• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Консультация для воспитателей детских садов

Дата публикации: 27.05.2020

Должность: МАДОУ детский сад 46

Учебное заведение:

Населенный пункт: Кемеровская область город Киселёвск

Файл публикации





Коммуникативная культура педагога

Требования к личности современного педагога

Значительная часть затруднений, с которыми встречаются современные педагоги, связана с низким уровнем развития коммуникативной культуры, затрудняющим общение: недостаточный уровень сформированности конструктивных стратегий взаимодействия с воспитанниками; затруднения в управлении своим собственным психологическим состоянием. Коммуникативная культура является условием формирования, развития и реализации профессиональной компетентности и занимает центральное мест

в общей и профессиональной культуре педагога, оказывая существенное влияние на все компетентностные и квалификационные характеристики, и ее целенаправленное формирование является приоритетным направлением личностного развития и профессиональной подготовки учителя.

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования педагог решает две задачи:

адаптивную;

гуманистическую («человекообразующую») (см. иллюстративный материал).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, педагог работает на будущее. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции:

обучающую;

воспитывающую;

развивающую;

психологической подготовки (см. иллюстративный материал).

Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение;

предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию (см. иллюстративный материал).

Гуманный педагог должен опираться на возможности ребенка, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность детей, которой он управляет.

Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Коммуникативная культура: цель, сущность педагогического взаимодействия, коммуникативные умения, качества и свойства личности педагога

Основной структурной составляющей профессионализма педагога является коммуникативная культура, которая является условием и предпосылкой эффективности профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования.

Необходимость развития коммуникативной культуры педагога обуславливается тем, что объектом труда данной профессиональной группы является не какой-либо объект, а человеческая индивидуальность во всей ее неповторимости. Педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с учащимися (воспитанниками) и коллегами. В связи с этим, существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, духовного мира, профессионализма, умеющих с максимальным эффектом использовать свои природные возможности развивать общую и коммуникативную культуру. Поэтому педагог как специалист системы «человек-человек» должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей, так как они развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности педагога.

Понятие «коммуникативная культура» находится в проблемном поле таких фундаментальных наук, как философия, культурология, социология, психология, педагогика (Т.С. Батищев, М.М. Бахтин, В.С. Библер, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Н.Н. Горелов, А.Б. Добрович, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Д.С. Лихачев, С.П. Ломов, Ю.М. Лотман, С.Л. Рубинштейн, Э.В. Соколов).

В педагогике коммуникативная культура рассматривается: с одной стороны, как часть профессиональной культуры педагога (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, И.И. Зарецкая, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин), с другой – как составная часть образовательного процесса (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров). Вопросы межэтнической коммуникации в условиях многонационального государства рассматриваются этнопедагогикой (Г.Н. Волков, Д.И. Латышина). Исследователи подчеркивают роль рефлексии в процессе коммуникативной деятельности (Л.С. Базилевская, Б.П. Ковалев, Г.П. Щедровицкий). Особое место занимает вопрос невербальной коммуникации в педагогическом процессе (Е.А. Петрова).

По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре педагога как о системе качеств, включающей:

- творческое мышление;

- культуру речевого действия, под которым понимается владение нормативной речью, исключающей лексические, стилистические, орфоэпические и другие нарушения;

- культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

- культуру жестов и пластики движений;

- культуру восприятия коммуникативных действий;

- культуру эмоций.

Коммуникативная культура представляет собой совокупность тех специальных коммуникативных знаний, умений, навыков и коммуникативных качеств личности, с помощью которых педагог регулирует коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач и предотвращает возникновение психологических трудностей, прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.

Сущность педагогического взаимодействия

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

В диалогических отношениях существуют две формы диалога:

внутренний;

внешний (см. иллюстративный материал).

Для возникновения этих форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий. При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:

выбор решения из альтернатив;

разрешение проблемных ситуаций;

поиск суждений относительно определенного факта или явления;

решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);

выдвижение гипотез и предположений (см. иллюстративный материал).

Для создания условий внешнего диалога проектируются:

вопросительный образ общения;

обмен мнениями, идеями, позициями;

дискуссии;

коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;

полифункциональный анализ идей и гипотез;

творческие мастерские (см. иллюстративный материал).

Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагаются: противоречивость, возможность оценки, вопросительность и возможность выразить свою точку зрения для каждого из участников (см. иллюстративный материал).

Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.

Коммуникативные умения и способности педагога

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.

К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;

умения управлять своими эмоциями;

наблюдательность и переключаемость внимания;

социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ребенка по внешним признакам;

умение «подавать себя» в общении с детьми;

речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др (см. иллюстративный материал).

В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.

Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:

умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;

умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;

умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);

умения обеспечивать обратную связь (см. иллюстративный материал).

Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:

экспрессивных умений и способностей:

выразительность речи,

выразительность жестов,

выразительность мимики,

выразительность внешнего облика;

перцептивных умений и способностей:

умение понять состояние ребенка,

умение установить с воспитанником контакт,

умение и способность составить адекватный образ ребенка и т.д. (см. иллюстративный материал).

Коммуникативные качества и свойства личности педагога

Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.

Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога приводит нередко к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между педагогом и детьми (группой), к падению дисциплины, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведению воспитанников.

К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:

характеристики речи:

четкая дикция,

выразительность;

личностные особенности:

общительность,

открытость,

умение слушать и чувствовать людей (см. иллюстративный материал).

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:

коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;

социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;

альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека (см. иллюстративный материал).

Серьезные препятствия во взаимодействии педагога и ребенка создают:

невыразительная речь;

дефекты речи (особенно при объяснении нового материала);

необщительность;

замкнутость;

погруженность в себя (при установлении контакта с ребенком, нахождении индивидуального подхода к нему).

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

В целом теоретический анализ показывает, что понятия «коммуникация», «коммуникативная культура», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные умения» органично вошли в категориальный аппарат педагогики, заняв определенное место в теориях педагогического общения (А.В. Мудрик) и педагогической коммуникации (В.Д. Ширшов).

Педагогическая этика

В профессиональной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Дети, прежде всего, высоко ценят интеллигентность и деликатность педагога, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным. Педагогический этикет предполагает договоренность о том, что считать принятым в поведении и деятельности, а что - непринятым. Дети достаточно быстро научаются оценивать, деликатен ли педагог, насколько его требовательность и принципиальность соблюдаются им самим в общении со своими коллегами, родителями, воспитанниками.

Неотъемлемой составляющей профессиональной этики педагога является педагогический такт - интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения педагога состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.

Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения

Наиболее эффективным взаимодействием педагога и воспитанников оказывается в случае ориентации обеих сторон на сотрудничество в условиях совместной деятельности. Однако, как показала педагогическая практика, наличие общей цели еще не гарантирует отсутствия различных трудностей и противоречий в ее организации и осуществлении.

Отражением этих противоречий между участниками совместной деятельности является межличностный конфликт. Он представляет собой некую ситуацию взаимодействия людей, которые либо преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы (см. иллюстративный материал).

Можно выделить три фазы протекания конфликта в педагогической ситуации:

1 фаза - конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации;

2 фаза - ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход конфликта;

3 фаза - относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в двух различных направлениях - улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений (см. иллюстративный материал).

Конкретные педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные, возникают и у опытных, и у начинающих педагогов. Очень важно для педагога выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью в своей работе.

Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому - это нежность, юмор и шутка. В более сложных ситуациях мы прибегаем к компромиссу, делая уступки друг другу, или обращаемся к третьему, независимому лицу (третейский суд), или сами проводим анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках, и только в исключительных случаях используем принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта. Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении (см. иллюстративный материал).

Большинство конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и воспитанник, характеризуется несовпадением, а иногда и прямой противоположностью их позиций в отношении правил поведения. Недисциплинированность, расхлябанность того или иного ребенка и излишняя авторитарность, нетерпимость педагога - основные причины острых межличностных столкновений. Однако своевременный пересмотр ими своих позиций может устранить конфликтную ситуацию и не позволить ей перерасти в открытый межличностный конфликт.

Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения

Конфликтное взаимодействие понимается как реализация участниками конфликтной ситуации своих антагонистических позиций. При этом их действия, связанные с достижением своих целей, тормозят решение задач противников. Как показывают наблюдения, отношение педагогов к межличностным конфликтам и их действия в ситуациях конфликтного взаимодействия неоднозначны. Так, педагоги с авторитарным стилем общения нетерпимы к любой конфликтной ситуации. Они считают ее угрозой своему авторитету. Поэтому любая конфликтная ситуация, участником которой является авторитарный педагог, переходит в стадию открытого столкновения.

Дифференцированный подход к межличностным конфликтам позволяет извлечь из них максимальную пользу.

Межличностные конфликты, возникающие между педагогами и детьми, по своему содержанию могут быть деловыми и личными.

Частота и характер конфликтов зависят от уровня развития детского коллектива: чем выше этот уровень, тем реже в нем создаются конфликтные ситуации. В сплоченном коллективе всегда имеется общая, поддерживаемая всеми его членами цель, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности и нормы. В этом случае имеют место по преимуществу деловые конфликты между педагогом и детьми, которые возникают как следствие объективных, предметных противоречий совместной деятельности. Они имеют положительный характер, так как направлены на определение эффективных путей достижения общегрупповой цели.

Многообразие возможных конфликтных ситуаций в группе и способов конфликтного взаимодействия требует от педагога поиска оптимальных путей разрешения конфликта. Своевременность и успешность его разрешения являются условием того, что деловой конфликт не переходит в личностный.

Продуктивное разрешение конфликта может быть только в том случае, если педагог осуществляет тщательный анализ причин, мотивов, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, участником которого он оказался. Способность педагога быть при этом объективным является показателем не только его профессионализма, но и ценностного отношения к детям (см. иллюстративный материал).

Исследования и опыт убеждают в невозможности найти универсальный способ разрешения разнообразных по своей направленности и характеру межличностных конфликтов. Одним из условий их преодоления является учет возрастных особенностей детей и психолого-педагогическая компетентность педагога в разрешении конфликта.