Проект: «Сельское хозяйство родного края: традиции, особенности».
Тип проекта: познавательно-экологический.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: долгосрочный (2 месяца – август - сентябрь ).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Проблема: дошкольники не имеют достаточных представлений о сельском хозяйстве родного края, о выращивании урожая на полях и в огородах.
Новизна: данный проект реализуется в инновационном ключе, отражающем современную образовательную ситуацию, которую регламентирует ФГОС ДО. Также способствует повышению уровня познавательной активности воспитанн
ков, развитию их самостоятельности, инициативности, предпосылок к учебной деятельности.Актуальность:
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение от того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике.
Президентом РФ Путиным В.В. 2017 год ознаменован годом экологии в России. И это неспроста: на сегодняшний день особо остро стоит вопрос воспитания экологической грамотности населения. Формировать экологическую грамотность целесообразно с детства. Приобщение детей к сельскому хозяйству родного края, которое неразрывно связано с трудовой деятельностью – актуальная задача современных сельских детских садов, через которую решаются воспитательные, развивающие и образовательные задачи, а также формируется личность патриотов своей Родины.
Дошкольник на выходе из ДОУ должен иметь представления об особенностях сельского хозяйства родного края, о людях, трудящихся на сельскохозяйственных предприятиях, о процессе выращивания урожая. Данный проект имеет направленность, удовлетворяющую данный запрос.
Цель: создание условий для формирования у дошкольников представлений о сельском хозяйстве родного края, его особенностях и обычаях.
Задачи:
уточнять и расширять знания детей о сельскохозяйственных профессиях;
уточнить представления детей об истории сельского хозяйства родного края;
сформировать у детей представления о процессе выращивания урожая на полях и в огородах от семечки до плодов;
закрепить у детей представление об овощах, выращиваемых в родном крае и об их пользе для здоровья человека;
подвести детей к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи между людьми разных профессий;
развивать навыки коллективного труда и общения в процессе осуществления общего дела;
формировать нравственные качества личности ребёнка: самостоятельность, уважение к труду, патриотизм, любовь к своей родине;
воспитывать любовь к природе родного края;
развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать;
развивать экологическую культуру детей;
приобщать детей и их семьи к трудовой сельскохозяйственной деятельности;
развивать у детей познавательную активность;
воспитывать у детей интерес к выращиванию овощей;
воспитывать у детей желание питаться свежими, вареными и тушеными овощами;
активизировать взаимодействие с семьей в рамках реализации детско-взрослого проекта.
Ожидаемый результат:
Для детей:
дети знают о прошлом и настоящем сельского хозяйства родного села, о профессиях работников сельхозпредприятия и их роли в современном обществе; - дети знают об особенностях и традициях сельского хозяйства родного края;
дети закрепили представления об овощах, выращиваемых в родном крае и об их пользе для здоровья человека;
дети стремятся к самостоятельному поиску информации о сельском хозяйстве и сбору практического материала по интересующим вопросам;
дети пополнили словарный запас в рамках темы проекта;
дети проявляют устойчивый интерес к проектной деятельности, к выращиванию овощных культур;
дети выражают повышенную активность при коллективном взаимодействии, в том числе детско-родительском;
дети проявляют самостоятельность, уважение к труду, патриотизм, любовь к своей родине;
у детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы.
Для родителей:
повышение уровня компетенции в вопросах трудового и экологического воспитания, а также познавательного и социально-коммуникативного развития.
Используемые техники и технологии:
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технология проектной деятельности;
ИКТ-технологии;
технология исследовательской деятельности.
Взаимодействие с семьей: индивидуальные консультации в рамках темы проекта по требованию, круглый стол «Витамины круглый год», анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье», ознакомление родителей с основами трудового и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, привлечение к участию в совместной деятельности (создание огорода на участке ДОУ, проведение мастер-класса, фотовыставки, дегустации, участие в конкурсе рисунков и фотографий и пр.), рекомендовать детскую художественную литературу для прочтения с детьми в рамках темы проекта.
Этапы проектной деятельности:
подготовительный;
основной. Реализация намеченных мероприятий;
заключительный. Рефлексия.
I.Подготовительный.
Выявление проблемы;
Анализ, подбор и обобщение информации, методического обеспечения по теме;
Разработка плана реализации проекта;
Организация развивающей предметно-пространственной среды, отражающей тему проекта, создание дидактического материала по теме.
II. Основной. Реализация намеченных мероприятий.
Беседы:
«Сельскохозяйственные профессии»
Цель: создать условия для формирования у детей представлений о сельскохозяйственных профессиях, воспитание уважения к труду людей данных профессий, расширить словарный запас детей.
«Овощи – живые витамины»
Цель: способствовать формированию представлений детей о пользе овощей.
«Послушаем доктора»
Цель: продолжать формировать у детей представление о пользе овощей.
«Что растет в огородах нашего села?»
Цель: продолжать знакомить детей с сельским хозяйством жителей родного села, закрепить представление об овощных культурах, растущих в Бурятии.
«Куда попадает урожай с огорода?»
Цель: способствовать формированию у детей представлений о том, что происходит с овощами после сбора урожая. Развивать познавательную активность детей.
Сюжетно-ролевые игры:
«Овощной магазин»
Цель: закрепить представления детей о том, откуда поступают овощи на прилавки магазинов; закрепить названия овощей.
«В поле»
Цель: закрепить представления детей о труде людей в поле.
«Стрекоза и муравей»
Цель: создать условия для закрепления у детей положительного отношения к труду, способствовать воспитанию желания трудиться.
«Овощная ярмарка»
Цель: способствовать эмоциональному подъему детей, вызывать желание кушать овощи.
Дидактические игры:
«Отгадай профессию»
Цель: продолжать закреплять представления детей о профессиях людей, занимающихся сельским хозяйством; уточнить профессии людей, работающих на сельскохозяйственном предприятии.
«Вершки-корешки»
Цель: создать условия для формирования у детей о визуальном обличии плодов овощей, развивать навыки дифференцирования вершков и корешков.
«Что растет в поле»
Цель: обобщить и расширить представления детей об овощных культурах, которые выращивают в поле.
Вечер дидактических игр:
«Найди то, что приготовлено из кукурузы», «Что выращивают на полях», «Собери урожай», «Кем бы я хотел быть?», «Кто потрудился?»
Цель: создать условия для расширения и обобщения детей представлений по теме, способствовать эмоциональному подъему посредством игровой деятельности.
«Помоги растениям»
Цель: способствовать появлению у детей стремление пожалеть растение, действенно ему помочь.
«Отгадай, чьи семена!»
Цель: сформировать начальные представления детей о внешнем виде семян разных овощных культур, развивать навыки их дифференцирования.
«Исправь ошибку художника»
Цель: продолжать детей учить различать корешки и вершки овощей.
Творческая деятельность:
«Овощи на тарелочке»
Цель: создать условия для закрепления у детей представлений о том, как и для чего человек выращивает и использует овощи, развивать творческую активность детей, воспитывать положительное отношение детей к овощным культурам.
Мастер-класс от родителя группы «Рисуем овощи необычным способом»
Цель: поддерживать интерес детей к теме, закрепить умение выполнять работу по образцу, привлечение родителей в образовательное пространство ДОУ.
«Овощи с грядки» (по замыслу)
Цель: продолжать воспитывать положительное отношение детей к овощным культурам посредством самостоятельной творческой деятельности.
Изготовление макета «Огород для кукол»
Цель: развивать творческие навыки детей, осознание того, что человеку необходимо выращивать овощи для того, чтобы питаться.
Рисование техникой монотипия «Дорисуй овощ!»
Цель: продолжать развивать у детей интерес к овощам посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Поделки из природного материала «Чудо- урожай»
Цель: закрепить у детей представление об урожае посредством продуктивной творческой деятельности.
Аппликация «Сколько овощей на грядке».
Цель: развивать творческую активность детей, закрепить представление о том, какие овощи растут на грядках.
Конкурс детского рисунка «Великий урожай!»
Цель: обобщить представления детей об урожае посредством конкурсной творческой деятельности, способствовать эмоциональному подъему детей от проделанной работы.
Разработка и рисование алгоритма «Памятка младшим товарищам «Как вырастить овощи!»
Цель: закрепить у детей представление о последовательности выращивания овощных культур, воспитывать желание поделиться своим опытом с младшими товарищами.
Музыкально – театрализованная постановка «Кем быть?»
Цель: способствовать развитию у детей желания заниматься сельских хозяйством в будущей профессиональной деятельности.
Литературная гостиная «Посиделки» (пословицы, поговорки, загадки, фольклор, считалки по теме)
Цель: Развивать творческую активность детей, воспитывать уважительное отношение детей к художественному слову.
Заучивание стихов «Огородик» О. Дриз
Слушание песен «Антошка», «Урожайная»
Чтение рассказа Пивоварова «Осенний клад»
Чтение экологической сказки «Сила дождя и дружбы».
Цель: способствовать воспитания экологической грамотности дошкольников.
ИКТ
Просмотр детского видеоролика «Сельскохозяйственная техника»
Цель: создать условия для формирования у детей представлений о с/х технике, о людях, которые на ней работают, о ее предназначении, расширить словарный запас детей.
Просмотр презентации PowerPoint «Садовый инвентарь» + интерактивная игра для дошольников по теме
Цель: создать условия для формирования у детей представления о садовом инвентаре, его особенностях, функционале, развивать познавательную активность детей посредством ИКТ.
Трудовая деятельность:
«Огородим огород и никто к нам не зайдет»
Цель: способствовать формированию у детей представлений о том, что за урожаем нужно ухаживать, что животные могут нанести ему вред.
Коллективное дело «Наш зеленый огород!».
Уход за огородом: полив, рыхление, прополка сорняков - труд (в течение всего вегетационного периода).
Квест-игра«Огородные приключения»
Цель: закрепить представления детей об овощных культурах посредством познавательно-игровой деятельности.
Детско-родительский фото-конкурс «Наш огород»
Цель: Обобщить представления детей об урожае на собственном огороде, вызывать желание трудиться на огороде, поделиться впечатлениями с друзьями.
Праздничное мероприятие «Праздник урожая» (песни, отгадывание загадок, русские народные игры, посвящённые данной теме и т.д.). Совместно с родителями и воспитателями других групп.
III. Заключительный. Рефлексия.