• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дата публикации: 20.05.2020

Должность: Студентка

Учебное заведение:

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

Файл публикации





ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Чулкова Евгения,

Научный руководитель – к.п.н. Харская Д.А.,

ГБПОУ «Гуманитарный колледж

Одной из главных задач речевого развития дошкольников является овладение связной диалогической речью (В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова и др.). Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, индивидуальных особенностей ре

бенка, его познавательной активности), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка, первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения (А.Г. Рузская, О.В. Трошин).

В дошкольном возрасте ребенок овладевает диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Диалогическое сознание ориентировано на широкие межличностные контакты и обогащением чужим опытом, тогда оно наиболее благоприятно для ребенка. Но важно помнить, что у детей с задержкой психического развития создание межличностных контактов затруднено [1].

Поскольку для детей с задержкой психического развития характерна низкая речевая активность, то для возникновения диалога им необходим сильный собеседник. Первоначально им служит взрослый. Необходимо создавать ситуации, которые будут побуждать ребенка к высказываниям и беседе. Особое внимание следует обращать на развитие умения спрашивать, отвечать на вопросы, высказываться в присутствии других. В этом смысле несомненную ценность имеют беседы, различные виды игр, инсценировки сказок.

Процесс создания речевого высказывания должен начинается с мотива. Познание окружающего мира, потребность в общении с другими людьми определяет мотивы речевого общения дошкольника. Эта потребность у детей с задержкой психического развития снижена и проявляется отсутствуем интерес к расширению своего кругозора, усвоению новых знаний. Побуждение к дальнейшему общению (похвала, «подумай», побуждение типа «вспомни, что ты хотел еще сказать») приводит к резкому увеличению объема высказываний [2].

Один из эффективных способов, способствующий активизации речи, является введение добавочных мотивов. Для детей старшего дошкольного возраста существенным мотивом является стремление пойти в школу. Так же для детей дошкольного возраста можно использовать различные поощрения.

Большое влияние на качество и объем ответов детей с задержкой психического развития оказывает похвала. Этому способствует благоприятный эмоциональный климат на занятии, поощрения за усвоенные знания, гарантирование успеха каждому ребенку.

Большое значение имеет создание условий для целого комплекса высказываний. С этой целью рекомендуется разыгрывать роли сказочных героев, организовывать сюжетно - ролевые игры, т.е. сделать установку на необычность, вводя, таким образом, в речевую деятельность личностный смысл, добавочные мотивы.

У старших дошкольников с задержкой психического развития (далее - ЗПР) бытовая речь почти не отличается от речи, характерной для нормально развивающихся сверстников. Ограниченность словаря детей обнаруживается за пределами повседневной тематики, когда возникает необходимость использования монологической речью. В этой ситуации наблюдается отсутствие в их речи многих слов, обозначающих свойства предметов и явлений окружающего мира, неточное употребление слов, затруднения словообразования. Конструируя предложения, дети с ЗПР строят их примитивно, нарушают порядок слов.

По мнению Ф.А.Сохина данная категория детей не используют простые речевые средства при построении диалогов. Происходит «застревание» в периоде диалога в форме вопросов и ответов на них. В свободной речи дошкольники не стараются использовать диалогические виды коммуникации. При этом сама речь состоит из неправильно составленных предложений, особенные трудности возникают при построении сложных предложений. Дети быстро уходят от сложной темы беседы к более легкой, которая им достаточно близка. Также наблюдается бедность словаря, часто дети дублируют произнесённое, что говорит о неразвитости внутреннего речевого программирования, грамматического структурирования, отставание в формировании связной речи [3].

Специфика в структуре реплик у дошкольников с ЗПР обусловлена недоразвитием планирования речевого акта. Анализ речевых высказываний дошкольников с ЗПР говорит о больших сложностях использования правильных грамматических форм в своей речи. Чем больше объем сообщения, тем больше встречаются разные аграмматизмы.

Изучение структуры высказывания дошкольников с ЗПР показало, что их реплики отличаются ростом количества номинативной лексики, а также низким количеством служебных частей речи и местоимений. Неосознанное частое употребление может быть вызвано трудностями в высказывании. Чаще конструкция текста не создается снова, а происходит банальное перечисление предметов и их функций. Иногда сочинение текста по иллюстрации, имеющей сюжет, включает в себя только названия предметов. Местоимения и наречия в большинстве случаев однотипны и применяются без их четкого понимания. Малое употребление служебных слов – результат не понимания структуры оформленного предложения. Для того чтобы эти части речи были в речи, ребенку не нужно создавать постоянно новую структуру реплики, достаточно вспомнить уже существующую.

У дошкольников с ЗПР отмечается несформированность смысловой структуры теста и его вербализированной формы. Причем смысловое понимание текста нарушено сильнее, чем сама речь.

Дети шестилетнего возраста представленной категории испытывают определённые сложности при пересказах. Это выражается в следующем: маленький объем, часто отсутствуют слова-связки, нарушается логичность высказывания, большие интервалы между фразами, тавтологии. Такие признаки говорят о том, что страдает внутреннее программирование, а смысл текста ребенок не удерживает. При пересказе главное для детей – восстановить смысл и сюжет текста буквально, в полном объеме, развернуто [4].

К тому же у дошкольников с ЗПР страдает мотивация к коммуникации в форме диалога. Это проявляется в следующем: не имеется потребности к познанию окружающего мира и получению новой информации о событиях окружающей действительности. Дети не хотят поддерживать общение, сводят беседу к ее завершению, в игре зачастую отсутствует разговор, коммуникация в игровой деятельности редка. Но при этом если ребенка подтолкнуть к диалогу при помощи похвалы, вопросов о знакомых событиях и желаниях ребенка, то у ребенка активизируется процесс говорения [5].

Наблюдения показали, что зачастую дети старшего дошкольного возраста имеют расстройства познавательной активности, что осложняется низкой речевой деятельностью. Такая ситуация оказывает значительное влияние не только дальнейшее формирование знаний, умений и навыков ребенка, но и на развитие личности в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] О.В. Защиринская/ СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2019.- 210 с.

2. Микляева, Н.В., Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.В. Микляева. М.: ЮРАЙТ, 2019.- 236 с.

3. Стребелева, Е.А., Мишина, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]/ Е.А.Стребелева, Г.А.Мишина. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 200 с.

4. Арушанסва, А. Г. Речь и речевסе סбщение детей: Метסдическסе пסсסбие [Текст] / А. Г. Арушанסва. — М.: Мסзаика–Синтез, 2016. — 272 c.

5. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников [Текст] / А. В. Чулкова. — Ростов н/Д : Феникс, 2017. — 220 с.