• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Дата публикации: 06.04.2020

Должность: воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Приморский край

Файл публикации





Проект деятельности воспитателя по развитию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста средствами народной обрядовой игрушки.

Исходя из проведённого исследования, можно сделать вывод, что воспитывать патриотизм у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной игрушкой, нужно начинать в дошкольном возрасте. Выявленный исходный уровень сформированности основ патриотизма и интереса к народной игрушке, показал, что детям практически ничего неизвестно об игрушках наших предков. Также выяснилось, что у детей не

четкого представления о том, как празднуются русские народные праздники, в связи, с чем и для чего их празднуют. Также дети плохо отличают русские народные игры от всех других игр, а ведь только через доступную для понимания деятельность, интерес и увлеченность можно эффективно формировать те или иные убеждения детей. Проанализировав знания детей группы, мы пришли к выводу, что знания у детей в данной области весьма схематичны, а порой и вовсе отсутствуют.

Характерная черта современного образования – внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности в духе патриотизма и культуры межнациональных отношений. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.

Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать дошкольников к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков.

Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

Цель педагогического проекта: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народными игрушками.

Задачи:

- формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к русской обрядовой игрушке;

- воспитание уважительного и бережного отношения к прошлому, к истории и культуре своего народа;

- формирование у дошкольников целостного восприятия народной культуры;

- ознакомление детей с историей своего народа, своего Отечества.

Важнейшими условиями использования народной игрушки в процессе патриотического воспитания дошкольников 6-7 лет являются:

а) - необходимо систематическое обогащение представлений детей о культуре русского народа, народных праздниках в специально организованной и совместной деятельности педагога с воспитанниками;

б) формы организации занятий и методы их проведения должны соответствовать возрастным потребностям и индивидуальным способностям дошкольников, то есть включать в себя: игровые приемы, сюрпризные моменты, опыты и эксперименты, различные виды детской деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, художественно-творческой, коммуникативной, театрализованной, физической);

в) в группе должна быть создана предметно-развивающая среда, способствующая глубокому ознакомлению дошкольников с обрядовой куклой;

г) дети должны принимать самое активное участие в изготовлении и обыгрывании обрядовой куклы и её атрибутики.

Направления работы по проекту:

а) овладение необходимым объемом знаний о русской обрядовой кукле;

б) создание мотивации к манипуляциям с обрядовой куклой по её прямому назначению;

в) формирование умений изготовления обрядовых кукол;

г) включение детей в проектную деятельность по ознакомлению с обрядовой куклой.

В основе построения работы с детьми положена органичная связь тематического плана с народным и социально-бытовым календарем. Такой метод построения проектной деятельности, делает ее более реальной, жизненной, связывает занятия с окружающей жизнью.

Занятие проводятся два раза в неделю, 4-5 раз в месяц, по подгруппам из 10 – 12 человек. Длительность занятия – 30-35 минут. Предпочитаемая деятельность: познавательно-игровая, продуктивная, опытно-экспериментальная.

Перспективно-тематический план.

Мероприятия

Цели

Сроки

1 этап - подготовительный

1.

Знакомство с методической литературой по проблеме: «Ознакомление с русской обрядовой куклой»

Формирование этнокультурной компетентности педагогов и родителей.

Сентябрь

2.

«Круглый стол» с участием родителей и детей

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес родителей по созданию условий для реализации проекта.

Сентябрь

3.

Диагностика уровня знаний детей по проблеме познавательного интереса к народному искусству и обрядовой кукле

Определения уровня знаний у детей

Сентябрь

4.

Анкетирование родителей с целью определения их готовности к ознакомлению детей с бытом и укладом жизни русского народа

Определение уровня этнокультурной компетентности у родителей.

Сентябрь

5.

Подбор наглядного практического материала для организации работы с дошкольниками по теме: «Про терем, хату и избу»

Создать условия для реализации проекта.

Сентябрь

2 этап – основной

1.

Беседа на тему: «Куклы из бабушкиного сундука»

Познакомить детей с русской обрядовой куклой. Формировать представление о значении русской обрядовой куклы в жизни народа. Воспитывать уважительное отношение к истории русского народа, его быту, обычаям, традициям.

Октябрь

2.

Занятие. Знакомство с куклой -пеленашкой

Познакомить детей с русской обрядовой куклой-пеленашкой. Познакомить с народными приметами, связанными с куклой-пеленашкой, с верой наших предков в силу русской обрядовой куклы. Активизировать словарь: пеленашка, оберег. Способствовать развитию интереса и желания к изготовлению куклы.

Октябрь

3.

Знакомство с колыбелью и колыбельными песнями «Баю-баюшки-баю», «Люли- люли-люленьки», «Котя-котенька-коток».

Слушание музыкальных произведений и разучивание песен «Солнце за море ушло», «Ты, собаченька, не лай».

Познакомить с колыбелью, ее назначением в доме. Познакомить детей с русским народным фольклором, колыбельными песнями. Использовать колыбель, колыбельные песни в игровой деятельности. Активизировать словарь: колыбель, люлька.

Октябрь

4.

Художественно-продуктивная деятельность:

Рисование – «Колыбелька».

Учить рисовать колыбель. Передавать характерные особенности внешнего вида колыбели.

Октябрь

5.

Знакомство с видами тканей, подбор тканей для изготовления куклы – пеленашки.

Познакомить детей с видами тканей, свойствами, фактурой, цветом. Рассказать, что для изготовления куклы-пеленашки использовали старую, разноцветную, заношенную, домотканную ткань.

Октябрь

6.

Дидактические игры: «Найди различия», «Раскрась картинки».

Развивать тактильные ощущения. Закреплять знания о видах ткани используемых для изготовления куклы-пеленашки.

Октябрь

7.

Изготовление куклы - пеленашки

Научить детей самостоятельно изготавливать куклу-пеленашку. Продолжать прививать детям навыки ручного труда.

Октябрь

8.

Знакомство с пословицами и поговорками, прибаутками о семье, детях, игрушках.

Познакомить детей с пословицами, поговорками, употреблять в разговорной речи. Понимать обобщенное значение пословиц, поговорок.

Октябрь

9.

Сюжетно – ролевая игра «Семья».

Использовать куклу-пеленашку в игровой деятельности, закреплять полученные знания в игре.

Октябрь

10.

Занятие. «Знакомство с куклами «Зерновушкой», «Крупеничка», «Горошинка», оберегом достатка и сытости.

Познакомить детей с русской обереговой куклой Зерновушкой, символом богатой и сытной жизни. Воспитывать интерес и уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа.

Ноябрь

11.

Рассматривание картин и иллюстраций с изображением русского поля. Н. Дмитриевский-Оренбурский «Уборка ржи», «Молотьба». С. Виноградов «На гумне», С. Колесников «Уборка соломы».

Рассматривание колосьев пшеницы, овса, ржи. Зерен гороха, гречихи, кукурузы, как основы для изготовления кукол Зерновушки, Крупенички, Горошинка.

Познакомить детей с выращиванием и уборкой урожая на Руси. Учить детей составлять описательный рассказ, соблюдать последовательность, точность, выразительность, использовать ранее полученные знания.

Познакомить детей с зерновыми культурами: колосьями пшеницы, овса, ржи, как кормилицами крестьянина и как основой для изготовления куклы «Зерновушки».

Ноябрь

12.

Рассказ о том, как наши предки выращивали и молотили зерно.

Знакомство с трудовыми припевками. Пословицами и поговорками, о труде.

Дидактическая игра «Золушка»

Познакомить детей с тем, как наши предки выращивали, убирали урожай с полей. Познакомить со способами молотьбы. Активизировать словарь: покос, молотьба.

Познакомить детей с пословицами, поговорками о труде, употреблять в разговорной речи. Разучить трудовую припевку «Раз-разочек».

Закреплять знания детей о зерновых культурах, их свойствах, способе выращивания, какую роль они играли и играют в жизни русского народа. Умение отличать зерна пшеницы от зерен ржи, овса.

Ноябрь

13.

Русские народные подвижные игры: «Звонари», «Редька», «Сижу-посижу».

Познакомить детей с русскими народными играми. Развивать двигательную активность. Через игру знакомить с жизнью сельской детворы.

Ноябрь

14.

Художественная литература:

- русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к произведениям русского народа.

Ноябрь

15.

Изготовление кукол «Зерновушка», «Крупеничка», «Горошинка».

Научить детей изготовлять обереговую куклу «Зерновушку», «Крупеничку», «Горошинку». Воспитывать уважение к русскому народу, его обычаям и традициям.

Ноябрь

16.

Занятие по теме: «Знакомство с обрядовой свадебной куклой»

Занятие на тему «Свадебный обряд»

Познакомить детей с русской обрядовой свадебной куклой, как символом долгой, счастливой жизни.

Познакомить детей с русским свадебным обрядом. Воспитывать уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.

Декабрь

17.

Рассматривание свадебных фотографий родителей

Изготовление альбома «Свадебные традиции»

Расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях.

Вызвать интерес к изготовлению альбома. Закрепить знания детей о семье, свадебных традициях.

Декабрь

18.

Рассматривание картин со свадебным обрядом

Знакомить с русским свадебным обрядом, свадебной одеждой.

Декабрь

19.

Подбор ткани для изготовления свадебной куклы.

Изготовление свадебной куклы.

Рассмотреть с детьми несколько видов ткани. Учить выбирать определенный вид ткани для изготовления свадебной куклы.

Научить девочек изготовлять куклу из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани, обрывков разноцветных нитей. Использовать плоскую щепку любого дерева, кроме ольхи и осины.

Декабрь

20.

Занятие по теме «Знакомство с русской календарной обрядовой куклой Спиридон-солнцеворот».

Познакомить детей с русской обрядовой куклой Спиридон-солнцеворот. Знакомство с обычаями проведения дня зимнего солнцестояния.

Декабрь

21.

Знакомство с закличками солнца: «Солнышко, покажись!», «Солнце, солнце, выблесни в оконце».

Воспитывать у детей любовь к устному народному творчеству. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь строками народных поэтических творений.

Декабрь

22.

Знакомство с обрядовой куклой «Коза», символом плодородия и жизненной силы.

Познакомить детей с традиционным персонажем русских рождественских обрядов «Коза». Воспитывать интерес к русским традициям и обычаям передающимися из поколения в поколение.

Январь

23.

Разучивание Рождественских колядок.

Познакомить и разучить с детьми рождественские колядки. Воспитывать интерес к празднику и привлекать к участию в Рождественских колядках.

Январь

24.

Изготовление традиционной куклы «Рождественский ангел»

Научить детей изготовлять рождественского ангела, оберега от злых духов, приносящего счастье и любовь в дом на целый год.

Январь

25.

Занятие: «Знакомство с целительскими куклами. Оберегающими дом от бед и болезней.

Познакомить детей с целительскими куклами. Формировать представление детей о значении целительской куклы в жизни русского народа. Сравнить с куклой – пеленашкой, куклой «Зерновушкой», свадебной куклой.

Январь

26.

Беседа с детьми о здоровье, о здоровом образе жизни.

Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни. Знакомить детей с тем, как русский народ заботился о своем здоровье.

Январь

27.

Художественно-продуктивная деятельность:

Рисование – «Я и моя семья». «Враги моего здоровья».

Передать через рисунок знания о своей семье. Учить отражать в рисунке впечатления о том, как они с родителями укрепляют свое здоровье. Подобрать цвета соответствующие настроению ребенка.

Январь

28.

Знакомство с пословицами, поговорками о здоровье.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о здоровье. Употреблять в разговорной речи.

Январь

29.

«Русские игрища»- досуг по народным играм.

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Привлекать к занятиям спортом. Учить проявлять смекалку, находчивость, внимание.

Февраль

30.

Изготовление целительских кукол-лихорадки-лихоманки.

Научить детей изготавливать целительских кукол. Закрепить знания об их назначении в жизни русского человека.

Февраль

31.

Знакомство с русской обрядовой куклой Масленица.

Познакомить детей с русской обрядовой куклой Масленица. Познакомить с Масленичными традициями, развлечениями.

Февраль

32.

Праздник «Прощай Масленица»

Знакомить детей с русским обрядовым праздником, приобщать детей к участию в празднике.

Февраль

33.

Занятие на тему: «Знакомство с календарной обрядовой куклой «Веснушка».

Познакомить детей с русской обрядовой куклой «Веснушка». Воспитывать уважение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.

Март

34.

Рассматривание картин с изображением прихода весны А. Венецианов «На пашне. Весна», И. Левитан «Весна».

Формировать художественный вкус, знакомить с русскими художниками – пейзажистами. Развивать восприятие красоты русской природы.

Март

35.

Разучивание весенних закличек «Солнышко, пробудись, красное покажись», «Ау, ау, аукаем», «Что за славный денек!»

Формировать у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к русскому народному творчеству.

Март

36.

Художественно-продуктивная деятельность:

Рисование – «Пришла Весна красна», «Весна красна, ты с чем пришла?»

Учить детей передавать в рисунке приход Весны, использовать яркие весенние краски. Развивать наглядно-образное мышление, воображение. Воспитывать интерес к природе и отражению впечатлений в изобразительной деятельности.

Март

37.

Подвижные игры: «Ручеек», «Идет матушка-весна», «Тюлень».

Знакомить детей с русскими народными играми, их разнообразием. Воспитывать интерес к русским народным играм.

Март

38.

Художественная литература:

-русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Как весна зиму поборола».

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказок. Воспитывать любовь к русской народной сказке.

Март

39.

Знакомство с пословицами, поговорками о весне.

Развивать интерес к народному слову и народным приметам, воспитывать художественный вкус. Употреблять пословицы, поговорки в речи.

Март

40.

Изготовление русской обрядовой куклы «Веснушка».

Научить детей изготовлять весеннюю обрядовую куклу «Веснушка». Использование куклы в русских традиционных обрядах.

Март

41.

Занятие на тему: «Весенний день год кормит» (на основе куклы – зерновушки)

Учить детей высаживать семена. Формировать трудовые навыки, последовательность выполнения работы. Закреплять знание о значении куклы Зерновушки в жизни русского народа.

Апрель

42.

Разучивание трудовых припевок «Сей, сей горох», «Уродитесь, бобы», «Матушка-репка».

Познакомить детей с трудовыми припевками использовавшиеся русским народом во время высадки семян из кукол «Зерновушек» в землю.

Апрель

43.

Художественно-продуктивная деятельность: Рисование – «Хозяюшкины помощники»

Познакомить детей с орудиями труда, которые помогали при севе семян. Расширять представление детей о жизни русского народа.

Апрель

44.

Дидактические игры: «Что, для чего», «Что лишнее».

Учить различать орудия труда. Прививать детям любовь к труду. Активизировать словарь детей: борона, соха, коса, серп.

Апрель

45.

Занятие на тему: «Знакомство с русской обрядовой куклой Кукушечка.

Познакомить детей с русской обрядовой куклой Кукушечка, которая являла собой плодоносную силу. Воспитывать уважение к русским обрядам и традициям.

Апрель

46.

Подбор материала для изготовления обрядовой куклы Кукушечка.

Познакомить детей с материалом из, которого изготавливалась кукла (трава, ткань,

Апрель

47.

Изготовление обрядовой куклы Кукушечка.

Научить детей изготавливать русскую обрядовую куклу Кукушечка. Побуждать интерес самостоятельно изготавливать куклу.

Апрель

48.

Русский народный обряд «Кукушечка».

Знакомить детей с русскими обрядами и традициями. Повышать интерес к истории и жизни русского народа. Возрождать народные традиции.

Апрель

49.

Занятие на тему: «Знакомство русской обрядовой куклой «Кострома».

Познакомить детей с русской обрядовой куклой Кострома, как воплощением женского плодородия. Формировать у детей интерес к русским обрядам и обычаям.

Май

50.

Рассматривание материала для изготовления куклы Кострома.

Познакомить детей с материалом для изготовления куклы Кострома. Свежие березовые прутья. Разноцветные ткани, разноцветные нити, кора дерева.

Май

51.

Слушание русских народных песен «О Ладо мое», «Кострома».

Продолжать приобщать детей к русской народной музыкальной культуре. Обогащать впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.

Май

52.

Занятие на тему: «Знакомство с русской обрядовой куклой «Купавка».

Познакомить детей с русской обрядовой куклой Купавка, как куклой одного дня, которая олицетворяла собой начало купаний, обладала очистительной силой.

Май

53.

Знакомство с русским песенным фольклором. Слушание «Ездил Иван по улице», «Как у нас в году три праздника», « Ходили девочки вокруг Купавки».

Познакомить детей с русским песенным фольклором. Приобщать к русским народным традициям.

Май

54.

Изготовление русской обрядовой куклы «Купавка».

Научить детей изготовлять русскую обрядовую куклу «Купавка». Использовать для изготовления палочки разной длины, белую, яркую ткани, тесьму, цветы, траву, веточки. Продолжать прививать навыки ручного труда.

Май

3 этап - заключительный

55.

Оформление уголка «Куклы из бабушкиного сундука».

Май

56.

Составление альбома «Русская обрядовая кукла».

Май

57.

Семейная мастерская «Кукольных дел мастера». Изготовление русской обрядовой куклы.

В течение реализации проекта

58.

Электронная презентация для родителей и педагогов.

Май

Планируемый результат.

В процессе проведения занятий дети должны:

- познакомиться с русскими народными праздниками, сроками и спецификой их проведения;

- знать назначение праздника в жизни народа, его историю;

- понять назначение обрядовой куклы, знать их названия, технологию изготовления, способы действия в рамках реализации обряда, используемого на празднике;

- самостоятельно играть с куклой, разворачивать сюжет, устанавливать правила игры и выполнять их;

- изготавливать такие куклы, как: «Пеленашка», «Купавка», «Зерновушка», «Крупеничка», «Горошинка», «Свадебная кукла», «Ангел», «Веснушка», «Кукушечка»;

- самостоятельно, полно описывать внешний вид и характер народной игрушки, её назначение, отличительные признаки;

- уметь сравнивать обрядовых кукол по основным критериям: назначение, внешний вид, участие в празднике;

- осознать быт предков и свою сопричастность к Отечеству, его истории;

- гордиться тем, что живут Российской Федерации, государстве с неописуемо красивой природой, богатыми традициями.