Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Эрудит» г. Перми
Рабочая программа кружка по бумажному 3-D моделированию
«Бумажные фантазии»
Агафонова Татьяна Михайловна, педагог 1 квалификационной категории |
Пермь, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница
в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.
Содержание кружковой программы «Бумажные фантазии» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
Занятия кружка «Бумажные фантазии» направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа кружка «Чудеса своими руками» позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие задачи
формировать умения следовать устным инструкциям;
обучать различным приемам работы с бумагой;
знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
обогащать словарь ребенка специальными терминами;
создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие задачи
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
развивать пространственное воображение.
Воспитательные задачи
воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации программы дети:
научатся различным приемам работы с бумагой;
научатся следовать устным инструкциям;
будут знать о технике безопасности во время работы с ножницами, клеем
будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
овладеют навыками культуры труда;
будут уметь планировать свою работу
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Программа кружка «Бумажные фантазии» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 15 человек. Занятия проводятся в двух подгруппах, четыре раза в месяц с сентября по май.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | Тема | Содержание |
Сентябрь | «Волшебные свойства бумаги» | Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. |
«Объемные фигуры простым взмахом ножниц» | Познакомить детей с техникой получения объемных фигур при помощи ножниц. Совершенствовать навыки вырезания. | |
Октябрь | «Довольный котяра» | Обучать детей способам выкраивания деталей; совершенствовать навыки вырезания, учить создавать яркий и выразительный образ. |
«Мотыльки» | Закреплять способы вырезания по сложному контуру; совершенствовать навыки выкраивания деталей поделки; воспитывать аккуратность в работе. | |
Ноябрь | «Стены домов» | Научить детей создавать постройки из готовых коробочек; развивать воображение, фантазию; учить предвосхищать результат, работать четко, стремясь к конечной цели. |
«Крыши домов» | Продолжать работу по конструированию из готовых коробочек, усложняя элементы построек. Развивать логическое мышление, воображение, память. Воспитывать интерес к конструированию из коробочек. |
Месяц | Тема | Содержание |
Декабрь | «Вращающаяся елочка» | Познакомить детей с гофрированной и крепированной бумагой; познакомить с рациональным способом получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам и вырезание силуэта по контуру. |
«Снежинки» | Учить детей создавать разнохарактерные узоры на сложенной вчетверо бумаге. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение; совершенствовать навыки вырезания; воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | |
Январь | «Детская площадка» | Учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, конструирование из коробочек. Воспитывать желание помогать товарищу. |
«Многоэтажный дом» | Совершенствовать навыки работы по конструированию из готовых коробочек; развивать чувство цвета, композиции; воспитывать желание помогать товарищу, давать советы по оформлению работы. | |
Февраль | «Мышка-коробочка» | Учить самостоятельно создавать нестандартные образы, функционально применяемые в жизни садика и группы (коробочки); совершенствовать навыки вырезания и работы с клеем; развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги |
«Мышиный пир» | Учить детей создавать отдельные элементы для коллективной композиции, работая в парах; совершенствовать навыки работы с бумагой; объяснить детям, что вклад каждого из них важен для конечного результата коллективной работы. |
Месяц | Тема | Содержание |
Март | «Бумажный бант» | Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания; учить из длинных тонких полосок бумаги создавать большой бант для оформления открыток. Развивать мелкую моторику рук. |
«Шкатулка» | Учить самостоятельно клеить коробочки на основе предложенной воспитателем выкройки; учить украшать полученный результат с помощью разного вида бумаги; развивать воображение; воспитывать эстетические чувства. | |
Апрель | «Вертушки» | Учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками. |
«Шторы» | Учить детей многократному сгибанию, по принципу «гармошка»; развивать эстетические чувства; развивать мелкую моторику рук. | |
Май | Открытка «Божья коровка» | Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение. |
«Бумагоград» | Оформление выставки, где у ребенка есть возможность продемонстрировать навыки, приобретенные при посещении кружка. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
учебно-тематический план;
методическая литература;
ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий;
схемы пошагового моделирования;
стихи, загадки по темам занятий.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий используются образцы изделий, инструкционные карты, наборы различных видов бумаги.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ
Основная форма проведения занятий – практикум.
Для поддержания интереса к занятиям используются разнообразные формы и методы проведения занятий:
беседы, рассказы, сказки, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
рассматривание иллюстраций;
работа по образцу – обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;
самостоятельное моделирование;
коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Формы подведения реализации кружка «Бумажные фантазии»:
составление альбома лучших работ;
проведение выставок детских работ.