• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Дата публикации: 26.04.2020

Должность: Преподаватель русского языка и литературы

Учебное заведение:

Населенный пункт: Красноярский край, п. Шушенское

Файл публикации





Окунева Н.А.,

преподаватель русского языка и литературы,

КГБПОУ «Шушенский сельскохозяйственный колледж»

Использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

В своей работе использую технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Уроки в данной технологии строятся с соблюдением трёх стадий: вызов, осмысление содержания, рефлексия. Такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем ознакомиться с новой информацией, подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, как ты их сможешь применить. Каждой стадии соответствуют активные приёмы и методы обучения, которые способствуют формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, развитию коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. На уроке литературы «М. Шолохов. Судьба донского казачества в годы гражданской войны» на стадии вызова использую метод ассоциаций: что ассоциируется у вас с понятиями «война», «гражданская война», затем ставлю перед студентами проблемные вопросы: «Каково ваше отношение к гражданской войне? Актуальна ли эта тема сегодня?», следующий шаг - работа с эпиграфами, выбираем, по мнению обучающихся, тот, который более точно определяет суть «Донских рассказов». На стадии осмысления содержания провожу анализ рассказов, прочитанных студентами дома, используя следующие методы: беседа по вопросам, реализация индивидуальных заданий, чтение по ролям, веерное чтение, обращение к личному опыту. На этапе рефлексии: синквейн, акрослово. Выбранные методы и приёмы помогают обучающимся осмыслить позицию автора, дать явлениям самостоятельную оценку, воспитывают чувство сопричастности к судьбе своей страны. На уроке «Что же мешает человеку быть человеком» по творчеству А. П. Чехова на этапе осмысления содержания использую метод чтения с остановками: чтение рассказов осуществляется по частям, каждая из них анализируется. Отвечая на вопросы, обучающиеся строят прогнозы о дальнейшем развитии действия, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет, объясняют свои ответы. Такой подход способствует развитию образного, аналитического мышления, творческих способностей, поддерживает чит

ательский интерес. На уроке по изучению произведения «Собачье сердце» - «Новый человек в изображении М. Булгакова» на этапе рефлексии использую метод «Я как соавтор»: студенты придумывают свой финал, сравнивают с авторским, затем коллективно обсуждаем: почему так? Это способствует совершенствованию навыков написания творческих работ, помогает осмыслить авторскую позицию, толерантно относится к точке зрения других. На уроке русского языка «Тире между подлежащим и сказуемым» на стадии вызова использую следующие методы: верные-неверные утверждения, составь слово, анализ высказывания, формулировка темы и целей урока студентами, корректировка преподавателем. Такой подход пробуждает интерес студентов к получению новой информации, помогает вспомнить ранее изученный материал, который понадобится в течение урока. На стадии осмысления содержания -коллективная и парная работа; индивидуальная работа у доски и в тетрадях по выполнению устных и письменных упражнений: выбрать предложения с тире, перестроить предложения; самостоятельная работа в парах с последующей самопроверкой; ассоциации; сообщение преподавателя; творческий диктант; письмо со вставками; лингвистическая игра «Корректор»; самостоятельная творческая работа по созданию сочинения-миниатюры «Цветы вокруг нас». Выбранные методы помогают отработать навыки письма и расстановки знаков препинания; чередование и смена видов деятельности обеспечивают поддержание работоспособности и активности обучающихся на занятии. Материал о цветах придаёт уроку яркость, расширяет кругозор студентов через ознакомление с легендами о возникновении названий цветов; на основе полученных знаний составляют миниатюру с включением в неё предложений по изученной пунктограмме. На этапе рефлексии - облако тегов, подведение итогов урока студентами и преподавателем. Выбранные методы позволяют обучающимся сформулировать полученные знания своими словами, происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем.