• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Конспект занятия "Коренные народы Кузбасса"

Дата публикации: 13.04.2020

Должность: воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий

Файл публикации





Конспект занятия в подготовительной группе

«Коренные народы Кузбасса» (краеведение)

Автор составитель: воспитатель Хмельницкая Ю.Ю.

МАДОУ № 3

Ленинск – Кузнецкого городского округа

Цель: Знакомство детей с историей коренных народов Кузбасса. Формирование интереса к культуре, традициям, фольклору народов родного края.

Задачи:

>

Формировать у детей желание узнать больше о культуре, традициях своего народа, через игровую деятельность;

Знакомство с фольклором родного края посредством театрализованной деятельности;

Развивать мышление, творческое воображение, интерес к познанию нового;

Воспитывать у детей бережное отношение к культурному наследию родного края;

Способствовать формированию патриотических чувств к родному краю.

Ход мероприятия:Звучит отрывок песни «Родина моя» (гр. Непоседы):Я, ты, он, она -Вместе целая страна, Вместе дружная семья, В слове «мы» - Сто тысяч «я»! Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых, В городах и селах.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы наше занятие начали с песни. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? -Ребята, кто знает, что значит слово патриот? Что нужно человеку, чтобы стать настоящим патриотом?

-Для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край, об их обычаях и традициях.

-А знаете ли вы, как по- другому называют Кузбасс? (Кемеровская область, кузнецкий край, жемчужина Сибири).

(1 слайд -карта Кемеровской области).

-Если посмотреть внимательно на карту Кемеровской области мы увидим много населенных пунктов: более 20 крупных городов, поселков, деревень. (работа у карты).

-А какой главный город в нашей области? (Главный город нашей области – город Кемерово)

-Кто проживает в этом городе?(в городе Кемерово проживают – кемеровчане). Попробуй, найди на карте этот город.

А как называется город, в котором мы живем? (В Ленинске-Кузнецком проживают- Ленинск-Кузнечане)

Какие ещё вы знаете города Кузбасса, и кто проживает в этих городах?

Игра «Назови жителей»

Педагог на карте Кемеровской области показывает город, называет его, а ребёнок отвечает, кто проживает в нем. (В Прокопьевске-прокопчане,в Осинниках- осинниковцы, в Белово-беловчане, в Мариинске-мариинцы, в Таштаголе-таштагольцы.)

-Каждый город нашей области очень важен.

Например: Таштагол - это центр Горной Шории и именно оттуда начинается история рождения родного края.

-С давних пор на территории Кемеровской области, в Горной Шории живут такие народы - татары, шорцы и телеуты.

(2 слайд- коренные народы) Это первые жители нашего края, которые были охотниками и рыболовами, собирали плоды и коренья, занимались земледелием, пчеловодством.

-Русские люди называли шорцев «кузнецами» за их умение плавить железо и делать оружие и орудия труда. От них и пошло название - нашей малой родины -Кузнецкая земля.

-Коренные народы Кузбасса были очень трудолюбивые и для своей деятельности они придумали и изготовили различные предметы.

Игра «Лото»

-А предметы изображены на карточках. И вы должны выбрать карточки с изображением предметов необходимых для того или иного вида деятельности коренного народа. (Скажите, чем занимался данный коренной житель, и что необходимо для его труда .)

Земледельцы - пахали землю, а для работы нужна была лошадь, земля семена

Рыболовы - ловили рыбу, и для этого необходима удочка…

Охотники – охотились на крупного зверя

Кузнецы - ковали железо

Пчеловоды - ухаживали и разводили пчел

Животноводы -разводили животных

(3 слайд-земледельцы, рыболовы, охотники, пчеловоды, животноводы, кузнецы)

-Ребята, как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей друг от друга?

-Люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.

-А еще у разных народов и обычаи разные! Так у телеутов были куклы хранители.

-Кукол хранили в семьях, чтобы охранять беременных женщин и детей.

-А вот так выглядели эти куклы? (4 слайд-кукла хранитель)

-А еще у каждого народа есть свои любимые сказки.

Предлагаю разыграть по ролям одну из шорских сказок.

Шорская сказка «……..»

Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, как выглядит наша Кемеровская область на карте Родины?

-Правильно, давайте соберем из пазлов нашу область.

(дети работают в группах)

Физминутка.

-А музыка у народов Кузбасса тоже очень разная. Давайте с вами послушаем телеутскую народную песню и русскую народную и даже станцуем!

-Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в русскую народную игру

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

-Вот сколько мы вспомнили и узнали о земле Кузнецкой, но на прощание ещё об одной традиции коренного шорского народа: (5 слайд- ленты) для того, чтобы вернуться в какое-то место обратно, следует повязать ленточку на ветку дерева, т.е. оставить о себе память. (Дети повязывают на березку ленточку).

-Предлагаю вам ребята последовать этой доброй традиции, но выбрать яркую ленту если понравилось наша встреча, и темную ленту если было скучно. - Обратите внимание на наше дерево, каким нарядным оно стало и ни одной темной ленточки. Значит. Мы с вами сегодня прекрасно поиграли, пообщались.

- А на прощанье мы не станем говорить «До свиданья». А почему?

В языке телеутов, коренных жителей Земли Кузнецкой, нет слова «до свидания». Вместо этого они говорят: «Приходите в гости!». И мы вам говорим: «Приходите в гости!» чтобы поиграть, поговорить узнать новое о нашей малой родине.