• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Формирование артистических навыков сценического мастерства в процессе подготовки к концертным выступлениям

Дата публикации: 19.05.2020

Должность: Преподаватель народно-сценического танца

Учебное заведение:

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий АО, г. Ноябрьск

Файл публикации





Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств имени П.И. Чайковского»

муниципального образования город Ноябрьск

Методическое сообщение

Формирование артистических навыков

сценического мастерства

в процессе подготовки к концертным выступлениям.

Выполнила

right; margin-bottom: 0pt;">Преподаватель

хореографического отделения

Гладецкая С.Г.

Ноябрьск 2018

«Когда исполнитель не выражает

Мыслей и чувств своего героя,

Не наполнен ими, мы говорим:

Этот исполнитель пуст

Холоден и неинтересен,

Он ничего в себе не несет.

После таких выступлений

Зрители уходят с концерта

Не получив никакого удовольствия»

Р. Захаров

Эти слова были сказаны более 80-ти лет назад, но сегодня они, как никогда, актуальны и злободневны.

Засилие, так называемой, массовой культуры, дешевого поп-арта-«искусства», массового технократического «шоу» зачастую невилирует сценический образ, духовность, мастерство и внутреннюю культуру исполнителей, в том числе и в хореографии.

Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Принимая детей в стены нашей школы, мы берем на себя огромную ответственность в формировании их эстетических вкусов, формировании восприятия лучших образцов музыкального и хореографического искусства, формировании их внутреннего мира, ощущения и восприятия национальной культуры.

На этот счет существуют примерные методики, классические хрестоматийные приемы, но, как правило, они дают общее направление, так сказать схему.

В действительности – же необходим сугубо индивидуальный подход как к отдельным исполнителям, солистам, так и к группе исполнителей, объединенных одним творческим замыслом.

В отличии от музыкального искусства, хореография наиболее богата различными средствами выразительности, способными создать тот или иной сценический образ.

Движение, пластика – вот фундамент для достижения поставленной цели, а посему с первых дней занятий, начиная с младших классов, необходимо воспитать у детей бережное и скрупулезное отношение к сценическому движению.

Постановка корпуса, головы, рук, настойчивые занятия у станка, закладывают ту основу, тот базис, который со временем превратит «гадкого утенка» в «прекрасного лебедя».

Совершенно необходимо уделять самое пристальное внимание правильному выполнению той или иной позиции, того или иного упражнения, ни в коем случае не допускать так называемой «расхлябанности» или «разболтанности».

Эти положения незыблемы как в классическом, так и в народном танце.

Танец – один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, жизненный уклад, нравы и обычаи. Содержание и выразительные средства народного танца все время развиваются, обогащаются новыми приемами сценического мастерства и танцевального языка.

Работая с детьми, педагог-хореограф обязан учитывать эти особенности народного танца и постоянно применять эту тенденцию на практике. Холодное, бездушное исполнение танцевальных движений, даже на приличном техническом уровне еще не есть ТАНЕЦ!

И лишь только тогда, исполнители знают внутренний мир и характер того или иного танца и, главное народа, который его создал, владея техническими приемами, можно достичь высокого уровня исполнительского мастерства.

Начиная работу над новой постановкой, педагог должен, прежде всего, рассказать детям о том народе и стране, где родился данный танец, об истории этого народа, его нравах и обычаях.

Большое значение имеет характер постановки: шуточный, бытовой, лирический, хороводный и т.д.

Это в значительной мере определяет набор средств выразительности, подбор исполнителей, в особенности солистов.

В народных танцах, отражающих жизненный уклад народа, его моральные и нравственные принципы, очень часто используется грим, бутафория, предметы обихода.

Вот здесь-то и нужен особенно тщательный подход в репетиционном периоде. Детям, при их склонности к игре с любым предметом, необходимо с первых шагов внушить серьезное отношение к бутафории, а затем добиваться свободного владения теми или иными предметами, в зависимости от хореографического номера и сценического рисунка. Очень не маловажный момент – техника безопасности.

В танцах используются самые разнообразные предметы – шесты, плети, сабли, деревья и т.п. И в этом случае необходимо специальные занятия для овладения той или иной бутафорией.

Дети должны уметь не только носить, размахивать, стучать теми или иными предметами, но и выразительно ими владеть.

Задача, скажем прямо, не из простых. Но добиваться решения ее необходимо всеми методами.

В массовых танцах: хороводах, кадрилях, плясках очень важную роль играют сценический рисунок и синхронность движения.

Поклоны, повороты, линии, диагонали, присядки, дроби и хлопушки – все это при синхронном исполнении и является одним из элементов сценического мастерства.

Очень важную роль в этом процессе играют руки и голова – пожалуй самые главные составные выразительности.

Мягкая, пластичная рука в лирических композициях и хороводах, сменяет более жесткую и активную руку в плясках и шуточных композициях.

Детям, особенно младших классов, это понять сложно, и здесь нужен целый ряд дополнительных упражнений и движений, наряду с простым объяснением, наглядными примерами, расчленение одного движения на несколько статических поз.

В силу своей непосредственности, дети на занятиях бывают или слушком игривы, а потому не собраны, или, наоборот, очень сосредоточенны, объяты желанием сделать все очень правильно, а следовательно - «зажаты».

В каждом таком случае нужен очень терпеливый подход, скрупулезное объяснение и продолжительная работа над мимикой, постановкой головы, рук, корпуса.

Очень важно, чтобы дети на занятиях видели себя в зеркале.

Нужно отметить, что в каждом коллективе, в каждой возрастной группе на каком-то этапе появляются свои лидеры, претендующие или выдвигаемые руководителями на роль солистов.

И здесь нужен несколько иной подход к воспитанию исполнительского мастерства.

Весь вопрос в том, что в народном танце, танцуя в общей массе, солист выходит для исполнения тех или иных трюков.

Исполнитель трюков, особенно в русских и народных танцах, в танцах народов Кавказа, зачастую выходят на уровень сложных акробатических упражнений, требующих прежде всего силовой подготовки, безупречной работы вестибулярного аппарата, координации движений, четкой внутренней ритмики.

С такими детьми требуются дополнительные занятия, на которых каждый трюк детально объясняется, расщепляется на составные и требует многократной отработки, как по частям, так и в целом.

Работая над исполнением трюков, необходимо добиваться видимой легкости исполнения и высокого профессионализма.

Ребенок должен идти на трюк с азартом, легко, улыбаясь, всем своим видом подчеркивая свою удаль и мастерство. Нельзя забывать и о достаточно весомой доле риска травматизма. Это весьма и весьма важный фактор, и избежать его педагог должен в любом случае.

Процесс сложный и кропотливый, но наличие трюкачей и солистов, как в женской, так и в мужской группах коллектива, мастерски выполняющих постановленные задачи, несомненно является украшением коллектива, и характеризует высокий уровень исполнительского мастерства.

Неотъемлемой частью сценического мастерства является костюм.

Как известно, танцы народов мира отличаются широкой и многогранной палитрой сценического костюма, изобилует множеством деталей.

И здесь очень важно научить детей не только правильно одевать, но и правильно его носить. Ни в коем разе нельзя допускать ситуации, когда номер выходит на сцену в костюмах «из-под иглы».

Совершенно необходимо три – четыре репетиции в новых костюмах, причем обязательно в контексте концертной программы. В этом случает дети научатся правильно одевать костюм, правильно закреплять все его детали и элементы, учесть и рассчитать время для переодевания, что в конечном итоге скажется на исполнительном мастерстве.

Конечно, если дети, особенно младшие классы, «сломя голову» выскакивают на сцену, на ходу застегивая кнопки, крючки и петельки, о характере и внутреннем настрое не может быть и речи, а уж о сценическом и исполнительском мастерстве и подавно.

Работая над исполнительским мастерством в целом, и каждого ребенка в отдельности, необходимо учитывать характеры детей, их взаимоотношения в школе и в коллективе, их взаимоотношения дома, с родителями.

Зачастую, неустойчивая психика ребенка, очень активно реагирует на многообразие жизненных ситуаций, которые постоянно возникают вокруг него. Они имеют очень разнообразный характер, от положительных до резко отрицательных и вызывают такой же спектр эмоций.

Отсюда – качество и уровень проведенной репетиции, результат того или иного занятия.

Говоря о воспитании исполнительского уровня в детских хореографических коллективах, нужно упомянуть еще целый ряд факторов – это погодные и климатические условия, время суток и время года, качество репетиционных классов и сценических площадок и многое другое.

Этот вопрос заслуживает широкого и пространного исследования.

Ясно одно, этот вопрос должен находится под неусыпным контролем педагога, ему нужно уделять значительную часть учебного времени, искать новые способы и методы для его решения, поскольку высокий профессионализм, высокий исполнительский уровень были, есть и будут визитной картой каждого хореографического коллектива.