• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к якутской национальной культуре

Дата публикации: 22.04.2020

Должность: Воспитатели

Учебное заведение:

Населенный пункт: Республика Саха Якутия

Файл публикации





«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к якутской национальной культуре»

Подготовили: Воспитатели МБДОУ д/с №70 «Кэрэчээнэ» г. Якутска с. Хатассы. Корнилова Александра Петровна и Максимова Марта Захаровна

Как у маленького деревца,

Еле поднявшегося над землей,

От мощности которого зависит

Жизнь растения на протяжении

ustify; margin-bottom: 0pt;">Нескольких десятилетий,

Так педагог должен заботиться

О воспитании у своих детей чувства

Безграничной любви к Родине.

В.А.Сухомлинский.

Актуальность темы: О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Семья, Детский сад, Дом, улица, родной поселок, Район, Республика, столица, символика, Права и обязанности ребенка.

Дошкольный возраст, по утверждениям психологов - лучший период для формирования любви к малой родине. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, этническую культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения в семье, самым родным и близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота.

Отношение к природе, окружающему миру - важный фактор воспитания. Воспитание любви и бережное отношение детей дошкольного возраста к родному поселку, краю мы начинаем с ознакомления якутской сказки, легенды, предания и используем материальные ценности.

Наш край имеет самобытную культуру. Каждая якутская сказка - прекрасный урок щедрости, порядочности, доброты для маленького гражданина. Якутские легенды и предания сыграли большую роль в зарождении литературы, различных видов искусства и до сих пор не утратили своего значения. Они - источник воспитания у детей чувства любви к родному краю.

Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать её красоту - это начало патриотического чувства, чувства любви к Родине. Родная природа - снежные просторы тундры, северное сияние, земля в цвету открывают богатейшие возможности для воспитания у детей этого чувства. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества личности маленького гражданина: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому.

Приобщить детей к природе можно с помощью уголка природы, экскурсии в разные времена года, наблюдение за высадкой насаждений на участке, надо стараться, чтобы дети не только полюбили нашу природу, но и бережно к ней относились. Детям надо подвести к пониманию, что все живое украшает нашу землю, что многие растения записаны в красную книгу, охраняются государством.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не рассказать о богатствах, его животном мире. Дети знают, что на севере водятся олени, волки, песцы, зайцы.

Цель: Формирование становления личности будущего патриота, прививать любовь к своей Родине с малых лет, стремление сохранять и развивать уникальное наследие предков, культуру народов Якутии.

Задачи: приобщение к якутской национальной культуре и традициям народа.

активизировать познавательный интерес к истории родного края; прививать чувство гордости за самобытность, достижения своего народа; дать понятие о мире, дружбе между народами разных национальностей; стимулировать общее развитие ребенка, его психических качеств и социально обусловленных качеств. Воспитывать уверенность в себе; воспитывать уважение к традициям и культуре родного края.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются, лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к якутским традициям ;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Формирование детей дошкольного возраста к нравственно-патриотическому воспитанию посредством приобщения к якутской национальной культуре

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. А также можно проводить занятия по патриотическим темам – в ноября (День Народного Единства), в апреле (День Конституции РС(Я)), в июне якутский национальный праздник «Ысыах».

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой родной край", "Столица нашей Родины — Москва").

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (чорон, ыа5ыйа). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Алдану, в прошлое города, села и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок Тесто - Богатырь,

Ньургун Боотур - Стремительный и т.д.). Сказка, героический эпос олонхо - борьба добра и зла, защита родной земли, своего народа от злой силы.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовать кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана.

Заключение

Детство- то время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры. Каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу приобщения дошкольников к якутской национальной культуре. Мы в своем детском саду даем первоначальное представление о том, что люди разных национальностей нашей страны живут в дружбе между собой. Воспитываем патриотические чувства, любовь к родному краю, к Родине. Расширяем представление об окружающей среде. Прививать любовь к своей Родине нужно с самого раннего детства.

С самого раннего возраста ребенка знакомим с природой, воспитываем любовь к родному краю. Расширять представления об окружающей действительности (растительном и животном мире о труде якутов) воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю.

Дать первоначальные представления о том, что люди разных национальностей нашей страны живут в дружбе между собой и народами других стран.

Наша задача продолжать воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к растениям, животным, птицам. Расширять представление детей об охране природы. Больше рассказывать детям в доступной форме обо всем, что их окружает, а для этого нужно много знать о своем северном крае. Поэтому от нас взрослых зависит, какими будут дети.

Использованная литература:

Конституция РФ.

Детские народные подвижные игры: Книга для воспитателей детского сада и родителей.- М.Просвещение,1995.

Данилина Т.А, Зедгенидзе В.Я.Программно- методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ: Практическое пособие.- М.АРКТИ,2006г.

Педагогический словарь.- М.Академия,2005г

Воспитание и обучение детей раннего возраста.- Книга для воспитателя детского сада.-М. Просвещение, 1986г.

Система гражданского образования школьников: Методическое пособие.-М. Глобус,2006.

Нравственное воспитание в средней школе. Волгоград: Учитель, 2007.

Алешина Н.В.Знакомим дошкольников с родным городом. М.: ТЦ «Сфера», 1999.