• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Дата публикации: 04.06.2020

Должность: воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: ЯНАО г. Ноябрьск

Файл публикации





Проект «Зимушка-зима»

Подготовила: Морозова Т.В.

Паспорт проекта

1

Тема проекта

«Зимушка-зима»

2

Проблема

При проведении диагностики на начало года, выяснилось, что у детей недостаточно знаний о зиме и её признаках, о том,

как ведут себя животные в это время года, что может произойти со снегом при проведении с ним опытов и экспериментов. У детей недостаточно знаний и о зимних явлениях в природе.

3

Сроки реализации

проекта

С 16.01.2017. -18.02.2017.

4

Вид проекта

Краткосрочный, исследовательский – творческий.

5

Участники проекта

Дети: средней группы

Педагоги: воспитатели МБДОУ «Ручеек»

Родители: средней группы

6

Обоснование проекта

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей среднего возраста.

7

Актуальность

В период дошкольного детства у детей закладываются основы личностной культуры. Поэтому необходимо заинтересовывать детей в происходящих вокруг них природных явлениях. Время года зима дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты) , и позволяет устанавливать причинно – следственные связи. Что способствует эмоциональному благополучию.

8

Новизна

В данном проекте используется сочетание разных видов игр дидактических, сюжетно-ролевых.

9

Цель проекта

Расширение представления о зиме через различные виды детской деятельности и приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка.

10

Задачи

Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширять формы работы с семьей.

Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы.

Формировать представление о безопасном поведении зимой.

Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

11

Этапы работы

1.Подготовительный (мотивационный)

Цель: Ознакомить детей, родителей и педагогов с темой, целями и задачами проекта.

2.Организационный (организационный)

Цель: организовать работу с детьми, родителями и педагогами.

3.Основной (внедренческий)

Цель: внедрение дидактических, сюжетно-ролевых игр через интеграцию с опытно-экспериментальной деятельностью.

4.Заключительный (обобщающий)

Цель: подведение итогов проекта.

12

Ожидаемые результаты

Дети:

Сформировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе (с приходом холодов – животные впадают в спячку, надо кормить птиц)

Сформировать представления о правилах поведения в природе (не ломать ветки деревьев, не пугать птиц)

Сформировать умение замечать красоту зимней природы (деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки)

Расширить представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду)

Вызвать интерес к исследовательской деятельности.

Педагоги:

Повысить квалификацию воспитателей по данному проекту.

Родители:

При совместной работе родителей и детей можно добиться следующих результатов:

Добиться активного участия большего количества детей, а также заинтересовать родителей в совместных зимних играх, опытах и забавах (катание на санках, катание с горки, катании снеговиков, лепке поделок из снега, украшении снежных построек);

Сплочению ребенка с семьей;

Раскрыть скрытые возможности ребенка.

13.Перспективное планирование

1.Подготовительный

Работа с детьми

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Ознакомление с темой проекта, целями и задачами.

16.01.2017.

заинтересованность детей темы проекта.

Работа с педагогами

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Ознакомление с темой проекта, целями и задачами.

17.01.2017.

Знание темы, целей и задач проекта.

Работа с родителями

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Ознакомление с темой проекта, целями и задачами.

18.01.2017.

Знание темы, целей и задач проекта.

2.Организационный

Работа с детьми

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Пополнение уголков атрибутами для игр.

19.01.2017.

Обеспечение благоприятной обстановки в группе

Рассматривание иллюстрации, рассматривание картин «Зимние пейзажи».

20.01.2017.

Знакомство детей с репродукциями картин русских художников.

Работа с педагогами

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Опрос педагогов

«Приметы зимы»

21.01.2017.

Выявление уровня знаний по данному вопросу

Работа с родителями

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Анкетирование «Зимние прогулки»

21.01.2017.

Выявление уровня знаний по данному вопросу

3.Основной

Работа с детьми

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Организация разных видов игр для детей:

Дидактическая игра "Приметы зимы".

Рассматривание картин о зиме.

Конспект занятия «Зимушка»

Наблюдение за снегом

23.01.2017.

Знакомство детей с приметами зимы.

Разучивание песенки «Зима»

Чтение стихов о зиме

Экспериментирование со снегом Опыт: «Снег- снежок»

25.01.2017.

Знакомство с творческим словом русских поэтов.

Дидактическая игра "Мы играем".

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Рассматривание альбома «Зимушка- Зима»

27.01.2017.

Развитие логического мышления; развитие мелкой моторики рук.

Заучивание стихотворения К. Чуковского «Ёлка»

Дидактическая игра "Чьи следы? "

Подвижная игра «Снежинки и ветер»

29.01.2017.

Знакомить детей с животными зимой, знакомить с новым произведением.

Чтение сказки «Лиса и заяц»

Дидактическая игра «Посидим и поглядим!»

Рассматривание картины «Наряжаем ёлку»

31.01.2017.

Знание репродукций художников;

расширение кругозора.

Наблюдение за небом

Дидактическая игра «Подбери варежки по цвету»

Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

01.02.2017-

02.02.2017.

Учить детей характеризовать погоды зимой, обогащать двигательный опыт детей.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие к Деду Морозу»

Беседа: «Одежда людей зимой»

Рисование «Елочка красавица»

06.02.2017.

Знакомить детей с особенностями в одежде зимой.

Пальчиковая гимнастика «Снежинка»

Игра «Кто больше увидит и назовет»(на развитие связной речи)

Рассматривание зимних пейзажей

08.02.2017.

Развивать мелкую моторику рук, развивать связную речь, формировать эстетический вкус.

Наблюдение за ветром

Игра «Кто выше подбросит снежок»

Экспериментирование со снегом

Опыт со снегом «Из чего состоит снег?»

10.02.2017.

Учить детей характеризовать погоды зимой, обогащать двигательный опыт детей.

Беседа Зимушка- Зима»

Чтение русской народной сказки «Рукавичка»

Рисование «Украсим рукавичку»

13.02.2017. -

14.02.2017.

Закреплять знания детей о зимних приметах.

Слушание музыки Чайковского «Зима»

Спортивный досуг

«Снег, снежок белая вся улица!»

15.02.2017.

Формировать эстетический вкус.

Работа с педагогами

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Консультация «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»

26.01.2017.

Повышение квалификации педагогов.

Работа с родителями

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Подготовка памятки:

«Как сделать зимнюю прогулку с ребенком приятной и полезной?»

07.02.2017.

Знакомство родителей с видами игрушек; привлечение родителей к изготовлению игрушек своими руками.

Конкурс для родителей: “Декоративные елки” (изготовление елок своими руками вместе с детьми).

10.02.2017.

Привлечение родителей к изготовлению елочек своими руками.

4.Заключительный(обобщающий)

Работа с детьми

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Оформление выставки «Зимушка-зима».

16.02.2017.

Привлечение детей к совместному творчеству.

Игра -эстафета «Приходи играть».

17.02.2017.

Сформирование умения выбрать игры по интересам.

Работа с педагогами

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Показ презентации по проекту.

17.02.2017.

Знакомство с работой в группе.

Работа с родителями

мероприятия

сроки

Ожидаемый результат

Оформление папки -передвижки «Наши прогулки».

18.02.2017.

Приобщение родителей к совместным играм с детьми.

Заключение: При проведении диагностики на начало года, выяснилось, что у детей недостаточно знаний о зиме и её признаках, о том, как ведут себя животные в это время года, что может произойти со снегом при проведении с ним опытов и экспериментов. У детей недостаточно знаний и о зимних явлениях в природе.

В конце года по итогам диагностики у детей значительно повысился уровень знаний.

Таким образом, сравнительный результат показал, что знания у детей по теме «Зима» изменились. Они стали более глубокими . Дети заинтересовались жизнью живой и неживой природы, проявили желание узнать об этом как можно больше.

Литература:

Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009.

Организация деятельности детей на прогулке. Волгоград. Учитель. 2010.

О.Д.Ушакова. Пословицы,  поговорки и крылатые выражения. Издательский  дом ЛИТЕРА 2010.

Приложение

Памятка для родителей

«Как сделать прогулку приятной и полезной»

Для наших детей зима - долгожданная и любимая пора. Они знают: как только выпадает снег, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега.

Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.

Как организовать зимние прогулки и сделать их наиболее интересными и полезными для детей?

Попробуйте поиграть в специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий.

Задания на внимание:

1. Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 сек. Затем веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и когда срезана эта веточка.

2. Во время пути обратите внимание детей на то, что происходит вокруг. Сколько труб на том доме? Кто там идет вдали — мужчина или женщина? Есть ли здесь лиственные деревья? Сколько человек в той группе? Что нес в руках прохожий? и др.

3. Обратить внимание, что:

а) если большие и маленькие предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся дальше;

б) яркие предметы кажутся ближе, чем темные;

в) в пасмурный день, в дождь, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот.

Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у наших детей пользуются игры-эстафеты. Такие развлечения помогают содержательно и весело провести с детьми прогулки, спортивные состязания.

Кто быстрее слепит снеговика

Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки разного размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу. Дети о работе договариваются сами, игра начинается по команде «Приготовились! Начали!»

Флажки

Вдоль ската горки расставлены палочки с ленточками на них. Необходимо прокатиться с горы на санках и схватить флажок. Побеждает тот, у кого больше флажков.

Снежки

Дети лепят снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант: можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком. Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков.

Шагай шире

Расстояние между двумя линиями 3—4 м. Необходимо быстрее дойти до противоположной черты, делая широкие шаги. Вместо широких шагов можно передвигаться и прыжками.

Кто выше подбросит снежок

В игре принимают участие все дети. По команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание 3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех. Бросают 2 раза правой и 1 раз левой рукой.

Самые быстрые санки

2—3 детей садятся на санки спиной вперед (на одних санках может ехать один ребенок или двое детей). По команде дети начинает отталкиваться ногами и двигаться вперед. Расстояние от старта до финиша — 5 метров. Игру можно повторять 2—3 раза, с разными участниками.

На морозе необходимо постоянно двигаться. Делать это можно разными способами. Подойдут:

— Ходьба и бег спинами друг к другу.

— Парный бег (взявшись за руки).

— Быстрая ходьба с подниманием предметов.

— Бег вперед спиной.

— «Беги и не дотрагивайся» (шесть лыжных палок ставятся на расстоянии 2— 2, 5 м друг от друга). Ребенок должен пробежать между палками (змейкой), не дотрагиваясь до них. Вместо палок можно использовать другие ориентиры.

— Подъем в горку руки за спиной, спуск с горы (можно шагом или бегом).

— «След в след» — ходьба по следам взрослого, взрослый при этом учитывает длину детского шага.

После активного движения необходим небольшой отдых. В это время можно предложить отгадать загадки о зиме, например:

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, в снегу дома,

Ночью к нам пришла... (Зима)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

Отгадай, кто я таков?

Я играть с тобой готов:

То качусь я, то скачу,

А подбросишь — полечу. (Мяч)

Он в берлоге спит зимой

Под большой сосной,

А когда придет весна,

Он проснется ото сна. (Медведь)

В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». Наблюдение за жизнью пернатых, рассказы о том, из чего они строят гнезда, как высиживают птенцов, где зимуют и чем питаются, — подчас становятся открытием не только для ребенка, но и для взрослого горожанина.

Не забывайте почистить кормушки и положить крошки хлеба, семечки— для детей это не только увлекательная игра, но и настоящий урок доброты!

Можно задать детям вопросы для размышления:

-Все ли синички одинаковые?

- Кто обедал на рябине? И тд.

Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы.

Консультация

для воспитателей «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»

Представление о зиме дошкольники получают во время зимних развлечений, игр, посильного труда, кратковременных наблюдений, прогулок. Чем содержательней и интересней организован досуг на  улице, тем ярче будут  у них представления о зиме. Ознакомление с наиболее характерными признаками этого сезона происходит во время повседневных и целевых прогулок на участке детского сада или в ближайшем природном окружении.

        Прогулки следует совершать в любую погоду. Даже во время лёгкой позёмки и метели можно на некоторое время выйти на участок: понаблюдать, как ветер подхватывает снег, кружит его, наметает сугробы (сильную метель можно наблюдать из окна, прислушиваясь к завыванию ветра). Дети радуются выпавшему снегу, с восторгом ловят его, незаметно для себя знакомясь с новыми свойствами: белый, пушистый, легкий, холодный, тает. Чтобы это почувствовать, дети должны взять снег в руки. Им можно разрешить это сделать в конце прогулки. Чтобы малыши не брали снег в рот, необходимо объяснить им, что он холодный, очень грязный, потому, что лежал на земле, и поэтому можно заболеть. Наглядным примером этому может стать вода, которая остается после таяния снега в стакане.

Ознакомление с природными явлениями младших дошкольников.

По мере того как зима все больше и больше вступает в свои права, воспитатель обращает внимание детей на то, как много выпало снега, как он медленно, хлопьями ложится на землю, как быстро все вокруг побелело. Усилить эмоционально-положительное отношение к этому явлению помогут стихотворения (М.Познанской «Снег идет», А.Барто «Снег, снег» и др.), загадки, поговорки.

 Белая, узорная звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

                                        З. Рождественская

        Постепенно малыши приучаются связывать состояние погоды с одеждой, деятельностью и развлечениями людей. Так, во время сбора на прогулку воспитатель объясняет, что дети и взрослые одеваются зимой тепло, потому что на улице холодно; люди стараются идти быстро, чтобы не замерзнуть. Воспитатель может предложить детям, подойдя к окну, посмотреть, какая на улице погода, и обсудить, что надо обязательно надеть. Затем педагог может включить в беседу игровой элемент, спросив, например: «А как вы думаете, наша кукла хочет вместе с нами пойти на улицу? Посмотрите, какую одежду я для нее приготовила».

        Наблюдение изменений в природе должно чередоваться с играми, трудом. Малыши совместно с педагогом могут расчищать дорожки, играя в «дворников», «водителей». Благодаря игровым приемам эти занятия для детей особенно привлекательны: у них возникает желание участвовать в общем деле. В эти моменты дети активно познают свойства снега, льда, у них формируется любовь к зимней природе, которая своей красотой и многообразием дает много радости и представляет широкие возможности для веселых игр. После снегопада внимание малышей следует обратить на работу дворника, который сгребает снег, посыпает песком тротуар, чтобы не падали люди.

         В теплые дни педагог организует лепку из снега. В присутствии ребят он сооружает постройки из снега, показывает, как скатать снежные шары и сделать из них снежную бабу. Такие игры доставляют детям радость, способствуют накоплению знаний о свойствах снега. Малышам нравится насыпать снег совочками в формочки, выкладывать «пирожки», «мороженое». Можно вылепить фигурки знакомых животных, например кролика.

        В морозный день воспитатель предлагает детям послушать, как скрипит снег под ногами. Чтобы показать им пластичность снега, можно предложить побегать по свежевыпавшему снегу. На следующих прогулках с малышами играют в «Следы», «Кто куда спрятался». Вместе рассматривают следы кошки, наблюдают, какие следы оставляют птицы, пытаются отгадать, кто куда ходил.

        Малышей знакомят со свойствами льда. С детьми можно сходить на каток, посмотреть, как катаются на коньках, отметить, что лед твердый, гладкий, скользкий, прозрачный. Также педагог в присутствии детей может приготовить цветной лед. Дошкольники с интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, разлитая в формочки с опущенным туда концом нитки. Получаются красивые цветные льдинки, которыми можно украсить участок. Так дети узнают, что вода замерзает на морозе.

        Воспитание у детей интереса и любви к зиме связывают не только с играми и забавами на свежем воздухе, которые доставляют детям большую радость, но и с эстетическим воспитанием. Для уточнения представлений дошкольников об этом времени года рассматривают картины из серии «Времена года» и «Наша Таня».

        Проводятся целевые прогулки  по участку, в процессе которых педагог показывает детям деревья: у них есть ствол и ветки, но листьев зимой нет. Можно рассмотреть ель с шишками, поиграть, например, в игру «Раз, два, три – к дереву (береза, ель, липа) беги» и др.

        В уголке природы должны быть карточки с изображением деревьев в разное время года. Придя с прогулки, дети выбирают ту картинку, которая соответствует увиденному на улице. В процессе наблюдений воспитатель учит их видеть красоту заснеженных деревьев и кустарников, объясняет, что они зимой живые, воспитывает бережное отношение к насаждениям. Чтобы малыши это лучше поняли, срезанные ветки помещают в банку с водой и ставят в уголок природы. Впоследствии дети следят за появлением листочков. На участке взрослые в присутствии детей подсыпают к корням деревьев снег, объясняя, что когда станет тепло, снег растает и деревья смогут «напиться» воды.

        Наблюдения за птицами на прогулке делает ее более содержательной в воспитательном отношении. Педагог подкармливает птиц, слетающихся к кормушке, объясняет, что зимой они особенно нуждаются в заботе людей. Со временем малыши начинают принимать непосредственное участие в кормлении птиц и наблюдают за постоянными гостями участка – воробьями. В городских условиях, кроме воробьев, можно увидеть ворон, голубей.

        Для закрепления знаний о птицах можно организовать дидактические игры «Воробушки и автомобиль», «Кто прилетел на кормушку», «Голуби и воробьи» и «Птичий календарь» (в него помещают изображения птиц, прилетающих к кормушке).

        На участке не всегда удается хорошо рассмотреть птиц. Для уточнения представлений о них можно провести занятия по наблюдению за чижом или снегирем (канарейкой) в уголке природы. Дошкольники учатся насыпать в кормушку зерна, наливать в поилку воду. Эта работа доступна маленьким детям, так как не требует больших физических усилий, а ее смысл и значение малышам понятны.

        Зимой, когда в естественных условиях дети не видят зеленых и цветущих растений, также возрастает значение занятий в уголке природы. После рассматривания комнатных растений организуют дидактические игры с несложными заданиями: найти среди других растений  названное, показать части растения, найти растения по двум-трем признакам.

       Начиная с декабря-января дети сажают лук «на зелень». Перед началом посадки надо также продемонстрировать малышам будущие результаты их труда, уточнить: «Это зеленый лук. Кто его ест, тот будет сильным и здоровым». Показывая луковицу, воспитатель говорит, что из нее вырастет зеленый лук. Поясняет, что сверху луковица срезана, чтобы скорее выросли зеленые листочки, а в низу у нее корешки. Дети узнают, что луковицу сажают в ямку корешками вниз, а срезанной частью – вверху. После посадки педагог объясняет, что поливать надо землю вокруг луковицы, и показывает, как это делать.

        В феврале-марте для декоративных целей можно посадить в ящики горох, садовые бобы, настурцию (зацветает в конце апреля). Дети овладевают новым способом посева семян – «в ямку по одному». На таких занятиях невозможно показать детям результаты труда в натуральном виде, поэтому педагог использует иллюстрации с изображением названных растений. Этикетку (красочную иллюстрацию) оставляют в ящике с посевом до появления бутонов, она напоминает малышам о перспективе их труда.