• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Дата публикации: 30.04.2020

Должность: учитель биологии и экологии

Учебное заведение:

Населенный пункт: Республика Саха Якутия

Файл публикации





МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОРДОННОХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Т.И. СКРЫБЫКИНОЙ»

План – конспект открытого урока по биологии

На тему «Увеличительные приборы».

5 класс

Составила: Томтосова Мира Петровна

учитель биологии

Класс: 5

У

МК:

Тема урока: знакомство с увеличительными приборами.

Тип урока: урок открытия нового понятия

Цель: создание условий для открытия нового понятия для изучения и строения увеличительных приборов и правила работы с ними.

Учебная задача : какие увеличительные приборы бывают? Для чего их применяют?

Планируемые результаты:

Предметный:

- уметь определять понятия: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир».

- умение работать с микроскопом и лупой

Метапредментый:

Познавательные УУД:

- уметь анализировать и сравнивать объекты;

- анализировать условие задания;

- сопоставлять информацию из учебника со своими знаниями.

- формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников.

Коммуникативные УУД:

- уметь сотрудничать и договариваться с другими детьми;

- уметь высказывать и отстаивать свое мнение;

- уметь слушать и слышать своего собеседника

- уметь работать в паре

Регулятивные УУД:

- уметь ставить учебную задачу;

- уметь планировать свою деятельность;

- уметь контролировать свои действия;

- анализировать свое понимание

- выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания

Личностный: проявлять интерес к изучению темы и понимать, что биология нужна в жизни.

Оборудование для учителя: Ручная лупа, световой микроскоп, предметное стекло, покровной стекло, образцы микропрепаратов, таблица.

«Увеличительные приборы», ПК, мультимедийная презентация.

Оборудование для учащихся: лабораторное оборудование, ручная лупа, световой микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, образцы микропрепаратов, индивидуальные рабочие листы, дополнительная текстовая информация.

Этап

мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный

момент

1 мин

Встаньте ровно и красиво.Прозвенел уже звонок.Сядьте тихо и неслышно,И скорей начнем урок.

 Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Здравствуйте!

Учащиеся готовы к уроку, дана мотивация на работу

Постановка учебной задачи

Ситуация успеха

3 мин

- С какой наукой мы начали знакомиться совсем недавно?

- Что изучает данная наука?

Кто относится к живым организмам?(слайд 2)

На какие группы можно разделить все перечисленные организмы? (слайд 3)

- Какие методы используют ученые для изучения перечисленных царств живых существ?

- За какими объектами можем наблюдать мы с вами? (слайд4)

( ответы детей)

- уметь контролировать свои действия;

- уметь высказывать и отстаивать свое мнение;

Ситуация разрыва

3 мин

Знаете ли вы, что существуют объекты, которые мы с вами никогда не сможем увидеть без специальных приспособлений?

- Как нам быть?

- Как быть ученым в этой ситуации? (слайд 5)

- можно ли увидеть невидимое?

- есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов.

Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?

- молодцы!

- незнаем

- лупа, микроскоп

- уметь контролировать свои действия;

Постановка учебной задачи

2мин

- Ребята, какие же задачи мы поставим на урок?

Правильно. Познакомится с увеличительными приборами, с их устройством и с правилами работы.

Записи вы будете вести в рабочих тетрадях.

Итак, возьмите рабочие тетради, сформулируйте и запишите тему урока. (слайд 7)

- какие увеличительные приборы бывают? Для чего их применяют?

Учащиеся сформулировали учебную задачу

Решение учебной задачи

Поиск решения учебной задачи

8мин

Составим план:

Историческая справка

Устройство лупы

Устройство микроскопа

Во время урока мы с вами будем исследователями.

Начнем урок с исторической справки

Итак, возьмите рабочие тетради, сформулируйте и запишите тему урока.

На стр.23 текста учебника найдите, из чего состоит лупа? На предметном стекле найдите мякоть томата и яблока? Что характерно для их строения? Рассмотрите кусочки мякоти под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь. Что можно рассмотреть с помощью лупы?

Для изучения внутреннего строения клеток пользуются микроскопом. Что обозначает слово микроскоп? 

Итак, читаем название части микроскопа под номером (работа в паре) 1. Найдите эту часть микроскопа на рисунке. Где находится объектив у выданного вам микроскопа? Название «объектив» происходит от латинского слова «объектум», что значит «предмет».

Читаем название части микроскопа под номером 2. Найдите эту часть микроскопа на рисунке. Где находится окуляр у выданного вам микроскопа? Название «окуляр» происходит от латинского слова «окулус», что значит «глаз». Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к окуляру.

Читаем название части микроскопа под номером 3. Найдите эту часть микроскопа на рисунке. Где находится тубус у выданного вам микроскопа? Итак, тубус соединяет объектив с окуляром.

Читаем название части микроскопа под номером 4. Найдите эту часть микроскопа на рисунке. Где находится большой винт у выданного вам микроскопа?

Читаем название части микроскопа под номером 5. Найдите эту часть микроскопа на рисунке. Где находится предметный столик у выданного вам микроскопа? На предметный столик мы кладем препараты (от лат. «препаратус» -«приготовленный») или их еще называют микропрепараты. На следующем уроке вы сделаете еще шаг вперед: попробуете своими руками приготовить препарат для рассматривания под микроскопом. Чаще же при изучении живых объектов пользуются готовыми препаратами, которые хранятся в лаборатории много лет.

Читаем название части микроскопа под номером 6. Найдите эту часть микроскопа на рисунке. Где находится зеркало у выданного вам микроскопа? Микроскопы, стоящие перед вами, называются световыми.

Читаем название части микроскопа под номером 7. Найдите эту часть микроскопа на рисунке Где находится штатив у выданного вам микроскопа? К штативу прикрепляется не только тубус, но и предметный столик.

Итак, мы с вами познакомились с устройством микроскопа.

Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает.

Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом:

увеличение окуляра x увеличение объектива =

Увеличение окуляра и объектива определяются по цифрам на их оправах.

Учитель прикрепляет табличку «Увеличение микроскопа: увеличение окуляра x увеличение объектива =».

Задание 1: подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа.

Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив. В школьной лаборатории это делает учитель.

Продолжение лабораторной работы.

Учитель:

А теперь научимся работать с микроскопом.

Правила работы на стр. 25 в учебнике

- работа в паре

Учащиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом.

- уметь планировать свою деятельность;

- уметь контролировать свои действия;

Осмысление, понимания нового материала

- уметь работать в паре;

- уметь слушать и слышать своего собеседника;

- уметь определять понятия: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир».

- формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников.

Моделирование

4 мин

Учитель:

Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Предлагаю вам задание на соответствие «Устройство увеличительного прибора»(карточка)

Учащиеся выполняют задание на листочках

Соответствие между правым столбцом и левым столбцом

Номера Название деталей микроскопа

1 Окуляр

2 Предметный столик

3 Штатив

4 Объектив

5 Тубус

6 Регулировочный винт

7 Зеркало

- работа в карточках

уметь сотрудничать и договариваться с другими детьми;

Дети устанавливают общение между собой, вступают в диалог с учителем и с учащимися.

Высказывание своего мнение и его аргументирование, отстаивание своего мнения.

Отработка способа действия

5мин

Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом.

Задание: выберите верное утверждение.

1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

2.Штатив поверни ручкой «к себе».

3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4.Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5.Положи готовый препарат под предметный столик.

6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

(Курсивом выделены верные ответы).

Проверка.

А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте кружок красным.

Если вы сделали 1-2 ошибки, закрасьте кружок синим Если вы сделали3-4 ошибки закрасьте кружок зеленым.

- работа в карточках

умение работать с микроскопом

Учащиеся делают задания

самостоятельно и сообща вместе с учителем.

Рефлексия

4 мин

что важного вы узнали сегодня на уроке?

- какие увеличительные приборы бывают?

- для чего их применяют?

- Оцените свою сегодняшнюю работу на «волшебной линеечке».

(ответы детей)

(оценивают свою деятельность)

урока.

Самооценка своей работы на уроке и оценка самого урока