• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА ОСНОВЕ ЛИЧНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Дата публикации: 29.05.2020

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение:

Населенный пункт: Волгоградская область Михайловский район п.Реконструкция

Файл публикации





НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА ОСНОВЕ ЛИЧНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Творчество – норма детского развития.

Выготский Л.С.

Лучше всего ребенок говорит и пишет о том, что он пережил лично, что стало фактом его жизни, о том, что он пропустил через свою душу. Личные впечатления, личные переживания, личный опыт позволяют ему создать собственную творческую работу. Особенно полезен этот вид работы для учеников 5-8 классов. Как правило, с таким сочинением справляются все обучающиеся.

В 5-6 классах ребята чаще всего открыты, доверчивы и непосредственны в высказываниях, они готовы поделиться своими впечатлениями в сочинениях, рисунках, театрализациях. Этот возраст – благодатная почва для самовыражения и ра

звития творчества. У подростков 7-8 классов в силу переходного возраста, взросления и процесса сепарации формируется критическое мышление. Дети готовы говорить, спорить или «молчать» на разные темы, выражать своё отношение в поступках и образах. Возможность открыть своё Я в творческих работах помогает им понять самих себя, структурировать и осознать свои вновь появившиеся взгляды, убеждения, принципы, отношения. Поэтому творческие работы в переходном возрасте – это ещё и форма яркого самовыражения, отображающая индивидуальную картину мира, а иногда и самоанализ.

На уроках можно предложить поработать над личными впечатлениями разного рода:

1. Жизненные впечатления. Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Моя дорога в школу», «Какой должна быть школьная перемена», «Самый лучший подарок на Новый год», «Поступок, который меня удивил», «Первый снег в моей жизни» и т.п. Впоследствии, когда ребенок научится свободно составлять такой текст, можно давать задания при изучении того или иного раздела русского языка, например, использовать в своем сочинении глаголы прошедшего времени или наречия образа действия, краткие причастия или степени сравнения прилагательного.

2. Читательские впечатления. Такую работу можно выполнить только по произведению, которое прочитано в классе и большинству детей понравилось. Разумеется, читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке литературы, и на уроке русского языка. Творческие практикумы могут быть включены в систему заданий. Например, при работе в Читательском дневнике обычно один из разделов содержит Отзыв, или «Впечатления о прочитанном», или «Вопросы, которые у меня возникли». Для обучающихся 5-го класса можно даже подобрать начала предложений, которые помогут им выразить собственные впечатления. Например:

Когда я читал(а) это произведение, меня (удивило, рассмешило, взволновало, растрогало, возмутило, обрадовало и т.д.)…….

Особенно мне запомнилось……..

Мне кажется, ……..

У меня возник такой вопрос:……..?

Я думаю, ………..

Было бы здорово, если бы……….

В 7-м, 8-м классах читательские впечатления подростки могут выражать в сочинениях-письмах литературному герою или писателю. Свои впечатления школьники могут выразить в «Похвальном слове» автору или «Визитке» произведения. Такие творческие работы помогают понять, что в первую очередь важно для ребенка в изучаемой теме, какие впечатления произвели на него образы, поступки героев, поставленные автором проблемы, что для подростка актуально и значимо, а что второстепенно.

3. Фантазийные впечатления. Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных рассказов.. Интересны в этом отношении творческие проекты, например, комиксы, где важны и слово, и графическое изображение. Или фантазии на темы: «Какой должна быть школа будущего?», «Самый лучший парк отдыха – какой он?», «Когда я стану взрослым…», «Какой я представляю себе мою будущую семью?», «Если бы я был президентом».

4. Впечатления от картины или фотографии. Эстетическому воспитанию учащихся способствуют сочинения-миниатюры, написанные по впечатлению от картины или фотографии, которые выводятся на экран доски. Такие сочинения в свободной форме (зарисовка, стихи, хокку, синквейн) пишутся детьми в течение 10 минут на едином дыхании. Этот вид сочинений актуален в связи с введением устного собеседования в 9 классе. Одно из заданий «Монологического высказывания» предлагает описать фотографию в 10-ти высказываниях. Ребята довольно успешно справляются с данным заданием.

Необходимо заметить, что очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребенка. Стремление создать такую обстановку в классе, когда все, что связано с индивидуальностью ребенка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом. Слушая эти работы, дети узнают друг друга и себя, и каждая новая черточка в характере ребенка должна учителем замечаться и доброжелательно подчеркиваться.

Методика этой работы следующая: 1) обдумывание темы творческой работы (возможно, вместе с детьми); 2) создание творческих работ; 3) чтение творческих работ; 4) обмен впечатлениями или анализ. Некоторые творческие работы, в которых подростки рассказывают о каких-то острых личных переживаниях, по этическим причинам не оцениваются и не зачитываются. Все остальные творческие работы, авторы которых хотят их прочесть, должны читаться в классе.

Дети хотят быть услышанными, особенно если считают свою работу удачной и им важно почувствовать одобрение, быть оцененными не только учителем, но и сверстниками. Поэтому для них значимо, что их творчество как-то способно воздействовать и на класс, а не только на учителя.

Написание сочинений на основе личных впечатлений даёт возможность реализоваться творческому началу школьников, учит ясно выражать свои чувства, эмоции, настроения, понимать впечатления других, строить успешные коммуникации, видеть разнообразие идей, отношений, мнений, развивает эстетику восприятия.