• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

" Пальчиками мы играем - мозг и руки развиваем"

Дата публикации: 22.05.2020

Должность: Воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: троицк

Файл публикации





«Пальчиками играем - мозг и руки развиваем»

«Если ребёнок не может учиться так,

как мы учим его, может быть,

мы должны учить так, как он умеет».

Игнасио Эстрада

Вот уже несколько лет я работаю в группе детей с ограниченными возможностями здоровья, они «особые» дети со своими желаниями, характером, этакие лучики солнца. Они очень ранимы, но открыты, у них огромное желание научиться всему, что они видят, но в силу своих ограничений в здоровье это у них не всегда получается. В своей работе я столкнулась с тем, что у таких детей очень слабо развита мелкая моторика, а иногда и совсем не развита, руки настолько сжаты и находятся в постоянном тонусе, что необходимо приложить усилие, чтобы открыть кулачок и положить в ладонь грецкий орех или су-джок, либо какую - то игрушку. Моим детям сложнее выполнять упражнения на внимание, они неусидчивы, ча

то отвлекаются, некоторые из них не могут полностью сосредоточиться на задании, хотя им очень нравится заниматься. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребёнок не хочет или не старается выполнить задание, он просто не может его выполнить. Поэтому я решила взять тему по самообразованию « Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья», чтобы более усилить работу над развитием обоих полушарий головного мозга, а также развить мелкую моторику, что особенно важно. Ведь как говорил В. А. Сухомлинский « Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Наш мозг имеет ключевое значение, от него зависит работа всего организма в целом.

Так что же такое межполушарное взаимодействие?

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого полушария и правого в единую интегративную целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в устном, так и в письменном, а также в целом восприятии учебной информации).

Как известно, у большинства людей идет не равномерное развитие полушарий головного мозга. Как правило, доминирует либо правое полушарие головного мозга, либо левое полушарие. Поэтому люди, у которых более развито - левое полушарие головного мозга – они хорошо владеют знаниями в математике, решают задачи на логику, у них развита речь, они анализируют и делают выводы. А, те люди, у которых более развито - правое полушарие головного мозга – они творческие личности, им ближе гуманитарные науки, они обладают прекрасной координацией движений, у них отличная зрительная память.

Но для интеллектуального развития ребенка должны быть сформированы оба полушария головного мозга. То есть, при несформированности межполушарного взаимодействия, не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по - разному, по-своему.

Для начала я тестирую детей, и выявляю, какое полушарие развито сильнее. После чего начинаем выполнять ряд упражнений и игр: от простых - к сложным. Дети сначала пробуют выполнять то либо иное упражнение, некоторые проявляют негативизм и отказываются от упражнений из-за того, что у них не получается, что не сразу могут повторить. Главное заинтересовать ребенка, увлечь его, чтобы он попытался сделать сам и понял, как это сделать.

Недаром великий мудрец говорил: «Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните,сделайте – и Вы поймете(Конфуций).

В итоге, ребенок за несколько месяцев систематических упражнений начинает сам повторять и выполнять упражнения, которые ему необходимы для развития межполушарного взаимодействия. Я постоянно добавляю новые игры и упражнения, в своей работе слежу, чтобы ребёнку было интересно и посильно; мне нравится видеть, как ребенок старается и выполняет в точности мои упражнения и задания, тем самым помогая себе.

Предлагаю задания на развитие межполушарного взаимодействия не только детям, но и родителям: это ряд игр и упражнений в буклетах для повтора – дома, чтобы закреплялись и неоднократно повторялись.

Игра «Кулак – ребро – ладонь»

Необходимо сесть за стол - напротив ребенка и показав упражнение, попросить повторить вместе, а затем самостоятельно; вначале медленно, чтобы ребенок запомнил, а затем в более быстром темпе.

Упражнение « Кулачок – ладошка»

Положить руку на стол правую – ладонью вниз, а левую – в кулак, пальцы сверху, затем поменять руки: левую разжать и перевернуть ладонью на стол, а правую в кулак, пальцами кверху.

Упражнение « Обведи полоски»

Ребенок одновременно правой и левой руками рисует на листке по нарисованным карандашом дорожкам.

Игры, упражнения, пальчиковые игры – развивают мыслительную деятельность, развивают мелкую моторику, способствуют развитию межполушарного взаимодействия, а это именно то, что необходимо ребёнку для полного интеллектуального развития.

Затем добавляю упражнения по сложнее:

Упражнение «Лезгинка»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций.

Упражнение « Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

После полного выполнения запланированных упражнений, также предлагаю ряд игр за столом: « Лабиринт» - где на деревянной доске одновременно двумя руками обводят «лабиринт» по дорожкам; « Улитка» - аналогичная игра; обводят пальцами обоих рук дорожки из разных по толщине тесёмок, нитей, полосок. Детям очень нравится работать за столом, они чувствуют себя более уверенно и сосредоточенно.

Так, с играми и упражнениями, мы решаем задачу – развитие межполушарного взаимодействия у детей, координацию движений, мыслительную деятельность, а также развиваем мелкую моторику.