• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Дата публикации: 28.04.2020

Должность: Воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ

Файл публикации





Проект: «Сельское хозяйство родного края: традиции, особенности».

Тип проекта: познавательно-экологический.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: долгосрочный (2 месяца – август - сентябрь ).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Проблема: дошкольники не имеют достаточных представлений о сельском хозяйстве родного края, о выращивании урожая на полях и в огородах.

Новизна: данный проект реализуется в инновационном ключе, отражающем современную образовательную ситуацию, которую регламентирует ФГОС ДО. Также способствует повышению уровня познавательной активности воспитанн

ков, развитию их самостоятельности, инициативности, предпосылок к учебной деятельности.

Актуальность:

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение от того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике.

Президентом РФ Путиным В.В. 2017 год ознаменован годом экологии в России. И это неспроста: на сегодняшний день особо остро стоит вопрос воспитания экологической грамотности населения. Формировать экологическую грамотность целесообразно с детства. Приобщение детей к сельскому хозяйству родного края, которое неразрывно связано с трудовой деятельностью – актуальная задача современных сельских детских садов, через которую решаются воспитательные, развивающие и образовательные задачи, а также формируется личность патриотов своей Родины.

Дошкольник на выходе из ДОУ должен иметь представления об особенностях сельского хозяйства родного края, о людях, трудящихся на сельскохозяйственных предприятиях, о процессе выращивания урожая. Данный проект имеет направленность, удовлетворяющую данный запрос.

Цель: создание условий для формирования у дошкольников представлений о сельском хозяйстве родного края, его особенностях и обычаях.

Задачи:

уточнять и расширять знания детей о сельскохозяйственных профессиях;

уточнить представления детей об истории сельского хозяйства родного края;

сформировать у детей представления о процессе выращивания урожая на полях и в огородах от семечки до плодов;

закрепить у детей представление об овощах, выращиваемых в родном крае и об их пользе для здоровья человека;

подвести детей к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи между людьми разных профессий;

развивать навыки коллективного труда и общения в процессе осуществления общего дела;

формировать нравственные качества личности ребёнка: самостоятельность, уважение к труду, патриотизм, любовь к своей родине;

воспитывать любовь к природе родного края;

развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать;

развивать экологическую культуру детей;

приобщать детей и их семьи к трудовой сельскохозяйственной деятельности;

развивать у детей познавательную активность;

воспитывать у детей интерес к выращиванию овощей;

воспитывать у детей желание питаться свежими, вареными и тушеными овощами;

активизировать взаимодействие с семьей в рамках реализации детско-взрослого проекта.

Ожидаемый результат:

Для детей:

дети знают о прошлом и настоящем сельского хозяйства родного села, о профессиях работников сельхозпредприятия и их роли в современном обществе; - дети знают об особенностях и традициях сельского хозяйства родного края;

дети закрепили представления об овощах, выращиваемых в родном крае и об их пользе для здоровья человека;

дети стремятся к самостоятельному поиску информации о сельском хозяйстве и сбору практического материала по интересующим вопросам;

дети пополнили словарный запас в рамках темы проекта;

дети проявляют устойчивый интерес к проектной деятельности, к выращиванию овощных культур;

дети выражают повышенную активность при коллективном взаимодействии, в том числе детско-родительском;

дети проявляют самостоятельность, уважение к труду, патриотизм, любовь к своей родине;

у детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы.

Для родителей:

повышение уровня компетенции в вопросах трудового и экологического воспитания, а также познавательного и социально-коммуникативного развития.

Используемые техники и технологии:

игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии;

технология проектной деятельности;

ИКТ-технологии;

технология исследовательской деятельности.

Взаимодействие с семьей: индивидуальные консультации в рамках темы проекта по требованию, круглый стол «Витамины круглый год», анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье», ознакомление родителей с основами трудового и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, привлечение к участию в совместной деятельности (создание огорода на участке ДОУ, проведение мастер-класса, фотовыставки, дегустации, участие в конкурсе рисунков и фотографий и пр.), рекомендовать детскую художественную литературу для прочтения с детьми в рамках темы проекта.

Этапы проектной деятельности:

подготовительный;

основной. Реализация намеченных мероприятий;

заключительный. Рефлексия.

I.Подготовительный.

Выявление проблемы;

Анализ, подбор и обобщение информации, методического обеспечения по теме;

Разработка плана реализации проекта;

Организация развивающей предметно-пространственной среды, отражающей тему проекта, создание дидактического материала по теме.

II. Основной. Реализация намеченных мероприятий.

Беседы:

«Сельскохозяйственные профессии»

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о сельскохозяйственных профессиях, воспитание уважения к труду людей данных профессий, расширить словарный запас детей.

«Овощи – живые витамины»

Цель: способствовать формированию представлений детей о пользе овощей.

«Послушаем доктора»

Цель: продолжать формировать у детей представление о пользе овощей.

«Что растет в огородах нашего села?»

Цель: продолжать знакомить детей с сельским хозяйством жителей родного села, закрепить представление об овощных культурах, растущих в Бурятии.

«Куда попадает урожай с огорода?»

Цель: способствовать формированию у детей представлений о том, что происходит с овощами после сбора урожая. Развивать познавательную активность детей.

Сюжетно-ролевые игры:

«Овощной магазин»

Цель: закрепить представления детей о том, откуда поступают овощи на прилавки магазинов; закрепить названия овощей.

«В поле»

Цель: закрепить представления детей о труде людей в поле.

«Стрекоза и муравей»

Цель: создать условия для закрепления у детей положительного отношения к труду, способствовать воспитанию желания трудиться.

«Овощная ярмарка»

Цель: способствовать эмоциональному подъему детей, вызывать желание кушать овощи.

Дидактические игры:

«Отгадай профессию»

Цель: продолжать закреплять представления детей о профессиях людей, занимающихся сельским хозяйством; уточнить профессии людей, работающих на сельскохозяйственном предприятии.

«Вершки-корешки»

Цель: создать условия для формирования у детей о визуальном обличии плодов овощей, развивать навыки дифференцирования вершков и корешков.

«Что растет в поле»

Цель: обобщить и расширить представления детей об овощных культурах, которые выращивают в поле.

Вечер дидактических игр:

«Найди то, что приготовлено из кукурузы», «Что выращивают на полях», «Собери урожай», «Кем бы я хотел быть?», «Кто потрудился?»

Цель: создать условия для расширения и обобщения детей представлений по теме, способствовать эмоциональному подъему посредством игровой деятельности.

«Помоги растениям»

Цель: способствовать появлению у детей стремление пожалеть растение, действенно ему помочь.

«Отгадай, чьи семена!»

Цель: сформировать начальные представления детей о внешнем виде семян разных овощных культур, развивать навыки их дифференцирования.

«Исправь ошибку художника»

Цель: продолжать детей учить различать корешки и вершки овощей.

Творческая деятельность:

«Овощи на тарелочке»

Цель: создать условия для закрепления у детей представлений о том, как и для чего человек выращивает и использует овощи, развивать творческую активность детей, воспитывать положительное отношение детей к овощным культурам.

Мастер-класс от родителя группы «Рисуем овощи необычным способом»

Цель: поддерживать интерес детей к теме, закрепить умение выполнять работу по образцу, привлечение родителей в образовательное пространство ДОУ.

«Овощи с грядки» (по замыслу)

Цель: продолжать воспитывать положительное отношение детей к овощным культурам посредством самостоятельной творческой деятельности.

Изготовление макета «Огород для кукол»

Цель: развивать творческие навыки детей, осознание того, что человеку необходимо выращивать овощи для того, чтобы питаться.

Рисование техникой монотипия «Дорисуй овощ!»

Цель: продолжать развивать у детей интерес к овощам посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Поделки из природного материала «Чудо- урожай»

Цель: закрепить у детей представление об урожае посредством продуктивной творческой деятельности.

Аппликация «Сколько овощей на грядке».

Цель: развивать творческую активность детей, закрепить представление о том, какие овощи растут на грядках.

Конкурс детского рисунка «Великий урожай!»

Цель: обобщить представления детей об урожае посредством конкурсной творческой деятельности, способствовать эмоциональному подъему детей от проделанной работы.

Разработка и рисование алгоритма «Памятка младшим товарищам «Как вырастить овощи!»

Цель: закрепить у детей представление о последовательности выращивания овощных культур, воспитывать желание поделиться своим опытом с младшими товарищами.

Музыкально – театрализованная постановка «Кем быть?»

Цель: способствовать развитию у детей желания заниматься сельских хозяйством в будущей профессиональной деятельности.

Литературная гостиная «Посиделки» (пословицы, поговорки, загадки, фольклор, считалки по теме)

Цель: Развивать творческую активность детей, воспитывать уважительное отношение детей к художественному слову.

Заучивание стихов «Огородик» О. Дриз

Слушание песен «Антошка», «Урожайная»

Чтение рассказа Пивоварова «Осенний клад»

Чтение экологической сказки «Сила дождя и дружбы».

Цель: способствовать воспитания экологической грамотности дошкольников.

ИКТ

Просмотр детского видеоролика «Сельскохозяйственная техника»

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о с/х технике, о людях, которые на ней работают, о ее предназначении, расширить словарный запас детей.

Просмотр презентации PowerPoint «Садовый инвентарь» + интерактивная игра для дошольников по теме

Цель: создать условия для формирования у детей представления о садовом инвентаре, его особенностях, функционале, развивать познавательную активность детей посредством ИКТ.

Трудовая деятельность:

«Огородим огород и никто к нам не зайдет»

Цель: способствовать формированию у детей представлений о том, что за урожаем нужно ухаживать, что животные могут нанести ему вред.

Коллективное дело «Наш зеленый огород!».

Уход за огородом: полив, рыхление, прополка сорняков - труд (в течение всего вегетационного периода).

Квест-игра«Огородные приключения»

Цель: закрепить представления детей об овощных культурах посредством познавательно-игровой деятельности.

Детско-родительский фото-конкурс «Наш огород»

Цель: Обобщить представления детей об урожае на собственном огороде, вызывать желание трудиться на огороде, поделиться впечатлениями с друзьями.

Праздничное мероприятие «Праздник урожая» (песни, отгадывание загадок, русские народные игры, посвящённые данной теме и т.д.). Совместно с родителями и воспитателями других групп.

III. Заключительный. Рефлексия.