Проект деятельности воспитателя по развитию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста средствами народной обрядовой игрушки.
Исходя из проведённого исследования, можно сделать вывод, что воспитывать патриотизм у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной игрушкой, нужно начинать в дошкольном возрасте. Выявленный исходный уровень сформированности основ патриотизма и интереса к народной игрушке, показал, что детям практически ничего неизвестно об игрушках наших предков. Также выяснилось, что у детей не
четкого представления о том, как празднуются русские народные праздники, в связи, с чем и для чего их празднуют. Также дети плохо отличают русские народные игры от всех других игр, а ведь только через доступную для понимания деятельность, интерес и увлеченность можно эффективно формировать те или иные убеждения детей. Проанализировав знания детей группы, мы пришли к выводу, что знания у детей в данной области весьма схематичны, а порой и вовсе отсутствуют.Характерная черта современного образования – внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности в духе патриотизма и культуры межнациональных отношений. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.
Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать дошкольников к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков.
Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.
Цель педагогического проекта: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народными игрушками.
Задачи:
- формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к русской обрядовой игрушке;
- воспитание уважительного и бережного отношения к прошлому, к истории и культуре своего народа;
- формирование у дошкольников целостного восприятия народной культуры;
- ознакомление детей с историей своего народа, своего Отечества.
Важнейшими условиями использования народной игрушки в процессе патриотического воспитания дошкольников 6-7 лет являются:
а) - необходимо систематическое обогащение представлений детей о культуре русского народа, народных праздниках в специально организованной и совместной деятельности педагога с воспитанниками;
б) формы организации занятий и методы их проведения должны соответствовать возрастным потребностям и индивидуальным способностям дошкольников, то есть включать в себя: игровые приемы, сюрпризные моменты, опыты и эксперименты, различные виды детской деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, художественно-творческой, коммуникативной, театрализованной, физической);
в) в группе должна быть создана предметно-развивающая среда, способствующая глубокому ознакомлению дошкольников с обрядовой куклой;
г) дети должны принимать самое активное участие в изготовлении и обыгрывании обрядовой куклы и её атрибутики.
Направления работы по проекту:
а) овладение необходимым объемом знаний о русской обрядовой кукле;
б) создание мотивации к манипуляциям с обрядовой куклой по её прямому назначению;
в) формирование умений изготовления обрядовых кукол;
г) включение детей в проектную деятельность по ознакомлению с обрядовой куклой.
В основе построения работы с детьми положена органичная связь тематического плана с народным и социально-бытовым календарем. Такой метод построения проектной деятельности, делает ее более реальной, жизненной, связывает занятия с окружающей жизнью.
Занятие проводятся два раза в неделю, 4-5 раз в месяц, по подгруппам из 10 – 12 человек. Длительность занятия – 30-35 минут. Предпочитаемая деятельность: познавательно-игровая, продуктивная, опытно-экспериментальная.
Перспективно-тематический план.
№ | Мероприятия | Цели | Сроки |
1 этап - подготовительный | |||
1. | Знакомство с методической литературой по проблеме: «Ознакомление с русской обрядовой куклой» | Формирование этнокультурной компетентности педагогов и родителей. | Сентябрь |
2. | «Круглый стол» с участием родителей и детей | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес родителей по созданию условий для реализации проекта. | Сентябрь |
3. | Диагностика уровня знаний детей по проблеме познавательного интереса к народному искусству и обрядовой кукле | Определения уровня знаний у детей | Сентябрь |
4. | Анкетирование родителей с целью определения их готовности к ознакомлению детей с бытом и укладом жизни русского народа | Определение уровня этнокультурной компетентности у родителей. | Сентябрь |
5. | Подбор наглядного практического материала для организации работы с дошкольниками по теме: «Про терем, хату и избу» | Создать условия для реализации проекта. | Сентябрь |
2 этап – основной | |||
1. | Беседа на тему: «Куклы из бабушкиного сундука» | Познакомить детей с русской обрядовой куклой. Формировать представление о значении русской обрядовой куклы в жизни народа. Воспитывать уважительное отношение к истории русского народа, его быту, обычаям, традициям. | Октябрь |
2. | Занятие. Знакомство с куклой -пеленашкой | Познакомить детей с русской обрядовой куклой-пеленашкой. Познакомить с народными приметами, связанными с куклой-пеленашкой, с верой наших предков в силу русской обрядовой куклы. Активизировать словарь: пеленашка, оберег. Способствовать развитию интереса и желания к изготовлению куклы. | Октябрь |
3. | Знакомство с колыбелью и колыбельными песнями «Баю-баюшки-баю», «Люли- люли-люленьки», «Котя-котенька-коток». Слушание музыкальных произведений и разучивание песен «Солнце за море ушло», «Ты, собаченька, не лай». | Познакомить с колыбелью, ее назначением в доме. Познакомить детей с русским народным фольклором, колыбельными песнями. Использовать колыбель, колыбельные песни в игровой деятельности. Активизировать словарь: колыбель, люлька. | Октябрь |
4. | Художественно-продуктивная деятельность: Рисование – «Колыбелька». | Учить рисовать колыбель. Передавать характерные особенности внешнего вида колыбели. | Октябрь |
5. | Знакомство с видами тканей, подбор тканей для изготовления куклы – пеленашки. | Познакомить детей с видами тканей, свойствами, фактурой, цветом. Рассказать, что для изготовления куклы-пеленашки использовали старую, разноцветную, заношенную, домотканную ткань. | Октябрь |
6. | Дидактические игры: «Найди различия», «Раскрась картинки». | Развивать тактильные ощущения. Закреплять знания о видах ткани используемых для изготовления куклы-пеленашки. | Октябрь |
7. | Изготовление куклы - пеленашки | Научить детей самостоятельно изготавливать куклу-пеленашку. Продолжать прививать детям навыки ручного труда. | Октябрь |
8. | Знакомство с пословицами и поговорками, прибаутками о семье, детях, игрушках. | Познакомить детей с пословицами, поговорками, употреблять в разговорной речи. Понимать обобщенное значение пословиц, поговорок. | Октябрь |
9. | Сюжетно – ролевая игра «Семья». | Использовать куклу-пеленашку в игровой деятельности, закреплять полученные знания в игре. | Октябрь |
10. | Занятие. «Знакомство с куклами «Зерновушкой», «Крупеничка», «Горошинка», оберегом достатка и сытости. | Познакомить детей с русской обереговой куклой Зерновушкой, символом богатой и сытной жизни. Воспитывать интерес и уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа. | Ноябрь |
11. | Рассматривание картин и иллюстраций с изображением русского поля. Н. Дмитриевский-Оренбурский «Уборка ржи», «Молотьба». С. Виноградов «На гумне», С. Колесников «Уборка соломы». Рассматривание колосьев пшеницы, овса, ржи. Зерен гороха, гречихи, кукурузы, как основы для изготовления кукол Зерновушки, Крупенички, Горошинка. | Познакомить детей с выращиванием и уборкой урожая на Руси. Учить детей составлять описательный рассказ, соблюдать последовательность, точность, выразительность, использовать ранее полученные знания. Познакомить детей с зерновыми культурами: колосьями пшеницы, овса, ржи, как кормилицами крестьянина и как основой для изготовления куклы «Зерновушки». | Ноябрь |
12. | Рассказ о том, как наши предки выращивали и молотили зерно. Знакомство с трудовыми припевками. Пословицами и поговорками, о труде. Дидактическая игра «Золушка» | Познакомить детей с тем, как наши предки выращивали, убирали урожай с полей. Познакомить со способами молотьбы. Активизировать словарь: покос, молотьба. Познакомить детей с пословицами, поговорками о труде, употреблять в разговорной речи. Разучить трудовую припевку «Раз-разочек». Закреплять знания детей о зерновых культурах, их свойствах, способе выращивания, какую роль они играли и играют в жизни русского народа. Умение отличать зерна пшеницы от зерен ржи, овса. | Ноябрь |
13. | Русские народные подвижные игры: «Звонари», «Редька», «Сижу-посижу». | Познакомить детей с русскими народными играми. Развивать двигательную активность. Через игру знакомить с жизнью сельской детворы. | Ноябрь |
14. | Художественная литература: - русская народная сказка «Василиса Прекрасная». | Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к произведениям русского народа. | Ноябрь |
15. | Изготовление кукол «Зерновушка», «Крупеничка», «Горошинка». | Научить детей изготовлять обереговую куклу «Зерновушку», «Крупеничку», «Горошинку». Воспитывать уважение к русскому народу, его обычаям и традициям. | Ноябрь |
16. | Занятие по теме: «Знакомство с обрядовой свадебной куклой» Занятие на тему «Свадебный обряд» | Познакомить детей с русской обрядовой свадебной куклой, как символом долгой, счастливой жизни. Познакомить детей с русским свадебным обрядом. Воспитывать уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа. | Декабрь |
17. | Рассматривание свадебных фотографий родителей Изготовление альбома «Свадебные традиции» | Расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях. Вызвать интерес к изготовлению альбома. Закрепить знания детей о семье, свадебных традициях. | Декабрь |
18. | Рассматривание картин со свадебным обрядом | Знакомить с русским свадебным обрядом, свадебной одеждой. | Декабрь |
19. | Подбор ткани для изготовления свадебной куклы. Изготовление свадебной куклы. | Рассмотреть с детьми несколько видов ткани. Учить выбирать определенный вид ткани для изготовления свадебной куклы. Научить девочек изготовлять куклу из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани, обрывков разноцветных нитей. Использовать плоскую щепку любого дерева, кроме ольхи и осины. | Декабрь |
20. | Занятие по теме «Знакомство с русской календарной обрядовой куклой Спиридон-солнцеворот». | Познакомить детей с русской обрядовой куклой Спиридон-солнцеворот. Знакомство с обычаями проведения дня зимнего солнцестояния. | Декабрь |
21. | Знакомство с закличками солнца: «Солнышко, покажись!», «Солнце, солнце, выблесни в оконце». | Воспитывать у детей любовь к устному народному творчеству. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь строками народных поэтических творений. | Декабрь |
22. | Знакомство с обрядовой куклой «Коза», символом плодородия и жизненной силы. | Познакомить детей с традиционным персонажем русских рождественских обрядов «Коза». Воспитывать интерес к русским традициям и обычаям передающимися из поколения в поколение. | Январь |
23. | Разучивание Рождественских колядок. | Познакомить и разучить с детьми рождественские колядки. Воспитывать интерес к празднику и привлекать к участию в Рождественских колядках. | Январь |
24. | Изготовление традиционной куклы «Рождественский ангел» | Научить детей изготовлять рождественского ангела, оберега от злых духов, приносящего счастье и любовь в дом на целый год. | Январь |
25. | Занятие: «Знакомство с целительскими куклами. Оберегающими дом от бед и болезней. | Познакомить детей с целительскими куклами. Формировать представление детей о значении целительской куклы в жизни русского народа. Сравнить с куклой – пеленашкой, куклой «Зерновушкой», свадебной куклой. | Январь |
26. | Беседа с детьми о здоровье, о здоровом образе жизни. | Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни. Знакомить детей с тем, как русский народ заботился о своем здоровье. | Январь |
27. | Художественно-продуктивная деятельность: Рисование – «Я и моя семья». «Враги моего здоровья». | Передать через рисунок знания о своей семье. Учить отражать в рисунке впечатления о том, как они с родителями укрепляют свое здоровье. Подобрать цвета соответствующие настроению ребенка. | Январь |
28. | Знакомство с пословицами, поговорками о здоровье. | Познакомить детей с пословицами и поговорками о здоровье. Употреблять в разговорной речи. | Январь |
29. | «Русские игрища»- досуг по народным играм. | Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Привлекать к занятиям спортом. Учить проявлять смекалку, находчивость, внимание. | Февраль |
30. | Изготовление целительских кукол-лихорадки-лихоманки. | Научить детей изготавливать целительских кукол. Закрепить знания об их назначении в жизни русского человека. | Февраль |
31. | Знакомство с русской обрядовой куклой Масленица. | Познакомить детей с русской обрядовой куклой Масленица. Познакомить с Масленичными традициями, развлечениями. | Февраль |
32. | Праздник «Прощай Масленица» | Знакомить детей с русским обрядовым праздником, приобщать детей к участию в празднике. | Февраль |
33. | Занятие на тему: «Знакомство с календарной обрядовой куклой «Веснушка». | Познакомить детей с русской обрядовой куклой «Веснушка». Воспитывать уважение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа. | Март |
34. | Рассматривание картин с изображением прихода весны А. Венецианов «На пашне. Весна», И. Левитан «Весна». | Формировать художественный вкус, знакомить с русскими художниками – пейзажистами. Развивать восприятие красоты русской природы. | Март |
35. | Разучивание весенних закличек «Солнышко, пробудись, красное покажись», «Ау, ау, аукаем», «Что за славный денек!» | Формировать у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к русскому народному творчеству. | Март |
36. | Художественно-продуктивная деятельность: Рисование – «Пришла Весна красна», «Весна красна, ты с чем пришла?» | Учить детей передавать в рисунке приход Весны, использовать яркие весенние краски. Развивать наглядно-образное мышление, воображение. Воспитывать интерес к природе и отражению впечатлений в изобразительной деятельности. | Март |
37. | Подвижные игры: «Ручеек», «Идет матушка-весна», «Тюлень». | Знакомить детей с русскими народными играми, их разнообразием. Воспитывать интерес к русским народным играм. | Март |
38. | Художественная литература: -русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Как весна зиму поборола». | Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказок. Воспитывать любовь к русской народной сказке. | Март |
39. | Знакомство с пословицами, поговорками о весне. | Развивать интерес к народному слову и народным приметам, воспитывать художественный вкус. Употреблять пословицы, поговорки в речи. | Март |
40. | Изготовление русской обрядовой куклы «Веснушка». | Научить детей изготовлять весеннюю обрядовую куклу «Веснушка». Использование куклы в русских традиционных обрядах. | Март |
41. | Занятие на тему: «Весенний день год кормит» (на основе куклы – зерновушки) | Учить детей высаживать семена. Формировать трудовые навыки, последовательность выполнения работы. Закреплять знание о значении куклы Зерновушки в жизни русского народа. | Апрель |
42. | Разучивание трудовых припевок «Сей, сей горох», «Уродитесь, бобы», «Матушка-репка». | Познакомить детей с трудовыми припевками использовавшиеся русским народом во время высадки семян из кукол «Зерновушек» в землю. | Апрель |
43. | Художественно-продуктивная деятельность: Рисование – «Хозяюшкины помощники» | Познакомить детей с орудиями труда, которые помогали при севе семян. Расширять представление детей о жизни русского народа. | Апрель |
44. | Дидактические игры: «Что, для чего», «Что лишнее». | Учить различать орудия труда. Прививать детям любовь к труду. Активизировать словарь детей: борона, соха, коса, серп. | Апрель |
45. | Занятие на тему: «Знакомство с русской обрядовой куклой Кукушечка. | Познакомить детей с русской обрядовой куклой Кукушечка, которая являла собой плодоносную силу. Воспитывать уважение к русским обрядам и традициям. | Апрель |
46. | Подбор материала для изготовления обрядовой куклы Кукушечка. | Познакомить детей с материалом из, которого изготавливалась кукла (трава, ткань, | Апрель |
47. | Изготовление обрядовой куклы Кукушечка. | Научить детей изготавливать русскую обрядовую куклу Кукушечка. Побуждать интерес самостоятельно изготавливать куклу. | Апрель |
48. | Русский народный обряд «Кукушечка». | Знакомить детей с русскими обрядами и традициями. Повышать интерес к истории и жизни русского народа. Возрождать народные традиции. | Апрель |
49. | Занятие на тему: «Знакомство русской обрядовой куклой «Кострома». | Познакомить детей с русской обрядовой куклой Кострома, как воплощением женского плодородия. Формировать у детей интерес к русским обрядам и обычаям. | Май |
50. | Рассматривание материала для изготовления куклы Кострома. | Познакомить детей с материалом для изготовления куклы Кострома. Свежие березовые прутья. Разноцветные ткани, разноцветные нити, кора дерева. | Май |
51. | Слушание русских народных песен «О Ладо мое», «Кострома». | Продолжать приобщать детей к русской народной музыкальной культуре. Обогащать впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки. | Май |
52. | Занятие на тему: «Знакомство с русской обрядовой куклой «Купавка». | Познакомить детей с русской обрядовой куклой Купавка, как куклой одного дня, которая олицетворяла собой начало купаний, обладала очистительной силой. | Май |
53. | Знакомство с русским песенным фольклором. Слушание «Ездил Иван по улице», «Как у нас в году три праздника», « Ходили девочки вокруг Купавки». | Познакомить детей с русским песенным фольклором. Приобщать к русским народным традициям. | Май |
54. | Изготовление русской обрядовой куклы «Купавка». | Научить детей изготовлять русскую обрядовую куклу «Купавка». Использовать для изготовления палочки разной длины, белую, яркую ткани, тесьму, цветы, траву, веточки. Продолжать прививать навыки ручного труда. | Май |
3 этап - заключительный | |||
55. | Оформление уголка «Куклы из бабушкиного сундука». | Май | |
56. | Составление альбома «Русская обрядовая кукла». | Май | |
57. | Семейная мастерская «Кукольных дел мастера». Изготовление русской обрядовой куклы. | В течение реализации проекта | |
58. | Электронная презентация для родителей и педагогов. | Май |
Планируемый результат.
В процессе проведения занятий дети должны:
- познакомиться с русскими народными праздниками, сроками и спецификой их проведения;
- знать назначение праздника в жизни народа, его историю;
- понять назначение обрядовой куклы, знать их названия, технологию изготовления, способы действия в рамках реализации обряда, используемого на празднике;
- самостоятельно играть с куклой, разворачивать сюжет, устанавливать правила игры и выполнять их;
- изготавливать такие куклы, как: «Пеленашка», «Купавка», «Зерновушка», «Крупеничка», «Горошинка», «Свадебная кукла», «Ангел», «Веснушка», «Кукушечка»;
- самостоятельно, полно описывать внешний вид и характер народной игрушки, её назначение, отличительные признаки;
- уметь сравнивать обрядовых кукол по основным критериям: назначение, внешний вид, участие в празднике;
- осознать быт предков и свою сопричастность к Отечеству, его истории;
- гордиться тем, что живут Российской Федерации, государстве с неописуемо красивой природой, богатыми традициями.