• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Дата публикации: 14.03.2020

Должность: Учитель истории и обществознания

Учебное заведение:

Населенный пункт: Брянская область, Новозыбковский городской округ, с . Замишево

Файл публикации





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАМИШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

__________________________________________________________________

243003, РФ, Брянская область, Новозыбковский район, село Замишево, пер. Первомайский, д.14., ИНН3222002734/КПП324101001, ОГРН 1023201537083, ОКПО 17898238, р/с 40701810800011000004, л/с20276Ц86650, тел.(48343)9-95-78, e-mail:zamishevo@yandex.ru, http://zamishevo.ru

Исследовательская работа

на тему:

«Холокост.

Память сердца…»

Выполнила: Карасёва Светлана Давыдовна

учитель истории

МБОУ «Замишевская СОШ»

Адрес места работы: 243020, Брянская область,

Новозыбковский район,

село Замишево, пер. Первомайский, д.14

с Замишево -2020

Содержание

Введение…………………………………………………………… ….3-4

Глава 1. Зарождение антисемитизма в Германии……………………………………………………………5-6

1.1Взаимоотношения немецкого и еврейского народов на

протяжение веков……………………………………………5-6

1.2 Приход к власти национал-социалистической партии Германии………………………………………………………. 6

Глава 2. Антисемитизм как официальная политическая

линия правительства нацистской Германии…………………6-12

2.1 Положение еврейского населения Германии

в конце 30-х - начале 40-х годов ХХ века…………….…………….6-7

2.2 Гетто. Рабочие и концентрационные лагеря. Лагеря смерти …….7-8

2.3 Повседневная жизнь узников гетто……………………………… 9-10

2.4. Особенности Холокоста на территории СССР и Брянщины………10-12

Заключение…………………………………………………………….13-14

Список используемой литературы…………………………………....15

Ссылки на использованную литературу…………………………… 15-16

Приложение…………………………………………………………….17-20

Введение

Война… Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий. Изо дня в день они сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями. И это не только удел военнослужащих. Под бомбардировки и артобстрелы могут попасть и мирные жители. Война лишает их крова, тепла, воды, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе за судьбу своих близких.

За шесть лет Второй мировой войны, по данным разных историков, погибло от 40 до 62 миллионов человек. В неё было втянуто 4/5 населения земного шара. Военные действия развернулись на трех континентах, военно-морские операции велись на всех океанах, авиация наносила удар по глубоким тылам. В руины были превращены тысячи городов и сел. Количество погибших среди гражданского населения почти сравнялось в боях, достигнув катастрофической цифры – 28 миллионов человек, что свидетельствовало об особой жестокости войны.

Холокост… Одна из самых кровавых страниц в ходе Второй мировой войны, трагедия, с которой пришлось столкнуться еврейскому народу. За те неполные десять лет, от истории создания первых гетто в Германии, до поражения Третьего Рейха во Второй мировой войне, и, как следствие, прекращения гонения на евреев, нацистам удалось сделать то, что до них не смог сделать никто: почти на 70% в среднем уменьшить число еврейских общин и больше чем на 70% уничтожить еврейское население европейского континента. Им удалось превзойти по своей жестокости даже испанских колонистов.

Шоа, Холокост, Катастрофа… За этими словами стоит беспрецедентное событие – убийство 6 млн. евреев.

Целью немецких нацистов было полное уничтожение всех евреев мира и искоренение любого еврейского влияния на мировую культуру. Эта цель нацисткой Германии нашла выражение в государственной политике «окончательного решения еврейского вопроса».

Василий Гроссман говорил: «Это не смерть на войне с оружием в руках, это смерть людей, где-то оставивших дом, семью, поле, песни, книги, традицию, историю. Это убийство древа жизни… Это убийство души и тела народа… Это уничтожение народа».

Темой нашего исследования является проблема Холокоста. Трагедия Холокоста – это не только часть истории евреев, это часть всемирной истории. Разговор о катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны – это разговор и о проблемах современной цивилизации, о её болезнях, об угрожающей ей опасности. Изучение страшного прошлого – это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. В своей работе мы исследовали литературу, посвященную проблеме Холокоста.

Проблема данной работы заключается в том, чтобы доказать, что антисемитизм достиг чудовищных размеров с приходом к власти национал-социалистов и обернулся трагедией для миллионов людей, переживших Холокост.

В мире действует множество могущественных сил, которым так или иначе выгодно занижать значимость геноцида еврейского народа.. Масса вопросов, касающихся Холокоста, до сих пор остается малоизученной.

Знание уроков Холокоста необходимо прежде всего для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Известный историк и философ И. Бауэр точно сформулировал задачу изучения Холокоста: «Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами; никогда не стали палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии».

Актуальность работы заключается в стремлении показать истоки, ход и последствия антисемитизма в Германии во время нацистского режима. От повторения такого страшного явления как Холокост не может быть застраховано ни одно многонациональное государство.

Объектом данной работы является антисемитизм, ставший официальной политической линией правительства нацистской Германии.

Предметом данной работы являются евреи, проживавшие на территории нацистской Германии и стран, оккупированных ею в ходе Второй мировой войны.

Цель - доказать, что Холокост, имеющий предысторию и 12-летнюю историю, стал закономерным порождением феноменов фашизма, тоталитаризма и государственного террора, которые поразили Германию в начале ХХ века, а также восстановить и сохранить историческою память народа, изучить особенности Холокоста на территории Брянщины.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1) Рассмотреть зарождение антисемитизма в Германии;

2) Определить политические и экономические предпосылки прихода к власти национал-социалистической партии Германии;

3) На примере Холокоста рассмотреть политику нацистской Германии по отношению к евреям;

4) Исследовать повседневную жизнь узника гетто;

5) Найти и изучить информацию об особенностях Холокоста на территории Брянщины;

Методы исследования, используемые в работе:

- изучение и анализ научной литературы, сведений сети Интернет, сравнение, сопоставление данных;

- ознакомление с деятельностью Фонда «Холокост».

В ходе работы была изучена литература по данной теме, источники в сети Интернет.

В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения людей, признающих существование такого явления как антисемитизм во время правления национал-социалистов в Германии

Глава 1.

Зарождение антисемитизма в Германии

1.1 Взаимоотношения немецкого и еврейского народов на протяжении веков

Всякого человека должен заинтересовать вопрос о причинах возникновения такого исторического явления, как антисемитизм,.

«Антисемитизм - одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям - от пренебрежительного отношения в быту, правовой дискриминации до геноцида, еврейских погромов и т. д.». [1]

Древние корни антисемитизма имели религиозный характер. Еще во времена Римской империи на евреев смотрели с подозрением. На многие века евреи оказались за пределами своей исторической Родины. Можно предположить, что «одной из наиболее вероятных причин, вызывавших негативное отношение к евреям, была та особенность еврейского народа, благодаря которой он, не имея ни своей территории, ни своего языка и будучи разбросанными по всему миру,

В Германии взрывы народного антисемитизма были распространенным явлением на протяжении всех средних веков и раннего Нового времени. Люди верили, что евреи отравляют колодцы и совращают молодежь, а демонические способности позволяют им призывать на соседей-христиан землетрясения, бури и эпидемии

Те, кто не был лишен реализма, понимали, что евреи, как правило, стимулируют экономическую жизнь и приносят процветание районам своего заселения. Во многих частях Германии еврейские торговцы пользовались покровительством императора или местных правителей

Не улучшается положение евреев и в эпоху Реформации.. Во второй половине XVI века в городах Италии, а затем и в других странах Европы, евреи были заключены в особые кварталы - гетто.

На рубеже XVII - XVIII веков религиозное влияние в Европе ослабевает, и большинство государств снимает антиеврейские ограничения.

Бурный рост капитализма усилил социальные противоречия в Европе. Быстрые успехи евреев на всех поприщах общественной и промышленной деятельности породили зависть и беспокойство в тех классах христианского общества, «В последней четверти XIХ века в Европе началось новое движение против евреев, на этот раз получившее официальное определение «антисемитизм».

С конца 70-х годов XIХ века в Германии появляются антисемитские партии, изоляции евреев. Также распространению антисемитизма способствовала прямота, с которой известные и влиятельные люди , философы высказывали свои сомнения по поводу евреев. «В их лекциях, статьях и памфлетах евреи больше не обвинялись в том, что они не немцы, поскольку отказываются принять христианство, но изображались по самой природе своей инородными элементами в немецком обществе, разносчиками заразы, подрывающей жизненные силы Германии». [6]

Конечно, верно, что эти философы - теоретики расизма не были известны большинству немцев, и неистовство нападок на евреев порой отталкивало обывателей. Значительную поддержку противники расизма получили от Рихарда Вагнера, человека, чьи идеи которое трудно переоценить. В беспокойстве Вагнера, которое он выразил в нападках на евреев, как врагов немецкой культуры, сочетались скрытое восхищение народом. «Фамильное сходство двух народов: «немецкого и еврейского, поразительно и наглядно проступает в их трудолюбии, бережливости и экономности, упорстве!» .

Экономические преобразования в Германии конца XIX - начала ХХ века имели драматический характер.

1.2 Приход к власти национал-социалистической партии Германии

Катастрофические последствия имел инфляционный кризис 1923 года, когда один американский доллар был эквивалентен 40 миллиардам марок

«30 января 1933 года произошла смена правительства. Назначение Адольфа Гитлера канцлером было несравнимо с формированием кабинетов прошлых лет. Национал-социалисты не скрывали своей решимости захватить всю полноту власти национал-социализм стал формой проявления фашизма. В связи ослабления экономики Германии после Первой мировой войны куда бы он ни взглянул, он всюду открывал «явления разложения медленно догнивающего мира». [10]

Одним единственным их виновником стала фигура еврея. Антисемитизм пронизывал нацистскую пропаганду на всех ее уровнях, им был пропитан весь пропагандистский аппарат и любое из средств массовой информации. Весной 1941 года в выступлениях перед военачальниками Гитлер неоднократно подчеркивал, что война с СССР будет «войной идеологии», целью которой явится уничтожение «низших рас. Задача немецкого солдата - быть носителем национальной идеи мстителем за все жестокости, причиненные ему и немецкому народу. «Каждый солдат должен проникнуться необходимостью беспощадно мстить евреям - идеологическим носителям большевистского террора». [11]

Все доходило до того, что призванные в вермахт немцы, еще, будучи гражданскими лицами, подвергались ежедневной «обработке сознания» с целью не только отвращать немецкий народ от общения с ними, но и сделать из евреев недочеловеков, решивших замутить чистоту немецкой расы. В конечном итоге, концепция Холокоста зарождалась еще в 80-х годах XIX века. Для того чтоб претворить ее в реальность, не хватало лишь демонической воли Гитлера». [12]

Глава 2.

Антисемитизм как официальная политическая линия правительства нацистской Германии

2.1 Положение еврейского населения Германии в конце 30-х - начале 40-х годов ХХ века

1 апреля 1933 года нацисты провели бойкот еврейских магазинов и товаров, который не принес результатов. В 1934 - 1935 годах Гитлер реализовал одно из своих основных программных положений: преследование евреев должно носить не стихийный характер, а основываться на законодательной базе. Первоначально евреи получили статус «неарийцев» и были изгнаны с государственной службы. Были сначала ограничены, а затем категорически запрещены не только браки, но и личные отношения евреев с «арийцами». Знаменитые антиеврейские законы были приняты в 1935 году в Нюрнберге на съезде нацистской партии. Было дано официальное определение, что «евреем является внук, как минимум, 3-х еврейских дедушек и бабушек из 4-х. Евреем считался и внук 2-х предков из 4-х. Евреи были лишены гражданства рейха». [13]

Спустя несколько дней в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии и Австрии прокатились антиеврейские погромы [14] В начале 1939 г. власти начали поиск путей для насильственной депортации евреев рейха. В условиях диктатуры и террора, которые царили в гитлеровской Германии, любые протесты были безрезультатны. В начале 1939 г. Гитлер поручил «ответственному за 4-летний план» Герману Герингу подготовить меры к выселению евреев из Германии. Таким образом, руководители Германии не планировали физически уничтожить весь еврейский народ, а поспешно искали пути избавления от евреев. Однако, все эти проекты не были реализованы.

Массовые убийства евреев начались не в СССР после 22 июня 1941 г., но значительно раньше в Польше в 1939-1940 годах и в Сербии весной 1941 года. Именно на территории Польши, а не Советского Союза, как было принято считать ранее, началось осуществление германской политики физического уничтожения населения, обращения людей в рабство, абсолютного пренебрежения к человеческому достоинству и международному праву.

«20 января 1942 года в пригороде Берлина прошло одно из самых известных совещаний периода Второй мировой войны. Оно целиком посвящалось уничтожению целого народа – «окончательному решению еврейского вопроса». [16] Впоследствии это заседание получило название «Ванзейская конференция». Нередко это совещание характеризуют как «выработавшее план» уничтожения европейских евреев. Нацисты использовали в своей терминологии понятие «всеобщее» и «окончательное решение еврейского вопроса». Под первым они понимали полное изгнание евреев из Германии. В протоколе совещания содержится ссылка на «предварительное согласие фюрера» осуществить «эвакуацию» евреев Европы на Восток (т. е. перемещение их в лагеря уничтожения). [17] Под вторым понятием подразумевалось поголовное уничтожение еврейского народа.

2.2 Гетто. Рабочие и концентрационные лагеря. Лагеря смерти

«Холокост (от древнегреч. «holokaustos» - всесожжение; уничтожение огнем; жертвоприношение) - гибель значительной части еврейского населения Европы (около 6 млн.) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях на протяжении 12 лет гитлеровской диктатуры

Оккупанты использовали различные варианты мест принудительного содержания: пребывание евреев в том или ином населенном пункте в течение определенного времени после оккупации и до расстрела; наличие «открытого» и «закрытого» гетто; места принудительного содержания евреев перед расстрелом; транзитные гетто; рабочие и концентрационные лагеря.

Гетто создавались, прежде всего, в городах, районных центрах, местечках вблизи железных дорог, куда сгонялось население из ближайших населенных пунктов. Самым крупным было Варшавское гетто Все гетто условно можно разделить на два основных типа: «открытое» и «закрытое». «Первый из них (без физической изоляции евреев в охраняемый квартал или помещение) носил временный характер - до уничтожения либо переселения в «закрытое» гетто, депортации, отправки в рабочие лагеря.

«Обычно при первичной регистрации населения она совпадала с возрастом трудовой повинности для евреев, т. е. с 14 лет. Указание на национальность у евреев выносилось на обложку удостоверения личности (это могла быть первая буква слова «jude» («еврей» - прим. автора) на немецком или слова «жид» по-русски. Приказ об обязательном ношении ими специальных опознавательных знаков. Эта мера имела огромное моральное значение, наглядно свидетельствуя о переходе евреев на положение изгоев. Желтые звезды (как правило, шестиконечные) или круг (его называли «лата») являлись двумя основными формами опознавательных знаков, нашивавшихся на одежду.

С первых дней оккупации евреи были ограничены в передвижении. В некоторых городах для них был установлен особый комендантский час, евреям под угрозой смерти запрещалось появляться в определенных кварталах, для них было ограничено или установлено неудобное время покупок на рынке. Узники не имели права пользоваться общественным транспортом. После создания гетто они могли появляться на улице лишь в трудовых колоннах.

Внешним признаком «закрытого» гетто становилось его ограждение колючей проволокой, кирпичной стеной или глухим деревянным забором. Оно возводилось силами узников и за их счет.

«Рабочими или трудовыми лагерями оккупанты называли места временного содержания евреев при проведении длительных принудительных работ внутри или вне того или иного населенного пункта

В рабочие лагеря забирали молодых и здоровых мужчин и женщин. Режим и условия существования узников рабочих лагерей вполне сопоставимы с условиями и режимом концлагерей или лагерей военнопленных.

Основные рабочие производства были сосредоточены в самом лагере. Узники выполняли самые тяжелые физические работы: «корчевка леса, прокладка железных дорог, работа в сланцевых шахтах, строительство железобетонных бункеров и укреплений. Женщины должны были выполнять такую же непосильную физическую работу, как и мужчины.

Лагерь смерти Белжец функционировал с марта по декабрь 1942 г. Здесь погибло около 600.000 евреев.

В Треблинке до августа 1943 г. нацисты уничтожили 870.000 евреев.

В октябре 1943 г. (после восстания и побега узников) прекратил существование лагерь смерти Собибор, в котором погибли 250.000 евреев.

Сотни тысяч евреев были уничтожены в Майданеке под Люблином.

2.3. Повседневная жизнь узников гетто

С первых же дней оккупации евреи были ограничены в передвижении. Были введены запреты на создание еврейских общин, запрет на эвакуации, запрет доступа и общения с евреями.

Как уже отмечалось раннее, евреи не считались людьми в нацисткой идеологии, следовательно они должны были быть уничтожены. Но уничтожить всех сразу, было практически невыполнимо, кроме того шла война, следовательно нужны были бесплатные рабочие руки, которые можно было бы отправить на самые грязные и каторжные работы, и о здравоохранение которых не нужно было волноваться.

В Минском гетто шло (как и везде) использование рабочей силы евреев двумя способами: «путем сдачи еврейской рабочей силы в наймы организациям или частным предприятиям, или путем эксплуатации на подчиненных нацистам производствах». [29] Но, что еще более ужасно, рабочая сила евреев рассматривалась немцами, как движимая собственность. Это лишний раз показывает, что евреи не имели человеческого лица в нацисткой идеологии. К ним относились подобно древнеримским рабам или американским неграм.

И здесь нет ничего удивительного. Система распределения продуктов на оккупированной территории для местного населения была организована по остаточному принципу: в первую очередь снабжался вермахт, затем германские подданные, фольксдойчи, нееврейское население. Евреи занимали последнее место в этой иерархии.

Кроме голода и болезней, евреев преследовало вечное клеймо в прямом и переносном смысле. В простонародий их называли «латы» или же «щиты», но предназначение их от этого не менялось. Желтая звезда Давида, которая пришивалась на плечах и на груди, знак, который был священным символом всех иудеев, а теперь стал клеймом, лишавшим человека всякого достоинства, прав и свобод. «Латы» пришивались сразу после переселения в гетто. С этого момента появляться на улице в одежде без соответствующего знака было строго запрещено.

Известен тот факт, что в первую очередь репрессиям подвергалась всегда интеллигенция, самый образованный и социально уязвимый класс. В случае с гетто не было исключений. В первую очередь расстреливали людей с университетским образованием. Людей с высшим образованием всегда уважали, а в военные годы боялись (на оккупированных территориях). Такие люди, обладая ораторскими способностями и живой мыслью, могли повести за собой массы, организовать их на бунт и, как следствие, захватить власть. А так как восстания в тылу вермахта были нежелательны в условии интенсивных военных действий, то возможных зачинщиков истребляли.

Можно представить какой страх и ужас охватывал людей, каждый день видевших такие зверства. Особенно тяжело приходилось родителям, смирившимся с собственной участью, но не согласных с такой судьбой для своих детей. Иногда они пытались договориться с местным населением, чтобы они взяли ребенка, пусть даже за большие деньги. Матери заворачивали своих детей в пеленки, а затем в грубую мешковину и передавали через проволочное ограждение. Многим еврейским детям действительно удалось так выжить.

Подобную историю рассказала и Павловская (Петровская) Клавдия Николаевна:

«Моя мама рассказывала, что один раз вечером в окно постучались. Когда мама вышла на крыльцо, то увидела мужчину, державшего сверток в руках. Мама сразу поняла, что это ребенок. Мужчина попросил взять ребенка на пару дней, пока все не закончится (что он имел в виду, никто тогда не спросил). Мама согласилась. Мужчина дал денег на еду и одежду и ушел. Через несколько дней евреев расстреляли. А еще через неделю, ночью в окно опять кто-то тихо постучал. Это был тот же мужчина, отдавший ребенка. Он поблагодарил за помощь, дал немного денег и ушел. Больше его никто не видел». [38]

Кроме каждодневных работ и селекций евреи были обязаны платить контрибуции: все ценные вещи, золото, драгоценности должны были быть сданы в определенный день, в противном случае — расстрел.

В сентябре 1941г немцы издали распоряжение, по которому всем евреям города Ковно предписывалось сдать все имеющиеся у них драгоценности. Лица, рискнувшие спрятать золото, должны знать, что за каждое такое утаивание, сто заложников из числа евреев будут расстреляны. В назначенный день немцы делали обход по всем квартирам и забирали все имеющееся, причем делали это с бюрократической дотошностью: 2 пары золотых сережек, одно колье. Но делалось это не для того, чтобы вселить в людей хоть какую-то надежду, а для того, чтобы солдатам ничего не удалось прикарманить.

И другой немаловажный фактор, который играл значительную роль в определении срока действия гетто, было местоположение гетто относительно крупных скоплений производства. Так, например, Минское гетто было расположено в одном из крупнейших производственных центров, где катастрофически не хватало рабочей силы. Поэтому нехватку рабочей силы пополняли из «движимого имущества» немецкой нации, бесплатной рабочей силы евреев. Другие же не проживали больше нескольких месяцев, как например смолевическое: приблизительно в сентябре месяце из гетто, под предлогом перевода в смиловичское гетто, колонной вывели всех узников, в том числе стариков, женщин и детей. О количестве можно судить по тому факту, что колонна по 5 человек в ширину пересекала железо-дорожный переезд с утра и до обеда. В районе д. Апуток колонну свернули. Пройдя метров 20 от дороги, евреи увидели заранее выкопанные ямы. Людей заставляли раздеваться до нижнего белья, затем подводили к ямам в шеренгу по 20-30 человек и расстреливали. Это кощунство длилось до поздней ночи. После чего были пригнаны крестьяне из соседней деревни Черницы для закапывания могил.

2.4 Особенности Холокоста на территории СССР и Брянщины.

Изучая материал по данной теме, нам было интересно узнать об особенности Холокоста на территории СССР, в частности на Брянщине.

На оккупированной территории СССР нацисты также начали свой чудовищный эксперимент по физическому, экономическому, духовному геноциду миллионов людей.

Первыми в этом скорбном ряду – и по численности (около половины всех жертв), и по хронологии уничтожения – стали советские граждане. К 22 июня 1941 года они являлись самой большой еврейской общиной Европы, насчитывая 5 миллионов человек.

Почти 3 миллиона из них оказались на оккупированной территории. Подавляющее большинство этих людей - около 2 825 000 евреев, проживавших на территории СССР в границах на 22 июня 1941 года – было уничтожено нацистами и их пособниками.

В отличие от европейских стран унижение и уничтожение евреев здесь проходило открыто, поощрялось участие местного населения в убийстве. Методы уничтожения евреев часто отличались крайним садизмом и многообразием способов (людей топили в колодцах, сбрасывали в стволы шахт, закапывали живыми, разрывали лошадьми, бросали младенцев на штыки, сжигали и т.п.). Только на советской территории уничтожались все евреи-полукровки, включая их детей.

Еще одной особенностью Холокоста на советской территории являлось необычайно широкое моральное и физическое Сопротивление евреев нацизму и помощь им со стороны местного населения.

На оккупированной территории СССР существовало 41 гетто в 40 населенных пунктах 12 регионов. Более 2/3 всех гетто было создано на территории трех областей России.

15 гетто, где оказалось свыше 11 тысяч узников, находились в Смоленской области; 9 гетто было создано в Псковской области (около 4 тысяч узников); 7 - в Брянской (свыше 5 тысяч узников)

Гетто на Брянщине создавались в самых разнообразных местах: в тюрьме (Мглин), на фабрике (Унеча), в помещении машинно–тракторной станции (Злынка), а также под открытом небом (Карачев). В Дубровке из-за малого числа оставшихся в оккупации евреев гетто создано не было. Первоначально фашисты не трогали евреев, затем начали заставлять выполнять их тяжелую физическую работу. А 23 февраля 1942 года загнали в здание старой кузницы на спиртзаводе. Людей заживо сожгли

Все сожжено: пороки с добродетелями

И дети с престарелыми родителями.

А я стою пред тихими свидетелями

И тихо повторяю:

сожжены….

Накануне войны на территории Брянщины в ее современных границах проживало около 30 тысяч евреев.

Уничтожение их происходило в несколько этапов.

Так, например, в Клинцах, где накануне войны проживало около 5 тысяч евреев, первые расстрелы начались в сентябре 1941 года. Тогда же здесь было создано закрытое гетто в поселке Банный. Вторым гетто явилось общежитие фабрики имени Октябрьской революции, находившееся рядом с хлебозаводом. Жизнь в гетто была невыносимой. Многие погибали от болезней. Спали на полу, подстелив солому. Освещения в избах не было, пользовались лучиной. Лучшие вещи у людей отобрали, кормили их пищевыми отходами из солдатских столовых. Жителей гетто фашисты использовали на тяжелых и грязных работах. .

6 – 7 декабря 1941 года были расстреляны 3 тысячи узников, среди которых было много детей.

Городская комиссия по расследованию злодеяний фашистов в Клинцах потом запишет в акте: «Детей немцы не расстреливали, а выстраивали их в ряд на краю ямы и били по головам прикладами винтовок, а затем сталкивали и закапывали полуживыми. Грудных детей убивали ударами головой о сосну или били одного о другого и бросали в яму. Установлены факты, когда немецкие палачи подбрасывали над ямой грудных детей и на лету расстреливали» .

В марте – апреле 1942 года расстреляли еще не менее 100 евреев. Общее число жертв Холокоста в Клинцах – 3265 человек .

Среди других крупных мест расстрелов на территории области отметим Новозыбков и Стародуб (в каждом из этих городов погибло около 1100 евреев) .

21 января 1942 года в новозыбковское село Святск (родина дважды Героя Советского Союза генерал-полковника бронетанковых войск Д.А. Драгунского) прибыл карательный отряд. Согнали всех евреев, проживавших в селе во двор управы. Собравшихся, в количестве 116 человек, раздели и долго держали на морозе. Затем все евреи были расстреляны. Всего за годы оккупации в Святске было уничтожено 149 евреев, в том числе все родственники Д.А. Драгунского .

Еврейское население Брянска перед войной составляло чуть более 5 тысяч человек. Город был оккупирован 6 октября 1941 года, и, вероятно, 4/5 местных евреев сумели его покинуть. Однако Брянск был крупным железнодорожным центром, где оказалось немало беженцев из Украины и Молдавии.

В ноябре 1941 года в районе аэродрома оккупанты уничтожили около 800 евреев. 7500 трупов стариков, женщин и детей, преимущественно евреев и цыган, были обнаружены после освобождения города в районе станции Брянск – 2. Вероятно, именно здесь находился большой лагерь беженцев. Убийство евреев проводилось и в других населенных пунктах (Злынка, Климово, Новозыбков, Мглин, Навля). В сильный мороз у заключенных в Мглинскую тюрьму евреев отобрали теплую одежду. Не менее 60 из них умерли. 2 марта 1942 года остальные 500 человек были расстреляны. В январе 1942 года в Трубчевске расстреляли 63 еврейских ребенка из детского дома. Последний зафиксированный в документах массовый расстрел евреев на Брянщине был проведен в августе 1942 года в Навле.

Всего на территории Брянской области было уничтожено не менее 17 тыс. советских евреев

Мы, ныне живущее поколение, никогда не должны забывать страшные уроки прошлого.

23 сентября 2016 года в Карховском лесу на окраине города Новозыбков Брянской области открыли памятник. Здесь 18 января 1942 года фашисты расстреляли около 1000 евреев. После освобождения города было обнаружено 7 огромных ям, где лежало почти три тысячи тел. Самое большое захоронение – с казненными евреями.

Поисковики Новозыбковской средней школы № 6 во главе со слушательницей летнего семинара Центра «Холокост», учителем истории Галиной Выкочко, – именно она инициировала установку памятника, – при содействии Проекта имен «Яд Вашем» занимались кропотливой архивной работой, в ходе которой удалось установить имена более четырехсот расстрелянных. Теперь имена казненных увековечены в граните на шестнадцати стеллах рядом с новым памятником. Автор эскиза памятника – член Союза журналистов Анатолий Карнаух.

Открытию памятника предшествовало проведение круглого стола по теме: «Места памяти как фактор формирования исторической памяти» на базе СОШ № 6 г. Новозыбкова. Его подготовили: Брянский институт повышения квалификации работников образования; НПЦ «Холокост» г. Москва; МБОУ СОШ № 6 г. Новозыбкова.

На круглом столе выступили: президент РЕК Юрий Каннер, сопредседатель Центра «Холокост» Илья Альтман, главный специалист Государственного архива Брянской области Екатерина Деревянко, преподаватель БИПКРО Наталья Черепкова.

Педагоги Брянской области Татьяна Жукова (Дубровка), Лилия Ское (Сураж), Олеся Петровская (Речица), Валентина Сидоренко (Брянск) рассказали о своем опыте работы по теме.

Вместе с педагогами всех шести школ Новозыбкова они обсудили вопросы: проблемы формирования и сохранения исторической памяти; Великая Отечественная война в местных памятниках и мемориалах: сохранение и увековечивание памяти жертв Холокоста; посещение мест Памяти как важная составляющая воспитательной работы; активизация поисковой и научно-исследовательской деятельности школьников и студентов.

После закрытия круглого стола, все участники семинара посетили церемонию открытия мемориала в Новозыбкове.

Перед собравшимися выступили: заместитель губернатора Брянской области Александр Коробко; Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер; сопредседатель Центра «Холокост» Илья Альтман; директор Фонда «Эвен Эзер» в России Борис Васюков.

А также выступили: глава администрации Новозыбкова Александр Чебыкин; Благочинный Новозыбковской епархии о. Владимир; главный раввин Брянской области Менахем Мендл Заклас; директор Брянского Хэседа Ирина Черняк.

Юрий Каннер в своем выступлении отметил, насколько важно иметь возможность устанавливать памятники на местах расстрела жертв Холокоста:

- Это наша особая задача, потому что те, кто лежит, не оставили потомства, были убиты все семьи. Половина семьи моей мамы, половина семьи моего отца также были уничтожены.

Александр Коробко напомнил, что в России более 500 мест массовых расстрелов евреев нацистами и их пособниками, и одно из них – в Новозыбкове:

- Этот акт геноцида показал, что нацизм с его идеей расового превосходства нацелен на физическое уничтожение целых народов, которые объявлялись неполноценными и недочеловеками. Однако эти людоедские планы были сорваны благодаря мужеству и героизму советских солдат, партизан и подпольщиков, среди которых было немало славных сынов и дочерей еврейского народа.

С особым вниманием собравшиеся слушали воспоминания чудом уцелевшей жительницы Новозыбкова, старейшей учительницы Зинаиды Абрамовны Баскиной (Ермольчик), годовалый брат и сестра которой были казнены в 1942 году.

В церемонии открытия приняли участие ветераны войн и труженики тыла, представители конфессий, общественные деятели, учащиеся школ, местные жители, педагоги-участники областного семинара по истории Холокоста из Брянска, Почепа, Дубровки, Суража, Речицы.

Мемориал в Новозыбкове был реализован Российским еврейским конгрессом и Центром «Холокост» при поддержке еврейской общины Брянской области и фонда «Эвен-Эзер».

24 сентября 2016 года Юрий Каннер писал:

«…Проект «Вернуть достоинство» находит отклик у многих частных жертвователей из разных регионов России. Среди этих неравнодушных людей:

Борис Пирожников (Петрозаводск),

Саймон Вайн (Москва),

Леонид Краснер (Москва),

Роман Лурье (Москва),

Марк Сороцкий (Ульяновск) и другие.

Они входят в попечительский совет «Память о Холокосте» РЕК, который возглавляет лауреат Государственной премии СССР, профессор Юрий Домбровский».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма — всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства.

Полное осознание Холокоста лежит за пределами человеческого разума. На Земле уже живут поколения, которые, к их счастью, не могут помнить о «сожженных заживо». Проблему Холокоста всегда изучать трудно, описывать ее еще труднее. Когда читаешь то, что происходило в гетто, невольно ужасаешься, как это можно было пережить. Когда слушаешь рассказы очевидцев, которые видели все своими глазами, не можешь поверить, как это можно было вынести. Сегодня нельзя представить нашу жизнь без прав человека, социальной помощи, здравоохранения. Когда же изучаешь проблему Холокоста, невольно восхищаешься людьми, которые нашли в себе силы пережить все кошмары и лишения, не уронить собственного достоинства и реализовать себя после войны. Проблема Холокоста— это, безусловно, та крайность, к которой может привести фанатизм и человеконенавистничество. Проблема геноцида и расовой ненависти всегда захватывала передовые умы и восторгала массы своей жестокостью.

В 2002 году министры образования стран-участниц Совета Европы приняли резолюцию о том, что во всех школах их государств следует проводить «День памяти», призванный почтить память жертв Холокоста.

В 2005 году на 60-том заседании Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение о том, что 27 января станет Международным днем памяти жертв Холокоста.

Не прошло и полувека, как западные немцы стали осознавать, что их отцы и деды, служившие в вермахте, - военные преступники, которые под предлогом борьбы с коммунизмом, а заодно и с евреями, с нечеловеческой жестокостью расчищали мир для германской экспансии.

Холокост имеет универсальные черты. Во-первых, это пропаганда ненависти к какому-либо народу, требования ограничения его прав и изгнания со своей территории. Во-вторых, осуществление геноцида по этническому принципу. В каждом политическом движении, использующем расистские и националистические лозунги, видна тень Холокоста. В-третьих, равнодушие и отсутствие противодействия со стороны мирового сообщества тенденции распространения расизма в отдельно взятом государстве, в итоге обернувшееся гибелью 6 миллионов человек. Поэтому нашей задаче является сохранить эту страницу истории в памяти народов, в памяти наций, донести да нынешних и будущих поколений всю суровую правду, чтобы в будущем ни один народ мира не столкнулся с такой же проблемой.

Без стремления осознать истоки, ход и последствия антисемитизма в Германии, как одного из наиболее значимых примеров истории, человечество не застраховано от повторения ошибок своих предков. В связи с межэтническими конфликтами и войнами на Ближнем Востоке, все большее количество людей проявляет интерес к проблемам национального неравенства, требуя их решения мирным путем.

Знание уроков Холокоста необходимо прежде всего для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Известный историк и философ И. Бауэр точно сформулировал задачу изучения Холокоста. Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами; никогда не стали палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии. .

Список используемой литературы.

1.Альтман И.И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 1941-1945 гг.. - М., 2002.

2.Большая российская энциклопедия.- М., 1999.

3.Ветте В. Война на уничтожение: Вермахт и Холокост//Новая и Новейшая История. - № 3.- 1999.

4.Гаднелин К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ века//Вопросы философии. № 2- 1992.

5.Иехиам Вайц Катастрофа еврейства Советского Союза. // Открытый университет. Израиль. - Издательство Открытого университета. Тель-Авив. 2000 г.

6.История Могилевского еврейства: Документы и люди: Науч.-популяр. очерки и жизнеописания. В 2-х кн. Кн. 1 / Сост. А. Литин. - Мн.: Юнипак, 2002.

7.Крейг Г. Немцы. - М., 1997.

8.Лакёр У. Холокост. - М., 2005.

9.Мадиевский С. Почему Холокост?//Новый мир. - № 9-1999.

10.Нацистская политика геноцида и «выжженной земли» в Беларусии.- Минск, 1984.

11.Рашковский С. Судьбы Европы или недоученные уроки Холокоста//Эхо планеты. -N 4.- 2005.

12.Свободно от евреев: История Минского гетто в документах/автор-составитель Р.А.Черноглазова. - Мн. Асоб. дах,1999г.

13.Соломон Лурье, Антисемитизм в древнем мире.- М., 1996.

14.Таланцев Д.А. Истоки и следствия антисемитизма. - М., 2000.

Ссылки на использованную литературу.

[1] Большая российская энциклопедия.- М., 1999.-С. 57.

[2] Соломон Лурье, Антисемитизм в древнем мире.- М., 1996.-С. 5.

[3] Соломон Лурье, Антисемитизм в древнем мире.- М., 1996.-С. 6.

[4] Асиновский А.И. Евреи по страницам истории. - Ростов-на-Дону, 1997.-С. 34.

[5] Крейг Г. Немцы. - М., 1997.-С. 45.

[6] Крейг Г. Немцы. - М., 1997.-С. 45.

[11] Ветте В. Война на уничтожение: Вермахт и Холокост//Новая и Новейшая История. - 1999. - № 3. С. 24.

[12] Крейг Г. Немцы. - М., 1997. С. 56.

[13] Крейг Г. Немцы. - М., 1997. С. 58.

[14] Альтман И.И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 1941-1945 гг.. - М., 2002.-С. 15.

[15] Альтман И.И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 1941-1945 гг.. - М., 2002.-С. 16.

[16] Мадиевский С. Почему Холокост?//Новый мир. - 1999. - № 9.-С. 13.

[17] Мадиевский С. Почему Холокост?//Новый мир. - 1999. - № 9.-С. 13.

[18] Рашковский С. Судьбы Европы или недоученные уроки Холокоста//Эхо планеты. - 2005. - N 4.-С. 18.

[19] Свободно от евреев: История Минского гетто в документах/автор-составитель Р.А.Черноглазова. - Мн. Асоб. дах,1999г. С. 75

Приложения