Экологические посиделки для воспитателей
«Ознакомление с природой родного края
через экологическую тропу»
Кравцова Надежда Владимировна,
воспитатель (с правом преподавания экологии),
МАДОУ «Малыш», г. Ноябрьск, ЯНАО
Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой. На территории нашего детского сада создана «Экологическая тропинка», где нас любезно приветствует пенек – Лесовичок. Работа на экологи
ческой тропе позволяет решать следующие задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки поведения на природе, заботы о природе и ее обитателях, расширять знания детей о значении каждого объекта природы, дать представление о взаимосвязи явлений в природе, развивать эстетические чувства, воображение, внимание.На «Экологической тропе» нашего детского сада есть уголок Нетронутой природы (лесной), луг, Альпийская горка с водоемом, где можно познакомить детей с представителями местной флоры и фауны и экосистемами леса и луга, альпийских гор. Частью экологической тропы является огород, где дети совместно со взрослыми в короткое северное лето выращивают овощи, зелень. Дети осознают, что только старание, огромное желание, забота, труд помогают вырастить хороший урожай. А также – цветочные клумбы, которые украшают скудный северный пейзаж.
На тропинке мы можем встретиться с разнообразными растительными сообществами, характерными для нашей местности. На тропинке есть кустарники: смородина, шиповник, малина; различные деревья разного возраста, что позволяет познакомить детей с рядом насекомых, лишайников, грибов, мхов, которые обычно селятся на деревьях, и объяснить круговорот веществ в природе. Экологическая тропинка – это не клумба! Наша задача, чтобы на ней было как можно больше разных природных объектов, а разнообразие условий – максимальным как в природе.
Наблюдения в природе, экскурсии в ближайший лес, целевые прогулки, походы дают почву для размышления, пробуждают в детях пытливость и любознательность, а также учат бережно относиться к природе севера.
При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта в природе есть свое место и свое назначение. Стараемся, чтобы дети полюбили каждый кустик, каждое деревце, каждую травинку, растущую на вечной мерзлоте. Не только полюбили, но и бережно к ней относились.
О правилах поведения в природе напоминают экологические знаки, которые тоже присутствуют на экологической тропе детского сада.
Дети наблюдают природу в разные сезоны года, живут в ней, наслаждаются ею. Чтение сказок и стихов, разучивание пословиц и поговорок, исполнение песен, участие в играх позволяют расширить представление детей о природном окружении, помогают выразить отношение к нему в яркой эмоциональной форме.
План работы на экологической тропе в старшей группе
Месяц | Тематика | Предварительная работа | Содержание работы на экологической тропе | Последующая работа |
Август | Ягодные кустарнички: Брусника, голубика, черника | Рассматривание гербариев ягодных кустарничков. Стихи Загадки | Поиск ягодных кустарников на участке д/с. Рассказ о значении данных растений как источников витаминов и как лекарственного средства. Знакомство с правилом «Ягоды вместе с корнем не вырывают» и соответствующим запрещающим знаком. | Аппликация из листьев «Кустик с ягодами» |
Сентябрь | Деревья и кустарники на участке детского сада | Беседа об осени. Рассматривание иллюстраций деревьев, слушание звуков музыки в природе – шум листвы и т.д. | Рассматривание деревьев, опавших листьев. Беседа о подготовке деревьев к зиме. Знакомство с народными приметами: много ягод на рябине – к теплой зиме; много грибов – много белок будет. Сбор опавших листьев деревьев, шишек для поделок и гербариев. | Разучивание песен, стихов о лесе. Изготовление гербария (листья) Конструирование из природного материала «Деревья и кустики» Д.и. «Детки с какой ветки?» |
Октябрь | Живая и неживая природа | Слушание музыки из цикла «Времена года». Осень. П.И. Чайковского | Поиск объектов живой и неживой природы. Беседа о признаках живых организмов. П.и. «Живое–неживое» | Разучивание песен об осени Аппликация из сухих листьев «Кто спрятался в траве?» |
Ноябрь | Вода в природе | Беседа о разных состояниях воды. Отгадывание загадок о снеге, льде, воде. | Поиск льда под снегом. Беседы «Путешествие капельки». П.и. «Ручеек» | Рисование на тему «Волшебные снежинки»» |
Декабрь | Деревья зимой (лиственница) | Рассматривание силуэтов деревьев. Чтение рассказов «Ель», «Сосна», «Лиственница» из книги Л. Катаевой «Таежный хоровод» | Рассказ о лиственнице. Сравнение ели и лиственницы. | Беседа по схеме о том, что интересного мы увидели во время экскурсии. Отобразить это схематично. |
Январь | Кто живет в лесу зимой? | Рассматривание животных в альбоме «Животные севера» Беседы на тему: «Как животные зиму проводят» (белка, лиса, заяц, волк, медведь, олень, барсук) | Игра «Следопыты» - поиск следов на снегу. | Составление модели «Маскировка животных» Лепка «Животные севера» |
Февраль | Кто прилетал на кормушку? | Слушание музыки «Времена года. Зима» П.И. Чайковского. Чтение рассказов Г. Скребицкого из книги «Крылатые соседи» Рассматривание иллюстраций «Птицы нашего края» Знакомство с приметами: Воробьи дружно расчирикались – к оттепели, Вороны и галки садятся на верхушках деревьев – к морозу. | Игра «Следопыты» - поиск следов на снегу» Подкормка птиц | Зарисовка в календаре «Кто прилетал на кормушку» Конструирование «Птички - невелички» (из природного материала) |
Март | Растения нашей местности | Рассматривание гербариев растений. | Рассматривание деревьев, кустов, узнавание их по кронам. Беседа «Пробуждение природы» | Д.и. «Что растет в нашем лесу?» Цикл наблюдений за ветками в вазе. |
Апрель | Вода, снег, лед, сосульки | Слушание музыки «Пробуждение природы», стихов о весне | Слушание звуков музыки в природе «Журчание ручейка», капель. Беседа о состояниях воды | Рисование капели, ручья |
Май | Деревья весной | Рассматривание иллюстраций альбома «Природа родного края» | Рассматривание почек деревьев и кустарников. | Рисование на тему «Весенний пейзаж» |
Июнь | Первоцветы Насекомые | Рассматривание иллюстраций «Первоцветы». Беседа о насекомых «Вредные» и «полезные» животные. | Игра «Следопыты»- поиск первоцветов (мать и – мачеха, одуванчики) Отгадывание загадок о насекомых | Рисование на тему «Первоцветы» Аппликация из листьев «Бабочка» |
Июль | Лекарственные травы. Растения альпийской горки Цветы дивной красоты (клумбы) | Рассматривание иллюстраций «Садовые цветы», «Луговые цветы» | Игра «Следопыты» (растения и животные альпийской горки) Рассматривание цветов на клумбах | Д.и. «Парочки» (садовые цветы) Рисование «Растения альпийской горки» |
План работы на экологической тропе
в подготовительной к школе группе
Месяц | Тематика | Предварительная работа | Содержание работы на экологической тропе | Последующая работа |
Август | «Лекарственные растения рядом с нами» «Мох – уникальное растение» | Рассматривание гербариев растений. Чтение сказки «Зеленая аптека тундры» | Рассматривание лекарственных растений на участке детского сада (Иван-чай, пижма, подорожник, хвощ, брусника, голубика.) Рассказ об их применении. | Аппликация «Зеленая аптека» Чтение рассказа «Бабушкина аптека» («Хомани» М. Приходько) |
Сентябрь | «Распространение семян ветром» «Торф – полезное ископаемое нашего края» «Лиственные деревья осенью» | Рассматривание семян, которые имеют приспособления к переносу ветром. Рассматривание журнала «Полезные ископаемые нашего края» | Наблюдение за ветром. Задание: найти растения, для которых ветер – желанный гость. Игра «Следопыты» (Какой он – торф) | Сбор листьев и семян для гербария, коллекции и поделок. Беседа на тему: «Отчего осенью листья на деревьях желтеют и опадают?) Опыты с торфом. |
Октябрь | Летающие животные | Дидактическая музыкальная игра «Угадай, кто летает?» | Беседа «Что помогает летать животным? Для чего птицам летать?» Игры – превращения: «Мы комарики», «Мы журавли» и др. | Лепка «Птицы волшебного леса» |
Ноябрь | Волшебные превращения (Вода в природе) | Слушание музыки из цикла «Времена года. Осень» П.И. Чайковского | Отгадывание загадок о реке, снеге, зиме. Рассказ о том, как зимуют рыбы. Ненецкая загадка: «Два брата в воду смотрят, никогда не упадут» (берега реки). | Рисование водоохранных знаков. Беседа о том, как люди относятся к реке. Что вы смогли бы сделать хорошего для реки? |
Декабрь | Деревья зимой (кедр, сосна, ель) | Заучивание пословицы «Спасибо, мороз, что снегу нанес» | Рассматривание хвойных деревьев. Узнавание деревьев по силуэтам. Беседа о том, как зимуют деревья. | Коллективная работа «Зимняя сказка» (рисование) Изготовление плакатов «Берегите ели!» Беседа на тему: «Почему зимой у елки зеленые иголки?» |
Январь | Следы на снегу | Рассматривание картин «Оседлые птицы нашего края» | Беседа о животных Севера. Игра «Следопыты» - поиск следов на снегу. Рассказ о том, где ночуют и прячутся куропатки, рябчики, тетерева. Ненецкая загадка: «Летом серая, зимой белая» (куропатка) | Аппликация из природного материала «Птицы нашего края» |
Февраль | Следы на снегу | Рассматривание альбома «Животный мир нашего края» | Рассматривание следов на снегу. Подвижная игра «Лиса мышкует». Пословицы и поговорки северных народов: «Куда мышь бежит, туда и песец стремится»; «Чем метель над тундрой злее, тем куропатке в снегу теплее» | Составление пищевой цепочки «В нашем лесу» Беседа «Лес – многоэтажный дом» |
Март | Растения нашей местности | Рассматривание картин о природе нашего края. | Рассматривание деревьев и беседа. Д.и. «Узнай по описанию» | Рисование на тему «Великий северный лес» |
Апрель | Летят перелетные птицы | Слушание звуков музыки в природе (пение птиц) Чтение стихотворения «Птица счастья» (лебедь) | Беседа о том, какие птицы возвращаются в наш край П.и. «Перелет птиц» | Рисование плакатов об охране природы Инсценировка «Кто весну принес?» |
Май | «Деревья и кусты весной» Первоцветы | Наблюдение за распусканием почек Рассматривание иллюстраций «Северные первоцветы» | Рассматривание почек деревьев и кустарников Игра «Следопыты» (первоцветы: мать –и-мачеха, одуванчик) | Рисование на тему «Береза весной», «Волшебный одуванчик» Беседа на тему: «Почему лист зеленый?» |
Июнь | «Тайны северных трав» «Овощи на грядке» | Рассматривание иллюстраций «Северные травы» Загадки на грядке | Игра «Следопыты» (Растения альпийской горки), «Что растет на грядке?» | Д.и. «Что где растет?» Рисование «Что растет на грядке?» |
Июль | «Цветы дивной красоты» «Муравьи и муравейники» «Насекомые и цветы созданы друг для друга» | Рассматривание открыток «Садовые цветы» Беседа «Муравья – надежные помощники лесоводов» | Игра «Следопыты» (муравьи – великие труженики), «Что растет на клумбе?» «Как насекомые находят нектар?» | Д.и. «Парочки» (садовые цветы) Рисование «Цветы на клумбе» Правила «Как сохранить самых древних обитателей нашей планеты» Д.и. «Угадай по запаху растение» |