Дата публикации: 28.05.2020
Должность: Воспитатель
Учебное заведение:
Населенный пункт: Республика Татарстан, Зеленодольский район, пгт. Нижние Вязовые
Файл публикации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 42 «Аленький цветочек» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» для детей подготовительной к школе группе.
Подготовила:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Никитина О.Н.
Проект "Юные исследователи"
;">Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.
Вид проекта: Групповой.
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Задачи проекта:
1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
3. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
4. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
5. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
Актуальность проекта
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Методы обеспечения:
Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.
Проведение опытов (практических).
Беседы (конструктивные).
Продуктивная деятельность.
Познавательное чтение.
Викторины.
Этапы осуществления проекта
1) Подготовительный этап:
Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
Диагностика.
Отображение цели и задач проекта.
2) Реализация проекта:
Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
Практическая часть:
3) Заключительный этап:
· Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.
· Изготовление стенгазеты «Юный исследователь».
Ожидаемые результаты
Для детей:
- расширение перспектив поисково – познавательной деятельности,
- сформированность первоначальных навыков экологически грамотного
и безопасного поведения в природе и в быту,
- развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для педагогов:
- повышения теоретического опыта и профессионализма,
- внедрение современных форм и методов работы по
экспериментальной деятельности дошкольников,
- личностный и профессиональный рост,
- самореализация.
Для родителей:
- повышение уровня экологического сознания,
- расширение опыта взаимодействия с детьми.
Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми исследовательской деятельностью.
Показатели и критерии | Уровни | Методы отслеживания |
| Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему). | Самостоятельно видит проблему | Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя. | Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске. | Наблюдение в процессе выделения проблемы. |
2.Формули-рование вопросов. | Формулирует вопросы. | Формулирует вопросы. | | Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов. |
3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы). | Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). | С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). | С помощью воспитателя. | Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах. |
4.Выдвижение гипотез и решения проблем. | Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов). | Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение. | | Наблюдение. |
5.Способность описывать явления, процессы. | Полное, логическое описание. | Не совсем полное, логическое описание. | | Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования. |
6.Формулировка выводов и умозаключений. | Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы. | Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого. | Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат. | Анализ высказываний, отчетов. |
7. Степень самостоятельности при проведении исследования. | Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его. | Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения. | Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого. | Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах. |
Уровни сформированности исследовательской деятельности:
- низкий уровень – 1 балл; характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты;
- средний уровень – 2 балл; характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого;
- высокий уровень – 3 балла; характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез; предположения; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.
Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в подготовительной группе:
| 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
сентябрь | Вода. Цель: познакомить со свойствами воды, состоянием воды: твёрдое, жидкое, газообразное, использованием воды, вода не имеет вкуса, запаха, формы. | Опыт с водой. Цель: дать понять, что вода всегда находит горизонтально по отношению к Земле. Очистить грязную воду с помощью фильтров. | Почва. Цель: дать понять для чего нужна почва, из чего она состоит (песок, глина, земля). Водопроницаемость песка и глины. | Магнит. Цель: познакомить детей со свойствами магнита (притягивает железо), может двигать небольшие предметы. |
октябрь | Дерево. Цель: познакомить детей с поделками из дерева, где их используют, как называют рабочих, обрабатывающих дерево | Опыт с деревом. Цель: дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает, в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки. Сравнить металл и дерево: что тяжелее? | Земной шар. Цель: познакомить с картой, глобусом, показать Северный и Южный полюс, материки, моря, океаны, горы. Есть атмосфера – это воздух, которым мы дышим. | Климатические зоны Земли Цель: познакомить с климатическими зонами Земли: на севере тундра и холодный климат, на экваторе – джунгли и жарко, живут разные животные. |
ноябрь | Камень. Цель: познакомить детей с видами камней, где его добывают, что из него делают. | Опыт с камнем. Цель: дать детям понять, что камень быстро нагревается, но и быстро остывает, сидеть на нем нельзя, он холодный ,но и босиком летом не пройдёшь: он горячий. Камень в воде тонет. | Движение. Скорость. Цель: дать понять, что движение зависит от скорости, направления. Опыт: сделать горки разной высоты, скатить по ним машины. С какой горки машина проедет дальше? | Солнечная система. Цель:познакомить детей с солнечной системой – в ней есть звёзды, планеты. Самая большая звезда – Солнце. Есть кометы. Метеориты. Всё это находится в движении. |
декабрь | Песок. Цель:познакомить детей с песком разного цвета, объяснить, почему он такой, из чего состоит песок, где его используют. | Опыт с песком. Цель: дать понять, что песок сыпучий, из сырого песка можно строить постройки, но они непрочные. На песке можно рисовать. | Опыт с водой. Цель: показать зависимость воды от температуры воздуха (заморозить воду, нагреть её), добавить краски в воду и заморозить. Что получится? | Опыт со снегом. Цель: дать понять, что снег бывает сыпучий и сырой, понаблюдать за таянием снега (в зависимости от температуры воздуха) |
январь | Стекло. Цель: познакомить с производством стекла, где его используют, как обращаться со стеклом. | Опыт со стеклом. Цель: дать понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным. Стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным. | Опыт со снегом и льдом. Цель: дать понять, что быстрее растает снег или лёд? (Занести в группу снег рыхлый, снег утрамбованный или лед) | Ландшафт. Цель: дать детям понять, что такое ландшафт? (лес, озеро, горы, пустыня, степи, овраги) Использовать макеты, показать, как изображается на карте. |
февраль | Резина. Цель: из чего производят резину,что из неё делают, где используют. | Опыт с резиной. Цель: дать понять, что резина не пропускает воду и воздух (для этого надуть воздушный шарик и налить в него воды). Она эластичная, мягкая. В каких сапогах лучше ходить в дождь: резиновых, кожаных, почему? | Замерзание воды. Цель: дать понять детям, где вода быстрее замерзает в подносе с водой или в ведёрке? Объяснить, почему на подносе замерзает быстрее. Обсудить, почему нельзя ходить по льду. | Опыт с мыльными пузырями. Цель: понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги. Почему они летают? |
март | Пластмасса. Цель: познакомить детей с разнообразием пластмассовых изделий, как изготавливают пластмассу, где её используют. | Опыт с зеркалом. Цель: дать понять, как изготавливают зеркала. Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает. С помощью зеркала можно пускать «зайчиков». Что похоже на зеркало (вода)? | Испарение воды. Цель: дать понять детям, что вода испаряется и образуется в водяной пар. Опыт: оставить воду в блюдце на несколько дней; повесить мокрые платочки; нагреть воду до кипения: куда делась вода? | Закон сохранения вещества Цель: дать понять, что вещество не появляется из ничего и не исчезает, оно переходит из одного состояния в другое (опыт с водой и сахаром). |
апрель | Тема: Знакомство с металлом. Цель: познакомить детей с понятием металл, виды металла, как его получают, где используют. | Опыт с металлом. Цель: дать детям понять, металл быстро нагревается в горячей воде, тонет, не плавает | Опыт с парафином. Цель: дать понять, что вещество переходит из одного состояния в другое. Зажечь свечу, кончик твёрдой свечи плавится и капает в ложку. Застывает в форме ложки. | Как работает термометр. Цель: дать понят детям, как работает термометр, от чего зависят его показания. |
май | Воздух. Цель: познакомить детей с тем, что воздух это смесь газов, в основном кислород, которым мы дышим. Где используют газ? Газ бывает и ядо-витым (угарный газ). С помощью газа надувают воздушные шарики. | Ветер. Цель: дать понять, что ветер это движение воздуха. С помощью вертушки и полосок бумаги определить направление и силу ветра. Где используют ветер (паруса, вентилятор, фен, ветряная мельница)? | Опыт: как растение дышит. Цель: определить с какой стороны листа в растение проникает воздух. | Опыт с дождевыми червями Цель: установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность. |
Формы сотрудничества с родителями:
-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников».
-Тематические консультации:
«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
«Организация домашней лаборатории»,
«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,
«Режим питания нарушать нельзя!»,
-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
-Совместные досуги
-Совместные экскурсии
-Наглядная информация
-Обмен опытом