• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Дата публикации: 20.03.2020

Должность: воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Ленинградская область,Кингисеппский р-он,д.Ополье

Файл публикации





Участники проекта: дети и воспитатель второй младшей группы

Срок выполнения: краткосрочный

Цель: расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.

Задачи:

чтение познавательной литературы, по истории появления бумаги

познакомить с современной технологией производства бумаги

узнать о назначении и свойствах бумаги

провести опыты и эксперименты с бумагой

научится делать бумагу в домашних условиях

презентация газеты «Наши опыты с бумагой»

выставка поделок из изготовленной бумаги «Открыт

ка»

предложить домашнее задание для родителей сделать альбом «Разные виды бумаги»

ХОД ПРОЕКТА

 ЭКСКУРСИЯ В ИСТОРИЮ

Бума́га  материал в виде листов для письма, рисования, упаковки и т. п., получаемый из целлюлозы: из растений, а также из вторсырья (макулатуры).

Возможно, бумага получила название от папируса – водяного травянистого растения, которое росло еще в Древнем Египте. Сердцевину папируса резали на тонкие ленты, терли их гладким инструментом, одновременно смачивая водой, отбивали молотком, клали под пресс и сушили на солнце. Полученные листочки склеивали и сматывали в свитки.

Процесс изготовления бумаги, используемого в наши дни, был заимствован у китайцев. Из перемолотых растений (хлопчатника, бамбука, соломы) варили густую массу, добавляя к ней различные клейкие смолы, затем прессовали и получали бумагу.

Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н.э. Цай Лунем. Однако в 1957 году в пещере Баоця северной провинции Китая Шаньси обнаружена гробница, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры.

До Цай Луня бумагу в Китае делали из пеньки, а ещё раньше из шелка, который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда.

Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки . Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.

После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.

Производство бумаги осуществлялось в Средней Азии, Корее, Японии . Вскоре бумага появилась в Европе. Быстро растет книгопечатания. Бумага изготовлялась весьма примитивно — ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и заливалась в формы с сетчатым дном. Вскоре придумали размалывающий аппарат — в виде ролла. Роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. Вскоре бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов. Сейчас бумага производится на бумажных фабриках из древесины, соломы, стеблей кукурузы, тряпье, а также макулатуры. Все процессы на фабриках выполняются автоматически.

БУМАГА. ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ И СВОЙСТВА.

Современная бумажная промышленность выпускает около 600 видов и сортов бумаги, имеющих различное назначение и свойства:

Для письма и печати (книги, газеты, журналы, тетради, альбомы, афишная, билетная, для глубокой печати, документная)

Отделочный материал (обои)

Поделочный материал (оригами, папье-маше, картографическая, карточная, офсетная, этикеточная, эстампная, цветная, барзатная, глянцевая, перламутровая, мраморная, крепированная, жатая)

Для черчения и рисования (меловая, ватман, писчая, машинописная, ротаторная,

Упаковочный материал (калька, картон, фантики, конвалюты, мешки, коробки, калька, бумага для писем и конвертов, парафинированная, пергамент )

Чистящий материал (туалетная бумага, салфетки, бумажные полотенца)

Фильтры

Изоляторы при производстве конденсаторов (термобумага, электротехническая, кабельная, электроизоляционная)

Производство денег, обложек

Подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, индикаторная бумага, наждачная бумага, аэрографная  

 Курительная (папиросная, мундштучная, сигаретная)

 ( бактерицидная, ,п) 

  ()

Бумажная ткань

Технология производства

Для приготовления бумаги нужны растительные вещества, обладающие достаточно длинным волокном, которые, смешиваясь с водой, дадут однородную, пластичную, т. н. бумажную массу. Полуфабрикатами для производства бумаги могут служить: древесная масса или целлюлоза (целлюлоза однолетних растений (соломы, тростницы, риса и других) ; полуцеллюлоза; макулатура;  тряпичная полумасса; для специальных видов бумаги: асбест,  и другие волокна.

Производство бумаги складывается из следующих процессов:

приготовление бумажной массы (размол и смешение компонентов, проклейка, наполнение и окраска бумажной массы);

выработка бумажной массы на бумагоделательной машине (разбавление водой и очистка массы от загрязнений, отлив, прессование и сушка, а также первичная отделка);

сортировка и упаковка.

При размоле волокнам придают необходимые толщину и физические свойства. Размол производится в аппаратах периодического и непрерывного действия (дисковых мельницах). Чтобы сделать бумагу пригодной для письма, добавляют клей, для прочности и жёсткости добавляют крахмал. Для повышения белизны, гладкости, мягкости и непрозрачности, улучшения свойств бумаги вводят , тальк; для придания цвета и повышения белизны  красители.

Наиболее распространена  бумагоделательная машина. Она состоит из сеточной, прессовой и сушильной частей. Бумажная масса непрерывным потоком вытекает на движущуюся замкнутую в кольцо сетку машины, где происходит отлив, обезвоживание и уплотнение бумажного полотна. Дальнейшее обезвоживание и уплотнение полотна производится в прессовой части, образуемой несколькими вальцовыми прессами, между валами. Окончательное удаление воды происходит в сушильной части. Поверхность бумаги получается гладкой благодаря тому, что она прижимается к цилиндрам верхними и нижними. При движении между валами сверху вниз полотно становится более гладким, уплотняется и выравнивается по толщине. Получаемое полотно бумаги наматывается на рулоны на накате, представляющем собой принудительно вращаемый цилиндр, к которому прижимается валик с наматываемой на него бумагой.

Целеполагание: Воспитатель рассказывает детям, что о свойствах бумаги можно узнать проведя опыты и эксперименты, показывает детям набор для экспериментов с бумагой.

Воспитатель вместе с детьми проводит опыты:

Опыт № 1

«Волшебная бумага»

Детям предлагаются альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами?

Вывод: бумагу можно использовать для рисования.

Опыт № 2

«Сминание бумаги»

Сейчас мы будем ставить опыт и познакомимся со свойством бумаги – бумага мнется. Вот у нас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения, попробуем ее помять.

Вывод: бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.

Опыт № 3

«Сравнение бумаги»

Детям были предложены два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще чем бумага.

Опыт № 4.

«Разрывание бумаги»

Предлагаем детям два вида материала: бумагу, ткань.

Нужно было разорвать бумагу. Бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.

Вывод: ткань прочнее чем бумага

Опыт № 5.

«Вода и бумага»

Для этого опыта мы взяли: бумажные салфетки, альбомный лист бумаги.

Положили два вида бумаги в ванночку с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во второй ванночке бумага намокла, но не рвалась.

Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.

Опыт № 6.

«Шуршащая или поющая бумага».

Мы с ребятами решили узнать. Может ли бумага издавать звуки, петь?.. Для этого опыта предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.

Опыт № 7.

«Склеивание бумаги»

Для данного опыта нам понадобилась: цветная бумага, ножницы, клей.

Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части.

Вывод: бумажные предметы можно склеивать.

Опыт № 8.

«Бумага гнется»

Возьмите листы бумаги разного цвета и плотности, сложите лист на два прямоугольника, четко выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба. Получится ли это у нас? (Не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге).

Вывод: при сгибании на бумаге остается линия сгиба.

Опыт № 9

У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.

Вывод: Бумага легко рвётся.

Опыт №10

«Летающая бумага»

Принесла детям полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать?.. для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.

Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.

Опыт №11

«Бумага горит»

Это свойство бумаги покажу я. Как вы думаете, почему? Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. Воспитатель поджигает лист бумаги, бумага сгорает.

Вывод: Бумага горит. 

Выводы исследований:

бумагу можно использовать для рисования.

бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.

картон толще чем бумага.

ткань прочнее чем бумага

бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.

при смятии, трении – бумага издаёт звук.

бумажные предметы можно склеивать.

при сгибании на бумаге остается линия сгиба.

 бумага легко рвётся.

полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.

Бумага горит.

Далее с детьми проводятся интересные эксперименты.

Танцующая фольгаНарезаем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем подносим ее вплотную к отрезкам.Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды. 

Секретное письмоПусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Рекордный весДля проведения опыта вам понадобятся: 2 жестяные банки из-под кофе или консервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка.1. Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга. 2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".3. Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.  4. Теперь сложим лист бумаги гармошкой. 5. Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку. Гармошка не прогибается! 

Крутись-вертись?Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Пустите волчок "танцевать" на столе“

«Цветы лотоса»

Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)

Все опыты и эксперименты зарисовываются или фотографируются.

Воспитатель предлагает решить проблему:

Ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев, и для этого нужно уничтожить дерево, а представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни одного дерева. Как вы думаете, что будет, если с земли исчезнут деревья?

Варианты ответов детей

Воспитатель: Правильно ребята деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. А ещё люди наблюдая за деревьями научились узнавать погоду например хвойные деревья опускают свои ветви вниз перед дождем и поднимают вверх перед ясной погодой, а если с берёзы в начале октября лист не упал то снег ляжет поздно. И если исчезнут деревья то, погибнет всё вокруг. И для того что бы сохранять деревья люди научились делать бумагу из «макулатуры» - это использованная, не нужная бумага, давайте вместе скажем это слово «макулатура», и мы с вами сегодня будем делать бумагу из макулатуры.

Изготовление бумаги

Воспитатель: Сначала нам нужно порвать на мелкие кусочки макулатуру, давайте каждый из вас возьмёт по листочку бумаги и разорвёт его. Мы с вами знаем, что бумага легко рвётся – это одно из её свойств. (дети рвут бумагу)

Воспитатель: Теперь нам нужно залить бумагу горячей водой, и размять всё это блендером – это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер это электроприбор, при использовании которого необходимо соблюдать технику безопасности, (воспитатель заливает бумагу горячей водой и разминает блендером, дети наблюдают)

Воспитатель: Одно из свойств бумаги – это то, что она намокает, поэтому мы с вами получили кашицу из бумаги. Теперь нужно добавить сюда клей ПВА, гуашь любого цвета и пайетки. (добавить всё и перемешать) Я вам приготовила два раствора: один без пайеток в него потом если захотите можно их добавить, а второй с пайетками. 

Воспитатель: Рассказ воспитателя сопровождается показом всех действий. А теперь приступим к самому интересному, к изготовлению листа бумаги. На столе, на клеенке лежит полотенце , губка и сито. Погрузить нашу кашицу из макулатуры в сито. Когда в сито поместится достаточное количество смеси, мы достаём его и кладём на полотенце. Теперь необходимо убрать лишнюю жидкость, для этого мы тканью и промокнем кашицу, далее берём губку и промакиваем нашу бумагу. После того как жидкость будет убрана нужно перевернуть сито отделить его от бумаги и оставить до полного высыхания. (дети делают бумагу, воспитатель помогает, если это необходимо)

Воспитатель: Ребята теперь нужно подождать пока бумага высохнет, после этого мы с вами изготовим из неё открытки. Я хочу сказать, что мы с вами помогли спасти несколько деревьев от вырубки, тем самым помогли ещё и многим животным, птицам и насекомым. А ещё у нас получилась необычная бумага, у каждого свой оригинальный листочек.

После того, как бумага высохнет, дети делают открытки.

Презентация: В группе с помощью педагога оформляют газету из фотографий, презентация «Наши опыты с бумагой», выставка открыток из бумаги сделанной своими руками.