МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕНТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
ул. Советская, д. 8б, Ноябрьск, 629806, тел. 31-01-47, тел./факс 31-57-06. E-mail: zol
ОКПО 52535934, ОГРН 1028900706372, ИНН/КПП 8905026627/890501001
«Актуальность
в социо-
игровой технологии»\
подготовила: воспитатель МБДОУ «Золотой ключик»
Станинова Е.Б.
.
«Актуальность
в социо-игровой технологии»
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Основатели социо-игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов вывели следующие законы общения:
- не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
- не ворчать, не ныть, не бурчать;
- умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
- будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;
- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
- поддержи, помоги подняться и победить;
- задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
- не возноси себя над другими, вознеси ближнего;
- дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.
Социо-игровая технология организует занятие как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них;
Социо-игровую технологию используют как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Задачи данной технологии:
- помочь детям научиться эффективно общаться;
- сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
- способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
- воспитать у детей желание узнавать новое.
Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.
Общение детей организую в три этапа:
на самом первом этапе учат детей правилам общения, культуре общения (воспитанники учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение обучаем дошкольников.
Принципы организации социо-игровой технологии:
- В раннем возрасте это совместные игры с предметами, хороводные игры.
- В младшем это игры в парах, игры с правилами, хороводные игры.
- Средний возраст – работа в парах, игры с правилами.
- Старший возраст обучение работе в микро группах 3-4 человека.
- В подготовительной группе – работа в микро группах 5-6 человек.
Воспитанники вместе со своими ровесниками добывают знания более интереснее. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.
Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игры-задания для рабочего настроя. Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему.( «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др.)
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
(«Эхо», «Рассказ-рисунок о том, что вижу», «Составь слово», «Пишущая машинка»).
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.( Физминутки, пальчиковые игры, «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.)
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.( «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.)
Конструкция занятия может оказаться шаткой и не надежной при отсутствии:
движений : Если дети на занятии были малоподвижны, то социо - игрового стиля на таком занятии скорее всего не было.
вариативности : Если на занятии не было хотя бы двух-трех смен в ролях, и в видах деятельности детей, то смело можно утверждать, что «режиссура занятия» была не вполне социо - игровой.
работы в малых группах : Если по ходу занятия дошкольники не объединялись в малые группы, или эти группы между собой не вступали в общение (а только с воспитателем), то социо - игровая педагогика на таком занятии и «близко не лежала».
Работая в данном направлении с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:
• дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;• у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;• дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;• у них не будет чувства страха за ошибку.
Все начинается с детского сада. Высокие требования жизни приводят к поискам новых, более эффективных подходов к организации воспитания и обучения детей, начиная с детского сада. В детском саду главная деятельность ребенка игровая, а в школе начинается сразу серьезная учебная деятельность. Поэтому воспитатели и учителя должны подбирать новые методы, чтобы игровая и учебная деятельность тесно переплетались, а в дальнейшем сменяли друг друга безболезненно.