• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Внеурочная деятельность в малокомплектных школах

Дата публикации: 11.04.2020

Должность: учитель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Белгородская обл

Файл публикации





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чураевская основная общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»

«Внеурочная деятельность в малокомплектных школах»

Выполнила: учитель

Маслова Д. А.

Чураево 2020г

Демографическое положение многих районов привело к оттоку молодежи из села, что отразилось на наполняемости сельских школ, они перешли в разряд – малочисленн

ых. При переходе на новый ФГОС в условиях сельской школы, особенно малочисленной, возникает ряд специфических проблем и вопросов при организации внеурочной деятельности детей, например такие как:

-как организовать разностороннюю деятельность детей в классе, где обучается несколько человек, или в школе с наполняемостью 20- 40 человек?

Как преодолеть проблему малочисленности классов, чтобы организовать полноценное общение и развитие детей?

Есть ли особые ресурсы в малокомплектной сельской школе, которые можно более продуктивно использовать при организации внеурочной деятельности обучающихся?

Как использовать возможности школы, учитывать особенности социума при организации внеурочной деятельности сельских детей?

Какие модели организации внеурочной работы могут быть ориентиром для сельских педагогов, детей и родителей?

Осознавая всю серьезность сложившейся ситуации, что после закрытия школы нас селе – исчезает само село, хотелось бы, чтобы деревушки сохранилась на карте.

Целью является проектирование и построение системы внеурочной деятельности в малокомплектной сельской школе.

Для ее достижения необходимо создание разновозрастных групп как средств организации внеурочной деятельности сельских школьников.

Каковы функции разновозрастной группы?

Во-первых, РВГ выполняет функцию психологической защиты ребенка. Во-вторых, РВГ выполняет функцию социальной поддержки. В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторскую функцию. Старшим предоставляется возможность выполнять роль взрослого, взять на себя ответственность.

В зависимости от содержания учебного материала занятия с РВГ могут быть однотемные и разнотемные.

Однотемные занятия проводятся в тех случаях, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, понятий и т.д.

Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные занятия. В этом случае основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности учащихся. Например, решение задач, итоговое занятие и т.д.

Планирование конкретного учебного занятия в разновозрастных группах, на котором организуется совместное обучение детей разного возраста, предусматривает следующие действия:

1. Определить тему занятия;

выявить возможности для возрастного обучения и содержание учебного материала;

2. Определить задачи:

а) образовательные (общие для всех учащихся и по классам);

б) развивающие;

в) воспитательные;

3. Составить план занятий (по этапам);

4.Составить план подготовки к занятию, предусмотрев организацию совместной деятельности детей;

5.сделать развернутый план-сетку занятия, сделать приложения, поясняющие схему и предусматривающие не только деятельность по классам, но и уровневую дифференциацию в процессе совместной, групповой и индивидуальной работы.

В какой форме организовать работу РВГ? На наш взгляд, это организация проблемно-тематических дней.

Главная цель проблемно-тематического дня:

сформировать у детей целостный, системный взгляд на окружающий мир, помочь им осознать личностный смысл проживания в этом мире.

Основной идеей такого дня является выявление жизненно важной для детей проблемы, решение которой предполагает интеграцию всех или большинства областей знаний, объединяет в творческом процессе усилия педагогов, обучающихся, родителей, а возможно и представителей социума

Отличительные признаки проблемно-тематического дня:

- наличие актуальной проблемы, которая чаще всего представлена в виде вопроса, решение которого связано с поиском информации самими детьми в течение подготовки и проведения дня;

- целостность дня, подчиненность проблеме, его интегративный характер, когда явно отсутствуют разграничения учебных предметов, учебных занятий и воспитательных мероприятий, а каждый этап дня, каждое действие детей соответствуют поставленной проблеме;

- гибкость в организации дня, отсутствие жестких временных и организационных рамок, в этот день проводятся не занятия по расписанию, а встречи детей, педагогов, родителей, специалистов по обсуждению конкретных проблем, время и место проведения которых строго не ограничивается, а гибко регулируется в зависимости от объема обозначенных детьми вопросов;

- значительную часть дня составляют импровизация, творчество, обсуждение, практическая деятельность детей;

- в подготовке и проведении дня участвуют родители, местные специалисты и жители.

Структура проблемно – тематического дня.

Открытие дня, включающее создание проблемной ситуации, средства, обеспечивающие мотивацию на проведение дня, знакомство с планом и правилами дня. Полезно пригласить специалиста, который даст важное задание, подвести итоги конкурсов, проведенных на этапе подготовки, представить результаты экскурсий, открыть выставки и т.д.

Проведение занятий образовательного характера по решению конкретных проблем. Это, как правило, 2-4 занятия, содержание которых связано с содержанием учебных дисциплин и в тоже время расширяет и дополняет его.

Проведение воспитательного мероприятия, содержание которого, как правило, определяется потребностями, интересами детей и родителей, и проходят в виде праздников, игр, конкурсов. Это должно быть яркое, эмоциональное завершение основной части дня.

Проведение итоговой дискуссии, обсуждения по проблеме дня. Очень важно еще раз вернуться к главной проблеме дня и проверить, что в конечном итоге присвоено детьми, расставить главные акценты, определить жизненные ориентиры. С этой целью целесообразно провести дискуссию по острым, противоречивым проблемам, обсудить программу действий по решению проблем, выполнить яркое творческое задание (сочинить стихи, придумать девиз дня, изобразить, театрализировать) с учетом интересов и потребностей детей, особенностей сельского социума. Эти занятия могут проходить в форме экскурсий, встреч, исследований, презентаций, решения практических задач и проблемных вопросов, выполнение практических работ.

Подведение итогов, анализ дня. Рефлексия. В зависимости от ситуаций данный этап может проводиться в тот же день, либо в следующий. Все зависит от содержания дня, его организации, настроения участников. Этот этап может быть посвящен награждению, высказыванию мнений и оценок о проведенной работе. Особое внимание уделяется каждому ребенку, его суждению о прожитом дне, себе, товарищах

Как определяется тематика таких дней?

У такого дня должно быть яркое, привлекательное название, отражающее главную идею, значимую для детей. При определении тематики и содержания тематических дней учитывается:

- содержание учебного материала по различным дисциплинам и на разных ступенях обучения;

- интересы и потребности детей;

- актуальность проблем села, региона;

- предложения родителей, проблемы, которые их волнуют.

Например, 4 направления, по каждому из 4 направлений «Я и моя семья», «Я и мое здоровье», «Я и мое село», «Я-читатель», определены более 30 тем-проблем, что позволит педагогам совместно с родителями и детьми делать выбор общей темы или проблемы на весь год и конкретного дня.

Вот некоторые из них:

Вода – враг или друг?

Зачем нужно знать свой организм?

Что делать, чтобы укреплять здоровье зимой?

Как пассажиру избежать опасности?

Как пешеходу избежать опасности?

Чем опасен велосипед?

Где и как можно поправить свое здоровье?

Как сделать безопасным свой путь домой?

Как погода влияет на здоровье?

Почему грибы бывают опасными?

Как укреплять свое здоровье летом?

Какое питание является здоровым?

Благодаря данной программе :

1. Будет организована разносторонняя деятельность детей в школе с наполняемостью 20- 40 человек через интеграцию урочной и внеурочной деятельности в школе ( интегративное средство – проведение проблемно-тематических дней).

2. Будет решена проблема отсутствия полноценного общения по причине малочисленности классов.

3. Будут привлечены особые ресурсы, которые можно более продуктивно использовать при организации внеурочной деятельности обучающихся.

4.Будут учтены особенности социума при организации внеурочной деятельности сельских детей ( Духовно-Просветительский Центр «Истоки»).

5. Динамическая модель внеурочной деятельности будет выбрана ориентиром для сельских педагогов, детей и родителей

Разновозрастная учебная группа предполагает прежде всего организационное и содержательное единство ее участников.