• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Консультация « Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста»

Дата публикации: 17.04.2020

Должность: музыкальный руководитель

Учебное заведение:

Населенный пункт: город Когалым Тюменская обл. ХМАО -Югра

Файл публикации





Консультация « Развитие вокально-хоровых навыков

у детей дошкольного возраста»

«В песне есть нечто, воспитывающее душу и в особенности чувства…» отметил К.Д.Ушинский.

Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. Для взрослых не секрет, что ребенок любят петь и танцевать, особенно на музыкальных праздниках, дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и

потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания.

Пение – это исполнение музыки средствами певческого голоса, искусство передавать средствами голоса художественно – образное содержание музыкального произведения.

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью, погружаясь в мир музыки, в мир театра, в мир детства, игр и сказки. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Ведь пение способствует развитию их певческой культуры, общему и музыкальному развитию. Как сделать так, чтобы встреча с любимой песней стала праздником? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми. Она печалиться вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся.

Цель дошкольного учреждения: развитие музыкальных способностей воспитанников и обучающихся, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.

Достижение данной цели способствует решение следующих задач:

- образовательные – овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

- развивающие – развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;

- воспитательные – воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление.

Моя музыкально-педагогическая  деятельность в детском саду определяется идеей помочь успешному развитию музыкальности у детей, эмоциональной отзывчивости: умению воспринимать музыку, «переживать» музыкальное произведение, наполнять его образным содержанием.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

игровой характер занятий и упражнений,

доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и праздниках, но и дома, на улице, в гостях.

атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон, кассеты и СD-диски, видеоматериал.

сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

В процессе разучивания песенного репертуара у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать, закладывается основа для правильной постановки голоса. поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу два основных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства.

На занятии широко используются здоровьесберегающие технологии и игровой самомассаж игровой по методике О. Н. Арсеневской, что является профилактикой респираторных заболеваний, дети с большим интересом и удовольствием выполняют эти упражнения.

     Исполнение на занятиях валеологических песенок - приветствий сразу дают положительный эмоциональный настрой. Музыкальное приветствие способствует развитию у  детей умения петь протяжно, напевно, учит их протягивать отдельные звуки, окончания музыкальных фраз.

Например: 

Доброе утро! Улыбнись скорее! - смотрят друг на друга

И сегодня весь день станет веселее.

Мы погладим носик, брови и щёчки - самомассаж

Будем мы красивыми, как в саду цветочки -потягиваются

Разотрем ладошки сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее.

Ушки мы сейчас потрём и здоровье сбережём.

Улыбнемся снова. Будем все здоровы! 

« Добрый день, добрый день, добрый день!

 Нам здороваться не лень, этими словами

 Здороваемся с вами!»

Большое внимание важно уделять распеванию, чтобы подготовить голосовые связки к пению  т. е. разучиванию упражнений дли развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса. Ведь детский тембр очень неровный, особенно при пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, и это мешает пению.

Систематическое использование маленьких песенок-распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребёнка. Ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни. Эмоциональность и выразительность педагога при показе также необходимы, гак как они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей.  Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогут такие песенки, как "Кукушка" Е. Тиличеевой, "Колыбельная", "Дудочка" В. Карасевой, русские народные песни "Не летай, соловей", "Барашеньки".

С помощью артикуляционной гимнастики проходит постоянная работа над дикцией, т.к. подвижность артикуляционного аппарата одно из главных составляющих правильного пения, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения. Дети учатся эмоционально передавать игровые образы, развивая творческие способности, артистизм.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.   В ходе "пальчиковых игр" ребенок, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи

но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. 

При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот. В правильном положении у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.

   Полезен и такой прием - петь всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано. При таком пении дети лучше слышат себя. Желательно предлагать хорошо выученные маленькие песенки, а также отдельные музыкальные фразы, запев или припев. При этом особое внимание надо уделить детям, нечисто поющим, их целесообразно размещать среди хорошо поющих.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, развивается чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Предлагаю несколько упражнений для распевания: (интернет ресурсы)

1.

Снег засыпал все пути (дети выполняют руками скользящие хлопки-тарелочки).

Ни проехать, ни пройти (выполняют шлепки по коленям).

Мы лопаточки возьмём (выполняют хлопки)

И дорожки разгребём (качают в стороны руками - «разгребают снег»).

2.

Раз, два, три. четыре, пять! (Выполняют хлопки)

Выходи скорей гулять (указательными и средними пальцами шагают по коленям).

Будем с горки ледяной (повторяют хлопки)

Мы кататься всей гурьбой (опять шагают по коленям указательным и средним пальцами).

- У-у-у-у-ух! (Показывают рукой направление движения сверху вниз.)

Старшие дошкольники проявляют большую заинтересованность во всех видах музыкальной деятельности, становятся активными участниками этого процесса. Создается прекрасная возможность для проявления индивидуального творческого потенциала даже у самых застенчивых и менее активных ребят.

  С помощью пения дети знакомятся с наследием русской классики, творчеством советских и современных композиторов. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями, русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу, жизнь малыша с самого раннего детства начиналась с потешек, закличек, загадок, пословиц, колыбельных, которые ему пели бабушка и мама.

Простота построения мелодии русских народных песен, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – позволяют их петь как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте. Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента, поэтому мелодии и ритм многих из них так удобны для детского исполнения и обучения детей напевности («Петушок», «Андрей-воробей»«Солнышко», «Идёт коза» «Как у нашей Дуни», «Котя, котенька-коток» ( "Музыкальный букварь" Н.А.Ветлугиной)  и многие другие.

Приобщаются к истории своего народа, любви к своей Родине, уважения к воинской славе и памяти героев Великой Отечественной войны. Особое значение в рамках

нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова., «Бескозырка белая»,»Ты не бойся мама», они с интересом слушают рассказы ветеранов ВОВ, рассказы своих пап, служивших в армии. Дети очень эмоционально стараются передать характер этих песен и танцев.

Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Совместная музыкальная деятельность родителей и детей на праздниках позволяет сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности, что повышает уровень музыкального развития. На открытых занятиях, праздниках, мы показываем, как наши дети занимаются вокалом, учатся правильно владеть своим голосом, дыханием, танцуют, исполняют роли.

Ведущей деятельностью обучения детей пению на моих занятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается  интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. Радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей, идёт творческий поиск характерных движений и у каждого ребёнка они свои. Это учит давать объективную оценку увиденному, повышает самооценку одних ребят, а других учит принимать критику со стороны своих товарищей.

Музыкально-дидактические игры способствуют развитию сенсорных способностей детей. Стимулируют их на прослушивание произведения, узнавание, сравнение средств музыкальной выразительности (высота, тембр, динамика, ритм) «Сколько птичек поет?», «Угадай, на чем играю?» и т.д.

Звукоподражание. Оно  имеет особое значение  в развитии интонационно-певческих способностей ребенка и является основой «речевого» театра, когда произносимое позволяет перевоплотиться в иной образ. В звукоподражании  присутствуют многие моменты развития речевых способностей ребенка: артикуляция, интонация, дикция, темп, тембр.

Например:

Рано-рано поутру пастушок: ту-ру-ру-ру!А коровки в лад ему замычали: Му-му-му!И пошли овечки около речки: Бе-е-е, бе-е-е.И пошли конёчки около горочки: И-и-и-го-го! И-и-и-го-го!А наши козочки пошли по горочке:Ме-е-е,ме-е-е.И пошли свинушки около нивушки: Хрю-хрю-хрю,хрю-хрю-хрю!

Дети ритмично проговаривают текст потешки, звукоподражая голосам животных, стараясь звучать в нужном регистре (высоком или нижнем), передавая тембровую окраску того или иного голоса, в дальнейшем пропевают  как песенку.

 Игра на детских музыкальных инструментах способствует формированию у детей умения петь в ансамбле, слитно, с одинаковой силой звучания, в единой манере исполнения. Этот вид деятельности развивает память, чувство ритма, помогает активизировать застенчивых детей.

Детям очень нравятся игры-импровизации в форме вопроса-ответа, когда я  пою музыкальный вопрос, а ребенок сочиняет музыкальный ответ, или импровизации «досочини фразу», где я пою начало фразы, а дети придумывают свое продолжение.  Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помочь детям приобрести веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Игры со звуком по методике К. Орфа, где  предварительным этапом игры на музыкальном инструменте является игра с использованием шумовых инструментов.

Материалом для звука может служить все, что угодно: бумага, стекло, посуда, воздушные шары, нитки и пряжа, обручи, мыльные пузыри…  Все, что подскажет фантазия. С помощью этого доступного материала можно озвучивать сказочных персонажей. Дети любят тянуть ниточку из коробочки, понимая, что у звука есть начало и конец. Ниточку можно тянуть вверх  и вниз, голос следует за ней.  Ниточка ровная и звук ровный. Ниточка совершает волнообразные движения и звук тоже «волнистый» и т.д. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, методов и приемов, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, индивидуальная  работа с детьми – все это позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста. 

Песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность.

Литература:

1. Бекина С.И, Орлова Т.М., «Учите детей петь» изд-во «Просвещение» 1986г.- 147 с.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.  - М.: «Музыка» 1973г. - 100 с.

3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А «Детство с музыкой» СПб, изд. «Детство-Пресс» 2013г – 656 с.

4. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. « Праздник каждый день»- СПб:  изд-во «Композитор» 2012г - 308 с.

5. Картушина М. Ю «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.: «Скрипторий 2003» -

2015г – 176 с.