Проект «Зимушка-зима»
Подготовила: Морозова Т.В.
Паспорт проекта
1 | Тема проекта | «Зимушка-зима» |
2 | Проблема | При проведении диагностики на начало года, выяснилось, что у детей недостаточно знаний о зиме и её признаках, о том, как ведут себя животные в это время года, что может произойти со снегом при проведении с ним опытов и экспериментов. У детей недостаточно знаний и о зимних явлениях в природе. |
3 | Сроки реализации проекта | С 16.01.2017. -18.02.2017. |
4 | Вид проекта | Краткосрочный, исследовательский – творческий. |
5 | Участники проекта | Дети: средней группы Педагоги: воспитатели МБДОУ «Ручеек» Родители: средней группы |
6 | Обоснование проекта | Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей среднего возраста. |
7 | Актуальность | В период дошкольного детства у детей закладываются основы личностной культуры. Поэтому необходимо заинтересовывать детей в происходящих вокруг них природных явлениях. Время года зима дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты) , и позволяет устанавливать причинно – следственные связи. Что способствует эмоциональному благополучию. |
8 | Новизна | В данном проекте используется сочетание разных видов игр дидактических, сюжетно-ролевых. |
9 | Цель проекта | Расширение представления о зиме через различные виды детской деятельности и приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка. |
10 | Задачи | Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширять формы работы с семьей. Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы. Формировать представление о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Расширять и активизировать словарный запас детей. |
11 | Этапы работы | 1.Подготовительный (мотивационный) Цель: Ознакомить детей, родителей и педагогов с темой, целями и задачами проекта. 2.Организационный (организационный) Цель: организовать работу с детьми, родителями и педагогами. 3.Основной (внедренческий) Цель: внедрение дидактических, сюжетно-ролевых игр через интеграцию с опытно-экспериментальной деятельностью. 4.Заключительный (обобщающий) Цель: подведение итогов проекта. |
12 | Ожидаемые результаты | Дети: Сформировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе (с приходом холодов – животные впадают в спячку, надо кормить птиц) Сформировать представления о правилах поведения в природе (не ломать ветки деревьев, не пугать птиц) Сформировать умение замечать красоту зимней природы (деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки) Расширить представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду) Вызвать интерес к исследовательской деятельности. Педагоги: Повысить квалификацию воспитателей по данному проекту. Родители: При совместной работе родителей и детей можно добиться следующих результатов: Добиться активного участия большего количества детей, а также заинтересовать родителей в совместных зимних играх, опытах и забавах (катание на санках, катание с горки, катании снеговиков, лепке поделок из снега, украшении снежных построек); Сплочению ребенка с семьей; Раскрыть скрытые возможности ребенка. |
13.Перспективное планирование 1.Подготовительный | ||
Работа с детьми | ||
мероприятия | сроки | Ожидаемый результат |
Ознакомление с темой проекта, целями и задачами. | 16.01.2017. | заинтересованность детей темы проекта. |
Работа с педагогами | ||
мероприятия | сроки | Ожидаемый результат |
Ознакомление с темой проекта, целями и задачами. | 17.01.2017. | Знание темы, целей и задач проекта. |
Работа с родителями | ||
мероприятия | сроки | Ожидаемый результат |
Ознакомление с темой проекта, целями и задачами. | 18.01.2017. | Знание темы, целей и задач проекта. |
2.Организационный | ||
Работа с детьми | ||
мероприятия | сроки | Ожидаемый результат |
Пополнение уголков атрибутами для игр. | 19.01.2017. | Обеспечение благоприятной обстановки в группе |
Рассматривание иллюстрации, рассматривание картин «Зимние пейзажи». | 20.01.2017. | Знакомство детей с репродукциями картин русских художников. |
Работа с педагогами | ||
мероприятия | сроки | Ожидаемый результат |
Опрос педагогов «Приметы зимы» | 21.01.2017. | Выявление уровня знаний по данному вопросу |
Работа с родителями | ||
мероприятия | сроки | Ожидаемый результат |
Анкетирование «Зимние прогулки» | 21.01.2017. | Выявление уровня знаний по данному вопросу |
3.Основной | ||
Работа с детьми | ||
мероприятия | сроки | Ожидаемый результат |
Организация разных видов игр для детей: Дидактическая игра "Приметы зимы". Рассматривание картин о зиме. Конспект занятия «Зимушка» Наблюдение за снегом | 23.01.2017. | Знакомство детей с приметами зимы. |
Разучивание песенки «Зима» Чтение стихов о зиме Экспериментирование со снегом Опыт: «Снег- снежок» | 25.01.2017. | Знакомство с творческим словом русских поэтов. |
Дидактическая игра "Мы играем". Пальчиковая гимнастика «Снежок» Рассматривание альбома «Зимушка- Зима» | 27.01.2017. | Развитие логического мышления; развитие мелкой моторики рук. |
Заучивание стихотворения К. Чуковского «Ёлка» Дидактическая игра "Чьи следы? " Подвижная игра «Снежинки и ветер» | 29.01.2017. | Знакомить детей с животными зимой, знакомить с новым произведением. |
Чтение сказки «Лиса и заяц» Дидактическая игра «Посидим и поглядим!» Рассматривание картины «Наряжаем ёлку» | 31.01.2017. | Знание репродукций художников; расширение кругозора. |
Наблюдение за небом Дидактическая игра «Подбери варежки по цвету» Подвижная игра «Зайка беленький сидит» | 01.02.2017- 02.02.2017. | Учить детей характеризовать погоды зимой, обогащать двигательный опыт детей. |
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие к Деду Морозу» Беседа: «Одежда людей зимой» Рисование «Елочка красавица» | 06.02.2017. | Знакомить детей с особенностями в одежде зимой. |
Пальчиковая гимнастика «Снежинка» Игра «Кто больше увидит и назовет»(на развитие связной речи) Рассматривание зимних пейзажей | 08.02.2017. | Развивать мелкую моторику рук, развивать связную речь, формировать эстетический вкус. |
Наблюдение за ветром Игра «Кто выше подбросит снежок» Экспериментирование со снегом Опыт со снегом «Из чего состоит снег?» | 10.02.2017. | Учить детей характеризовать погоды зимой, обогащать двигательный опыт детей. |
Беседа Зимушка- Зима» Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Рисование «Украсим рукавичку» | 13.02.2017. - 14.02.2017. | Закреплять знания детей о зимних приметах. |
Слушание музыки Чайковского «Зима» Спортивный досуг «Снег, снежок белая вся улица!» | 15.02.2017. | Формировать эстетический вкус. |
Работа с педагогами | ||
мероприятия | сроки | Ожидаемый результат |
Консультация «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой» | 26.01.2017. | Повышение квалификации педагогов. |
Работа с родителями | ||
мероприятия | сроки | Ожидаемый результат |
Подготовка памятки: «Как сделать зимнюю прогулку с ребенком приятной и полезной?» | 07.02.2017. | Знакомство родителей с видами игрушек; привлечение родителей к изготовлению игрушек своими руками. |
Конкурс для родителей: “Декоративные елки” (изготовление елок своими руками вместе с детьми). | 10.02.2017. | Привлечение родителей к изготовлению елочек своими руками. |
4.Заключительный(обобщающий) | ||
Работа с детьми | ||
мероприятия | сроки | Ожидаемый результат |
Оформление выставки «Зимушка-зима». | 16.02.2017. | Привлечение детей к совместному творчеству. |
Игра -эстафета «Приходи играть». | 17.02.2017. | Сформирование умения выбрать игры по интересам. |
Работа с педагогами | ||
мероприятия | сроки | Ожидаемый результат |
Показ презентации по проекту. | 17.02.2017. | Знакомство с работой в группе. |
Работа с родителями | ||
мероприятия | сроки | Ожидаемый результат |
Оформление папки -передвижки «Наши прогулки». | 18.02.2017. | Приобщение родителей к совместным играм с детьми. |
Заключение: При проведении диагностики на начало года, выяснилось, что у детей недостаточно знаний о зиме и её признаках, о том, как ведут себя животные в это время года, что может произойти со снегом при проведении с ним опытов и экспериментов. У детей недостаточно знаний и о зимних явлениях в природе.
В конце года по итогам диагностики у детей значительно повысился уровень знаний.
Таким образом, сравнительный результат показал, что знания у детей по теме «Зима» изменились. Они стали более глубокими . Дети заинтересовались жизнью живой и неживой природы, проявили желание узнать об этом как можно больше.
Литература:
Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009.
Организация деятельности детей на прогулке. Волгоград. Учитель. 2010.
О.Д.Ушакова. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Издательский дом ЛИТЕРА 2010.
Приложение
Памятка для родителей
«Как сделать прогулку приятной и полезной»
Для наших детей зима - долгожданная и любимая пора. Они знают: как только выпадает снег, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега.
Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.
Как организовать зимние прогулки и сделать их наиболее интересными и полезными для детей?
Попробуйте поиграть в специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий.
Задания на внимание:
1. Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 сек. Затем веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и когда срезана эта веточка.
2. Во время пути обратите внимание детей на то, что происходит вокруг. Сколько труб на том доме? Кто там идет вдали — мужчина или женщина? Есть ли здесь лиственные деревья? Сколько человек в той группе? Что нес в руках прохожий? и др.
3. Обратить внимание, что:
а) если большие и маленькие предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся дальше;
б) яркие предметы кажутся ближе, чем темные;
в) в пасмурный день, в дождь, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот.
Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у наших детей пользуются игры-эстафеты. Такие развлечения помогают содержательно и весело провести с детьми прогулки, спортивные состязания.
Кто быстрее слепит снеговика
Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки разного размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу. Дети о работе договариваются сами, игра начинается по команде «Приготовились! Начали!»
Флажки
Вдоль ската горки расставлены палочки с ленточками на них. Необходимо прокатиться с горы на санках и схватить флажок. Побеждает тот, у кого больше флажков.
Снежки
Дети лепят снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант: можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком. Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков.
Шагай шире
Расстояние между двумя линиями 3—4 м. Необходимо быстрее дойти до противоположной черты, делая широкие шаги. Вместо широких шагов можно передвигаться и прыжками.
Кто выше подбросит снежок
В игре принимают участие все дети. По команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание 3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех. Бросают 2 раза правой и 1 раз левой рукой.
Самые быстрые санки
2—3 детей садятся на санки спиной вперед (на одних санках может ехать один ребенок или двое детей). По команде дети начинает отталкиваться ногами и двигаться вперед. Расстояние от старта до финиша — 5 метров. Игру можно повторять 2—3 раза, с разными участниками.
На морозе необходимо постоянно двигаться. Делать это можно разными способами. Подойдут:
— Ходьба и бег спинами друг к другу.
— Парный бег (взявшись за руки).
— Быстрая ходьба с подниманием предметов.
— Бег вперед спиной.
— «Беги и не дотрагивайся» (шесть лыжных палок ставятся на расстоянии 2— 2, 5 м друг от друга). Ребенок должен пробежать между палками (змейкой), не дотрагиваясь до них. Вместо палок можно использовать другие ориентиры.
— Подъем в горку руки за спиной, спуск с горы (можно шагом или бегом).
— «След в след» — ходьба по следам взрослого, взрослый при этом учитывает длину детского шага.
После активного движения необходим небольшой отдых. В это время можно предложить отгадать загадки о зиме, например:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, в снегу дома,
Ночью к нам пришла... (Зима)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз)
Отгадай, кто я таков?
Я играть с тобой готов:
То качусь я, то скачу,
А подбросишь — полечу. (Мяч)
Он в берлоге спит зимой
Под большой сосной,
А когда придет весна,
Он проснется ото сна. (Медведь)
В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». Наблюдение за жизнью пернатых, рассказы о том, из чего они строят гнезда, как высиживают птенцов, где зимуют и чем питаются, — подчас становятся открытием не только для ребенка, но и для взрослого горожанина.
Не забывайте почистить кормушки и положить крошки хлеба, семечки— для детей это не только увлекательная игра, но и настоящий урок доброты!
Можно задать детям вопросы для размышления:
-Все ли синички одинаковые?
- Кто обедал на рябине? И тд.
Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы.
Консультация
для воспитателей «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»
Представление о зиме дошкольники получают во время зимних развлечений, игр, посильного труда, кратковременных наблюдений, прогулок. Чем содержательней и интересней организован досуг на улице, тем ярче будут у них представления о зиме. Ознакомление с наиболее характерными признаками этого сезона происходит во время повседневных и целевых прогулок на участке детского сада или в ближайшем природном окружении.
Прогулки следует совершать в любую погоду. Даже во время лёгкой позёмки и метели можно на некоторое время выйти на участок: понаблюдать, как ветер подхватывает снег, кружит его, наметает сугробы (сильную метель можно наблюдать из окна, прислушиваясь к завыванию ветра). Дети радуются выпавшему снегу, с восторгом ловят его, незаметно для себя знакомясь с новыми свойствами: белый, пушистый, легкий, холодный, тает. Чтобы это почувствовать, дети должны взять снег в руки. Им можно разрешить это сделать в конце прогулки. Чтобы малыши не брали снег в рот, необходимо объяснить им, что он холодный, очень грязный, потому, что лежал на земле, и поэтому можно заболеть. Наглядным примером этому может стать вода, которая остается после таяния снега в стакане.
Ознакомление с природными явлениями младших дошкольников.
По мере того как зима все больше и больше вступает в свои права, воспитатель обращает внимание детей на то, как много выпало снега, как он медленно, хлопьями ложится на землю, как быстро все вокруг побелело. Усилить эмоционально-положительное отношение к этому явлению помогут стихотворения (М.Познанской «Снег идет», А.Барто «Снег, снег» и др.), загадки, поговорки.
Белая, узорная звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
З. Рождественская
Постепенно малыши приучаются связывать состояние погоды с одеждой, деятельностью и развлечениями людей. Так, во время сбора на прогулку воспитатель объясняет, что дети и взрослые одеваются зимой тепло, потому что на улице холодно; люди стараются идти быстро, чтобы не замерзнуть. Воспитатель может предложить детям, подойдя к окну, посмотреть, какая на улице погода, и обсудить, что надо обязательно надеть. Затем педагог может включить в беседу игровой элемент, спросив, например: «А как вы думаете, наша кукла хочет вместе с нами пойти на улицу? Посмотрите, какую одежду я для нее приготовила».
Наблюдение изменений в природе должно чередоваться с играми, трудом. Малыши совместно с педагогом могут расчищать дорожки, играя в «дворников», «водителей». Благодаря игровым приемам эти занятия для детей особенно привлекательны: у них возникает желание участвовать в общем деле. В эти моменты дети активно познают свойства снега, льда, у них формируется любовь к зимней природе, которая своей красотой и многообразием дает много радости и представляет широкие возможности для веселых игр. После снегопада внимание малышей следует обратить на работу дворника, который сгребает снег, посыпает песком тротуар, чтобы не падали люди.
В теплые дни педагог организует лепку из снега. В присутствии ребят он сооружает постройки из снега, показывает, как скатать снежные шары и сделать из них снежную бабу. Такие игры доставляют детям радость, способствуют накоплению знаний о свойствах снега. Малышам нравится насыпать снег совочками в формочки, выкладывать «пирожки», «мороженое». Можно вылепить фигурки знакомых животных, например кролика.
В морозный день воспитатель предлагает детям послушать, как скрипит снег под ногами. Чтобы показать им пластичность снега, можно предложить побегать по свежевыпавшему снегу. На следующих прогулках с малышами играют в «Следы», «Кто куда спрятался». Вместе рассматривают следы кошки, наблюдают, какие следы оставляют птицы, пытаются отгадать, кто куда ходил.
Малышей знакомят со свойствами льда. С детьми можно сходить на каток, посмотреть, как катаются на коньках, отметить, что лед твердый, гладкий, скользкий, прозрачный. Также педагог в присутствии детей может приготовить цветной лед. Дошкольники с интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, разлитая в формочки с опущенным туда концом нитки. Получаются красивые цветные льдинки, которыми можно украсить участок. Так дети узнают, что вода замерзает на морозе.
Воспитание у детей интереса и любви к зиме связывают не только с играми и забавами на свежем воздухе, которые доставляют детям большую радость, но и с эстетическим воспитанием. Для уточнения представлений дошкольников об этом времени года рассматривают картины из серии «Времена года» и «Наша Таня».
Проводятся целевые прогулки по участку, в процессе которых педагог показывает детям деревья: у них есть ствол и ветки, но листьев зимой нет. Можно рассмотреть ель с шишками, поиграть, например, в игру «Раз, два, три – к дереву (береза, ель, липа) беги» и др.
В уголке природы должны быть карточки с изображением деревьев в разное время года. Придя с прогулки, дети выбирают ту картинку, которая соответствует увиденному на улице. В процессе наблюдений воспитатель учит их видеть красоту заснеженных деревьев и кустарников, объясняет, что они зимой живые, воспитывает бережное отношение к насаждениям. Чтобы малыши это лучше поняли, срезанные ветки помещают в банку с водой и ставят в уголок природы. Впоследствии дети следят за появлением листочков. На участке взрослые в присутствии детей подсыпают к корням деревьев снег, объясняя, что когда станет тепло, снег растает и деревья смогут «напиться» воды.
Наблюдения за птицами на прогулке делает ее более содержательной в воспитательном отношении. Педагог подкармливает птиц, слетающихся к кормушке, объясняет, что зимой они особенно нуждаются в заботе людей. Со временем малыши начинают принимать непосредственное участие в кормлении птиц и наблюдают за постоянными гостями участка – воробьями. В городских условиях, кроме воробьев, можно увидеть ворон, голубей.
Для закрепления знаний о птицах можно организовать дидактические игры «Воробушки и автомобиль», «Кто прилетел на кормушку», «Голуби и воробьи» и «Птичий календарь» (в него помещают изображения птиц, прилетающих к кормушке).
На участке не всегда удается хорошо рассмотреть птиц. Для уточнения представлений о них можно провести занятия по наблюдению за чижом или снегирем (канарейкой) в уголке природы. Дошкольники учатся насыпать в кормушку зерна, наливать в поилку воду. Эта работа доступна маленьким детям, так как не требует больших физических усилий, а ее смысл и значение малышам понятны.
Зимой, когда в естественных условиях дети не видят зеленых и цветущих растений, также возрастает значение занятий в уголке природы. После рассматривания комнатных растений организуют дидактические игры с несложными заданиями: найти среди других растений названное, показать части растения, найти растения по двум-трем признакам.
Начиная с декабря-января дети сажают лук «на зелень». Перед началом посадки надо также продемонстрировать малышам будущие результаты их труда, уточнить: «Это зеленый лук. Кто его ест, тот будет сильным и здоровым». Показывая луковицу, воспитатель говорит, что из нее вырастет зеленый лук. Поясняет, что сверху луковица срезана, чтобы скорее выросли зеленые листочки, а в низу у нее корешки. Дети узнают, что луковицу сажают в ямку корешками вниз, а срезанной частью – вверху. После посадки педагог объясняет, что поливать надо землю вокруг луковицы, и показывает, как это делать.
В феврале-марте для декоративных целей можно посадить в ящики горох, садовые бобы, настурцию (зацветает в конце апреля). Дети овладевают новым способом посева семян – «в ямку по одному». На таких занятиях невозможно показать детям результаты труда в натуральном виде, поэтому педагог использует иллюстрации с изображением названных растений. Этикетку (красочную иллюстрацию) оставляют в ящике с посевом до появления бутонов, она напоминает малышам о перспективе их труда.