• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата публикации: 27.05.2020

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение:

Населенный пункт: Волгоградская область Михайловский район п.Реконструкция

Файл публикации





ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Использование текста на уроках русского языка открывает богатейшие возможности для речевого, интеллектуального, нравственного, эстетического развития обучающихся. Комплексный анализ текста, как правило, требует больших затрат времени, поэтому на уроках русского языка целесообразно проводить и разноаспектные анализы текста, учитывая, что обращаться к таким формам анализа можно гораздо чаще, используя для этого специал

ную систему упражнений.

Упражнения для работы с текстом можно распределить по трем направлениям в соответствии с тем, какие умственные операции применимы при их выполнении:

аналитические

аналитическое чтение текста, выделение ключевых слов; темы, идеи;

деление текста на микротемы; составление тезисного плана текста;

разноаспектный анализ текста в соответствии с изучаемой темой;

маркировка информационного (лингвистического) текста – инсерт, заполнение маркировочной таблицы; составление схемы.

двухчастный, трехчастный дневник, составленный по информационному тексту.

2) аналитико-синтетические

работа с деформированным текстом;

интеллектуально-лингвистические упражнения;

сопоставление двух и более текстов;

изложения-миниатюры, сочинения-миниатюры «Продолжи текст».

синтетические

составление текста (устного и письменного) по рисунку, алгоритму, схеме, кластеру;

создание собственного текста;

редактирование текста;

коммуникативные и игровые ситуации на основе текста;

комплексный анализ текста с творческим заданием (подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ).

Упражнения первого типа – аналитические – они представляют собой коллективную (в классе) коммуникацию с автором текста. Выполняя упражнения, дети учатся понимать текст, т.е. быть читателями, занимать позицию адресата и стараются восстановить и сформулировать коммуникативную задачу автора, его замысел. С этой целью исследуются лексические, словообразовательные, синтаксические и стилистические особенности текста. В работе с информационным текстом (параграфом учебника) дети учатся перерабатывать информацию, представлять правило в виде схемы (опорного конспекта), кластера, составлять опросник, тест, викторину и на следующем этапе восстанавливать информацию, содержащуюся в тексте с опорой на схему, таблицу.

Второй тип – аналитико-синтетические упражнения. В этом случае увеличивается количество текстов, и ученик вступает в коммуникацию сразу с несколькими писателями (авторами) или сам выступает в роли соавтора. При выполнении данных упражнений отрабатываются коммуникативные позиции слушателя или читателя, критика, менеджера и организатора коммуникации. Таким образом, возникает деловая игра, весьма увлекательная, в которой школьник сначала разбирает текст, а затем собирает из предложений заданные по содержанию и форме единые отрывки, дополняет текст, восстанавливая его недостающие части.

Третий тип – синтетические упражнения. С их помощью ученик приобретает умение самостоятельно создавать текст разных типов и стилей, он становится автором речевого произведения, адекватного ситуации. Задания данного типа решают проблему мотивации учеников к написанию собственных произведений. Они также тренируют у школьников умение писать свои тексты. Эта сложная работа выполняется частями, поэтапно, тем самым готовя детей к освоению сложного процесса написания творческой работы.

Для продуктивности работы с текстами, начинать следует с аналитических упражнений, после пяти первых упражнений следует подключать упражнения второго типа, когда система работы над упражнениями будет понятна, можно выполнять упражнения третьего типа, а затем целесообразно выполнять упражнения всех типов параллельно. Такое ступенчатое включение упражнений объясняется тем, что сначала ученикам необходимо познакомиться с образцами речи, а затем получить представление о том, как работают средства языка, как они помогают понимать содержание текста. Пока школьник не научится анализировать текст, находить и различать средства языка, понимать их роль, у него не будет «инструментов» для создания собственных творческих работ.

Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии интегрированного обучения, групповых технологий, игровых технологий, системы развития интеллектуального мышления на уроках русского языка.

Главный результат выполнения всех типов упражнений: школьники овладевают способами действия с текстом, т.е. самостоятельно могут:

– понять главную мысль, максимально близкую авторской идее;

– восстановить ситуацию создания текста;

– объяснить приемы и средства, с помощью которых автор достигает реализации своего замысла;

– объяснить использование конкретных грамматических и стилистических средств для выражения замысла автора и создания образов;

– создать собственные тексты (устные и письменные), адекватные заданной речевой ситуации.

Шевцова Т.И.

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Реконструкторская СШ»

городского округа город «Михайловка

Волгоградской области

Приложение

Аналитические упражнения

Карточка с заданием. 6 класс

Поср_ди остр_ва на высокой горе нах_дился древний город, окруж_нный широкими кольцами воды и суши с пр_красным Храмом Посейдона. Храм был отделан зол_том, серебром и мрамором, суша – соед_нена мостами. Пр_красный остр_в процв_тал. Но вот боги пр_гневались на атлантов, и в один день и одну бедственную ночь Атлантида ок_залась погружена в море. Некоторые ученые, оч_рованные л_гендой, очень бы хотели найти следы Атлантиды. Они говорили, что там, где был расп_ложен сказочный остр_в, есть признаки недавнего опускания суши. Но Атлантида ли это?

/Что такое? Кто такой?/

Задания

Прочитайте текст. К какому стилю он относится? Кто такой Посейдон? Где мог находиться остров?

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Выпишите полные и краткие причастия в два столбика.

Выпишите предложения с причастными оборотами, выполните синтаксический разбор.

Аналитико-синтетические упражнения

Карточка с заданием. 6 класс

Петух был такой красивый и смелый.

На шее огненное ожерелье. Спина (серый, мелкие белые пестринки), а хвост (длинные, сине-черные перья). Выступал вперед (широкая, отливающая бронзой грудь), высоко поднимал лапы (загнутые острые шпоры).

Был он храбр. Если противник не убирался, петух стремительно обрушивался на него. При этом он растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову. Его длинный хвост волочился по земле.

(По Е.Носову)

Задания

Прочитайте текст, раскрывая скобки, чтобы получилось связное высказывание. Запишите получившийся текст на черновик.

Какова тема текста?

О чем говорится во втором абзаце? Какова основная мысль третьего абзаца?

Какой тип речи преобладает в этом тексте? Обоснуйте свой ответ.

Запишите текст в тетрадь, включая в него сравнения: серпообразные, будто на параде, как истинный гвардеец, зонтиком, как плащ. Объясните знаки препинания.

Прочитайте получившийся текст. Чем второй текст отличается от первого текста?

Синтетические упражнения (задание 4 к тексту)

Карточка с заданием. 6 класс

Друзья, я потерял день!

Слова эти принадлежат древнеримскому императору Титу. Чем же он так прославился, что слова его стали крылатыми?

Да своими добрыми делами, за что его прозвали «любовью и утешением человеческого рода» (хотя правил он всего два года).

Жизненным кредо Тита было: никто не должен был уходить от него огорченным. Античные историки передают: однажды, вспомнив, что за весь день он не совершил ни одного благодеяния, Тит воскликнул: «Друзья, я потерял день!» В то жестокое время, с его бесконечными заговорами и господством насилия, Тит, как человек и император, представлял счастливое исключение.

Задания

Прочитайте текст, дважды, перескажите его.

Составьте словарный диктант, используя слова из текста. Подчеркните и объясните орфограммы (образец: древнеримскому – е – соединительная гласная).

Еще раз прочитайте текст и запишите его по памяти. Если это необходимо – предварительно составьте план текста.

Письменно ответьте на вопрос: Сколько (и каких) добрых дел я сделал вчера?