• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей с ОВЗ на занятиях дополнительной программы «Школа мяча»

Дата публикации: 14.05.2020

Должность: инструктор по физической культуре

Учебное заведение:

Населенный пункт: Московская область,городской округ Электросталь

Файл публикации





Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей с ОВЗ на занятиях дополнительной программы

«Школа мяча»

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происход

ит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.

Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья является важной составной частью воспитания. Оно направлено на всестороннее развитие детей, социализацию, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физического развития.

Одной из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недостатков, возникающих в результате нарушений. У большинства этих детей наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. Нарушения и аномалии развития отрицательно сказываются на формировании двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, координации, статистического и динамического равновесия и др. У многих страдает пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микро-ориентировка в пространстве.

Эффективность процесса физического воспитания этих детей требует комплексной организации работы по коррекции двигательных нарушений, важным условием которой является создание адекватных условий для их физического и умственного развитии, формирования двигательной сферы.

Дополнительная программа «Школа мяча» реализуется в МДОУ №17 с детьми старшей и подготовительной групп с ОВЗ, по развитию у детей интереса к спортивным играм с мячом, стимулированию интереса детей к занятиям физической культурой и спортом.

Материал на занятиях по физической культуре рассчитан на возможности 5-7 летнего ребенка, с постепенным переходом от простого к сложному.

Численность детей в группе 12- 15 человек, занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий 25-30 минут.

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса и объёма, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение.

.

Цель программы:

Гармоничное развитие личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом.

Задачи программы:

Заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом.

Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину, ворота, умение применять их в игровой ситуации.

Научить детей передавать, ловить, вести и бросать мяч, сочетать эти действия между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча.

Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом, ориентироваться на площадке.

Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

Развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений.

Развивать физические качества ребёнка: быстроту, ловкость, выносливость, силу.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

-мониторинг усвоения детьми программы «Школа мяча».

-открытые показы занятий дополнительного образования родителям, педагогам в ДОУ.

При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность.

Опыт работы в коррекционных группах показывает что наибольший эффект достигается применением комплексного подхода, где обязательным элементом является физическое воспитание.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А.А Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и.т.д. Например: экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко, стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, можно активизировать соседние зоны, отвечающие за речь. Поэтому большая работа в коррекционных группах направляется на физическое развитие и укрепление здоровья детей, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие, на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма.

Систематическая тренировка пальцев – мощное средство работоспособности головного мозга, а как следствие – улучшение речи, внимания и памяти детей. Игры и упражнения для совершенствования тонких движений пальцев необходимы для подготовки руки к письму, при их выполнении дети выполняют движения, за взрослыми проговаривая слова текста, что является отличной тренировкой органов артикуляционного аппарата в процессе формирования общих речевых навыков.

На начало учебного года у детей с ОВЗ характерны нарушения зрительно-слуховой ориентации в пространстве, движения этих детей не соразмерны, они затрудняются в бросании и ловле мяча, в выполнении тонких дифференцированных движений пальцами рук. Отмечается двигательная расторможенность, дети бурно реагировали на трудности в выполнении упражнений, воспитанники справлялись с заданием с 3-5 попытки, не в состоянии действовать двумя руками одновременно.

Анализ результатов тестирования воспитанников в конце учебного года позволил установить достоверные различия результатов выполнения всех предложенных упражнений с мячом. Не все дети освоили эти упражнения на 100%, но интерес к разучиванию этих движений не снижен, мы продолжаем работать.