• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Проект "Любимый город Новосибирск"

Дата публикации: 04.06.2020

Должность: воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: город Новосибирск

Файл публикации





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 190

им. В.Н. Потылицына

Адрес:

630117, Новосибирская обл. Советский район,ул. Иванова, дом 36

Телефон:8(383)332-04-03

Электронная почта:

do190zav@yandex/ru

Проект

«Любимый город Новосибирск»

style="text-align: right; margin-bottom: 0pt;">Автор проекта:

Ильина Наталья Александровна,

воспитатель 1 квалификационной

категории.

Новосибирск, 2019

Краткая аннотация проекта

Проект направлен на расширение кругозора детей (знакомство с достопримечательностями родного города) и стимулирование родителей к посещению с детьми культурных мест Новосибирска, обмену мнениями и возникновению желания узнавать и изучать исторические ценности и достопримечательности родного города.

Основными приобретателями проекта являются воспитанники моей группы и их семьи, педагоги ДОУ, социальные партнеры.

Проблема: дети не знают историю и достопримечательности своего города.

Цель проекта: знакомство детей с историей, культурой идостопримечательностям родного города Новосибирска.

Задачи проекта:

создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города;

развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатства и красоту родного города;

развивать связную речь детей;

вовлечь родителей в образовательное пространство группы;

разработать систему мониторинга реализации проекта.

Ожидаемые результаты по проекту «Любимый город Новосибирск»:

Для детей: обогащение и систематизация знаний детей о родном городе;привитие любви и уважения к родному городу,формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;закрепление умения связно выражать свои мысли;

Для педагогов: обогащение развивающей среды группы по теме «Мой город»; повышение квалификации, презентация проекта на педагогическом совете, на интернет-странице группы, методическом объединении.

Для родителей: включение родителей в образовательное пространство группы.

Продолжительность проекта: август-январь 2018-2019 г.г.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Ресурсные затраты проекта: 5000 рублей.

Описание учреждения(организации)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 190 расположено по адресу: 630117, Новосибирская область,г, ул. Иванова, дом 36.Директор школы: Акимова Л.А.Дошкольные группы МБОУ СОШ №190 открыты 20.12 2013г., находятся на первом этаже правого крыла здания школы, имеют отдельный вход, тел. 8(383) 332-04-03e-mail:do190zav@yandex/ru.

Заместитель директора по дошкольному воспитанию Лихачева И.М.

Деятельность нашей группы осуществляется в соответствии с законодательством РФ и города Новосибирска на основании Устава МБОУ СОШ №190, Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Рабочей программой педагога и вариативной программой Ельцовой «Подготовка к обучению грамоте». В группе созданы благоприятные условия для организации работы с детьми: оборудована игровая комната с учетом возрастных особенностей и гендерного воспитания. Созданы следующие центры: сюжетно-ролевых игр, патриотического воспитания, безопасности, строительно-конструктивных игр, театрально-музыкальный центр, природы и экспериментирования, творчества, физкультурный центр.

На прогулочном участке созданы необходимые условия для физического развития детей и их двигательной активности. На территории дошкольной группы имеется спортивная площадка, теневой навес, малые игровые формы: песочница со скамьями, домик, горки, что позволяет детям развиваться в соответствии с их индивидуальными особенностями. Большая благоустроенная территория и зеленые насаждения, клумба создают удобства и комфорт для прогулок детей.Ближайшее окружение: детская городская поликлиника № 14, музыкальная школа, клуб «Поиск», ГОК «Звезда», ДК «Юность», библиотека, спортивный комплекс «Мангуста», МЧС. Наши воспитанники посещают спортивные секции (футбол, хоккей, восточные единоборства, плаванье, художественную гимнастику, фигурное катание): 10 человек и кружки по вокалу и рисованию и лепке, танцы: 7 человек.

Режим работы – пятидневная рабочая неделя, время работы – 07:00-19:00. Гибкость режима предоставляется детям, посещающим музыкальную школу, спортивные секции, творческие кружки.

Постановка проблемы

Часто по понедельникам мы беседуем с детьми на тему «Где ты побывал в выходной день? Что интересного увидел?» Дети делятся своими впечатлениями, полученными эмоциями. Из бесед с детьми я выяснила, что чаще всего они вместе с родителями посещают ближайшие торговые центры с кафе быстрого питания и кинотеатрами. И богатство впечатлений складывается из названия пиццы или вкуса фруктового мороженного. А ведь они живут в красивейшем городе Сибири, который славится своими достопримечательностями и достижениями на всю Россию. Поэтому передо мной как воспитателям встала проблема: «Как в условиях моей группы привить воспитанникам интерес к родному городу». Совместно с родителями и детьми мы решили написать свою детскую книгу о Новосибирске, которую можно было бы перечитывать, перелистывать детям, детям вместе с родителями, узнавая и разрабатывая для своей семьи новые маршруты выходного дня по родному городу, добавлять новые страницы.

Я надеюсь, что дети моей группы будут знать историю и достопримечательности своего города, интересоваться, чем он живет сейчас и захотят стать частью происходящих в нём событий, будут любить и заботится о природе своего края, и вырастут настоящими патриотами не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Росcия.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: знакомство детей с историей,культурой идостопримечательностям родного города Новосибирска.

Задачи проекта:

создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города;

развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатства и красоту родного города;

развивать связную речь детей;

вовлечь родителей в образовательное пространство группы;

разработать систему мониторинга реализации проекта.

Обоснование актуальности проекта

«Патриотизм – это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему тому, что впитано с молоком матери». Г.Бокланов.

Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость.  Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи российского государства.

    В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Таким образом нормативно-правовой основой патриотического воспитания дошкольников является: закон РФ «Об образовании», ФГОС ДО, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Национальная доктрина образования в РФ.

 Помнению доктора педагогических наук Светланы Акимовны Козловой, патриотические чувства не возникают сами по себе – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Доступно ли оно в дошкольный период?Да. Именно дошкольный возраст является сензитивным периодом становления личности и имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, в том, числе и чувства патриотизма.

Встает вопрос, как научить ребенка, любить свою Родину? Как ребенку понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин? Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, малой родине - с местом, где он живет. Если Ребенок знаком со своей малой родиной: домом, детским садом, улицей по которой он проходит каждый день, то ему проще понять, что такое любовь к малой родине, и можно говорить о воспитании чувства гордости за свой город, приучать его бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Одно из проявлений патриотизма — любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, растениях. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Если ребенок знает историю и достопримечательности своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, любит и заботится о природе своего края, то можно предположить, что он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины (города Новосибирска), но и большой, великой страны под названием – Росcия.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Новосибирска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет важное социальное значение.

Готовность к реализации проекта

Группа работает по рабочей программе, соответствующей ФГОС ДО. Одним из целевых ориентиров основной образовательной программы нашей группы«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой на этапе завершения дошкольного образования являются способности ребенка проявлять патриотические чувства, ощущать гордость за свою страну,ее достижения. Модель организации образовательного процесса группы предполагает в разделе «Ознакомление с социальным миром» проведение НОД по расширению представлений детей о малой Родине, рассказывание детям о достопримечательностях, культуре, традициях родногокрая; о замечательных людях, прославивших свой край. В разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» организацию и реализацию детьми проектов, формирование у детей представлений об авторстве проекта.

В основе работы по реализации данного проекта лежатзнания возрастных особенностей детей группы, так какуспех патриотического воспитания в большой мере зависит от правильного определения возрастной ступени, на которой возможно и следует активизировать формирование патриотических чувств. Возраст детей нашей группы (5-6 лет)- это годы активного вхождения ребенка в социальный мир, формирования первоначальных представлений об  окружающей жизни, о правилах человеческого общения. В этот временной промежуток происходит, отмечаемая Л. С. Выготским, «интеллектуализация чувств». Среди мотивов деятельности и поведения начинают доминировать общественные мотивы, зарождается общественная направленность личности, все эти объективные данные позволили исследователям считать, что наиболее благоприятным возрастом для начала патриотического воспитания как раз и является возраст детей нашей группы.

В группе созданы условия для реализации проекта. У нас работает дружный коллектив единомышленников – воспитателей и родителей.Дети хорошо адаптированы в группе, с удовольствием посещаютдетский сад. Вместе с родителями активно принимают участие во всех делахгруппы. У нас уже есть положительный опыт реализации проектов «Что нам осень подарила»,

«Зимняя сказка», «Солнышки – дружная семейка». С проектом ….Приняли участие…УЧСИБ………………………………………………………………

Родители положительнооценивают работу воспитателей группы. По итогам прошлого учебного годаони вручили нам благодарственные письма. Мы повышаем уровень педагогического мастерства на курсах

повышения квалификации, имеем первые квалификационные категории. Мыпрослушали семинар «Проектирование образовательного процесса вусловиях реализации ФГОС ДО на примере программ ДО «Тропинки» подред. В. Т. Кудрявцева и «Предшкольная пора» под ред. Н. Ф. Виноградовой».

Состояниематериально-технической базы группы соответствует ФГОС ДО,

педагогическим требованиям, санитарным нормам.

В группе имеется материально - техническое, учебно– методическое, информационно - коммуникативное обеспечение.

Проанализировав все выше изложенные факторы, а также результаты анкетирования родителей по теме «Патриотическое воспитание» и результатыличных беседы с родителями и детьми выяснилось,что в группеесть условия для проведения проекта, интерес со стороны детей и родителей, но у родителей нет времени и желания участвовать в делах группы. Нам захотелось заинтересовать семью проектной деятельностью

Этапы, содержание и методы реализации проекта

Дляэффективного решения задач проекта япостроила свою работу с учетом следующих принципов:

Гуманизация – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей с выбором приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;

Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

Интегративность– сочетание всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности детей;

Диалогическое общение– отражает открытость, искренность,взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.Системности – достижении цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

Методы проекта:наглядные, словесные, практические.

Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный

Цель: составить план деятельности по достижению цели проекта

Содержание работы:изучение уровня знаний по теме «Любимый город Новосибирск», создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности:подбор методической и художественной литературы, игр, разработка перспективного плана и подготовка цикла тематических мероприятий.

Методы и формы реализации проекта

Задачи

Срок реализации

Вовлечение родителей в образовательное пространство группы:Интервьюирование и анкетирование родителей по теме проекта;

Сбор информационногоматериала в родительскийуголок по теме проекта и оформление консультации для родителей по теме проекта

Создание совместных компьютерных презентации

Диагностирование детей по выбранной теме проекта: модель трех вопросов:«Я знаю», «Хочу знать», «Как узнать?»Создание условий для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города

Прогнозирование результатов/ продуктов проекта

Актуализация темы патриотического воспитания через изучение родного города. Изучение ресурсов: времени изнаний родителей, посвященных выбранной теме, запросов родителей познакомству детей с историей и культурой родного города Новосибирска.

Повышение образовательного уровня родителей по вопросам патриотического воспитания через изучение истории и культуры родного города

Выявление уровня знаний и представлений об истории и культуре родного города с опорой на опыт детей, построение дальнейших направлений работы и выбора средств получения новых знаний.Заинтересовать идеей детей.

Подбор и изучение методической, научно-популярной и художественной литературы Разработка цикла тематических мероприятий и календарного плана образовательного проекта (выбор форм взаимодействия с детьми) с учетом интеграцииобразовательных областей.Создание необходимой методической базы для проведения групповых и индивидуальных занятий с детьми по решению задач проекта(групповой центр«Мой город»)

Запланировать создание совместно с детьми и родителями книги о родном городе, презентации проекта, разработать систему мониторинга реализации проекта

август (1 неделя)

В течение августа

В течение августа

август(2 неделя)

В течение августа

август(3-4 неделя)

2 этап: Основной.

Цель: реализовать намеченный план по решению задач проекта

Содержание работы:проведение комплекса мероприятий, организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам патриотического воспитания

Методы и формы реализации проекта

Задачи

Срок реализации

НОД

Пробуждать интерес к современной жизни города Новосибирска как части Отечества, показать на конкретных примерах изменения в жизни города, развивать интерес и любознательность,нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатства и красоту родного города.

Сентябрь-декабрь2018г

Совместная деятельность

Совершенствовать диалогическую и развивать монологическую формы речи. Поощрять попытки ребенка делиться с воспитателем и другими детьми разнообразными впечатлениями. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта и формировать умение составлять рассказы творческого характера.

Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности

Воспитание культуры общения в праздничной атмосфере.

Сентябрь-декабрь2018г

Самостоятельная деятельность

Развитие любознательности и творческого воображения, умственных и художественных способностей, коммуникативныхнавыков.

Сентябрь-декабрь2018г

Взаимодействие с родителями

Вовлечь родителей в образовательное пространство группы

Сентябрь-декабрь2018г

3 этап: Заключительный

Цель: подведение итогов и обобщение опыта работы

Содержание работы: презентация проекта, презентация книги о родном городе,мониторингреализации проекта.

Методы и формы реализации проекта

Задачи

Срок реализации

Презентация проекта

«Любимый город Новосибирск»

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» с презентацией книги «Любимый город Новосибирск»

Мониторинг

Способствовать созданию положительноймотивации у детей и родителей на знакомство с историей, культурой и достопримечательностям родного города Новосибирска.

Развивать нравственно-патриотические качества: гордость и ответственность за свой город, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатства и красоту родного города

Выявить особенности представлений и характер отношения к малой Родине детей старшего дошкольного возраста; характер проявления интереса к малой Родине; заинтересованность родителей в воспитании интереса к малой Родине и компетентность педагогов в этой проблеме.Изучить особенности организации взаимодействия педагогов и родителей в воспитании интереса к Родине у детей старшего дошкольного возраста.

Январь 2019г

Перспективно - тематическое планирование

Тема/сроки реализации

Формы работы

Практический выход

«Родной дом.Родной двор» (сентябрь)

(сентябрь)

НОД

Ознакомление с социальным миром:«Я и моя семья», «Родной дом».

Изобразительная деятельность: «Мой портрет»,«Моя семья», «Мой любимый двор».

Конструктивно-модельная деятельность:«Как мы построили дорогу к дому», «Наш детский сад»

Совместная деятельность

Беседы: «Тепло родительского дома»

Рассказы из опыта детей на темы :«Моя семья», «Выходной день всей семьей», «Нас встречает детский сад»

Художественно-речевая деятельность: детские презентации «Я и моя семья», «Мой любимый двор», Игры-интервью: «Расскажи о себе», «Что я знаю о родных»,специальное моделирование ситуаций общения:«Ты ушел из своего двора».

Работа с картой города: «Что карта может рассказать»,

«Где расположен наш детский сад», «Мой домашний адрес»

Экскурсии и целевые прогулки:

«Экскурсия вокруг детского сада», «Осенний лес», «Мой двор»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:«Семья», «Детский сад», «Мы –строители», «Салон красоты».Дидактические игры: «Имена», «Сложи свое имя»(кубики), «Дом, в котором я живу», «Правильно-неправильно «Узнай по описанию», «Подбери себе товарища», «Угадай кто», «Отгадай загадку», «Назови ласково», «Найди лишний предмет»«Подвижные (в том числе народные) игры: «По ровненькой дорожке», «Найди себе пару», «Кот и мыши», «Змейка», «День – ночь»Пальчиковые игры: «У меня есть семья», «Строим дом», Игры с песком: «Дом у реки», «Мост для всех»Театрализованные игры: по рассказу Л.Воронковой «Маша-растеряша», по сказке «Три медведя»

Драматизация: «Как коза избушку строила»(фланелеграф),«Красная Шапочка»(плоскостной театр) Игры-имитации ( игры-этюды):«Попросись в теремок», «Шел я как-то через мост», «Догадайся о ком я говорю», «Пойми меня»

Трудовая деятельность

Хозяйственно-бытовой труд:помощь в уборке группы «Убираем игрушки», «Чистые стульчики», «Долой пыль»,«Каждой игрушке свое место»Труд в природе:

работа на осеннем участке – сбор урожая, заготовка природного материала для поделок;

Трудовые поручения: уборка мусора, наведение порядка в игрушках, убираем опавшую листву.

Художественно-продуктивная

ИЗО: «Веселые портреты»,«Детский сад «Ручеек», «Дом, в котором ты живешь» Аппликация: «Украсим шарфик для бабушки», Лепка: «Теремок»,«Семейный вензель»

Приобщение к художественной литературе (Приложение 1)

Музыкально-художественная

Музыкальные игры: «Сижу, сижу на камушке», «Клеевой дождик», «Дождь в лесу», «Музыкальный домик».Песенное творчество:«Спой свое имя», «Как зовут игрушку».Хороводы: «Каравай, каравай».Слушание народной,классической, детской музыки:Чайковский «Болезнь куклы»,музыкальная сказка композитор В.Ма- лышев «Теремок»

Самостоятельная деятельность

Творческая продуктивная деятельность на развитие воображения и фантазии(ИЗО): «Моя мама(папа) маленькая(кий)», «Дома будущего».

Рассматривание семейных фотоальбомов

Игры со строительным материалом: «Дачное общество» «Солнышки»(лего «Дупло»), «Как мы построили домик»(деревян. конструктор), «Шкафчик для бабушки» (лего), «Теремок»(мозаика)

Мультфильмы и диафильмы

«Кошкин дом», «Семь Семионов»

Взаимодействие с родителями

Домашнее задание:«Назови свои имя и фамилию,возраст»,«На кого я похож»(составление с детьми рассказа по семейным фотографиям), «Мы идем в детский сад»(рисование схемы)

Детско-родительские презентации:«Выходной день в моей семье»

Организация и оформление выставок:«Я и моя семья»(фото-выставка),

Помощь в организации и оформлении: праздника «С днем рождения, детский сад» и стенгазеты «Детский сад у на хорош,лучше сада не найдешь»

Информационные стенды(консультации)«С чего начинается Родина»,«По дороге в детский сад»

Оформление тематической папки в групповой центр «Мой город»: «Стихи о Сибири»

«Улица,на которой я живу» (октябрь)

(октябрь)

«Улица,на которой я живу»

(октябрь)

НОД

Ознакомление с окружающей действительностью «Городской транспорт»

Лепка: «Транспорт»(пластилинография)

Конструктивно-модельная деятельность:«Как люди изобрели колесо и транспорт»

Совместная деятельность

Беседы: «История моей улицы».

Встречи с интересными людьми: «У нас в гостях инспектор ГИБДД»

Рассказы из опыта детей на темы :«Что ты видел по пути в детский сад», «Мы идем в гости к другу»

Художественно-речевая деятельность: детские презентации «Улица,на которой я живу»Игры-интервью: «В честь кого названа твоя улица», «Расскажи о своей улице, какая она», специальное моделирование ситуаций общения:«Ты заблудился».

Работа с картой города: «Что карта может рассказать»,

«Улицы, на которых мы живем»

Экскурсии и целевые прогулки: «Улица Иванова. НВВКУ». «Вкусная» улица Арбузова. Транспорт»,

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:«Водители и пешеходы», «Гараж», «ДПС», «Мы –строители», «Больница», «Почта».Дидактические игры: «Знатоки ПДД», «Я не должен», «Найди ошибку»,«Найди лишний предмет», «Подвижные игры: «Автомобиль и воробышки», «Веселый трамвайчик», «Автобус» ,Пальчиковые игры: «Транспорт»,Игры с песком: «Улица Иванова», «Мост» Театрализованные игры: по рассказу Н. Носова «Как Незнайка катался в автомобиле»

Игры-имитации ( игры-этюды):«Бабушка просит перевести ее через улицу»», «Шел я как-то через дорогу», «Пойми меня»

Трудовая

Хозяйственно-бытовой труд:помощь в уборке группы «Убираем мастерскую», «Каждой машинке свое место»Труд в природе:

работа на осеннем участке – заготовка природного материала для поделок;

Трудовые поручения: уборка мусора, убираем опавшую листву.

Акция «Чистая улица»

Художественно-продуктивная

ИЗО:«Наши помощники-дорожные знаки», «Посмотрим в окошко»Аппликация: «Машины на нашей улице» Лепка: «Мы едем, едем,едем»

Конструктивно-модельная деятельность: макет улицы Иванова (игра «Найди ошибку»)

Приобщение к художественной литературе (Приложение 1)

Музыкально-художественная

Музыкальные игры: «Музыкальное лото», «Будь внимательным» Слушание музыки:детские песенки В.Шаинский «Голубой вагон», «Взрослые и дети»,И.Пикулева «Улица радости»

А к нам гости пришли:

Спектакль театра кукол-великанов «На дороге не зевай, правила ты соблюдай!»

Самостоятельная деятельность

Творческая продуктивная деятельность на развитие воображения и фантазии(ИЗО): «Моя улица завтра»

Лепка: «Транспорт будущего»

Игры со строительным материалом: «Городской транспорт», «По улице мчатся машины»

Мультфильмы и диафильмы

«Мой друг светофор»,уроки тетушки Совы(правила ПДД),

Взаимодействие с родителями

Домашнее задание«Учим домашний адрес»

Детско-родительские презентации:« Что могло бы быть на моей улице»

Помощь в подготовке и оформлении праздника «Капустник» и развлечения «Все ребята должны знать. как по улицам шагать»

Организация и оформление выставки плакатов: «Соблюдай правила дорожного движения»

Информационные стенды(консультации):«Родитель -пример поведения на улице и дороге».

Оформление тематической папки в групповой центр «Мой город»: «Их именами названы улицы»

«Академгородок»

(ноябрь)

НОД

Ознакомление с окружающей действительностью«МойАкадемгородок»

АК1.avi / Облако Mail.Rucloud.mail.ru

https://novo-sibirsk.ru/about/akademgorodok/

Конструктивно-модельная деятельность: «Водопад на Обском море»https://www.ridus.ru/news/279820

Совместная деятельность

«Беседы: «Что я могу сделать для Академгородка»

Встречи с интересными людьми: посещение библиотечной выставки книг о родном городе

Рассказы из опыта детей на темы :«Мы побывали на пруду с уточками», «На берегу Обского моря», « Я была в ДУ»

Художественно-речевая деятельность: детские презентации «Любимые уголки Академгородка»Игры-интервью: «В честь кого они названы », специальное моделирование ситуаций общения:«Что интересного ты увидел во время прогулки », «А что растет у вас?»(о Ботаническом саде)

Работа с картой города: «Что карта может рассказать»,

«Какие достопримечательности городка мы знаем»

Экскурсия «Улица полна неожиданностей (ул. Иванова и Российская)»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:«Мы путешествуем на автобусе по району города»,«Семья», «Мы –строители», «Больница». Дидактические игры: «Растения и плоды»

«Что такое хорошо, а что такое плохо», «Как бы ты поступил», «Дверная скважина»

Игры-имитации ( игры-этюды): «Мы пришли в кинотеатр»,«Прогулка по Морскому проспекту»

Трудовая Труд в природе:

работа на участке – заготовка природного материала для поделок;

Трудовые поручения: уборка мусора, сгребаем снег утепляем корни деревьев и кустарников.

Художественно-продуктивная

ИЗО:«Парк на Морском проспекте»

Лепка: «Скамейки Академгородка»»

Создание мини-музея железнодорожной техники «Музей паровозов»

Конструктивно-модельная деятельность:станция Сеятель(лего), ДК «Академия»(крупные модули)

Приобщение к художественной литературе (Приложение 1)

Музыкально-художественная

Музыкальные игры: «Звуки города»Слушание музыки:песни А. Воробьев «Академгородок», «Песня о советском районе».

Самостоятельная деятельность

Творческая продуктивная деятельность на развитие воображения и фантазииИЗО: «Наш Академгородок через сто лет»

Рассматривание иллюстраций в детском путеводители «Новосибирск для детей»,фотографий в альбоме «Новосибирск», открыток

Игры со строительным материалом: «Фонтан возле ТЦ» (дупло),«На Обском море яхты»(плоскостной конст)

Взаимодействие с родителями

Домашнее заданиепосетить с ребенком фотовыставку на перекрестке пр. ак.Лаврентьева и ак.Коптюга «История Академгородка»

Детско-родительские презентации:« Мы приглашаем вас»

Оформлениегрупповой книги: глава«Мой Академгородок»

Информационные стенды(рекомендации):«Как в игровой форме рассказать детям о родном городе(районе)»

«Прогулки по городу»

(декабрь-январь)

НОД

Ознакомление с окружающей действительностью

«Символика города»

Конструктивно-модельная деятельность: «Мосты»

Совместная деятельность

Просмотркомпьютерных презентаций «Сказ о городе Новосибирске», «Достопримечательности Новосибирска»

https://docplayer.ru/40722957-Moy-novosibirsk-skaz-o-gorode-novosibirske.html

http://www.myshared.ru/slide/99578/

Беседы: «Город на Оби» с использованием» компьтерной презентации «Виртуальная экскурсия по Новосибирску»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/09/11/novosibirsk

Встречи с интересными людьми: посещение школьного музея «Символика города», беседа в библиотеке «Настоящий сказочник- Ю. М. Магалиф»

Рассказы из опыта детей на темы :«Как я был с мамой в картинной галерее», «Я расскажу вам о Краеведческом музее», «Мой любимый театр-«Глобус»

Художественно-речевая деятельность: детские презентации «Прогулки по городу»Игры-интервью: «Когда ты был на площади Ленина», «Чем удивил тебя Новосибирскй зоопарк»

Работа с картой города: «Что карта может рассказать»,

«Где мы были-мы покажем»

«Экскурсии и целевые прогулки: в лес «Зимняя сказка»,

«Сказка на соседней улице»(ул. Демакова)

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:«Мы путешествуем на автобусе по городу»,«Встречаем гостей», «Зоопарк»,«Цирк» Дидактические игры:«Сложи пазлы», «Найди пару», «Важный дом», «Лента времени»https://gelio.livejournal.com/206750.html

Игры-имитации ( игры-этюды):«Мы пришли вкукольный театр», «Где встретимся со звездами»

Трудовая :Труд в природе:

Трудовые поручения: уборка мусора, сгребаем снег утепляем корни деревьев и кустарников, украшаем участок снежными поделками

Художественно-продуктивная

ИЗО:«Веселый клоун», «Шляпа фокусника»

Лепка: «Кто в зоопарке живет»

Конструктивно-модельная деятельность:Новосибирский метрополитен(дерев. конст.)

Приобщение к художественной литературе (Приложение 1)

Музыкально-художественная

Слушание музыки:В. Ленский «Родной Новосибирск, В.Черныш «В Новосибирске не разводятся мосты», Ю. Кукин «Город»,А.Медведев «Дорогой Новосибирск»,А.Демиденко «Дорогой Новосибирск»http://nsknews.info/materials/73-pesni-o-novosibirske-polnyy-spisok-i-samye-samye-124072/

Самостоятельная деятельность

Творческая продуктивная деятельность на развитие воображения и фантазииИЗО: «Куда мы отправимся с моей дочкой(сыночком)»

Рассматривание иллюстраций в детском путеводители «Новосибирск для детей», фотографий в альбоме «Новосибирск», открыток

Игры со строительным материалом: «Парад на площади Ленина»

Взаимодействие с родителями

Домашнее задание: акция «Кормушки для птиц»

Детско-родительские презентации:«Прогулки по родному городу», оформление газет «Планетарий нас ждет»

Помощь в подготовке и оформлении праздника «Пришла Коляда»

Оформление групповой книги: глав «Театры и музеи нашего города» «Уголки природы Новосибирска»

Информационные стенды(консультации):«Что должен знать ребенок о родном городе», папка-раскладушка «Знакомимся вместе с детьми :символика»

Оформление тематической папки в групповой центр «Мой город»: «Лента времени», «Современный Новосибирск»

Прогнозируемые конечные результаты деятельности

Ожидаемые результаты по проекту «Любимый город Новосибирск»:

Для детей: появление ярко выраженного интереса к жизни родного города и желания участвовать в ней, обогащение и систематизация знаний детей о родном городе; привитие любви и уважения к городу Новосибирску и его жителям, закрепление умения связно выражать свои мысли;

Для педагогов: обогащение развивающей среды группы по теме «Мой город»; повышение квалификации, презентация проекта на педагогическом совете, на интернет-странице группы, методическом объединении.

Для родителей: включение родителей в образовательное пространство группы.

Практическая значимость результатов

Практическая значимость проекта«Любимый город Новосибирск» заключается в следующем:

самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности;

возможности конструктивного сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников;

активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей, повышению психолого-педагогической культуры родителей;

активизации творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности;

создании методической копилки по теме проекта;

формировании доброжелательных отношений в коллективе детей;

обогащении предметно-пространственной среды группы и создании условий для обобщения собранного материала (центр «Город»);

формировании у детей устойчивого интереса к истории и культуре родного города и уважения к людям;

  Итоговым продуктом проекта является презентация проекта«Любимый город Новосибирск», интеллектуальная игра «Умники и умницы» с презентацией книги «Любимый город Новосибирск».

Все материалы проекта могут быть использованы не только педагогами группы для дальнейшей работы по данной теме, но и другими педагогами ДОУ

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

В ходе проекта мы наблюдали и оценивали процессы изменения уровнязнаний детей о родном городе, уровня профессионального мастерства педагогов, степени вовлеченности родителей и возможности привлечения социальных партнеров.

На подготовительном этапе проекта нами были выявлены следующие особенности:

-при диагностировании детей по модели трех вопросов мы определили, что дети знают о родном городе, что хотели бы узнать и как будут узнавать(Приложение3)

-при диагностировании представлений и отношения детей к родному городу(по методике, аналогичной методике Кондратьевой Н.Н(Приложение2)) мы выяснили не только их уровень, но иполучили описание этих представлений по категориям( умение назвать свой родной город, умение узнать выбранные достопримечательности(предложено 6 карточек); какое представление имеют дети, о том,как взрослые люди заботятся о  городе («не сорят; садят деревья»),чтознают о том,  как дети могут заботиться о городе («подметают мусор; не сорят»)(Приложение3)

- при анализе рисунков детей на предложенную тему:«Нарисуй достопримечательность города» или «Интересное место в городе» было выявлено, знание о городе дети черпают из посещений торгово-развлекательных комплексов по выходным дням;

- при наблюдении за сюжетно-ролевой игрой «Дом», «Семья», «Экскурсия», «Отпуск» воспитатели отметили, что дети часто «посещают» развлекательные центры или «едут за границу, к морю»

А также согласно результатам диагностики педагогического процесса в старшей группе по Н.В.Верещагиной по разделу «Речевое развитие»(Приложение 2) на начало учебного года ……

Данные анкетирования родителей по патриотическому воспитанию(Приложение 2) показали, что они признают актуальность проблемы патриотического воспитания на основе краеведения(78%), понимают важность и необходимость знакомства детей с родным городом (70%).Многие родители знакомят детей с достопримечательностями города, посещают вместе с детьми музеи, выставки(57%), родители удовлетворены работой детского сада по знакомству детей с родным краем и воспитанию патриотических чувств (40%)(«работаем в одном направлении-воспитываем граждан России»)

На основном этапе проекта мы отслеживали как меняется познавательная и творческая активность всех участников проекта. Прежде всего, конечно, мы наблюдали и беседовали с детьми, поддерживая интерес к выбранной теме проекта и направляя творческую активность в нужное русло. С каждой детской презентацией-рассказом о новой достопримечательности нашего города происходило формирование интереса к изучению достопримечательностей Новосибирска, росло количество желающих детей поделиться своими впечатлениями и «написать» свою страничку в групповую книгу,что содействовало закреплению умения связно выражать свои мысли, развивались коммуникативные способности детей.Дети с большим желанием стали проводить свободное время в образованном групповом центре «Мой город», где рассматривали тематические папки, альбомы с фотографиями, играли в дидактические игры под руководством воспитателя, а потом и самостоятельно. Дети предложили сделать своими руками настольную игру-бродилку «Прогулки по родному городу Новосибирску». Их инициатива, конечно, была поддержана, дополнена и воплощена совместно с воспитателями и родителями.

Рос уровень профессионального мастерства педагогов, которые изучили большое количество литературы, работали с интернет ресурсами, самостоятельно изготавливали дидактические материалы, обогащая развивающую среду группы. В ходе проекта дидактическая игра по ПДД «Найди ошибку» поучаствовала в конкурсе…………….. Мы столкнулись и с трудностями, которые нам пришлось преодолевать:

- нет программы по ознакомлению детей с городом Новосибирском;

- мало новых изданий о современном городе для детей;

- используемый педагогами ДОУ опыт по краеведению, опубликованный в печати трудно адаптируем к местным условиям;

-финансовая ограниченность возможностей группы по совместному посещению всеми участниками проекта культурных достопримечательностей города Новосибирска.

Родители нашей группы активно включились в проектную деятельность. В личных беседах они все чаще стали рассказывать, где побывали с детьми в выходной день (часто место их прогулки(экскурсии) определял ребенок, получивший положительные впечатления от рассказа товарищей), интересоваться о каких достопримечательностях города еще не рассказано, чтобы восполнить этот пробел в совместных детско-родительских презентациях. В вечернее время совместно с детьми мамы и папы стали заглядывать в групповую книгу о Новосибирске, расспрашивая ребенка о его впечатлениях. Родители совместно с детьми приняли активное участие в выпуске тематических газет«Детский сад у нас хорош, лучше сада не найдешь», «Соблюдай правила дорожного движения», «Планетарий нас ждет», оформлении фотовыставки «Я и моя семья» и тематических папок «Стихи о Сибири», «Лента времени», «Знаменитые люди нашего города». Принимали участие в акциях «Чистая улица», «Кормушки для птиц». Оказали помощь в подготовке костюмов для развлечений и праздников «Капустник», «Все ребята должны знать, как по улицам шагать», «Пришла Коляда!»

В ходе реализации проекта были найдены социальные партнеры. Прежде всего-это школьная библиотека, где дети посетили выставку книг, посвященнуюродному городу, а также тематическую беседу о новосибирском сказочнике Ю. М. Магалифе. После беседы дети взяли книги писателя для прочтения в группе. Также в ходе проекта дети побывали в школьном музее, где познакомились с символикой нашего города, рассмотрев стенды и флаги. После экскурсии к НВВКУ был найден еще один социальный партнер, который ожидает нас на экскурсию уже по училищу на следующий год, когда мы станем постарше. Для посещения в летний период намечены поездки в «Музей железнодорожного транспорта» и творческую мастерскую керамики «Корн».

На заключительном этапе проекта была вновь проведенадиагностика уровня представлений и отношения детей к родному городу, которая показала качественный и количественный рост показателей: положительную динамику в увеличении обьема знаний( было увеличено количество предлагаемых карточек с изображением достопримечательностей города до 10штук, по вопросам, например: «Как взрослые люди могут заботиться о городе»,- дети рассказали, -что горожане «не сорят; садят деревья; красят дома, скамейки, детские дворики; садят цветы; украшают к праздникам», а дети-«подметают; убирают листья (снег) на групповом участке и во дворе дома; помогают взрослым; кормят зимой птиц; соблюдают правила поведения в парковой и лесной зонах» (Приложение3) Дети научились видеть окружающие детский сад здания, дорогу,узнавать улицы ,правильно называть достопримечательности города, интересно и с гордостью рассказывать о том, где побывали с родителями. Проект способствовал тому, что ребенок из пассивного бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника,а это привело к накоплению жизненного опыта.Дети стали более отзывчивы друг к другу, научились сопереживать, понимать свою сопричастность к взрослой жизни города, осознавать себя полноправными членами общества, у них появилось желание сохранять и приумножать богатства и красоту своего города.

Родители стали проявлять больше инициативы по планированию совместной деятельности, развлечений («очень понравились праздники в народном стиле, хотим совместно с воспитателями еще работать в этом направлении») они выходят с предложениями(«организовать встречи с интересными людьми», «организовать совместные походы с родителями на природу»), ими разрабатывается проведение виртуальной экскурсии по «Новосибирскому Краеведческому музею».

У педагогов группы в результате реализации проекта появился тщательно разработанный тематический план по теме «Любимый город Новосибирск», собрана картотека дидактических игр, составлен рекомендуемый для прочтения с детьми список литературы.Предметно-развивающая среда в группе пополнилась следующим материалом, используемым детьми в свободной деятельности: картами города, Новосибирской области и Новосибирска, (на которой дети отмечали места, которые они посетили); макетами города (город в прошлом, город в настоящем); настольно-печатными, дидактическими играми; книгами, журналами, альбомами , тематическими папками,открытками о городе, атрибутами к сюжетно-ролевым играм.

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровые ресурсы: воспитатели; музыкальный руководитель; старший воспитатель; библиотекарь

Материально-технические ресурсы: музыкально-спортивный зал; мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно–коммуникационных технологий; магнитная доска для иллюстрационного материала; CD–DVD-диски, аудиокассетыс записями познавательного и музыкального материала; музыкальный центр; дополнительная и методическая литература, программно-методические материалы; костюмы, декорации к праздникам, костюмы

Информационные ресурсы: использование ИКТ, создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий и организованнойобразовательной и совместной деятельности, пополнение фонотеки за счет ресурсов интернет–сайтов.

Финансовые ресурсы:составление сметы расходов

Смета расходов на реализацию проекта

Наименование расходов

Единица

измерения

Стоимость работ, услуг(руб)

Количество

Итого

1

Карта города Новосибирска

шт.

130

1

130

2

Клей-карандаш

шт.

34

30

1020

3

Краски (акварель,гуашь)

шт.

шт.

50

67

15

10

750

670

4

Фломастеры

Пачка 6шт.

28

30

840

5

Пластилин «Луч»

Пачка 6шт.

64

10

640

5

Печатание фотографий

шт.

25

30

750

Итого:

5000

Функционал участников проекта

Участники проекта

Функции участников проекта

1

Воспитатели группы

Руководители проекта и вытекающих из него познавательной, игровой, художественно-продуктивной деятельности, координаторы индивидуальных и групповых усилий участников проекта по решению поставленных задач,повышение квалификации, презентация проекта

2

Дети

Обогащение и систематизация знаний о родном городе;формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;закрепление умения связно выражать свои мысли;

3

Родители

Включение в образовательное пространство группы: обогащение развивающей среды группы по теме «Мой город»,участие в детско-родительских презентациях, организации выставок.

4

Старший воспитатель

Методическая помощь при подготовке и в ходе реализации проекта

5

Музыкальный работник

Сотрудничество с воспитателями по вопросам реализации проекта

6

Библиотекарь

Помощь в подборе методической, краеведческой, художественной и научно-популярной литературы по теме проекта

Проведение тематических бесед и организации выставки книг для детей в библиотеке

Перечень источников

1.«От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- 3-е издание, испр. и доп.-Москва, Мозаика – Синтез, 2015

2.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

3.Воронина О.В. «Программа «Я -патриот»- журнал «Воспитатель ДОУ» №8\2015: с.17

4.Интернет-ресурс: -https://infourok.ru/kratkosrochniy-proekt-moy-lyubimiy-gorod-2108115

-https://www.google.com/search?q=Воспитание+нравственно-патриотических+чувств+у+детей+дошкольного+возраста+Автор%3A+Коренева+Ирина+Г.html,

-https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/14/metod-proektov-v-dou-v-sootvetstvii-s-fgos-do

-https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/11/03/moy-gorod-chastitsa-rodiny-bolshoy

5.Пантелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой родиной»: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера,2015

6.Пучкова И.А. «Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников во взаимодействии с краеведческим музеем»-журнал «Воспитатель ДОУ» №12\2016: с.24

7.Сковорода Е.А. «Проект «Счего начинается Родина» - журнал «Воспитатель ДОУ» №12\2015: с.13

Приложение 1

Список предлагаемой литературы для ознакомления с детьми

Тема:«Родной дом. Родной двор.»

Произведения поэтов и писателей России: Чтение стихов из сборника«Здравствуй ,детский сад» М.Пляцковского, О.Высотской, Б.Заходера,АБарто «Мы с отцом»,М.Матусовский «С чего начинается Родина»,

В.Осеева «Три дочери», «Сыновья»,Е.Благинина «Посидим в тишине», рассказов А.Митяева «Сто братьев»,АГайдар «Чук и Гек»(главы), произведения поэтов и писателей разных стран: «Дом,который построил Джек»,сказка «Кукушка»,А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» (главы),

Разучивание стихов: О.Высоцкая «Мы приходим в детский сад»(отрывок)

Тема: «Улица, на которой я живу»

Приобщение к художественной литературе. Г.Демыкина «Песенка дорожных знаков.» - Сборник стихов. Сергей Михалков. «Моя улица», «Светофор», «  Шагая осторожно» - Сборник стихов. Сидорова Анна «Правила дорожного движения для детей» - Сборник стихов, ), М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»,Н. Калинина «Как ребята переходили улицу». С.Маршак «Почта», «Багаж»,Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе»(главы),произведения поэтов и писателей разных стран:Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».

Тема: «Академгородок»

Приобщение к художественной и научно-популярной литературе:научно-популярное издание из серии «Детские путеводители» : «Новосибирск для детей» А.Квашин,

Тема: «Прогулки по городу»

Приобщение к художественной и научно-популярной литературе: научно-популярное издание из сери «Детские путеводители» : «Новосибирск для детей» А.Квашин,Н. Саконская «Песенка о метро»стихотворение В.А. Автонова«Мой город», «Сибирский соболь для Императора» Императорская семья 1907 год. Из воспоминаний А.А.Мосолова Стихи о Новосибирске: М. Сальников «Далеко от столичной Москвы», «Он недавно отметил сто лет»,

А.Ведерников «Город,парящий над Обью»,В. Липчанский «На берегах родной Оби»,Р.Хаметов «Новосибирск-цветущий город» А.Ореховский «Свежий снег»,М. Шульгин «Красавец город», Ю.М. Магалиф «Бибишка-славный дружок», « Жаконя, Котькин и другие».

Приложение 2

Диагностика представлений и отношения детей к родному городупроводилась по методике, аналогичной методике Кондратьевой Н.Н. изучения представлений и отношения детей к природе: детям предлагалось6 открыток с изображением достопримечательностей города:площадь имени Ленина, метрополитен; цирк, театр «Глобус»,зоопарк, набережная Оби и давалось задание выбрать «знакомые места» города и рассказать, что изображено на открытках.

Воспитатели дополнительно задавали детям следующие вопросы:

Как называется наш город?

Что изображено на открытке, которую ты выбрал?

Как люди заботятся о городе?

Что можешь сделать ты, чтобы наш город стал еще лучше?

Ответы детей обозначались:

В - полный правильный ответ,

С – неполный ответ, неточный ответ, ответ с помощью взрослого (по наводящим вопросам),

Н – отсутствие ответа, неверный ответ.

Анкета для родителейпо патриотическому воспитанию

1.Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

Да

Нет

2.Что для вас означает выражение «быть патриотом»?

3.Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?

Да

Нет

4.Где,по-вашему,ребенок получает основы патриотизма?

В школе

В семье

В детском саду

5.Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?

Да

Нет

Иногда

6.Рассказываете ли вы своему ребенку об Академгородке, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

Да

Нет

Иногда

7.В каких местах нашего городка вы любите бывать со своим ребенком?

8.Рассказываете ли вы своему ребенку о Новосибирске, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

Да

Нет

Иногда

9. Что лично вы делаете для воспитания любви у своего ребенка к родному городу?

10. Какой помощи в этом направлении вы ждете от детского сада?

Благодарим вас!

Приложение 3

Диагностирование детей по модели трех вопросов

Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

Наш город большой

(Ариша С.)

Куда можно пойти с мамой и папой в выходной день?

(Вика М.)

Прочитаем со взрослыми в книжках

(Аня М.)

У нас есть метро

(Илья С.)

У нас в городе один зоопарк?

(Софа М.)

Посмотрим в компьютере

(Артем С.)

Наш город называется Новосибирск

(Максим А.)

Кто нарисован на гербе Новосибирска?

(Семен Н.)

Съездим с мамой и папой, посмотрим, а потом всем расскажем

(Алена О.)

У нас есть очень большой театр

(Ваня А.)

Почему флаг нашего города бело-зеленый?

(Дионис П.)

Узнаем в детском саду

(Ника О.)

У нас есть зоопарк

(Настя Ф.)

Как называется наша река?

(Богдан К.)

По городу течет большая река

(Аня М.)

Диагностика представлений и отношения детей к родному городу

Диаграмма уровня представлений и отношения детей к родному городу на

август 2018 года

на январь 2019 года

Приложение 4

Фотографии