• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Занятие по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Дифференциация звуков Ч – Ц»

Дата публикации: 12.05.2020

Должность: Воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

Файл публикации





Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа Детский сад №225 «Теремок»

Занятие к педсовету по

звуковой культуре речи

в подготовительной группе

Тема: «Дифференциация звуков Ч – Ц»

Подготовила: Башева Е.А.

Программные задачи:

Учить детей отчётливо

произносить звуки «Ч» и «Ц», изолированно и в составе слова, различать эти звуки на слух. Продолжать учить определять место звука в слове, делить слова на слоги. Воспитывать умение выделять на слух слова со звуками «Ц» и «Ч» в речи.

Активизация словаря: слова со звуками «Ц» и «Ч».

Материал: сундучок, карточки с предметами, в названии которых есть звуки «Ц» и «Ч».

Ход занятия:

1.Я сегодня расскажу вам историю: Жили-были Паровозик и Цыпленок. Паровозика звали Чух-Чух, а Цыплёнка Цыпа.

Кто запомнил, как звали Паровозика? (повторяют несколько детей).

А кто помнит имя Цыплёнка? (повторяют несколько детей).

Паровозик очень любил кататься по рельсам, и когда он ехал, то всегда произносил: «Чух-Чух-Чух.» (дети повторяют слова Паровозика и показывают руками, как он ехал).

А Цыплёнок очень любил кататься на Паровозике. Поэтому когда Паровозик выезжал на прогулку, то всегда звал Цыплёнка по имени. Ведь они были друзья. Помогите Паровозику позвать Цыплёнка.

Паровозик очень любил своё имя. Ведь оно начиналось с самого любимого им звука. С какого звука начинается имя Паровозика? (Со звука «Ч») (Повторяют несколько детей). Ну, и конечно, Паровозик очень любил слова со звуком «Ч». Назовите слова, которые начинаются со звука «Ч».

А Цыплёнок очень любил своё имя, которое начинается со звука… («Ц», повторяют несколько детей). И ему нравились слова, которые начинаются с этого звука. Какие слова начинаются со звука «Ц»?

2. Любимой игрой Паровозика и Цыплёнка была игра «Послушай звук». Они очень часто играли в неё. Паровозик всегда радовался, когда слышал звук «Ч» или слова с этим звуком. Он сразу начинал крутить колёсиками вот так. Покажите. (Дети делают круговые движения руками).

А Цыплёнок очень радуется, когда слышит звук «Ц» или слова с этим звуком. Он тоже радуется и машет своим хвостиком. Вот так. Покажите. (Дети выполняют плавные движения кистью руки перед собой).

Сейчас и мы с вами поиграем в эту игру. Если вы услышите звук «Ч» или слово с этим звуком, то изображаете паровозик, а если услышите звук «Ц» или слово с этим звуком, то показываете, как цыплёнок машет хвостиком.

Слова для игры: Ч, ЧИСТЕНЬКИЙ, МЕСЯЦ, Ц, Ч, КУРОЧКА, ЦЫПЛЯТКИ, Ч, КАЛАЧИ, СВЕРЧОК, Ц, ЦАРЕВНА.

3. Физ. минутка «Паровоз»:

«Загудел паровоз

И вагончики повёз:

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Далеко их укачу.

Паровоз, паровоз

Новенький, блестящий.

Он вагоны повёз

Точно настоящий.

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки,

Кошки пушистые,

Зайцы и мартышки».

4. А ещё Паровозик с Цыплёнком очень люблю игру «Найди слова». Давайте и мы в неё сыграем. Я сейчас прочитаю вам небольшое стихотворение, а вы слушайте внимательно и назовите слова со звуком «Ч», которые в нём встречаются.

«Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики,

Ножками топочут,

Весело хохочут».

А в этом стихотворении найдите слова со звуком «Ц».

«Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят.

Привела их с улицы

Беленькая курица».

5. Работа с чистоговоркой.

Воспитатель читает чистоговорку: «У цапли цыплёнок,

У зайчихи зайчонок».

Проговаривание хором, по одному, громко, тихо, шёпотом.

6. Игра «Волшебный сундучок».

Этот сундучок не простой, а волшебный. Его привезли сюда Паровозик с Цыплёнком. Хотите узнать, что в нём лежит? Для того, чтобы открыть сундучок, надо сказать волшебные слова:

«Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок».

Только произнести все слова надо чётко. (Дети произносят слова и по очереди вынимают из сундучка картинки).

Задание: надо назвать предмет, изображённый на картинке, какой звук: «Ч» или «Ц» в названии, в какой части слова находится: в начале, середине или конце слова.

ОБРАЗЕЦ: На картинке изображён мальчик, в слове звук «Ч» находится в середине слова.

7. Игра «Раздели слова на слоги».

Нужно определить количество слогов в названии предмета, изображённого на вашей карточке.

8. Когда наступил вечер, Паровозик и Цыплёнок попрощались друг с другом и расстались. Но перед этим они вспомнили, во что же они играли сегодня. И им стало очень весело.

Давайте и мы вспомним, чем же мы сегодня занимались.