• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Дидактическое пособие Дерево " Времена года"

Дата публикации: 20.03.2020

Должность: воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Новосибирск

Файл публикации





«Дидактическое многофункциональное пособие "Времена года"»

«Дидактическое многофункциональное  пособие "Времена года"»

Автор:  Тростянская Ася Юрьевна, воспитатель муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения  города Новосибирска детский сад №5 «Звездочка» комбинированного вида.

Дидактическое многофункциональное пособие "Времена года" предназначено для формирования у детей представлений о сезонных изменениях в природе. Пособие в игровой форме научит ребенка классифицировать, сравнивать, находить схо

ства и различия. Ребенок с легкостью сможет рассказать о характерных признаках каждого времени года. Благодаря элементам с креплениями на липучках он сможет самостоятельно оформить дерево по сезонам. Данное пособие поможет организовать  совместную и самостоятельную деятельность в ходе изучения, закрепления  конкретных тем (времена года, живая природа, зимующие птицы и др.). Пособие "Времена года" рассчитано на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

В состав пособия входит: - динамическая модель в виде объемного дерева, изготовлено из фанеры, что является безопасным и экологически доступным для детей

- элементы с креплениями на липучках (листва разного цвета, снежинки, цветы, птицы, фрукты, цветы); доступны детям с 3 лет для самостоятельного использования (развивает мелкую моторику рук);

-фигуры птиц, насекомых, фруктов, листьев и т.д. (выполнены из фетра)

- методические разработки с использованием пособия содержит практический материал для проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей с целью изучения нового и закрепления ранее изученного материала – (картотека игр, прогулок, устного народного творчества, зимующих и перелетных птицах с описанием, насекомых, цветов, фруктов и др).

Данное пособие является сочетанием дидактической задачи, реализацией речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости манипуляцией с этими образами.

Цели:

1. Совершенствовать  элементарные представления у детей о временах года на основе модели, которая содержит отличительные признаки (листья, снежинки, птицы, растения, животные, и т.д.).

2. Составлять рассказ – описание, основываясь на модели определенного времени года.

3. Продолжать формировать умение изображать времена года при помощи предметного моделирования.

4. Воспитывать желание у детей работать с моделями.

5. Приобщать детей дошкольного возраста к красоте природы через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

6. Формировать умения играть, выполняя различные роли, видеть события и интересы других, соблюдать нормы и правила.

Задачи:

Обучающие:

- расширять и обогащать представления детей об изменениях, происходящих в природе в разные сезоны;

- обогащать словарный запас;

- активизировать речи;

Развивающие;

- развивать умение соотносить явления природы с сезонными изменениями;

- формировать интерес к познавательной деятельности;

Воспитательные;

-воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;

- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;

Пособие можно использовать, как в совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми, образовательной деятельности в режимных моментах (прогулки, индивидуальная работа в утренние и вечерние часы и др.). В организационной  образовательной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций и др., самостоятельной деятельности детей, так и вида деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная) их интереса к данному занятию, cложности материала.

Предполагаемый результат:

- позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней;

- развивает умения ребенка последовательно строить умозаключения, аргументировать свои суждения, составлять рассказ-описание;

- развивает познавательные способности детей, интерес, любознательность воображение и творческую активность;

- обогащает и уточняет знания детей о жизни животных и птиц в лесу, учит называть отличительные особенности внешнего вида;

- формирует математические представления;

- воспитывает эмоциональную отзывчивость;

- закрепляет и систематизирует изученный материал, а рассматривание  в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы;

- помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление);

- ребенок дошкольного возраста учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к  обучению в школе;

- способствует быстрому запоминанию стихов, пальчиковых  гимнастики;

- способствует проявлению  повышенного интереса к содержанию, самостоятельности при работе с пособием, проявлению интереса со стороны родителей;

-обучает  всестороннему анализу проблемы, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации;

-вырабатывает навыки произвольного переключения внимания, повышает уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивает зрительно-моторную реакцию в деятельности детей.

Пособие мобильно, доступно для детей, многофункционально ,пригодно к использованию как групповом, так и индивидуальном, в том числе с участием взрослого;

Обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативность (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Применяя в своей работе дидактическое многофункциональное пособие «Времена года», появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. «Времена года» - это метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, который может дать желаемые результаты, это исследование, которые будет продолжаться всю жизнь.

Данное многофункциональное дидактическое пособие помогает организовать игры с детьми: "Какое время года", Когда это бывает", "Кто чем питается", "Кто где зимует", "Какие фрукты ты знаешь?", " Посчитай" и многое др. Применяется на занятиях по математике с дополнительным раздаточным материалом, по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие и перелетные птицы" (способ обитания в разное время года), по развитию речи составляем описательные рассказы и т. д.

Упражнения (игры) на тему «Времена года»

Цель упражнений (игр): развитие мелкой моторики; тактильных ощущений.

1. Упражнение «Прикрепи цветы (яблоки, листочки, снежинки)»

Играет как 1 человек, так и двое. Можно в форме соревнования на время.

Развитие связной речи по данному пособию происходит в неразрывной связи слова и действия, так как во время своего рассказа ребенок прикрепляет недостающие детали к рабочему листу. Дети учатся грамматически правильно оформлять свое высказывание, понимать и использовать предлоги.

1. Упражнение «Разложи по - порядку»

Задача: разложить рабочие листы в правильной последовательности друг за другом и рассказать, какие изменения происходят при смене времен года.

2. Упражнение «Расскажи о времени года». Задача: рассказать о признаках выбранного сезона, используя соответствующую мнемотаблицу.

3. Упражнение «Ответь на вопрос»

Вопросы «На чем растут яблоки?», «Где растут цветы» и т. д.

Задача: Ответить на вопрос, правильно используя предлоги.

4. Упражнение «Разложи по корзинам». Задача: классифицировать овощи и фрукты

5. Упражнение «Один — много».

Задача: образовать множественное число существительного.

Дидактические игры «Времена года»

1. Игра «Выбери и объясни!»

Ход игры:

На игровом поле дети выбирают одно из четырех времени года. Ведущий показывает карточку соответствующие определенному времени года. Дети выбирают и называют изображение, если оно соответствует выбранному ребенком времени года. Выигрывает тот, кто безошибочно и вперед всех использует эти предложенные ведущим карточки.

2. Игра «Что ни так?»

Ход игры:

Можно разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям поставить их туда, где они должны находиться. Или устроить соревнования: одни расставляют, а другие решают, правильно или нет.

Для усвоения материала и более интересного поведения развивающей игры «Времена года», возможно присутствие воспитателя в игре для активизации речевой деятельности, использование загадок.

Дидактическое пособие помогает организовать игры с детьми: "Какое время года", Когда это бывает", "Какие фрукты ты знаешь?", " Посчитай" и многое др.

Игра «Узнай по описанию»Цель: развивать логическую память и воображение.Игра «Чего не стало»Цель: развивать память, внимание, наблюдательность; упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.Игра «Прогулка в лес»Цель: развивать наблюдательность, познакомить с сезонными явлениями зимой.Игра «Что вверху, что внизу»Цель: развивать умение определять положение предметов относительно друг друга.

Игра «Когда это бывает»Цель: закрепить знания детей о временах года.Игры, предложенные по теме «Зима» можно использовать и при рассматривании других времен года.При рассматривании темы «Весна» можно поиграть в дидактические игры«Кого разбудило солнышко», «Кто прилетел в гости».При рассматривании темы «Лето» добавить игры: «Один – много», «Большой - маленький».При рассматривании темы «Осень» - игры «Запасы на зиму», «Дары осени».Таким образом, используя макет «Дерево. Времена года», я решаю несколько дидактических задач:- развиваю наглядно – образное и словесно – логическое мышление;- формирую умение выделять существенные связи между предметами и явлениями природы;- расширяю представление о животных и насекомых, воспитываю бережное отношение к природе.