• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Экологические посиделки для воспитателей «Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу»

Дата публикации: 07.04.2020

Должность: воспитатель с правом преподавания экологии

Учебное заведение:

Населенный пункт: город Ноябрьск, ЯНАО

Файл публикации





Экологические посиделки для воспитателей

«Ознакомление с природой родного края

через экологическую тропу»

Кравцова Надежда Владимировна,

воспитатель (с правом преподавания экологии),

МАДОУ «Малыш», г. Ноябрьск, ЯНАО

Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой. На территории нашего детского сада создана «Экологическая тропинка», где нас любезно приветствует пенек – Лесовичок. Работа на экологи

ческой тропе позволяет решать следующие задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки поведения на природе, заботы о природе и ее обитателях, расширять знания детей о значении каждого объекта природы, дать представление о взаимосвязи явлений в природе, развивать эстетические чувства, воображение, внимание.

На «Экологической тропе» нашего детского сада есть уголок Нетронутой природы (лесной), луг, Альпийская горка с водоемом, где можно познакомить детей с представителями местной флоры и фауны и экосистемами леса и луга, альпийских гор. Частью экологической тропы является огород, где дети совместно со взрослыми в короткое северное лето выращивают овощи, зелень. Дети осознают, что только старание, огромное желание, забота, труд помогают вырастить хороший урожай. А также – цветочные клумбы, которые украшают скудный северный пейзаж.

На тропинке мы можем встретиться с разнообразными растительными сообществами, характерными для нашей местности. На тропинке есть кустарники: смородина, шиповник, малина; различные деревья разного возраста, что позволяет познакомить детей с рядом насекомых, лишайников, грибов, мхов, которые обычно селятся на деревьях, и объяснить круговорот веществ в природе. Экологическая тропинка – это не клумба! Наша задача, чтобы на ней было как можно больше разных природных объектов, а разнообразие условий – максимальным как в природе.

Наблюдения в природе, экскурсии в ближайший лес, целевые прогулки, походы дают почву для размышления, пробуждают в детях пытливость и любознательность, а также учат бережно относиться к природе севера.

При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта в природе есть свое место и свое назначение. Стараемся, чтобы дети полюбили каждый кустик, каждое деревце, каждую травинку, растущую на вечной мерзлоте. Не только полюбили, но и бережно к ней относились.

О правилах поведения в природе напоминают экологические знаки, которые тоже присутствуют на экологической тропе детского сада.

Дети наблюдают природу в разные сезоны года, живут в ней, наслаждаются ею. Чтение сказок и стихов, разучивание пословиц и поговорок, исполнение песен, участие в играх позволяют расширить представление детей о природном окружении, помогают выразить отношение к нему в яркой эмоциональной форме.

План работы на экологической тропе в старшей группе

Месяц

Тематика

Предварительная работа

Содержание работы на экологической тропе

Последующая работа

Август

Ягодные кустарнички:

Брусника, голубика, черника

Рассматривание гербариев ягодных кустарничков.

Стихи

Загадки

Поиск ягодных кустарников на участке д/с. Рассказ о значении данных растений как источников витаминов и как лекарственного средства. Знакомство с правилом «Ягоды вместе с корнем не вырывают» и соответствующим запрещающим знаком.

Аппликация из листьев «Кустик с ягодами»

Сентябрь

Деревья и кустарники на участке детского сада

Беседа об осени.

Рассматривание

иллюстраций деревьев, слушание звуков музыки в природе – шум листвы и т.д.

Рассматривание деревьев, опавших листьев. Беседа о подготовке деревьев к зиме. Знакомство с народными приметами: много ягод на рябине – к теплой зиме; много грибов – много белок будет. Сбор опавших листьев деревьев, шишек для поделок и гербариев.

Разучивание песен, стихов о лесе.

Изготовление гербария (листья)

Конструирование из природного материала

«Деревья и кустики»

Д.и. «Детки с какой ветки?»

Октябрь

Живая и неживая природа

Слушание музыки из цикла «Времена года». Осень. П.И. Чайковского

Поиск объектов живой и неживой природы. Беседа о признаках живых организмов.

П.и. «Живое–неживое»

Разучивание песен об осени

Аппликация из сухих листьев

«Кто спрятался в траве?»

Ноябрь

Вода в природе

Беседа о разных состояниях воды. Отгадывание загадок о снеге, льде, воде.

Поиск льда под снегом. Беседы «Путешествие капельки».

П.и. «Ручеек»

Рисование на тему «Волшебные снежинки»»

Декабрь

Деревья зимой

(лиственница)

Рассматривание силуэтов деревьев.

Чтение рассказов «Ель», «Сосна», «Лиственница» из книги Л. Катаевой «Таежный хоровод»

Рассказ о лиственнице. Сравнение ели и лиственницы.

Беседа по схеме о том, что интересного мы увидели во время экскурсии. Отобразить это схематично.

Январь

Кто живет в лесу зимой?

Рассматривание животных в альбоме «Животные севера»

Беседы на тему:

«Как животные зиму проводят» (белка, лиса, заяц, волк, медведь, олень, барсук)

Игра «Следопыты» - поиск следов на снегу.

Составление модели «Маскировка животных»

Лепка «Животные севера»

Февраль

Кто прилетал на кормушку?

Слушание музыки «Времена года. Зима»

П.И. Чайковского.

Чтение рассказов Г. Скребицкого из книги «Крылатые соседи»

Рассматривание иллюстраций «Птицы нашего края»

Знакомство с приметами: Воробьи дружно расчирикались – к оттепели, Вороны и галки садятся на верхушках деревьев – к морозу.

Игра «Следопыты» - поиск следов на снегу»

Подкормка птиц

Зарисовка в календаре «Кто прилетал на кормушку»

Конструирование «Птички - невелички» (из природного материала)

Март

Растения нашей местности

Рассматривание гербариев растений.

Рассматривание деревьев, кустов, узнавание их по кронам.

Беседа «Пробуждение природы»

Д.и. «Что растет в нашем лесу?»

Цикл наблюдений за ветками в вазе.

Апрель

Вода, снег, лед, сосульки

Слушание музыки «Пробуждение природы», стихов о весне

Слушание звуков музыки в природе

«Журчание ручейка», капель. Беседа о состояниях воды

Рисование капели, ручья

Май

Деревья весной

Рассматривание иллюстраций альбома «Природа родного края»

Рассматривание почек деревьев и кустарников.

Рисование на тему «Весенний пейзаж»

Июнь

Первоцветы

Насекомые

Рассматривание иллюстраций «Первоцветы». Беседа о насекомых «Вредные» и «полезные» животные.

Игра «Следопыты»- поиск первоцветов (мать и – мачеха, одуванчики)

Отгадывание загадок о насекомых

Рисование на тему «Первоцветы»

Аппликация из листьев «Бабочка»

Июль

Лекарственные травы. Растения альпийской горки

Цветы дивной красоты (клумбы)

Рассматривание иллюстраций «Садовые цветы», «Луговые цветы»

Игра «Следопыты»

(растения и животные альпийской горки)

Рассматривание цветов на клумбах

Д.и. «Парочки» (садовые цветы)

Рисование «Растения альпийской горки»

План работы на экологической тропе

в подготовительной к школе группе

Месяц

Тематика

Предварительная работа

Содержание работы на экологической тропе

Последующая работа

Август

«Лекарственные растения рядом с нами»

«Мох – уникальное растение»

Рассматривание гербариев растений. Чтение сказки «Зеленая аптека тундры»

Рассматривание лекарственных растений на участке детского сада (Иван-чай, пижма, подорожник, хвощ, брусника, голубика.) Рассказ об их применении.

Аппликация «Зеленая аптека»

Чтение рассказа «Бабушкина аптека» («Хомани» М. Приходько)

Сентябрь

«Распространение семян ветром»

«Торф – полезное ископаемое нашего края»

«Лиственные деревья осенью»

Рассматривание семян, которые имеют приспособления к переносу ветром.

Рассматривание журнала «Полезные ископаемые нашего края»

Наблюдение за ветром. Задание: найти растения, для которых ветер – желанный гость.

Игра «Следопыты» (Какой он – торф)

Сбор листьев и семян для гербария, коллекции и поделок.

Беседа на тему: «Отчего осенью листья на деревьях желтеют и опадают?)

Опыты с торфом.

Октябрь

Летающие животные

Дидактическая музыкальная игра «Угадай, кто летает?»

Беседа «Что помогает летать животным? Для чего птицам летать?» Игры – превращения: «Мы комарики», «Мы журавли» и др.

Лепка «Птицы волшебного леса»

Ноябрь

Волшебные превращения

(Вода в природе)

Слушание музыки из цикла «Времена года. Осень»

П.И. Чайковского

Отгадывание загадок о реке, снеге, зиме. Рассказ о том, как зимуют рыбы. Ненецкая загадка: «Два брата в воду смотрят, никогда не упадут» (берега реки).

Рисование водоохранных знаков.

Беседа о том, как люди относятся к реке. Что вы смогли бы сделать хорошего для реки?

Декабрь

Деревья зимой

(кедр, сосна, ель)

Заучивание пословицы «Спасибо, мороз, что снегу нанес»

Рассматривание хвойных деревьев. Узнавание деревьев по силуэтам. Беседа о том, как зимуют деревья.

Коллективная работа «Зимняя сказка» (рисование)

Изготовление плакатов «Берегите ели!»

Беседа на тему: «Почему зимой у елки зеленые иголки?»

Январь

Следы на снегу

Рассматривание картин «Оседлые птицы нашего края»

Беседа о животных Севера. Игра «Следопыты» - поиск следов на снегу. Рассказ о том, где ночуют и прячутся куропатки, рябчики, тетерева. Ненецкая загадка: «Летом серая, зимой белая»

(куропатка)

Аппликация из природного материала «Птицы нашего края»

Февраль

Следы на снегу

Рассматривание альбома «Животный мир нашего края»

Рассматривание следов на снегу. Подвижная игра «Лиса мышкует».

Пословицы и поговорки северных народов: «Куда мышь бежит, туда и песец стремится»; «Чем метель над тундрой злее, тем куропатке в снегу теплее»

Составление пищевой цепочки «В нашем лесу»

Беседа «Лес – многоэтажный дом»

Март

Растения нашей местности

Рассматривание картин о природе нашего края.

Рассматривание деревьев и беседа.

Д.и. «Узнай по описанию»

Рисование на тему «Великий северный лес»

Апрель

Летят перелетные птицы

Слушание звуков музыки в природе (пение птиц)

Чтение стихотворения

«Птица счастья» (лебедь)

Беседа о том, какие птицы возвращаются в наш край

П.и. «Перелет птиц»

Рисование плакатов об охране природы

Инсценировка «Кто весну принес?»

Май

«Деревья и кусты весной» Первоцветы

Наблюдение за распусканием почек

Рассматривание иллюстраций «Северные первоцветы»

Рассматривание почек деревьев и кустарников

Игра «Следопыты»

(первоцветы: мать –и-мачеха, одуванчик)

Рисование на тему «Береза весной», «Волшебный одуванчик»

Беседа на тему: «Почему лист зеленый?»

Июнь

«Тайны северных трав»

«Овощи на грядке»

Рассматривание иллюстраций «Северные травы»

Загадки на грядке

Игра «Следопыты» (Растения альпийской горки),

«Что растет на грядке?»

Д.и. «Что где растет?»

Рисование «Что растет на грядке?»

Июль

«Цветы дивной красоты»

«Муравьи и муравейники»

«Насекомые и цветы созданы друг для друга»

Рассматривание открыток «Садовые цветы»

Беседа «Муравья – надежные помощники лесоводов»

Игра «Следопыты»

(муравьи – великие труженики),

«Что растет на клумбе?»

«Как насекомые находят нектар?»

Д.и. «Парочки» (садовые цветы)

Рисование «Цветы на клумбе»

Правила «Как сохранить самых древних обитателей нашей планеты»

Д.и. «Угадай по запаху растение»