Внеурочная деятельность как способ формирования компетенции в области информационной безопасности у обучающихся .
Ключевые слова: информатизация, информационные системы, стратегия развития, Интернет, информационная безопасность, образовательное пространство.
Проблема информационной безопасности, как одной из основных составляющих национальной безопасности РФ, а в частности учащихся школы, на сегодня одна из актуальных задач безопасности государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В настоящее время государством предпринимаются меры по формированию системы информационной защиты для воспитания детей и подростков.[2]
Информационная среда зачастую не соответствует трем основным составляющим информационной безопасности: «Целостность, доступность, конфиденциальность», что вызывает возможные случаи провоцирования и возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера, всевозможных ситуаций криминогенного характера, идущих от системы Интернет - ресурсов которые не соответствуют всем критериям безопасности учащихся школы.[1] Актуальным является
формирование информационной безопасности с использованием практико-ориентированного подхода. Актуальность безопасности школьника в информационной сфере определяется, с одной стороны, действием объективно возникающих в современном обществе и образовании ситуаций цивилизованных изменений, влияющих на становление и развитие личности подрастающего человека как субъекта социального поведения. С другой стороны, наличием проблемной ситуации в связи с необходимостью изменения приоритетов в науке, образовании, общественном сознании и социальной практике и перехода от традиции значимости безопасности общества к значимости безопасности человека. В частности, в системе образования данная проблема определяется противоречием между существующей необходимостью обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовательном процессе, и отсутствием механизма ее реализации в образовательном пространстве школы.Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» .
Владимир Владимирович Путин отметил, что «сегодня необходимо образование, дающее способность участия в инновационной деятельности, образование, выращивающее способность ребенка быть успешным в незнакомой ситуации. Желательно, чтобы ребенок был не только адекватным новым условиям, но и научился видеть новое в новом. Школьное образование в наше время должно отвечать всем требованиям, чтобы выполнить гражданский заказ социума» .
Внеурочная деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по 5 направлениям развития личности детей: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное.
На основе работ авторов, изучающих вопросы внеурочной деятельности: Григорьев Д. В., Степанов П.В., Криволапова Н.А., Аникеевой Н.П., Болдырева Н.И., Гордина Л.Ю., были определены следующие виды внеурочной деятельности, которые бы подошли для изучения информационной безопасности:
метод проектов;
игровой метод;
метод круглого стола.
Можно сделать вывод, что актуализировать имеющиеся знания учащихся, развивать способности использовать различные информационные источники и предотвращать опасности будет возможным, посредством организации соответствующих мероприятий во внеурочной деятельности.
Литература
Баранова, Е.К. Информационная безопасность и защита информации [Текст] / Е.К. Баранов, А.В. Бабаш. - М.: ИНФРА-М_РИОР, 2016. – 125 с.
Бирюков, А. А. Информационная безопасность: защита и нападение [Текст] / А.А. Бирюков. - М.: ДМК Пресс, 2012. – 474 с.