Семья и ДОУ в рамках сенсомоторного развития детей дошкольного возраста.
Наумкина Светлана Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №125 г. Иркутск Россия
Сенсорное развитие ребенка – это, с одной стороны, развитие восприятия предметов, с другой стороны, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Значе
ние сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно в этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорная культура ребёнка – результат усвоения им общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей.Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом, взаимодействуют с окружающими их вещами, предметами и людьми.
Важнейшими условиями успешного сенсорного развития является общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей. В большинстве семей родители стремятся правильно воспитывать детей, но не у всех хватает для этого жизненного опыта и педагогических знаний. В одних семьях родители понимают и учитывают возрастные и индивидуальные особенности своих детей и соответственно стремятся применять методы воспитания. Такие родители с первых дней могут стать помощниками воспитателя и примером для других. В иных считают, что воспитывать систематически в этом возрасте еще рано. Таким родителям воспитатели стремятся подробнее показать повседневную работу детского сада. Встречаются, к сожалению, и такие семьи, где не только не умеют, но и не хотят воспитывать детей, считая, что этим должен заниматься детский сад. Обязанность воспитателя разъяснить им ошибочность таких взглядов, подсказать, что нужно сделать дома, чтобы ре6бенок рос и развивался правильно. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения ее ценностей и смысла. |
Взаимная деятельность родителей и педагогов может быть направленна:
-на создание в группе условий для обогащения сенсорного опыта детей;
-разработку и использование в совместной деятельности с детьми игр и упражнений, ориентированных на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей;
-на возможность знакомства родителей со способами обогащения сенсорного опыта детей.
Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
-коллективные,
-индивидуальные,
-наглядно-информационные,
-информационно-коммуникационные.
Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные формы играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
Информационно-коммуникационные формы. Приоритетность их применения обусловлена такими преимуществами, как постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителями и обмена информацией с ними.
Так как целью работы с семьёй является повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей) о роли сенсорных игр в развитии воспитанников и привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству, то педагоги используют различные формы и методы, например:
Беседа - это метод получения и корректировки информации на основе общения.
Консультации - одна из форм индивидуальной работы с семьей, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей (поставленные вначале консультации), педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить.
Родительское собрание - форма работы воспитателя с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста.
Анкетирование - метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование - самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей.
Стенды (уголок родителей) - это наглядная форма предъявления информации. На стендах целесообразно размещать информацию для родителей.
Памятки - это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем-либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач. Чаще всего родители получают памятки в рамках проводимых в детском саду мероприятий для детей и родителей: консультациях, беседах, родительских собраниях.
Родители должны знать как организована предметно-развивающая среда по сенсорному воспитанию детей не только в ДОУ, но и в семье. Для этого можно предложить картотеку игр в домашних условиях:
-игры с крупами;
-игры с подручными материалами;
-игры с прищепками;
-пальчиковые игры;
-игры с песком и водой и т.п
Только единые педагогические воздействия воспитателей и родителей на маленьких детей способствуют успешной подготовке к переходу их на следующую возрастную ступень.