• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

"Портфель" как альтернативная форма оценки знаний обучающихся

Дата публикации: 31.03.2020

Должность: преподаватель электротехники, метрологии, физики

Учебное заведение:

Населенный пункт: Кемеровская область, город Ленинск - Кузнецкий

Файл публикации





2 «Портфель ученика» по физике.

Практический пример

«Портфель» по физике отражает работу ученика по данному предмету. Он должен:

включать в себя различного рода задания, проекты. Доклады, письменные задания (классные и домашние);

показывать успехи ученика в области физики, его отношение к предмету; понимание предмета;

демонстрировать умения учащегося оперировать физико – математическим аппаратом и решать проблемные задания;

проявлять его способности к дальнейшему продв

жению в области физики и осознанию возможных способов продвижения;

иллюстрировать коммуникативные умения.

При подготовке «портфеля» рекомендуется сосредоточить своё внимание на следующих позициях:

самостоятельность мышления учащегося;

определение временного периода создания «портфеля» (указывается в договоре) (приложение 6);

взаимосвязь и взаимообусловленность физических знаний;

отражение собственной позиции учащегося относительно представленных работ (самооценка);

процесс решения проблем.

Что должно быть в «портфеле»? Он включает в себя классные и домашние работы учащегося в течение всего периода, охваченного материалами «портфеля».

«Портфель учащегося» - это способ продемонстрировать умение думать самостоятельно, творчески применять полученные знания по физике, давать им собственную оценку. Это больше, чем просто свидетельство их продвижения в области физики. Это - возможность самостоятельно проанализировать собственные успехи и поделиться самооценкой с родителями, учащимися, преподавателями.

В обращении к автору «портфеля» указывается, что он может быть свободен в выборе оформления своего «портфеля», своих комментариев. Но следует иметь ввиду, что логика его рассуждений, культура речи, доказательность будут приниматься во внимание при оценке конечного продукта.

В ходе работы над «портфелем» учителю необходимо выяснить:

что учащийся сможет делать самостоятельно, в чём вы будете ему помогать?

Какие у учащегося имеются ресурсы (что он уже знает и умеет; чего не знает и не умеет; как он сможет добыть необходимые ЗУН)?

Какие приращения в предметных знаниях приобретёт учащийся?

Какие общеучебные навыки будут развиваться в ходе работы над «портфелем»?

Как будет колебаться мотив деятельности учащегося, и что вы смогли предпринять, чтобы стимулировать ученика на активную работу?

2.1 Требования к оформлению «портфеля ученика»

Содержание «портфеля» должно включать в себя следующий материал (но вовсе не обязательно им ограничиваться):

1) введение;

2) содержание «портфеля»;

3) общие сведения об ученике. Официальные документы;

4) результаты деятельности учащегося в процессе обучения, самостоятельного изучения, коррекции знаний физики, исследовательской работы;

5) внеурочная деятельность;

6) учебно – материальная база.

2.1.1 Рекомендации к разделу «Введение»

Все материалы, которые вошли в «портфель» должны найти отражение во «Введении» (пояснительной записке).

Во введении необходимо пояснить, какие материалы включены в «портфель», и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами качества успеваемости аттестуемого. При этом важно, чтобы обоснование выстраивалось относительно требований к заявленной учащимся отметке по предмету «физика».

Помещение учащимся не обоснованных материалов снижает ценность свидетельств качества успеваемости аттестуемого.

Объём введения должен быть не менее трёх и не более шести страниц (шрифт Times New Romans, кегль 12 или 14, междустрочный интервал полуторный).

2.1.2 Общие сведения об обучаемом.

Официальные документы

Личные данные (приложение 1);

копия свидетельства о девятилетнем образовании;

копия грамот, сертификатов (за аттестационный период);

дневник (или органайзер) (приложение 2);

зачётная книжка успеваемости (приложение 3);

договор (приложение);

краткая история успехов учащегося по физике

Титульный лист

Фамилия, имя, отчество;

полное название учебного учреждения, оконченного учащимся до поступления в данное учебное заведение;

годы обучения в данном образовательном учреждении;

имеющиеся награды;

группа, в которой обучается учащийся; название профессии;

указание периода, за который представлены документы и материалы;

личная подпись учащегося;

в правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера (приложение 1)

Официальные документы

В этом разделе помещаются все имеющиеся у учащегося документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: дипломы, грамоты, благодарственные письма, сертификаты и т.д.

Перечень документов заверяется подписью заместителя директора по учебной части, преподавателем.

*№ / Название документа/ Содержание/ Кем выдан/ Когда выдан

2.1.3 Результаты деятельности учащегося

в процессе обучения, самостоятельного изучения,

коррекции знаний физики, исследовательской работы

Результативность деятельности можно проследить при обязательном наличии:

записей докладов, домашних работ (по всем разделам физики); необходимо включить пример, иллюстрирующий индивидуальность, оригинальность мышления; пример, описывающий несколько различных подходов к решению одной и той же задачи, проблемы;

контрольных, самостоятельных работ (по всем пройденным темам; в том числе не менее трёх работ, демонстрирующих подход к исправлению ошибок и коррекции понимания тех или иных физических понятий);

тестов (по основным разделам физики);

использования информационных технологий (два примера по программному материалу);

любимой работы автора (этот раздел должен быть предварён отдельным листом с названием «Моя любимая работа» и объяснением, почему была выбрана именно эта работа в качестве предпочтительной);

оценки родителей/ рецензента (письменная).

Учитель может, если считает нужным, конкретизировать свои требования.

Динамика достижений

Предоставляется динамика достижений учащегося за два года обучения. Основными направлениями самоанализа и педагогического анализа являются:

1) анализ результативности образовательного процесса в аспекте показа динамики учебных достижений за два года (соответствие знаний образовательному стандарту, качество обученности, соответствие полученного результата возможностям учащегося);

2) педагогический анализ и самоанализ учащегося; участие в олимпиадах и конкурсах;

3) анализ участия в конференциях различных уровней (приложение 4).

2.1.4 Исследовательская деятельность учащегося

Пояснительная записка

Список учебно – методического обеспечения

Тематика докладов (выступлений) на конференциях, семинарах соответствующего уровня

Результаты участия в конкурсах, олимпиадах и т.д.

Физические темы самообразования, список литературы, изученной по этим темам (или другая форма выхода из темы)

Исследовательская работа, её план, достигнутые результаты

Исследовательская работа

Основные компоненты:

тема исследования;

объект исследования;

предмет исследования;

проблема исследования;

цель исследования;

задачи исследования;

гипотеза исследования

Все компоненты должны быть между собой взаимосвязаны, одно из другого вытекать и им определяться.

2.1.5 Внеурочная деятельность

Название кружка, факультатива, элективного курса (самое главное);

перечень интересных творческих работ учащегося;

список внеклассных мероприятий, в которых учащийся принимал участие (с фотографиями);

Результат внеурочной деятельности ученика по предмету включает:

1) описание, показ её компонентов, содержания;

2) описание результативности в аспектах личных достижений учащегося (самоанализ и анализ преподавателя).

2.1.6 Учебно – материальная база

В этом разделе указывается основной инструментарий, который учащийся использовал для самообразования, практических и творческих работ, изучения физики. К нему относятся:

перечень оборудования;

перечень наглядных пособий;

список видеофильмов, электронных пособий, мультимедиаматериалов;

список аудиозаписей (если необходимо);

перечень справочной литературы.

*Перечисляется самое новое и главное, соответствующее УМК по предмету.

2.2 О комментарии к «портфелю»

Комментарий, описывающий каждый из представленных на презентацию «портфелей» материал, должен быть вдумчивым, отражающим собственные мысли автора в отношении всей совокупности представленных в «портфеле» работ (классных, домашних, контрольных работ; тестов и др.). Он должен представлять полную картину физического образования автора по предмету.

Советы:

попытайтесь быть самокритичным и объективным, давая характеристику своим успехам по тому или иному материалу;

попробуйте порассуждать, почему вы отобрали ту или иную работу, какое значение она имеет для характеристики полной картины вашего физического образования на данном этапе; используйте физическую терминологию.

Самое сложное в создании «портфеля» - отбор наиболее репрезентативных работ, а также написание вдумчивого комментария к ним, который можно представить в виде отдельного письма читателю или вступления, или краткого параграфа с выражением своих мыслей. В этом письме или параграфе следует описать каждый отобранный материал.

Можно воспользоваться приведёнными ниже вопросами:

какую работу вы провели для отбора материала в «портфель»;

что получилось; что вызвало трудности;

есть ли что-то, что вы не сумели включить в «портфель»;

есть ли у вас образец, по которому вы действовали;

как вы организовывали информацию;

можете ли вы переформулировать задачу/ проблему более простыми словами;

какие слова при этом оказались более значимыми; почему;

насколько такая переформулировка оказалась рациональной;

какие вопросы эта задача затронула;

что было для вас более трудным при решении этой задачи/ проблемы;

что вы узнали нового при решении этой задачи/ проблемы;

единственный ли это возможный ответ;

как вы относитесь к групповой работе;

была ли работа над «портфелем» полезна для вашего продвижения в области физики;

Можно предложить серию вопросов для родителей/ рецензентов:

каково было ваше первое впечатление от «портфеля»;

что вас удивило в комментарии ученика;

что вызвало в вас чувство гордости;

что вы можете сделать, чтобы помочь вашему ученику в дальнейшем;

насколько аккуратно и логично организован материал «портфеля»;

насколько самостоятельно ученик создавал свой портфель;

как часто он консультировался с вами;

каковы дополнительные материалы.

2.3 О письменной части «портфеля» (отчёте)

Письменная часть «портфеля» является важнейшей составляющей всей работы.

Без письменной части «портфель» во многом теряет смысл, так как именно здесь учащийся осуществляет рефлексивную оценку своей работы. Оглядываясь назад, он анализирует, что удалось и что не удалось, почему не получилось то, что было задумано; все ли усилия были приложены, чтобы преодолеть возникшие трудности; здесь же автор даёт оценку собственным действиям, оценивает приобретённый опыт [5, с.227].

Письменная часть связана с самооценкой, поэтому она может представлять некоторые трудности для подростка. Их самооценка находится в стадии формирования, и тем важнее побуждать их самостоятельно анализировать свою работу, сравнивать с эталоном, который представлен критериями оценивания, и на этой основе оценивать эффективность собственных действий. Это в значительной степени способствует формированию адекватной самооценки у подростков. В этом ещё один воспитательный потенциал работы над «портфелем».

В «портфеле» кроме собственно письменной части, отчёта о работе помещаются различные задания, материалы по коррекции и т.д., дневник и др.; материалы, в том числе рецензии на работу, которую дают учитель, учащиеся, родители/ рецензенты (приложение 5).

Рекомендации

При оформлении «портфеля» необходимо учитывать основные требования. Так, обязательно наличие чётко сформулированного оглавления (с наименования материалов, номерами страниц и т.п.).

Общий объём материалов должен быть не менее 30 страниц формата А – 4.

Художественное оформление не оценивается.

Представленные в «портфеле» материалы должны свидетельствовать о том, что: «портфель» представляется в аттестационную комиссию не позднее, чем за две недели до испытания (экзамена)

Рецензия

В рецензии необходимо отразить:

1) соответствие представленного материала требованиям на заявленную отметку;

2) полнота раскрытия достижений и эффективности деятельности учащегося;

3) положительные стороны и недостатки деятельности аттестуемого;

4) оценка работы;

5) другие вопросы по усмотрению рецензента.

2.4 Защита «портфеля». Презентация

Защита «портфеля» происходит в форме презентации, то есть краткого (1- - 12 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы в присутствии комиссии, оценивающей работу.

Проблемы, которые чаще всего возникают в ходе презентации, могут быть связаны с волнением, недостаточно отрепетированной речью, неумение вызвать интерес слушателя, нарушением регламента.

Вся презентация должна сопровождаться хорошо подготовленными средствами наглядности для того, чтобы:

привлечь внимание слушателей;

усилить смысл и значение слов;

проиллюстрировать то, что трудно воспринимать на слух (цифры, даты, специальные термины, графики и т.п.).

Не следует использовать средства наглядности только для того, чтобы:

произвести впечатление;

заменить средствами наглядности живое общение с аудиторией;

перегрузить выступление большим объёмом информации;

проиллюстрировать простые идеи, которые легко можно заменить словами [5, с.234].

Защита «портфеля» проходит в несколько этапов:

1) презентация «портфеля»;

2) ответ на вопросы по существу представленных документов;

3) ознакомление аттестуемого учащегося с рецензиями на работу;

4) пояснения аттестуемого учащегося по замечаниям рецензентов.

Рекомендации

Заранее продумай все детали, например, что ты можешь предпринять, если что-то пойдёт не так.

Отрепетируй свою презентацию несколько раз с демонстрацией материалов, старайся придерживаться подготовленного сценария.

Сделай акцент на том, что тебе самому интересно, а не тому, что вызывает затруднения.

Старайся установить зрительный контакт.

В ходе презентации тебе могут задать вопрос. Ответ начинай с благодарности за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к выступлению и к тебе лично. Помни, дополнительные вопросы – это ещё один шанс продемонстрировать свою эрудицию.

Помни! Выступление не должно длиться дольше времени, предусмотренного регламентом!

3 Оценка «портфелей»

Возможности оценить «портфель» также разнообразны, как и сами «портфели». Важное значение имеют комментарии учителя относительно выбора работ для представления их в «портфеле».

Однако необходимо учитывать, что каждая оценка достижений представляет собой обратную связь с учеником: она – сообщение об успехе работы и является для ученика важной обучающей ситуацией.

Хотя учитель комментирует работы в «портфеле», одним из основных принципов оценки является то, что ученик сам оценивает своё собрание. Он принимает на себя ответственность за учёбу и осознаёт, чему и как он обучается. Поэтому он может принимать активное участие в процессе обучения, самостоятельно планировать собственное и учиться критически относиться к своей работе и работе своих одноклассников.

Преимущественно самооценка заключается в том, что с её помощью учитель узнаёт о трудностях, с которыми сталкивается ученик. Но так как учащиеся имеют склонность к тому, чтобы обобщать свои работы, а не анализировать их, им нужны установки для самоанализа.

Учитель может поставить конкретные вопросы по самооценке.

Например:

в чём отличие твоих работ в «портфеле» от других работ, которые ты написал в этом году;

что делает работу хорошей; обсуди эти хорошие качества;

как ты думаешь, что является твоими сильными сторонами в изучении темы; объясни на примере.

Хорошо, если учителя просят родителей поделиться мыслями и прокомментировать «портфель» их ребёнка с помощью анкеты или обсудить работы с детьми.

Одноклассники могут принимать участие в процессе оценивания работ, особое внимание обращая на сильные стороны. При этом они могут потренироваться и в конструктивной критике.

В системе оценки «портфеля» нужно избегать традиционного конкурентного мышления, при котором между собой сравниваются достижения учеников, а не сами ученики. Каждый учащийся должен оцениваться индивидуально – в зависимости от таланта, прилежания и достижений – при помощи критериев. Большое значение придаётся успехам каждой отдельной личности.

Итак, «портфель» оценивается разными лицами: учащиеся, родителями, возможно даже независимыми экспертами. Но одну из самых важных ролей в оценке играет учитель.

Существует большое количество возможностей оценить «портфели». Но учитель не должен упускать из виду того, что «портфель» применяется прежде всего для того, чтобы по возможности представить учащегося более объёмно, с его сильными и слабыми сторонами. Одна единственная оценка учителя этого сделать не может. Учитель оценивает «портфель» последним, когда накопились другие мнения по «портфелю». Как ученикам, так и любому наблюдателю должно быть ясно, как возникли оценки, и что они показывают.

Оценка педагогической эффективности метода «портфель» - определение того, насколько достигнутые в ходе работы результаты отвечают предполагавшимся целям и задачам педагога, то есть, соответствуют ли новые приращения запланированным компетентностям, знаниям, умениям и навыкам учащегося.

Критерии – это перечень различных видов деятельности учащегося, которые он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в её результате, и которые могут быть оценены (таблица 2, 3).

Главные требования к критериям оценивания, применяемым в работе над «портфелем»: они должны показать учащемуся успехи и недочёты их работы; они должны показать учителю педагогическую эффективность применяемого им метода.»портфель». К критериям можно отнести:

постановка целей, планирование путей её достижения;

постановка и обоснование проблемы;

глубина раскрытия темы «портфеля»;

разнообразие источников информации, целесообразность их использования;

соответствие выбранных способов работы цели и содержанию «портфеля»;

анализ хода работы, выводы и перспективы;

личная заинтересованность автора, творческий подход к работе;

соответствие требованиям оформления письменной части;

качество проведения презентации [5, с.203].

Чтобы более объективно оценить «портфель» целесообразно использовать дескрипторы.

Дескриптор – описание уровней достижений учащегося по каждому критерию; они последовательно описывают шаги по достижению наилучшего результата и оцениваются определённым количеством баллов. Чем выше достижение, тем выше балл по данному критерию (таблица 2, 3) [5, с.68].

Критерии показывают, чему должен научиться ученик, а дескрипторы – как он может это сделать. Если критерии можно себе представить в виде лестничных маршей, то дескрипторы – это отдельные ступеньки. Поднимаясь по которым, можно уверенно продвигаться к цели.

Таблица 2

Критерии оценивания «портфелей учащегося»

Критерий планирования: постановка целей, путей достижения (максимум три балла)

Цель не сформулирована

Цель сформулирована, но план достижения отсутствует

Цель сформулирована, обоснована, дан схематический план её достижения

Цель сформулирована, чётко обоснована, дан подробный план её достижения

0

1

2

3

Критерий проблемы: постановка и обоснование (максимум три балла)

Проблема не сформулирована

Формулировка проблемы носит поверхностный характер

Проблема чётко сформулирована и обоснована

Проблема чётко сформулирована, обоснована и имеет глубокий характер

0

1

2

3

Критерий «Глубина раскрытия работы над разделами, темами физики» (максимум три балла)

Тема не раскрыта

Тема раскрыта формально

Тема раскрыта, автор показал знание только в рамках школьной программы

Тема раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

0

1

2

3

Критерий «Разнообразие источников информаций, целесообразность их использования» (максимум три балла)

Использована не соответствующая теме и цели «портфеля» информация

Большая часть информации не относится к теме работы

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

Работа содержит достаточно полную информацию их разнообразных источников

0

1

2

3

Критерий «Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию «портфеля» (максимум три балла)

Заявленные в «портфеле» цели не достигнуты

Значительная часть используемых способов работы не соответствуют теме и целее «портфеля»

Используемые способы работы соответствуют теме и целее работы, но являются недостаточными

Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели достигнуты

0

1

2

3

Критерий «Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе» (максимум три балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к работе

Автор проявил незначительный интерес к работе, не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на работу над «портфелем», применены элементы творчества

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением к работе

0

1

2

3

Критерий «Соответствие требованиям оформления письменной части» (максимум три балла)

Письменная часть отсутствует

В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены ошибки в оформлении

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

Работа отличается чётким и грамотным оформлением в соответствии с установленными правилами

0

1

2

3

Критерий «Качество презентации» (максимум три балла)

Презентация не проведена

Материал изложен с учётом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

Автору удалось вызвать интерес и уложиться в регламент

0

1

2

3

Таблица 3

Критерии оценивания работ

Критерии

Дескрипторы

Баллы

Составление тезиса

Все тезисы отражают все существенные мысли текста и отвечают правилам требования

Большинство тезисов отражают существенные мысли текста, большая часть важных мыслей не отражена в тезисах

Большинство тезисов не отражает существенных мыслей текста, большая часть важных мыслей не отражена в тезисах

Задание не выполнено, так как результаты работы автора не являются тезисами

3

2

1

0

Создание текста по схеме: тезис – аргумент - иллюстрация

Приведены действительно тезис – аргумент – иллюстрация, и между ними существуют логические связи

Не все части суждения соответствуют своему названию (например, то, что автор считал аргументом, на самом деле является иллюстрацией), каких-то частей суждения нет или нарушены логические связи (например, аргумент не соответствует данному тезису)

Задание не выполнено, так как результат работы совершенно не соответствует требованиям

2

1

0

Аргументирование

Приведено не менее двух аргументов «за» и не менее двух аргументов «против»

Приведено меньшее количество аргументов

Приведены только односторонние аргументы

Задание не выполнено

3

2

1

0

3.1 Недостатки «портфеля» как метода

оценки достижений

В зависимости от заданных критериев выбора «портфели» содержат в основном только лучшие работы учащегося: особо удавшиеся или такие, которые стали ещё лучше с помощью родителей, учителей или одноклассников, которые допускали творческий подход или требовали особой активности. Но из такого «портфеля» нельзя сделать заключение о среднем уровне работы учащегося. Нельзя узнать, ни как была велика доля чужого участия в работе, ни как часто работа переделывалась или как долго выполнялось одно задание. «Портфель» не может показать, как ученик работает в условиях ограниченного времени, и в состоянии ли он постоянно представлять качественные достижения.

Объективную картину можно получить при изучении повседневных работ. Окончательную оценку рекомендуется выставлять не только по итогам «портфеля», но и других заданий.

Вопрос заключается в том, даёт ли оценка посредством «портфеля» ту информацию, которую должен давать. На этот вопрос можно ответить, сравнивая результат оценки «портфеля» с другими оценками достижений учащегося. Если соотношение между результатами оценки «портфеля» и другими результатами, которые оценивают (тестируют) одни и те же умения, достаточно близко, тогда эту оценку можно считать действительной.

Следует отметить, что «портфели» также демонстрируют такие навыки, как осознание действительности, ответственности, способность к кооперации, творчество и т.д. Для этих навыков ещё не существует законных методов измерения, которые могли бы служить в качестве сравнения.

Введение метода «портфель» требует от учителя больших усилий и временных ресурсов. Необходимо разработать задания для учащихся, научить их вести документацию, запланировать составление плана, выработку критериев и определение целей «портфеля». В течение года нужно зарезервировать время для индивидуальных консультаций учащихся. Нельзя забывать об устной оценке учителя каждого «портфеля».

Зачастую на тщательный выбор только одной формулировки требуется немало времени.

Заключение

В конце концов, от всех приобретённых

знаний в памяти у нас остаётся только

то, что мы применяем на практике.

И.Эккерман

Сформулированная в эпиграфе не только подтверждает ценность описанной педагогической технологии, но также является основным принципом овладения ей.

Профессиональное совершенствование предполагает постоянный тренинг методических умений преподавания в педагогической практике.

Сегодня профессионализм преподавателя определяется его способностью к полифункциональности , а также умением оперативно и адекватно реагировать на изменения в образовательной сфере.

Педагогическая деятельность в современном её понимании, включает наряду с организацией обучения и воспитания, проектирование образовательных программ с учётом требований рынка труда и разработку методического обеспечения, их внедрения в учебный процесс, мониторинг качества учебно – воспитательного процесса и его результатов.

Многоаспектность педагогической деятельности в ситуации постоянных изменений по своей сути является инновационной, что в свою очередь требует от преподавателя развития способности, преодолевая различные, прежде всего профессиональные стереотипы мышления и поведения, а также готовности проявлять креативный подход при решении текущих образовательных задач.

Освоение и успешное их пользование преподавателем инновационных педагогических технологий, в том числе метода «портфеля», может служить критерием его способности к нестандартным действиям и профессиональному творчеству.

Но применение метода «портфель» будет эффективным и достигнет хороших результатов, если:

учащиеся активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;

могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;

получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;

могут быть самими собой, не бояться выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению.

Практически, все эти требования могут быть соблюдены, если используется режим обучения, основанный на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения [3, с.3].

Изучив данный учебный элемент, вы будете знать:

особенности технологии «портфель» как инструмент самооценки учащегося;

области применения «портфеля»;

способы оценивания и самооценки «портфеля»;

уметь:

составлять структуру «портфеля» и задания учащимся по его созданию;

формировать требования к «портфелю»;

организовывать отбор материала в «портфель» и его комплексную оценку.

Словарь

Дескрипторы – описание уровней достижения учащихся по каждому критерию; они последовательно описывают все шаги по достижению наилучшего результата и оцениваются определённым количеством баллов: чем выше достижение, тем выше балл по данному критерию

Критерии – перечень различных видов деятельности учащегося, которые он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в её результате, и которые могут быть оценены

Планирование – определение шагов и выбор методов (способов, приёмов), ведущих к реализации промежуточных задач и стратегической цели

«Портфель ученика» - инструмент самооценки собственного творческого труда учащегося, рефлексии его собственной деятельности; это комплект документов , самостоятельных работ учащегося, который он сам формирует по заранее известному плану

Презентация – представление результатов своей деятельности и хода работы, осуществляемое с использованием различных макетов, плакатов, чертежей, моделей, театрализации, с помощью видео, аудио, компьютерной техники и прочего

Рефлексия – самонаблюдение, размышление

Самоанализ - оценка результативности и успешности найденного решения проблемы

Самопрезентация - демонстрация собственной компетентности, приобретённой в ходе поиска и отбора информации; усвоение необходимого для работы; выбора, освоения и использования новых технологий; опыта практического применения школьных знаний в различных, в том числе нетиповых, ситуациях; демонстрация компетентности в проведении исследования (анализ, синтез, конкретизация и обобщение имеющихся знаний, творческой деятельности)

Целеполагание - преобразование проблемы в цель своей деятельности

Литература

1. Бадлеев, Б.И.

Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2006.

2. Новые педагогические технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С.Полот, М.Ю.Бухаркина, М.И.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

3. Панина, Т.С.

Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова; Под ред. Т.С.Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.

4.Советова, Е.В.

Эффективные образовательные технологии/ Е.В.Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 285, [1] с.: ил. – (Здравствуй, школа!).

5. Ступницкая, М.А.

Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; худож. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 256 с.: ил. – (В помощь учителю).

Приложение 1

Личные данные

Ф.И.О. ……………………………………………

Название образовательного учреждения,

в котором обучается учащийся …………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………….

Номер школы, название учебного учреждения, оконченного учащимся до поступления в данное учебное заведение ……………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………….

Годы обучения в данном учебном заведении ……………………………………….

Имеющиеся награды ……………………………………………………………………………..

Группа, в которой обучается учащийся, название профессии …………..

…………………………………………………………………………………………………………………

Указание периода, за который представлены документы и материалы

…………………………………………………………………………………………………………………

Подпись учащегося

Приложение 2

Органайзер по физике

Первая страница

Обязательства на неделю с …………………… по …………….

Роли

Обязательства

Учащийся (учебное занятие по физике)

1

2

3

Личность

4

5

Коллега

6

7

Ответственный за выполнение ДЗ

8

9

Другие роли

………

«Затачивайте пилу»

Физически: …………………..

Интеллектуально: …………………….

Духовно: ………………………………..

Социально – эмоционально: ………………………

Вторая страница

Приоритеты на сегодня

Поне- дель ник

Втор -ник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

время

Обязательства/ договорённости

8.00

9.00.

10.00

И т.д.

Вечер: ……………………………………………………….

Приложение 3

Зачётная книжка успеваемости учащегося

(титульная сторона)

Вторая страница

Имя ……………………………………………………………………

Отчество …………………………………………………………

Фамилия ……………………………………………………………

Дата, год рождения ………………………………………..

Место учёбы ……………………………………………………

Специальность ………………………………………………..

Учащаяся (ийся) ………………………………………………..

Номер ………………………………………………………………..

Третья страница

Тема зачёта, контрольной работы

Оценка

Подпись преподавателя

1

2

3

Приложение 4

Качественное повышение уровня успеваемости учащегося

Таблица 1

Название мероприятия

Сроки участия

Ответст-

венный

1

2

Таблица 2

Название конкурса

и т.п.

Сроки

Результат

Ответст-

венный

Приложение 5

Рецензия родителей/ рецензента по работе

над «портфелем» по физике

Фамилия, имя, отчество ……………………………………………………………………..

Учебное заведение …………………………………………………………………………………

Специальность, № группы ……………………………………………………………………

Ф.И.О. родителей/ рецензента …………………………………………………………….

Место работы ………………………………………………………………………………………

Вопросы:

1. Каково было Ваше первое впечатление от «портфеля»? …………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………

2. Что Вас удивило в комментарии учащегося? ……………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………

3. что вызвало в Вас чувство гордости? …………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………

4. Что Вы можете сделать, чтобы помочь Вашему ученику в дальнейшем?

………………………………………………………………………………………………………………………….

5. Насколько аккуратно и логично организован материал «портфеля»?

………………………………………………………………………………………………………………………….

6. Насколько самостоятельно ученик создавал свой «портфель»? ……….

………………………………………………………………………………………………………………………….

7. Как часто он консультировался с Вами? ………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………….

8. Какие дополнительные материалы он использовал при оформлении «портфеля»? ………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………….

Отзыв (оценка) о «портфеле», предложения (соответствие представленного материала требованиям на заявленную отметку; полнота раскрытия достижений и эффективности деятельности учащегося; положительные стороны и недостатки деятельности учащегося) ………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………….

Дата

Подпись