• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

«Методическая разработка плана-конспекта занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Профилактика лжи у детей».

Дата публикации: 31.03.2020

Должность: Педагог-психолог

Учебное заведение:

Населенный пункт: г.Москва

Файл публикации





«Методическая разработка плана-конспекта занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Профилактика лжи у детей».

Цель: предупреждение и коррекция нежелательных проявлений

в поведении детей, связанных с детской ложью.

Задачи:

- Формирование и развитие навыков нравственного поведения и умение поступать правильно;

-Развитие само регуляции поведения детей;

рмирование предпосылок развития само понимания, самосознания;

-Воспитание доброжелательного отношения к окружающим;

Оборудование:

-Текст: сказка «Задача для лисёнка».

- Накидка для «Феи Правды». Накидка поможет визуализировать образ «Феи правды».

-«Волшебная палочка». В качестве волшебной палочки может выступать указка украшенная цветной бумагой и т.п.

- «Бусины» В качестве бусин можно использовать вырезанные из цветного картона круги небольшого диаметра с отверстием в середине.

-Игрушка «Паук».

Организация предлагаемого занятия:

Педагог - психолог звенит в колокольчик, приглашает детей на занятие. Колокольчик звенит - детей собирать велит!

Педагог-психолог: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть.

Сегодня я прочитаю вам сказку, про Лисенка, с которым произошла вот такая история.

Педагог – психолог читает сказку.

Сказка «Задача для лисёнка»

В семье старого Лиса стали часто происходить конфликты. Их причиной было воспитание маленького Лисёнка.

Дедушка считал, что воспитать настоящего Лиса очень сложно. Лис должен уметь ловко обмануть даже родных.

Папа Лис был противником таких хитростей. Он считал, что так делать нельзя, потому что все будут называть Лисёнка врунишкой, и никто не будет с ним дружить.

Лисёнок прислушивался к этим спорам и размышлял: 

— Кто же прав, дедушка или папа?

В школе Лисёнок был очень рассеянным, потому что продолжал думать об этом. При решении задач на уроке он допустил много ошибок. У

Лисёнка раньше не было трудностей с математикой, поэтому ребята и учитель очень удивились.

— Что с тобой случилось, не заболел ли ты? — поинтересовался учитель Еж.

— Я? Нет! Не заболел! А вот мой дедушка чуть живой, — почему-то вырвалось у Лисёнка.

— Твой дедушка болен? — спросили ребята.

— Да, очень! Я за ним всю ночь ухаживал! Он сильно ослаб, — продолжал придумывать Лисенок.

И чем больше он сочинял, тем больше увлекался и утопал в трясине лжи.

Но все ученики верили и сочувствовали Лисенку.

— Знаешь, что, Лисенок, иди сейчас домой, — предложил учитель. — Твой дедушка нуждается в тебе. Больному любовь и забота помогают выздоравливать.

Лисенок собрал свои вещи в портфель и вышел из класса.

По пути домой Лисенок уже забыл о своей выдуманной истории.

Домой Лисенок пришел веселым и беззаботным.

— Почему ты так рано пришел? — спросил внука дедушка Лис. 

Он в это время что-то мастерил и удивился, увидев Лисенка.

— Наш учитель заболел! — прошептал он.

— Как заболел? Что-то серьезное? — забеспокоился старый Лис.

— Да, наверное, — продолжал Лисенок, удивляясь своей сообразительности и находчивости.

— Плохо, очень плохо, — проворчал дедушка, — жаль мне учителя Ежа, пусть выздоравливает поскорее!

Лисенок немного покрутился около дедушки, наблюдая за ремонтом стула, а потом занялся делами, довольный своей выдумкой. А тем временем в школе закончились уроки, и учитель решил проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к лисьему дому. Подойдя ближе, Еж услышал, что кто-то весело насвистывает песенку. Учитель немного удивился, подумал, что ему показалось: как можно веселиться, если болен любимый человек? Однако песенка продолжала звучать, и сбитый с толку учитель увидел в открытой двери старого Лиса, который закончил свою работу и с гордостью оценивал результат, упражняясь в художественном свисте.Еж так и остался стоять на месте как вкопанный.

Лис заметил гостя и тоже с трудом понимал, что происходит.

— Я рад, что вам уже лучше! — произнес наконец-то учитель.

— А вам? — спросил удивленный дедушка.

В этот момент Лисенок услышал голоса и выглянул во двор. Но, сообразив, что произошло, решил не показывать носа, быстро шмыгнул в свою комнату, прыгнул на кровать.

— Сейчас что-то будет, — шептал Лисенок. — Ой, пусть это будет сон! Хочу, чтобы это мне только приснилось! Да, я сейчас проснусь — и все будет как прежде.

Но это был не сон. Лисенок понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но кроме боли ничего не почувствовал.

Слезы сами покатились по пушистым щечкам Лисенка. Ему было и стыдно, и страшно.

— Что же там происходит? О чем они говорят? Что собираются со мной делать? — спрашивал сам себя Лисенок.

Учитель и дедушка уже сидели на кухне и тихо разговаривали. Лисенок слышал только слова, которые повторял несколько раз старый Лис:

— Сам виноват, это я учил его обманывать. 

Что отвечал на это Еж, испуганному Лисенку не удалось разобрать. Он мог только догадываться. Лисенок еще раз горько всхлипнул и накрыл свою голову подушкой, чтобы ничего не слышать. 

Вдруг он почувствовал, что до него кто-то дотронулся. Лисенок приподнял голову и увидел учителя.

— Ложь похожа на паука, который, пробравшись украдкой, начинает плести липкую паутину, — тихо произнес учитель. — Сначала это может показаться забавной игрой, но потом лгун начинает понимать, что запутался. И чем дольше продолжается вранье, тем крепче паутина. Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину!

Лисенок не смог ничего ответить учителю, потому что ком в горле мешал произнести слова. Но он понял, что ложь причиняет вред прежде всего самому лгуну. И Лисенок сделал свой выбор...

— Я буду стараться быть честным!!! — пообещал он учителю.

— Я верю в тебя! — ответил Еж.

В школе Лисенок сознался в своем обмане, и ученики простили его. С тех пор Лисенок, если хочет сказать неправду, представляет себе огромного паука и останавливает свою ложь.Обсуждение сказки:

Педагог-психолог задает вопросы детям.

Вопросы для обсуждения:

Педагог-психолог задает вопросы детям:

Ребята, где происходят события, описанные в сказке?

Кто главный герой в сказке?

Ребята, как родные хотели воспитывать Лисёнка?

Что сделал Лисёнок в школе?

Что чувствовал Лисёнок, когда все узнали правду?

На что похожа ложь?

Что делает лисенок, если хочет сказать неправду?

Упражнение «Паук»Дети передают по кругу паука и говорят: «Уходи паук, я никогда не буду обманывать»

Упражнение «Правда или нет?»Дети встают в круг и берутся за руки, педагог-психолог в центре. Он объясняет, если правда то, что говорит психолог, дети поднимают руки вверх и кричат:

«Да!», если неправда, то опускают руки и кричат: «Нет!».

Зимой идет снег?

В поле есть светлячки, правда?

В море плавают рыбки, правда?

Петух играет на рояле?

На елке растут яблоки?

Есть крылья у телёнка, правда?

Есть клюв у поросёнка, правда?

Есть вершина у горы, правда?

Есть двери у норы, правда?

Есть чешуя у петуха, правда?

Есть листики у ёлки, правда?

Есть книги на полке, правда?

Есть у бабы Яги метёлка, правда?

На березе растут шишки.

Упражнение «Фея правды».

Педагог- психолог одевает накидку «Феи Правды» и берет в руки импровизированную волшебную палочку.«Фея Правды» дотрагивается до каждого ребёнка волшебной палочкой и дарит каждому бусинку правды, которую нужно держать при себе, чтобы она помогала говорить только правду.

Рефлексия:

Педагог-психолог задает вопросы детям.

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете обманывать – это хорошо, или плохо?

Как вы думаете, как будут относиться окружающие к обманщику?

Чему учит нас сказка, которую я сегодня вам прочитала?

Какие герои сказок часто прибегает ко лжи и обману? (Лиса, Баба Яга и др.).

А случались ли у вас такие ситуации, когда вы обманывали других детей или взрослых?

В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки?

Как можно поступить, если хочет сказать неправду?

Педагог-психолог: Ребята, теперь мы с вами знаем, как можно поступить,

если хочет сказать неправду. ложь.

Педагог-психолог предлагает детям послушать стихотворение:На свете так бывает,Порой не разберёшь:С тобою правда рядомИль вкрадчивая ложь.Как в этом разобраться?Как научиться жить,Чтоб только с правдой рядом,А с ложью не дружить?Бывает ложь красива,А правда так горька,Но человеку честному

Та горечь не страшна!Давайте мы, ребята,На свете честно жить,Не будем лгать, а толькоПравду говорить!

Педагог-психолог:

Предлагает детям встать в круг. (Проговаривая стихотворение, педагог-психолог показывает движения, которые дети повторяют)

Ну-ка все встали в круг!

За руки все взялись вдруг! (Дети берут друг друга за руки)

Будем рядом стоять,

Ручками махать! (Дети поднимают руки вверх, и открытые ладошки поворачивают вправо-влево)

Мы так долго занимались (Опускают руки вниз)

И немножко баловались! (Прыжки на месте)

А теперь детвора- 

Всем в группу пора!

Скажем - До свидания!

Список литературы:

Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через сказку   / И.В. Вачков// - М.: Ось-89, 2007. - 144с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии /Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева// – СПб: Речь, 2006. – 170 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии /Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева// – СПб: Речь, 2006. – 169 с.

Соколов Д. Сказки и сказкотерапия / Д. Соколов// - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 304 с.

Панфилова М.А. Детям о самом важном Школа// - М.:Сфера ,2014.-92с

Пословицы и поговорки [Электронный ресурс]: httр://реd-kopilka.ru

Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры / С.А. Черняева// - СПб.: Речь, 2002. — 168 с.