• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ДОУ

Дата публикации: 14.04.2020

Должность: Учитель - логопед

Учебное заведение:

Населенный пункт: Пермский край г.Добрянка

Файл публикации





МАДОУ «ЦРР «Добрянский детский сад 15»

Учитель – логопед Лобанова Е.А.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ДОУ

Аннотация: В статье описаны интерактивные игры и компьютерные программы, используемые в логопедической работе, способствующие речевому развитию детей.

Ключевые слова: коррекционная работа, информационные технологии, компьютерные развивающие игры.

Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается маловыразительной, бедной. Ребенок не может

одобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуально в дошкольном возрасте. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей развития детей данной категории.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Мы живем в веке, информационных технологий. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь. Они являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

В нашем дошкольном учреждении мы имеем возможность организовать коррекционное обучение с помощью электронных пособий. Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Все дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нём служит дополнительным стимулом для выполнения заданий. Компьютерные развивающие игры создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие занятий. Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше. Использование компьютера даёт ребенку с речевыми недостатками возможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, так как на мониторе он видит результат своих действий.

В коррекционной работе с детьми я применяю специально разработанные компьютерные программы. К ним относятся такие программы, как: «Игры для Тигры», «Дельфа 142», «Мерсибо».

Технология "Игры для Тигры" построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г.А. Каше, Л.В. Лопатиной, Н.В .Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой. Она представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу "Игры для Тигры" и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.

Детям очень нравятся занятия с использованием этого игрового комплекса, ведь все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.

Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, а пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе ее применения.

Логопедический тренажер «Дельфа-142» мы применяем для автоматизации поставленных звуков, дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв, для развития фонематического восприятия, элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза, навыков словообразования и словоизменения. Благодаря последовательному появлению изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. В программе логопедического тренажера «Дельфа-142» заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создает предпосылки для его автоматизации.

В целом, этот тренажер способствует развитию связной речи и познавательных способностей, а так же, помогает в усвоении лексических тем.

Так же мне нравится использовать на коррекционных занятиях игры интерактивного образовательного портала «Мерсибо»

Эти интерактивные игры охватывают все аспекты развития речи, такие как: фонематический слух, звукобуквенный анализ, грамматические навыки, лексический запас, связная речь, обучение чтению, игры на активизацию мышления, внимания, памяти.

Использование игр на занятиях значительно поднимает мотивацию у детей и делает работу специалиста более эффективной и интересной. Настройки, имеющиеся у многих игр, дают возможность выбирать уровень сложности игры в соответствии с темой занятия.

На диске «Звуковой калейдоскоп» мне нравится игра на соотнесение гласного звука и буквы «Бедный дракончик». Эта игра рассчитана на детей 5-7 лет. Звучит гласный звук, ребенок должен повторить его и отнести к нужной букве. В настройках можно добавить сундучок для неречевого звука, чтобы ребенок лучше представлял разницу между речевыми и неречевыми звуками

Хорошие игры на различение гласных звуков «Две принцессы» или «Паровозики».Девочки предпочитают первую, мальчики – вторую. Игры имеют несколько уровней сложности. Игра учит находить и различать гласные звуки среди звуков, слогов, слов.

Мы используем эти игры и на индивидуальной, и на подгрупповой деятельности.

Для развития связной речи мы используем игру по составлению рассказов по серии картинок «Что сначала – что потом». Ребенок сначала должен разложить картинки в правильной последовательности, а затем составить рассказ из 3-5 предложений. Иногда мы придумываем и продолжение рассказа. Думаю, что такая работа не только развивает связную речь, воображение, творческие способности, но и интеллект, мышление ребенка Игра «Бежит-лежит» с диска «Начинаю говорить!» для детей 4 – 7 лет помогает в освоении глагольного словаря. Наблюдая за персонажами игры и озвучивая их действия, ребенок учится осмысливать и понимать глаголы. Изображать увиденные на картинке движения – еще один веселый элемент этой игры для малышей.

Таким образом, использование интерактивного образовательного портала «МЕРСИБО» в образовательном процессе с учётом ФГОС дошкольного образования способствуют повышению качества образовательного процесса, выводя его на новый уровень, и способствуют развитию речи детей.

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье.

Поэтому, чтобы не перегружать нервную систему дошкольника, работа с компьютером на моих занятиях не превышает 5 – 7 минут, в зависимости от возраста ребёнка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз мы проводим с ребёнком зрительную гимнастику.

Список литературы

Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ [Текст]/М.И.Лынская//Логопед в детском саду,2006-№6-С54-56.

Никитина О.Ю. Компьютерные игры для детей [Текст]/О.Ю.Никитина// Ребенок в детском саду, 2009-№1-С 62-63.

Репина,3.А., Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» [Текст]/З.А.Репина // Вопросы гуманитарных наук, 2004-№ 5 -С 285 -287.

Тимофеева, Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы [Текст]/Ж.А.Тимофеева//Дефектология, 1997 - № 2-С41-44.