жанру изобразительного искусства он относится? А прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие вообще существуют виды ИЗО и жанры ИЗО? /Виды ИЗО: графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (слайд). Жанры ИЗО: пейзаж, портрет, натюрморт и т.д.(слайд). Мы с вами вспомнили, что натюрморт - это изображение различных предметов. А что такое "пейзаж"? /Картина о природе/ (слайд). А что такое "портрет"? /Изображение человека/ (слайд). Правильно, молодцы!

А сейчас, кто выйдет к доске и объяснит по выставочным работам, какая из картин относится к тому или иному виду и жанру ИЗО? Молодцы!

И так, мы выяснили, что натюрморт относится к жанру "Натюрморт", а к виду ИЗО – живопись и рисунок. Прежде чем приступить к построению натюрморта обратите внимание на таблицу "Правила построения натюрморта" (Объяснение).

Основная часть: объяснение нового материала

Прежде, чем мы перейдем к практической работе, ответьте на вопрос, с чего мы начинаем работу? (Правильное расположение листа).

Правильно! Сначала мы определим положение листа: горизонтально или вертикально, это зависит от того, как расположен натюрморт. Если натюрморт больше по ширине, то лист располагаем горизонтально, а если больше по высоте, то вертикально. У нас натюрморт выше по высоте, поэтому лист расположим вертикально. Затем компонуем предметы на листе. А что такое "компоновать" и "композиция"? (Ответы детей. "Компоновать" – составлять целое из частей, "композиция" – строение, соотношение и взаимное расположение частей).

"Композиция" слово латинское - "составление", "соединение". Композицией художники называют размещение рисунка на листе бумаги.

Посмотрите на таблицу. На таблице вы видите четыре варианта компоновки одного натюрморта. Кто мне скажет, какая из четырех картин верная? Где натюрморт правильно закомпонован и почему вы так думаете? (Ответы и объяснения детей).

Прежде чем начать компоновать предметы на листе бумаги, давайте посмотрим, в какие геометрические фигуры можно закомпоновать наши предметы. Сначала мы нарисуем геометрические фигуры и уже в них - строим предметы. Посмотрите на таблицу построения, с чего и как мы начинаем строить предметы? Не забываем, что есть предметы, которые расположены ближе к вам, а есть - которые дальше. Есть передний план, есть композиционный центр, и, есть задний план – это фон. Вернее ткань, - на которой стоит натюрморт. Как же называется эта ткань? (Ответы детей - Драпировка).

Верно – драпировка. Вот мы закомпоновали, построили натюрморт, теперь приступаем к работе в цвете. Натюрморт имеет теплые цвета и холодные. Обратите внимание на таблицу "Цветовой круг" и "Основные и дополнительные цвета".

Вспомните, как мы передаем объем в предметах, чтобы он не смотрелся плоским? (Ответы учащихся).

Правильно! Объем мы передаем при помощи светотени, то есть каждый предмет у нас имеет свои свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающую тень. Очень большое значение имеет свет, освещение. У нас свет падает с правой стороны, значит, тень на предметах будет с левой стороны. Свет – теплый, тень - холодная. Как вы можете объяснить выражение "теплый" и "холодный"? (Ответы детей).

Верно, разобрались и в этом вопросе! Не забываем смешивать цвета, а смешиваем мы на палитре. Не забываем пользоваться палитрой, иначе предмет, написанный одной краской смотрится плоским, необъемным.

Практическая работа

Прежде чем приступим к работе, повторим правила ТБ.

не делать резких движений во время работы;

соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину;

осторожно пользоваться материалами;

не покидать рабочее место без разрешения педагога;

при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.

после окончания работы произведите уборку своего места;

ходя домой не забывать свои личные вещи.

Ну, а теперь приступим к выполнению натюрморта. Последовательность выполнения работы: правильно расположить лист бумаги, найти центр, выполнить эскиз, прорисовать натюрморт, убрать лишние линии, приступить к работе акварелью.

Ученики приступают к работе. На протяжении всей самостоятельной практической работы педагог помогает каждому ученику (если у них возникают проблемы).

Законченные работы учащиеся вешают на магнитную доску. По окончании работы хвалю детей за терпение и старательность.

Подведение итогов. Рефлексия

Что вам было интересно на нашем занятии?

Были ли сложности при выполнении задания?

А какая работа вам понравилась больше и почему? (Идет обсуждение работ. Обговариваются плюсы и минусы по каждой работе.)

Выставка работ, обсуждение, подведение итогов.

А сейчас оценим ваши работы, у вас на столе магниты красного и синего цвета. Подумайте и прикрепите красный магнит рядом с работами, которые вам нравятся, а синий магнит - которые необходимо доработать (Идет оценка работ путем голосования детей по номинациям. Результаты заносятся в "таблицу Успехов").

Сегодня вы отлично поработали, у вас получились великолепные работы! Наше занятие подошло к концу, полученные знания мы будем использовать в работе в дальнейшем. Кто не успел закончить свою работу, продолжит на следующем занятии.

Спасибо! До следующего занятия!

Уборка рабочих мест.