• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Система работы по подготовке педагогов дополнительного образования к эффективному выступлению в конкурсах профессионального мастерства

Дата публикации: 27.04.2020

Должность: Педагог дополнительного образования

Учебное заведение:

Населенный пункт: Кемеровская область

Файл публикации





Система работы по подготовке педагогов дополнительного образования к эффективному выступлению в конкурсах профессионального мастерства

Максимова Елена Александровна

Одним из основных мероприятий реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы является «Развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей», которое направлено на повышение социального престижа и привлекательности педагогической профессии, уровня квалификации преподавательских кадров, стимулирование педагогов к повышению качества деятельности и непрерывному профессионального развитию [1].

; margin-top: 0pt; margin-bottom: 0pt;">Решение задачи повышения мотивации непрерывного профессионального развития, стимулирования творческой активности педагогов, создания условий для выявления и обмена лучшими практиками будет обеспечиваться посредством развития педагогических мероприятий. В этой связи возрастает значимость проведения профессиональных конкурсов педагогов, которые позволяют выявить наиболее талантливых педагогов, обладающих выдающимися профессиональными и творческими способностями, внедряющих инновационные технологии в образовании.

Сегодня профессиональное развитие педагога считается одним из основных факторов успешности его работы. Развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией; но, если педагог неравнодушен к своему делу, способен чутко реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства - он обязательно будет успешен.

Конкурсы являются эффективным средством творческой самореализации педагогов в профессиональной деятельности и позволяют каждому из них наметить свою траекторию профессионального саморазвития в соответствии с профессиональными и личностными запросами.

Конкурсы профессионального мастерства – важная составляющая образовательной среды. Говоря о значимости э тих конкурсов, следует отметить, что с одной стороны, это возможность образовательного учреждения позиционировать себя, повысить свой рейтинг, а значит и востребованность на рынке образовательных услуг; с другой стороны – это мощное средство повышения профессионализма педагога, инструмент поднятия самооценки и доказательства состоятельности в профессии.

Основной целью участия в профессиональных конкурсах выступает стимулирование педагогических кадров к принятию творческо-деятельностной позиции, актуализация и презентация педагогических находок и достижений, а также развитие педагогической рефлексии.

В системе методической работы нашего учреждения действует система работы по подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства. Эффективность этой работы подтверждается успешным выступлением педагогов МБУ ДО «ДДТ№1» в течение последних трех лет в конкурсах различного уровня.

Работа по подготовке к участию в конкурсе начинается с выявления потенциальных участников.

У нас критериями отбора являются:

Профессиональные качества, наличие опыта, достойного распространения.

Личностные качества, позволяющие этим опытом поделиться.

Отбор по данным критериям производится методом наблюдения в процессе педагогического контроля во время посещения учебных занятий и наблюдения за активностью участия педагогов в методических мероприятиях: совещаниях, семинарах, конференциях, внутренних конкурсах.

После выявления потенциальных участников проводится работа по их мотивации к участию в профессиональных конкурсах.

Педагогу показывается реальная выгода от его участия в конкурсе от ближайшей до самой дальней перспективы.

Под выгодами мы подразумеваем:

Предстоящую аттестация педагогических работников, где одним из показателей является результативность участия в профессиональных конкурсах.

Материальное стимулирование: через оценочный лист, единовременная премия либо возможность получения ведомственных наград.

Возможность общественного признания, известность, статус в коллективе, что повышает самооценку через осознание ценности своего профессионального опыта.

Первым шагом к успешному участию в профессиональных конкурсах более высокого уровня является участие во внутренних конкурсах. Подобные конкурсы проводятся во многих учреждениях. Мы же хотим обратить внимание на наш подход к выбору содержания этих конкурсов. Наличие определенных педагогических проблем в образовательном учреждении определяют выбор содержательной части внутреннего конкурса. У нас определение содержание конкурса осуществляется тремя способами:

Содержание конкурса определяет администрация Центра, когда педагогическая проблема выявлена в ходе педагогического контроля.

Содержание конкурса определяет педагогический коллектив Центра, когда выявить общую проблему предлагается в ходе обсуждения самому педагогическому коллективу.

Содержание конкурса определяется внешними обстоятельствами, когда, например, падает рейтинг учреждения из-за отставания по отдельным позициям либо в накануне юбилейного года и др.

Во всех трех случаях Положение конкурса разрабатывает творческая группа педагогов. Далее его представляют на обсуждение всему педагогическому коллективу, затем оно рассматривается на методическом совете и утверждается директором Центра. Таким образом, удается избежать непонимания и претензий со стороны педагогов к администрации Центра по содержательной и организационной части конкурса.

Результат участия во внутренних конкурсах является еще одним критерием выбора участников конкурсов более высокого уровня. При выборе конкурсного материала еще на уровне учреждения учитывается его перспективность для участия в конкурсах более высокого уровня.

Вторым шагом к участию в конкурсах городского уровня является работа с отобранными участниками. Здесь важно учитывать личные качества будущих конкурсантов. Из числа отобранных будущих участников мы выделяем педагогов с высокой самоорганизацией. С этой категорией педагогов совместно разрабатывается дорожная карта для самостоятельной подготовки к предстоящему конкурсу. Задача сопровождающего сводится к текущему консультированию и контролю в решении ключевых задач, прописанных в дорожной карте.

Сложнее обстоит дело с педагогами, в недостаточной степени обладающими внутренними ресурсами к самоорганизации. Это категория талантливых педагогов, которые не могут самостоятельно подготовиться к конкурсу без административной поддержки. С этими педагогами также совместно разрабатывается дорожная карта, в которой, в отличие от первого случая, каждый ключевой этап подготовки делится на более мелкие под этапы. Задача сопровождающего в этом случае заключается в постоянном сопровождении педагога по совместно построенной траектории.

Третий шаг – подготовка к конкурсам регионального уровня, отличается большей самостоятельностью конкурсанта.

Подчеркнем еще раз. С целью экономии сил и ресурсов, конкурсная идея еще на внутреннем и городском уровне должна быть перспективной для успешного участия в конкурсах высокого уровня.

Параллельно с участием в очных конкурсах, мы активно привлекаем педагогов к участию в конкурсах заочных. Наша практика показывает, что это форма участия способствует осмыслению и структурированию своего опыта, а значит, работает на результативность участия в конкурсах очной формы.

Еще одним приемом эффективной подготовки педагога к конкурсам является специально спроектированное погружение в атмосферу конкретного конкурса. В состав творческой группы по подготовке к конкурсу текущего года привлекается педагог, предполагаемый к участию в этом конкурсе на следующий год. Таким образом, будущий конкурсант «проживает» ситуацию конкурса, заранее адаптируясь к ней.

Важным элементом подготовки является создание среды позиционирования педагогических идей конкурсанта через проведение им мастер-классов, выступлений с докладами и т.д. Таким образом, отрабатываются навыки публичного выступления, умения адаптироваться к ситуации, в которую тебя ставят и т.д.

Предложенная система работы доказала свою эффективность успешным выступлением педагогов нашего Центра на конкурсах различного уровня в течение последних трех лет. Члены жюри конкурсов высоко оценивают, как конкурсные материалы, так и выступления наших конкурсантов.

Данная система подготовки педагогов к участию в конкурсах в большей степени приемлема для небольших образовательных учреждений. Представленный опыт особенно может быть полезен в учреждениях дополнительного образования сельских территорий, хотя отдельные приемы подготовки можно использовать и в больших педагогических коллективах.

Литература

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» // Федеральное законодательство. – 2012 – 26 октября [Электронный ресурс].URL: http://zakonbase.ru/content/part/1218656 (дата обращения: 18.08.2017).