Викторина « Сказки А. С. Пушкина »
( Подготовительная группа)
Воспитатели: Шиповалова Ю.О.
Кривошеева А.А.
Цель: Обобщить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина; прививать интерес к предмету.
Задачи:
Образовательные:
формировать умения внимательно слушать;
обог
щать словарный запас детей;учить детей анализировать, обобщать, сопоставлять, и совершать другие логические операции мышления;
Развивающие:
развивать устную речь детей;
развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
расширять кругозор детей;
развивать навык пересказывания текста сказки;
Воспитательные:
воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
воспитывать умение работать дружно, согласованно в коллективе;
Ход викторины
Дети исполняют песню «Сказка»
Затем звучат слова ведущего:
Это Пушкин. Это чудо.Это прелесть без конца.В нашей жизни вечно будутЭтих сказок голоса.Сколько сказок у поэта?Их не много и не мало,Но все Пушкинские - этоНаше вечное начало!
Ведущий: Дорогие гости, мы рады видеть вас сегодня на викторине которая называется «В гостях у сказки А.С. Пушкина»
Ведущий: Представляем наши команды: команда «Родители» и команда «Дети». И так начинаем нашу викторину.
№ 1.Кому принадлежат данные слова?( родители )
Вижу я, что тут Люди добрые живут;Знать не будет мне обидно!
(Молодая царевна)
В кухне злится повариха,Плачет у станка ткачиха,И завидуют все мнеГосударевой жене.
(Третья сестрица)
Подари ты мне девицу,Шамаханскую царицу!
(Мудрец)
№ 2. "Узнай, из какой сказки эти строки" (дети)
Тут соседи беспокоитьСтали старого царя,Страшный вред ему творя. Чтоб концы своих владенийОхранять от нападений,Должен был он содержатьМногочисленную рать.
(Сказка о золотой петушок)
Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась.
(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» )
Разбранила меня моя старуха,Не даёт старику мне покою:Надобно ей новое корыто;Наше-то совсем раскололось".
( Сказка О Рыбаке И Рыбке )
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила бурая медведиха
С милыми детушками-медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.
("Сказка о медведихе")
№ 3. Узнайте сказку (родители)
Терем, прялка, солнышко, месяц, свадьба. Изба, терем, жемчуг, царица, корыто. Шатер, звездочет, петушок. Князь, муха, остров, царь, лебедь. | "Сказка о золотом петушке" "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" "Сказка о царе Салтане:" "Сказка о рыбаке и рыбке" |
№4. Сколько всего сказок (и каких) написал Пушкин?(дети)Ответ: в общей сложности 6 сказок —Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)Сказка о медведихе (1830—1831)Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)Сказка о рыбаке и рыбке (1833)Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)Сказка о золотом петушке (1834)
№5. Работа с иллюстрациями
Родителям: Соотнести названия сказок с их иллюстрациями.
Детям: Собрать из частей целую картинку.
№6. Какая сказка Пушкина первой появилась в печати?(родители)Ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
№7. Продолжите фразу:(дети)«Сказка ложь, да в ней намёк …добрым молодцам урок»«А Балда приговаривал с укоризной: …не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».«Жил старик со своею старухой у …самого синего моря»«Я там был, мёд, пиво пил — …и усы лишь обмочил»
№8. Какие пословицы и поговорки встречаются в тексте «Сказка о рыбаке и рыбке»?(родители)Ответ: «Не садись не в свои сани», «В корыте много ль корысти?», «У разбитого корыта».
№9. Какая из сказок А.С. Пушкина отличается от других и чем? (дети) Ответ: «Сказка о медведихе». Она о животных, в ней нет чудес.
№10. Какой из двух вариантов стал окончательным в «Сказке о попе и о работнике его Балде»?(родители)
Вариант 1. «Попадья баба была догадливая,На всякие хитрости повадливая».
Вариант 2. «Ум у бабы догадлив,На всякие хитрости повадлив».
Правильный ответ: в окончательную версию сказки попал второй вариант.
№11.Сейчас каждая команда по очереди будет задавать вопросы другой команде, а она должна дать правильный ответ.
а).Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?(дети)«Свет мой, зеркальце! Скажи,Да всю правду доложи:Я ль на свете всех милее,Всех румяней и белее?»б).Что кричал петушок, сидя на спице?(родители)«Ки-ри-ку-ку. Царствуй лежа на боку!»в). Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?(дети)«Отпусти ты, старче, меня в море,Дорогой за себя дам откуп:Откуплюсь, чем только пожелаешь»г).Что молвила третья сестрица?(родители)«Я б для батюшки царя родила богатыря». д).Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?(дети)«Смилуйся, государыня, рыбка!»е).Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?(родители)«Три девицы под окномПряли поздно вечерком»ж).Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?(дети)«Жил старик со своею старухойУ самого синего моря»З). Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»? (родители)«Я там был, мед, пиво пил –И усы лишь обмочил»
№12. Каждой команде предлагается ватман на котором нарисована золотая рыбка. Надо нарисовать сказку.
№13.Пока команды выполняют задание.Ведущий: Уважаемые гости и ребята, пока команды выполняют задания , у вас есть возможность помочь заработать для них дополнительные очки. Для этого вам надо будет ответить по очереди на вопросы. Ребята поддерживают команду «Детей», а взрослые команду «Родителей»
«Подскажи словечко»
1. ( родители)
Жил старик со своей старухой
У самого синего (моря) .
2.(дети)
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи (кругом) .
3. (родители)
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне (на зло) .
4. (дети)
Белка песенки поет,
До орешки все (грызет) .
5. Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?(родители)
(«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.»)
6. «Кто лишний? »
Называю героев разных сказок, и если герой из сказки А. С. Пушкино – хлопните в ладоши, а если нет – топните ногой.
Чебурашка, Золотая рыбка, Колобок, Братья Богатыри, лиса, комар, поп, волк, царевна Лебедь.
7. «Назови сказку правильно»- «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке)- «Сказка о царе Салтане и …» (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)- «Сказка о Золотом …» (петушке)- «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде)- «Сказка о спящей царевне и…» (семи богатырях)
Подведение итогов и награждение команды победителей.