• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 05.06.2020

Должность:

Учебное заведение:

Населенный пункт: Пермский край, г Соликамск

Файл публикации





Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….3

Глава первая. Теоретические основы использования нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей…………………7

1.1. Понятие «Творческие способности» и особенности их развития в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………7

1.2. Нетрадиционные техники рисования и их виды………………………….12

="text-align: justify; margin-top: 0; margin-bottom: 0;">1.3. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования …………………………………………………………………………………….21

1.4. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей дошкольников ………………………………………………….23

Глава вторая. Практические аспекты проблемы влияния нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………27

2.1. Диагностики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..27

2.2. Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………..………………...44

Список литературы................................................................................................46

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

Творческое осмысление всегда признавалось одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. В дошкольном образовании, одним из важных направлений, является использование различных видов творческих способностей, которые направленны на художественно-эстетическое, социально-нравственное и патриотическое воспитания детей. Есть различные виды искусства - скульптура, графика, живопись, архитектура и другие. Они обладают большим педагогическим потенциалом развития художественного творчества.Невозможно рассматривать развитие творческих способностей дошкольников вне творческого процесса.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями, но и желанием передать их в рисунке, тем как он владеет средствами изображения.

Творческая личность – одна из важных задач педагогической теории практики на современном этапе. Решение её должно начинаться в дошкольном детстве, наиболее эффективное средство – художественная деятельность детей в ДОУ. Известно, что детское творчество – это явление уникальные. Отечественные педагоги и психологи, подчеркивают, для развития личности ребенка большое значение, имеет занятие художественным творчеством.

Нельзя не упомянуть о целевых ориентирах ФГОС ДО:

- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;

- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру;

- ребёнок обладает развитым воображением;

- творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.п.;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями.

В последние годы для развития творческих способностей дошкольников стали использовать нетрадиционные техники на занятиях по рисованию. Полезны эти занятия и для духовного развития детей. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции.

Традиционные способности не всегда приносит необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик[11].

В условиях внедрения ФГOC ДO анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Необходимостью возникла система занятий, которая стимулировала, творческий потенциал детей и развивал художественно-творческие способности дошкольника.

В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей творческих способностей.

Цель работы: выявление влияния нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Занятия по рисованию в нетрадиционных техниках способствуют развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, если:

1. Знакомить детей с особенностями рисования в нетрадиционных техниках;

2. организовать специальные занятия по выявлению творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в области рисования разными материалами (красками, карандашами, поролоном и т.п.);

3. диагностировать и развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать понятия «творческие способности», «нетрадиционные техники рисования», особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть особенности нетрадиционных техник рисования и их влияние на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

3. Подобрать и описать диагностику уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

4. Составить перспективный план работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включающий в себя занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования.

Методы исследования:

- Изучение психолого-педагогической литературы;

- Обобщение изученного материала;

- Моделирование.

База исследования: МАДОУ "Детский сад № 66" «Радуга». г. Березники.

Практическая значимость исследования состоит в разработке серии занятий, которые могут использоваться воспитателем для развития творческих способностей дошкольников.

Глава первая. Теоретические основы использования нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей.

1.1. Понятие «Творческие способности» и особенности их развития в старшем дошкольном возрасте.

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее. Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение. Советский философ А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Творчество – это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев).

Многие объединяют понятие «творчество» и «творческая деятельность», сопоставляя их друг другу. Эти два понятия принято считать неотъемлемыми составляющими всего творчества. Под понятием творческой деятельности обычно понимается деятельность, связанная с созданием чего-то качественно нового.

Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и др. Все они имеют свои специфические черты, общность и различия.

Дальше нужно определить что такое вообще «способности». По мнению Теплова Б. М., «способности – это определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, уже имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения».

Ключевым для развития способностей является понятие «оперативность» -тонкое приспособление свойств личности к требованиям деятельности.

Таким образом, творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека , которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. 

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие;

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия;

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

7. Гибкость мышления;

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

11. Лёгкость генерирования идей;

12. Творческое воображение;

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, усвоенность способов выполнения работ творческого характера в языковом творчестве и специфических детских деятельностях, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий [17].

Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразительные средства [9].

Следующее важное условие развития творческих способностей - учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества [9].

Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.

Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания - не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми [12].

Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны - ситуации творческого развития. Зона творческого развития - это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л.С. Выгодский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое» [3].

Огромную роль в развитии творческих способностей детей играет роль семейно-родительских отношений:

1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье;

2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов быть креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения;

3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери;

4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных политиков, выдающихся ученых, так и преступников и психически больных;

5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

Итак, семейная среда, где с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

 Как отмечал Н.Н. Поддъяков, в возрасте 4—6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения [21].

1.2. Нетрадиционные техники рисования и их виды.

Рисование имеет огромное значение в система дошкольного образования. В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нетрадиционные техники.

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Нетрадиционное рисование — это мастерство изображать, не опираясь на традиции. Дошкольники с самого раннего возраста желают изобразить собственные эмоции об окружающем его мире в рисунке [10].

Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов, инструментов рисования, которые не общеприняты, не традиционны, широко известны. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.

Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильная активность, работоспособность на всех периодах занятия.

В методической литературе отмечено большое количество разновидностей нетрадиционных техник рисования. Рассмотрим некоторые из них.

Кляксография с трубочкой. Рисунки, выполненные в технике кляксография – это уникальный способ заинтересовать детей рисованием, вызвать у них желание научиться данному виду искусства и самим вспомнить детское время. это, пожалуй, один из самых необычных способов в рисовании. Способ и не сложный, и очень увлекательный, развивающий как фантазию, смекалку, усидчивость, таки и навыки, и способности к рисованию. При помощи кляксография хорошо получаются разнообразные растения, деревья разных видов и кустарники.

Кляксография относится к силуэтному искусству, но история возникновения фигуративной росписи восходит еще в Древней Греции. Изображения на амфорах раскрывают сцены мифологии, олимпийских игр и жизни богов Олимпа. Но наиболее популярным этот вид искусства стал в 18-19 веке. Многие художники начали работать в этой технике и создали огромное количество работ в этой технике. История возникновения техники рисования-кляксография.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги. Выбор формата бумаги постоянно нужно менять, не нужно постоянно выбирать стандарт размера. В данном случае на длинном листе бумаги можно рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать отдельные как предметы, так и сюжеты, и при этом работать рядом. Потом можно коллективно рисовать. Все участники распределяют, кто и что будет изображать, чтобы получился сюжет.

При рисовании ладошкой получаем изображение в виде пятна, цвета, фантастического силуэта. Материал используем в данном виде рисования такой, как краски, кисть, уплотненная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Изображение получается, когда ребенок опускает в краску ладошку или окрашивает ее с помощью кисти, создает след на бумаге. Рисуют и правой и левой руками.

Пальцеграфия. Начинать знакомство с техникой «пальцеграфия» следует после освоения азов рисования ладошками, поскольку она сложнее и требует более целенаправленных движений. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так из ладошки может получиться кошка, птица, слоненок, петушок. Можно предлагать детям в процессе обучения дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать носик, хвостик, ротик, глазки, при этом используя отрывистые линии, дугообразные, горизонтальные линии).

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание). Как правило, дети размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги с любопытством, радостью и удовольствием. Все эти действия должны сопровождаться словами одобрения педагога. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошку и по листу бумаги[7].

Рисование самого себя либо изображение с натуры любимых игрушек формирует внимательность, способность изобразить так, чтобы было сходство по форме и цвету. Предложить нужно сначала нарисовать себя, смотря в зеркало. Потом ребенок сам выберет себе объект изображения. Это может быть любимая кукла, мишка или машинка.

Оттиск. Истоки техники «оттиск» лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить инструменты-печатки. Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов изображения рисунка. В качестве печаток можно использовать тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка будет палитрой. Дети набирают краску и мягким прикосновением к бумаге рисуют, что ни будь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

Еще одним вариантом оттиска может стать рисование картофеле, которое привлекает детей совей необычностью. Для этого берут картофель, разрезают пополам на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печаткиопределенного животного, а затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1.5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки ребенка, по ширине.

Также можно использовать оттиск смятой бумагой. Материалы: блюдце или пластиковая баночка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки и краски также можно использовать в нетрадиционных техниках рисования: восковые мелки, плотная белая бумага, краски, кисти. Дети рисуют восковыми мелками на чистой бумаге, потом закрашивают бумагу красками в один или несколько цветов, при этом рисунок мелками остается не закрашенным.

Точечный рисунок дошкольникам нравится соей необычностью исполнения. Для изображения можно взять любые карандаши или маркеры, поставить его перпендикулярно к чистому листу и начать изображать. Но лучше всего точечные рисунки делать красками.

Набрызг. Этот способ является достаточно сложной техникой. Вместо кисти можно использовать и зубную щетку, и стеку. Зубной щеткой в левой руке набирается немного краски, а стекой проводят по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги летят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: африканские животные, зоопарк, животные на ферме и т.д

Отпечатки листьев. Оборудование: бумага, краски, листья деревьев (желательно опавшие), кисти. Дети красят лист дерева красками разных цветов, потом прикладывают его окрашенной стороной к листу бумаги для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Изображение можно дорисовать.

Помимо кистей, рук, ватных палочек, можно использовать поролон. Для этого необходимо вырезать из него самые разные маленькие геометрические фигурки, а затем привязать их тонкой проволокой к карандашу (не заточенному). Потом макаем в краску и методом штампов рисуем красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты. Вначале дети вразброс будут рисовать геометрические фигуры. Потом можно предложить им сделать из фигурок объекты [6].

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. и складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8–10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают [10].

Метод волшебного рисунка. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь.

Разрисовывание маленьких камешков. Разумеется, чаще всего ребенок изображает на плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитке, больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных рисунков. В этом случае подходят морские камешки[8].

Метод ниткографии. Сначала делают из картона экран величиной 25х25 см. На картон наклеивается бархатистая бумага либо однотонная ткань. К экрану хорошо бы подготовить красивый мешочек с комплектом шерстяных или полушерстяных ниток разных цветов. К фланели или бархатистой бумаге притягивается ниточки. Необходимо присоединить их легкими движениями указательного пальца. Из подобных ниток можно выполнять увлекательные сюжеты [23].

Рисование на влажной бумаге. Всегда считалось, что писать можно только лишь на сухой бумаге, ведь краска достаточно разведена водою. Однако имеется целый ряд объектов, сюжетов, типов, которые лучше писать на мокрой бумаге. Большую роль здесь играет загадочность, к примеру, малыш хочет показать следующие темы: «Городок в тумане», «Мне привиделись сны», «Идет дождь», «Темный город», «Цветочки за занавеской» и т. д. Необходимо обучить дошкольника сделать бумагу мокрой. Если будет бумага слишком влажной — рисунок может не получится.

Коллаж. Название разъясняет значение этого способа: в него собираются несколько изображений. К примеру, кто-то из ребят решил изобразить лето, и он применяет многоточечный рисунок (цветочки), солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи вырезают из открыток, из тканей изобразят небо и тучи и тому подобное.

Рисование песком. Ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно сыпучим веществом, лишнее ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот предмет намазывается клеем несколько раз по поверхности песка.

Рисование мыльной пеной. Способ получения изображения: взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.

Монотипия пейзажная. Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Монотипия предметная. Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений.

Техника тычка. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.

Для раскрашивания необходимы минимальные средства: густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти. Методика закрашивания такая же.

При работе с такими техниками хорошо использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Такие дидактические материалы помогают усилить во время рисования воображение, способствуют художественному замыслу и развитию художественных способностей. Кроме того, все это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.

Стоит отметить, что при выборе той или иной техники рисования необходимо учитывать возрастные способности дошкольника.

Так, в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить такие техники как:

– рисование песком;

– рисование мыльной пеной;

– рисование мятой бумагой;

– кляксография с трубочкой;

– монотипия пейзажная;

– печать по трафарету;

– монотипия предметная;

– кляксография обычная;

– пластилинография.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

1.3. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования.

Методы обучения рисованию должны быть направлены на развитие у ребенка эстетического воспитания; на развитии отражать в рисунках окружающую действительность, воплощать замыслы, на поиски детьми способов изображения, обучения их этими способами на занятиях. Методы обучения рисованию должны возбуждать у детей интерес, вызывать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, расположение в пространстве.

При обучении детей рисованию большое место занимает метод совместных действий взрослого и ребенка – сотворчество. Воспитатель показывает детям способы выполнения заданий на занятиях рисованию. Действуя вместе с педагогом, дети легче и быстрее осваивают различные навыки и умения. Сотворчество помогает детям действовать коллективно. В процессе рисования, подчиняясь общему ритму, дети с удовольствием выполняют задания на одном, общем листе. Совместные действия должны объединяться простым, доступным содержанием. Овладевая способами самостоятельных действий, дети могут применять освоенные на занятиях способы рисования в других условиях, без помощи взрослого. Методы обучения должны быть направлены: на формирование процессов восприятия, различия форм, цвета, их воспроизведение в рисунке [14].

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Для успешного обучения детей старшего дошкольного возраста, следует использовать следующие методы и приёмы:

Словесные методы:

- Беседа, чтение рассказов загадок, художественное слово, использование образцов педагога, физкультминутки.

Наглядные методы:

- Рассматривание картин, иллюстраций, наблюдения, экскурсии, образец воспитателя, показ воспитателя, объяснения.

Репродуктивные методы:

- Повтор, работа с эскизами, выполнение формообразующих движений рукой.

Исследовательский метод:

- Направлен не только на самостоятельность, но и на развитие фантазии и творчества. Здесь ребенок выполняет не какую – либо часть, а всю работу.

Формы работы можно использовать следующие: индивидуальная, групповая, коллективная.

1.4. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей дошкольников.

Формирование ребенка следует рассматривать не как простой количественный процесс роста, а как качественные изменения его физических и психических особенностей под влиянием воздействия окружающего мира, в первую очередь воспитания и обучения.

Творческие способности оказывают прямое воздействие на творчество ребёнка, то есть чем выше уровень способностей, тем больше перспектив открывается перед дошкольником в его творчестве.

Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Психологи и педагоги – считают, что детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей «вне времени и пространства». Как правило, дети рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. По мнению ученых, ребенку рисовать так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».

Дети с раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения он приближает к игре. Созданный образ, в частности, рисунок, может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Особенно важно понимать связь рисования с мышлением ребенка. При рисовании в работу включаются зрительные, двигательные, мускульноосязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать[16].

Исследователи акцентируют внимание на том факте, что рисование должно приносить детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к художественному творчеству. Не надо давать еще в неумелую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут у ребенка разочарование, и даже раздражение. Нужно заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его собственные силы [11].

Практики подчеркивают, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук;

- свобода выбора изо-материалов и техник [13].

Использование нетрадиционных техник рисования позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Нетрадиционные техники рисования - это новое направление, которое помогает развивать у ребенка все стороны[4].

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от квалификации педагога. Чтобы донести до детей содержание работы по каждой из техник, необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы. Поскольку при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы, педагог должен уметь работать с большим их количеством. Каждые из этих техник как маленькая игра.

Таким образом, можно сказать, что работа в данном направлении способствует развитию мелкой моторики, развивает пространственное мышление и оказывает разностороннее развитие детей.

Дети умеют использовать нетрадиционные техники рисования в свободной деятельности, ищут новые формы рисования.

Выработана система мероприятий по использованию нетрадиционных техник.

Апробированы нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Глава вторая. Практические аспекты проблемы влияния нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Диагностики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [22].

1) Диагностика творческой способности «Оригинальность замысла».

Форма проведения: фронтальная.

Показатели развития творческих способностей:

1. Замысел;

2. Проявление инициативы и творчества.

- Диагностическое задание «Оживи картину из твоей любимой сказки» автора Т.С. Комаровой на замысел [15].

Проведение диагностики: подготовить для детей бумагу разного вида (белая и тонированная), различные материалы (краски – гуашь и акварель, фломастеры, карандаши, пластилин, кисти разных размеров). Дети самостоятельно выбирают материалы и инструменты в соответствии со своим замыслом.

Диагностический материал: Бумага разного вида (белая, тонированная), краски (гуашь и акварель), фломастеры, карандаши (простые и цветные), пластилин, кисти разных размеров.

Формулировка задания: Ребята, мы с вами прочитали очень много разных сказок, а какие понравились вам больше всего? А какие вам нравятся персонажи? И я вам сегодня предлагаю нарисовать своего любимого персонажа и попытаться оживить его! Но прежде чем мы начнём работу, выберите материалы, которыми вы будете рисовать. (Дети выбирают материалы и садятся на свои места, начинают рисовать).

Комментарии во время выполнения работы детьми: можно задавать детям вопросы (кого они рисуют, какой это персонаж, из какой сказки).

- Диагностическое задание «5 рисунков» (Н.А.Лепская) на проявление инициативы и творчества [19].

Проведение диагностики: придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, все что захотят, что любят и умеют рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали.

Диагностический материал: 5 листов белой бумаги форматом А4 на каждого ребёнка, краски (акварель), кисти, карандаши, фломастеры.

Формулировка задания: Ребята, вы любите рисовать? Посмотрите внимательно на столы, перед вами лежит пять листов бумаги. И сегодня вы должны нарисовать пять различных рисунков. Рисовать вы можете всё, что сами захотите.

Комментарии во время выполнения: Хорошо подумайте, что вы хотите нарисовать. Что ты хочешь изобразить на этом рисунке? Кто/что изображено у тебя на рисунке?

Критерии оценки уровня развития творческих способностей детей:

1 – замысел стереотипный. Инициативу и творчество не проявляют, деятельность носит репродуктивный характер;

2 – замысел основан на наблюдениях, но не отличается оригинальностью. Проявляют иногда, деятельность носит репродуктивно-творческий характер.

3 – проявляет инициативность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный, основанный на наблюдениях. Вносят элементы новизны.

2) Диагностика творческой способности «Владение художественными

техниками».

Форма проведения: индивидуальная.

Показатели развития:

1. Координация движений;

2. Скорость выполнения работы.

- Диагностическое задание «Цветок» авторов книги тестов С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова на скорость выполнение работы[5].

Проведение диагностики: Ребенок берет в руку карандаш, и смотря на цветок рисует точно такой же, но на свободном месте листа в клетку.

Диагностический материал: Листок с изображением цветка, листок в клетку, цветные карандаши.

Формулировка задания: Перед тобой лежит два листа, чем они отличаются? Верно, на одном из них нарисован цветок. Что ты ещё видишь? Верно, карандаши. И сегодня твоя задача – нарисовать такой же цветок на листе бумаги рядом.

Комментарии во время выполнения: Какой это цветок? Если ребёнок сильно спешит, попросить рисовать в обычном темпе.

- Диагностическое задание «Полоски» [18].

Проведение диагностики: ребенок берет карандаш и смотрит на лежащий перед ним лист бумаги на котором есть полоски. Задача – провести прямые линии между этими полосками за одну минуту.

Диагностический материал: Лист с параллельно начерченными полосками, цветные карандаши, таймер.

Формулировка задания: Перед тобой лежит лист бумаги, что ты на нём видишь? Правильно, две полосы. Твоя задача, взять карандаш и провести линии от одной полоски до другой, сколько сможешь. Но время у нас будет ограничено ровно в одну минуту.

Критерии оценки уровня развития детей:

1 – движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Ребенок делает все очень медленно.

2 – дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги. Ребенок не торопиться делать работу.

3 – хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

В представленных диагностиках оценивается на сколько дети активно выполняют данные им задания, на сколько самостоятельно и оригинально они нарисуют те или иные картины. А так же, как дети владеют техниками рисования, как быстро выполняются задания и то, на сколько правильно дети держат в руке карандаш и пользуются им.

Результаты проведённой диагностики следует зафиксировать в специальной таблице и проанализировать их, определив отстающих детей в тех или иных областях. Затем, по результатам анализа диагностик составить план занятий (индивидуальных, подгрупповых) с детьми по развитию их творческих способностей, используя нетрадиционные техники рисования.

2.2. Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.

В ходе нашего исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что занятия по рисованию в нетрадиционных техниках способствуют развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, если:

1. Знакомить детей с особенностями рисования в нетрадиционных техниках;

2. Организовать специальные занятия по выявлению творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в области рисования разными материалами (красками, карандашами, поролоном и т.п.);

3. Диагностировать и развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования.

Для того, чтобы работа по развитию творческих способностей велась в системе нами был составлен перспективный план на три месяца.

Цель: Развитие творческих способностей детей посредством рисования в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи:

1. Учить детей рисовать в разных нетрадиционных техниках рисования;

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

3. Развивать представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования;

4. Совершенствовать художественные навыки и техники рисования;

5. Воспитывать художественный вкус.

Месяц

Неделя

НОД

РППС

март

1 неделя

1. Тема: «Весна пришла!»

Задачи:

1. Знакомить детей с новой техникой рисования мятой бумагой, заливанию фона с помощью поролоновой губки.

2. Продолжать развивать чувство композиции.

3. Воспитывать аккуратность, художественный вкус.

2. Тема: «Птицы прилетели!»

Задачи:

1. Знакомить детей с техникой рисования «набрызг». Учить распылять краску с помощью зубной щётки и палочки.

2. Продолжать развивать цветовосприятие.

3. Воспитывать аккуратность, художественный вкус.

Листы белой бумаги А4, поролоновые губки, краски (гуашь), вода, ёмкость для воды (непроливайки, стаканы), иллюстрации с изображением ранней весны.

Листы белой бумаги А4, зубная щётка, палочки, краски (акварель), вода, ёмкость для воды (непроливайки, стаканы), иллюстрации с перелётными птицами.

2 неделя

Тема: «Белочка пушистая»

Задачи:

1. Учить детей технике рисования тычком полусухой жесткой кистью;

2. Развивать умение заполнять рисунок тычковыми движениями (сверху вниз);

3. Воспитывать умение работать индивидуально.

Листы белой бумаги А4, кисти с жёсткой щетиной, краски (акварель, гуашь), вода, ёмкость для воды (непроливайки, стаканы), иллюстрации с изображением белок.

3 неделя

Тема: «Натюрморт из фруктов»

Задачи:

1. Познакомит детей с техникой рисования свечой и красками.

2. Развивать умение рисовать и «закрашивать» предметы свечей, заливать фон краской.

3. Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам рисования, художественный вкус.

Тема: «Плюшевый медвежонок»

Задачи:

1. Продолжать учить детей технике рисованием с помощью поролоновой губки.

2. Продолжать развивать умение располагать изображение в соответствии с размером листа.

3. Воспитывать художественный вкус, усидчивость, внимание.

Листы белой бумаги А4, парафиновые белые свечи, краски (акварель), кисти, предметы для натюрморта (ваза, яблоко, цветок), вода, ёмкость для воды (непроливайки, стаканы).

Листы белой бумаги А4, поролоновые губки, краски (гуашь, акварель), вода, ёмкость для воды (непроливайки, стаканы), кисточки, игрушечный медведь.

4 неделя

Тема: «Ягоды и фрукты»

Задачи:

1. Знакомить детей с техникой рисования пальцами, учить рисовать простейшие фигуры, состоящие из многих отпечатков;

2. Развивать умение пользоваться всей разноцветной гаммой красок;

3. Воспитывать аккуратность, внимательность, интерес к нетрадиционным техникам рисования.

Тема: «Цветы»

Задачи:

1. Знакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «рисование мыльными пузырями»;

2. Развивать умение составлять композицию посредством выдувания мыльных пузырей и переносом их на лист бумаги;

3. Воспитывать художественный вкус, интерес к нетрадиционным техникам рисования, аккуратность и внимательность.

Листы белой бумаги А4, краски (гуашь), вода, ёмкость для воды (непроливайки, стаканы), иллюстрации с изображением фруктов и ягод.

Лисы белой бумаги А4, вода, ёмкость для воды (непроливайки, стаканы), жидкое мыло, краски (гуашь), трубочки для коктейля, иллюстрации с различными цвкетами.

апрель

1 неделя

Тема: «Бабочка»

Задачи:

1. Знакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «монотипия», учить детей рисованию в данной технике;

2. Продолжать развивать умение детей ровно складывать лист бумаги пополам;

3. Воспитывать усидчивость, внимательность, интерес к нетрадиционным техникам рисования.

Тема: «Неваляшка»

Задачи:

1. Знакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования печатками и рисованию в данной технике;

2. Развивать умение составлять композицию при помощи печаток (пуговиц);

3. Воспитывать интерес к нетрадиционным техником рисования, усидчивость, аккуратность, художественный вкус.

Листы белой бумаги А4, кисточки, краски (акварель), вода, ёмкость для воды (непроливайки, стаканы), иллюстрации с различными бабочками.

Листы белой бумаги А5, печатки (пуговицы разных размеров), краски (гуашь, акварель), вода, ёмкость для воды (непроливайки, стаканы), кисточки, иллюстрации с изображением неваляшек.

2 неделя

Тема: «Волшебные картинки».

Задачи:

1. Закреплять знания детей о технике рисования свечой;

2. Продолжать развивать умение рисовать свечой и заливать фон красками;

3. Воспитывать художественный вкус, воображение, аккуратность.

Тема: «Животное, которое я сам себе придумал».

Задачи:

1. Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «кляксография», учить дополнять пятно до полного образа;

2. Продолжать развивать умение достраивать рисунок и видеть в нём целый образ;

3. Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам рисования, художественный вкус, воображение, творчество.

Листы белой бумаги А4, парафиновые белые свечи, краски (акварель), вода, ёмкость для воды, кисти разных размеров.

Листы белой бумаги А4, краски (акварель, гуашь), вода, ёмкость для воды, кисти разных размеров.

3 неделя

Тема: «Животные».

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с техникой рисования пальцами, продолжать учить рисовать простейшие фигуры, состоящие из многих отпечатков;

2. Продолжать развивать умение пользоваться всей разноцветной гаммой красок;

3. Воспитывать аккуратность, внимательность, интерес к нетрадиционным техникам рисования.

Листы белой бумаги А4, вода, ёмкость для воды, краски (гуашь), иллюстрации с разными животными.

4 неделя

Тема: «Весенняя картина»

Задачи:

1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – тычком;

2. Продолжать развивать у детей фантазию, умение строить композицию, дополнять картину;

3. Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам рисования, художественный вкус, видеть красоту в привычном нам мире.

Тема: «Цветочная поляна».

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с техникой рисования «набрызг». Учить распылять краску с помощью зубной щётки;

2. Развивать навык рисования на мокром листе бумаги;

3. Воспитывать аккуратность, художественный вкус, интерес к нетрадиционным техникам рисования.

Листы белой бумаги А4, ватные палочки, воды, ёмкость для воды, кисточки разных размеров, краски (гуашь, акварель),иллюстрации весны.

Листы белой бумаги А4, вода, ёмкость для воды, зубные щётки, краски (гуашь, акварель).

май

1 неделя

Тема: «Черёмуха»

Задачи:

1. Закреплять знания детей о нетрадиционной технике рисования тычком;

2. Развивать умение составлять композицию;

3. Воспитывать художественный вкус, аккуратность, интерес к нетрадиционным техникам рисования.

Тема: «Лесное царство»

Задачи:

1. Закреплять знания детей о нетрадиционной технике рисования мятой бумагой и тычком;

2. Развивать умение использовать несколько техник рисования в работе;

3. Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам рисования, художественный вкус.

Листы белой бумаги А4, вода, емкость для воды, краски (гуашь, акварель), ватные палочки, иллюстрации с изображением черёмухи.

Листы белой бумаги А4, мятая бумага, краски (гуашь, акварель), вода, ёмкость для воды, ватные палочки, иллюстрации с изображением леса.

2 неделя

Тема: «Мир насекомых».

Задачи:

1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – отпечаток ладони;

2. Развивать умение детализировать рисунки;

3. Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам рисования, художественный вкус, аккуратность.

Листы белой бумаги А4, вода, ёмкость для воды, краски (гуашь), кисточки разных размеров.

3 неделя

Тема: «Котёнок»

Задачи:

1. Закреплять знания детей о нетрадиционной технике рисования поролоном;

2. Развивать умение заполнять обведённый трафарет с помощью поролоновой губки;

3. Воспитывать аккуратность, внимательность, любовь к домашним животным, художественный вкус.

Тема: «Салют»

Задачи:

1. Закреплять знания детей о технике рисования свечой и красками;

2. Продолжать развивать умение составлять полноценную композицию;

3. Воспитывать художественный вкус, внимательность, аккуратность.

Листы белой бумаги А4, вода, ёмкость для воды, краски (гуашь, акварель), поролоновые губки, трафарет котёнка, иллюстрации с изображением котят.

Листы белой бумаги А4, краски(акварель), парафиновые белые свечи, кисти разных размеров, вода, ёмкость для воды, иллюстрации с изображением салютов.

4 неделя

Тема: «Любимые игрушки».

Задачи:

1. Закреплять знания детей о технике рисования печатками;

2. Развивать умение детей создавать изображение с помощью печаток разных форм и размеров;

3. Воспитывать художественный вкус, интерес к нетрадиционным техникам рисования, аккуратность.

Листы белой бумаги А4, печатки сделанные из разных материалов (картофель, растения, картон), краски (гуашь), вода, ёмкость для воды, иллюстрации с изображением игрушек.

Таким образом, можно сказать, что удачная реализация составленного перспективного плана, в соответствии с поставленными целями и задачами, поможет детям в развитии их творческих способностей. Тематика занятий разнообразна, дети научатся рисованию разными техниками, материалами, что будет способствовать развитию их творческих способностей. Для реализации составленного нами перспективного плана мы разработали серию занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник (приложения 1-3).

Заключение

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Нужно создавать и расширять не только стандартные техники развития ребёнка, но и применять нестандартные методы для разнообразия воспитательного процесса дошкольников. Необычные методы воспитания, например, в рисовании заставляют детей мыслить не стандартно, тем самым, развивают у дошкольников нестандартное мышление, способствуют творчеству ребёнка и в целом развивают интеллект. Широта воображения ребёнка зависит от объёма принятой им информации, то есть чем больше ребёнок услышал, увидел, пережил, тем ярче будет работать его воображение.

Творчество дошкольников основано на подражании и служит одним из главных факторов развития индивидуальных умений ребёнка. Оно является средством, умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития дошкольника. Творческие способности оказывают большое влияние на развитие ребенка. Нетрадиционные материалы привлекают ребенка. Чем разнообразнее будут художественные материалы, тем интереснее с ними будет работать. Связанные с комбинациями разных материалов у детей появляются новые идеи, ребенок начинает экспериментировать, творить.

В последнее время все большую популярность приобретает рисование с использованием нетрадиционных техник, с необычными, непривычными материалами. Среди нетрадиционных техник, есть такие, как: рисование свечей, кляксография, набрызг, рисование поролоном, оттиск, пальцеграфия, техника тычка и многие другие.

В результате проведенного исследования нами было выявлено, что нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию творческих способностей.

В работе были решены следующие поставленные задачи:

1. Изучены и проанализированы такие понятия как «творческие способности», «нетрадиционные техники рисования». Были описаны особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотрены особенности нетрадиционных техник рисования и как они влияют на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. А также перечислены и описаны сами нетрадиционные техники рисования, которые можно использовать при работе с детьми.

3. Подобраны и описаны диагностики уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Описана работа и дальнейшие действия по обработке и анализу результатов, а также последующей работы с детьми.

4. Составлен перспективный план работы на три месяца, по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, который включает в себя занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования.

Поставленная гипотеза была подтверждена на теоретическом уровне, задачи исследования решены в полном объёме.

Результаты исследования опубликованы на сайте novoedrevo.ru.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. /Б.Г.Ананьев.- СПб.: Питер, 2001.-272с.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/ Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. 320 с.

3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. - 2010 №11. С. 32-38.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. /Л.С.Выготский.- М.: Смысл, Эксмо, 2005.-1136 с.

5. Гаврина, С. Е. , Кутявина Н. Л. ,Топоркова И. Г. ,Щербинина С. В. Книга тестов [Текст] : – М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г. Г. Григорьева. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 272 с

7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий , 2008. 80 с.

8. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Часть 2.– М.: Издательство Скрипторий, 2008. 72 с.

9. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ. 2008.

10. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М.: Просвещение, 2013. — 125 с.

11. Казакова, Т.Г. Интегративная основа изобразительной деятельности // Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции. М.: Аванти, 2000. С.146-148.

12. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2013.

13. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет/ Н.В. Квач: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.- 160с.

14. Комарова Т.С. Детское художественное творчество : методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. - М. Мозаика-синтез, 2008. 160 с.

15. Комарова, Т. С. Сказочные образы в детских рисунках /Дошкольное воспитание – 1991. – №2. – с.54-56.

16. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с.

17. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - 2013 № 9 М. 52-59, № 10 С. 62-69.

18. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. – 56 с.

19. Лепская, Н. А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков» – М. : Научно-практический центр непрерывного художественного образования, 2000г.

20. Моисеева И.С., Добродомова О.С. Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Mеждунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2014. с.79-81.

21. Поддъяков Н.Н. Творчество и развитие детей дошкольного возраста/Н.Н. Поддъяков.-Волгоград, 2005.

22. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии.- М.: «Современное слово», 2001.-768 с.

23. Михалюта И. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.maam.ru.

Приложение 1

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А. П. Раменского».

Конспект по изобразительной деятельности для детей старшей группы.

Выполнила: студентка группы В-41,

Муллахметова Л.З.

Соликамск 2020

Возрастная группа: старшая.

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Тема: «Бабочка».

Цель: Ознакомление детей с новой техникой передачи изображения «Монотипия»

Задачи:

Образов.:- Знакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «монотипия», учить детей рисованию в данной технике ;

Развив: - Продолжать развивать умение детей ровно складывать лист бумаги пополам;

Воспит.: - Воспитывать усидчивость, внимательность, интерес к нетрадиционным техникам рисования.

Методы:

Словесные: Рассказ, вопросы детям, объяснение, указания.

Наглядные: Показ иллюстраций, способа действий.

Практические: Упражнение.

Оборудование и инвентарь:

Демонстрационный – иллюстрации с бабочками, лист а4.

Раздаточный – краски, кисти, непроливайки, листы а4.

Прогнозируемые результаты:

Знать о нетрадиционной технике рисования «монотипия» и как её использовать.

Уметь ровно складывать лист бумаги пополам.

Иметь опыт в проявлении усидчивости, внимательности, проявлении интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Ход занятия

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости кое-кто пришёл. Но чтоб узнать, кто же это, вы должны отгадать загадку.

- Спал цветок и вдруг проснулся – Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. Кто же это?

- Верно, нашей гостьей сегодня является бабочка! (воспитатель показывает иллюстрацию с бабочкой).

- Бабочки! Одни из самых красивых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, крылья их сказочные! Самая благодатная пора для бабочек – лето . Питаются они сладким соком цветов – нектаром в теплые летние дни, перепархивая с цветка на цветок. Крылья у бабочки покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают ей яркую окраску. Если насекомое поймать, эти чешуйки, похожие на пудру, останутся на руках. Без этого покрытия бабочка может погибнуть. Перелетая с цветка на цветок, она переносит на своих лапках пыльцу, тем самым помогая цветам цвести.

- Ребята, а вам нравятся бабочки?

- Это бабочка!

- Да!

Организационно-поисковый.

- Ребята, я знаю, одну интересную сказку, про бабочек. Вы хотите её услышать? Э

- Тогда, слушайте. Жила-была гусеница. Все над нею смеялись, такая она была некрасивая. Однажды гусеница решила спрятаться в кокон, чтобы ее никто не видел. Сидела она в нем, сидела, и заснула. Пока она спала, прошла зима и наступила долгожданная весна. Проснулась гусеница, высунула наружу усики, чтобы посмотреть, нет ли там никого, кто бы мог над нею посмеяться. Никого не оказалось. Тогда она вылезала целиком из своего кокона. Гусеница чувствовала, что на спинке ей что-то мешает. Она встряхнулась и вдруг … полетела. Пролетая над прудом, она посмотрелась в него, как в зеркало и увидела прекрасную…

- Да, бабочку с огромными яркими крыльями. «Кто эта красавица?» – подумала она, – «Ой, так ведь это же я! Я – бабочка!» Она летела над лугом и все, кто видел ее, восхищались: «Какая красивая бабочка!» Бабочка захотела подружиться с другими бабочками, но увидела только бабочек белого цвета. А белые бабочки подлетали к ней и любовались красотой. «Какая красивая. Почему мы не такие?» И они очень огорчились. Вам жалко бабочек?

- Давайте мы им поможем-раскрасим бабочек в яркие цвета. Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать красивых бабочек при помощи одного интересного необычного приёма. Вы никогда так не рисовали. Хотите попробовать и научиться?

- Этот способ называется «монотипия». Монотипия – это отпечаток. Рисунок наносится сначала на одну сторону листа. Затем второй половинкой листа мы накрываем рисунок и проглаживаем рукой от центра - линии сгиба – к краям листа. Так дорисовывать бабочку можно много раз, добавляя новые штрихи к ее образу. И сколько бы отпечатков мы ни делали, каждый раз это новый, неповторимый отпечаток (по ходу рассказа воспитатель показывает детям последовательность выполнения работы).

- Теперь раскрываем крылышки. Посмотрите, как красиво получилось! Но прежде, чем вы приступите к работе, мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков:

Пальчиковая гимнастика: «БАБОЧКА»

Бабочка-капустница

Над цветком летала,

Весело порхала

Пыльцу собирала.

(Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки).

- Посмотрите, какая чудесная полянка у нас получилась! Бабочек у нас много, но среди них нет, ни одной одинаковой!

- Да, очень хотим!

- Бабочку!

- Жалко!

- Да! Очень хоти!

(Дети внимательно смотрят за последовательностью, затем повторяют за воспитателем)

(Дети рисуют бабочек)

Рефлексивно корригирующий.

- Ребята, вам понравилось наше занятие? А что понравилось вам больше всего? А в какой технике мы с вами сегодня рисовали, кто запомнил? Вы сегодня такие молодцы! Все нарисовали очень красивых бабочек!

(ответы детей)

Приложение 2

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А. П. Раменского».

Конспект по изобразительной деятельности для детей старшей группы.

Выполнила: студентка группы В-41,

Муллахметова Л.З.

Соликамск 2020

Возрастная группа: старшая.

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Тема: «Цветы».

Цель: Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техникой рисования «рисование мыльными пузырями».

Задачи:

Образов.:- Знакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «рисование мыльными пузырями»;

Развив: - Развивать умение составлять композицию посредством выдувания мыльных пузырей и переносом их на лист бумаги;

Воспит.: - Воспитывать художественный вкус, интерес к нетрадиционным техникам рисования, аккуратность и внимательность.

Методы:

Словесные: Рассказ, вопросы детям, объяснение, указания.

Наглядные: Показ иллюстраций, способа действий.

Практические: Упражнение.

Оборудование и инвентарь:

Демонстрационный – иллюстрации с цветами, лист а4.

Раздаточный – краски, кисти, жидкое мыло, трубочки для коктейля, листы а4.

Прогнозируемые результаты:

Знать о нетрадиционной технике рисования мыльными пузырями.

Уметь составлять композицию посредством выдувания мыльных пузырей и переносом их на лист бумаги.

Иметь опыт в проявлении художественного вкуса, интереса к нетрадиционным техникам рисования, аккуратности, внимательности.

Ход занятия

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

- Ребята, вы все любите сказки? А хотели бы вы сегодня попасть в одну чудесную сказку, где сможете превратиться в добрых волшебников и своими руками сотворить чудо?

- Тогда, я вам в этом помогу. В одном волшебном государстве, сказочном королевстве жила Волшебница - повелительница мыльных пузырей. Всему миру дарила она свое волшебство. Взмахнет волшебной палочкой и по всему свету разлетаются разноцветные мыльные пузыри

- А вы, ребята, умеете пускать мыльные пузыри?

- Давайте проверим! У меня в руках красивая коробочка, это подарок Волшебницы, в ней мыльные пузыри. Кто скажет мне, как пускать мыльные пузыри?

- Правильно! Давайте надуем мыльные пузыри.

- Что ж, пора и нам начать творить чудеса! А для того, чтобы совершить чудо, нам надо самим превратиться в добрых волшебников, необходимо срочно раздобыть волшебные палочки. Но где же нам их взять? Вот что послужит нам волшебными палочками – палочки для коктейля. С их помощью можно тоже творить волшебство. Скажу вам по секрету, я уже попробовала их волшебную силу и посмотрите, что у меня получилось (воспитатель показывает готовые изображения цветов из мыльных пузырей). И сегодня я предлагаю вам изобразить такие же красивые и необычные цветы!

- Да!

- Да, хотим!

- Да, умеем!

- Нужно сделать глубокий вдох через нос, и медленно выдувать пузыри, стараясь дуть как можно дольше, чтобы они получились большими.

(Дети дуют)

Организационно-поисковый.

- Ребята. Садитесь на свои места и готовьте свои волшебные палочки. Я вам немножко помогу, ведь вы пока только учитесь волшебству.

- В начале, мы выдуваем мыльные пузыри, затем, прикладываем чистый лист к получившейся пене, даём немного подсохнуть и дорисовываем недостающие детали.

(Воспитатель показывает детям, как нужно рисовать мыльными пузырями)

- Но прежде чем начать, нам нужно сделать пальчиковую гимнастику!

Пальчиковая гимнастика:

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в

виде лодочки)

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки

и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в

виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

- Можете приступать к работе.

(По ходу работы воспитатель помогает детям, если это необходимо и задаёт вопросы)

(Внимательно смотрят)

(повторяют движения за воспитателем)

(начинают рисовать)

Рефлексивно корригирующий.

Молодцы, вы такие замечательные волшебники, такие чудесные рисунки у вас получились. Что было для вас самым интересным? Трудным? Легким? Во что превратились ваши мыльные пузыри? В следующий раз мы с вами тоже изобразим что-то очень красивое и интересное!

(ответы детей)

Приложение 3

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А. П. Раменского».

Конспект по изобразительной деятельности для детей старшей группы.

Выполнила: студентка группы В-41,

Муллахметова Л.З.

Соликамск 2020

Возрастная группа: старшая.

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Тема: «Плюшевый мишка».

Цель: Развитие творческих способностей детей посредством рисования нетрадиционной техники рисования поролоном.

Задачи:

Образов.:- Продолжать учить детей технике рисованием с помощью поролоновой губки;

Развив: - Продолжать развивать умение располагать изображение в соответствии с размером листа;

Воспит.: - Воспитывать художественный вкус, усидчивость, внимание.

Методы:

Словесные: Рассказ, вопросы детям, объяснение, указания.

Наглядные: Показ иллюстраций, способа действий.

Практические: Упражнение.

Оборудование и инвентарь:

Демонстрационный – игрушечный медвежонок, лист а4.

Раздаточный – краски, поролоновые губки, непроливайки, листы а4.

Прогнозируемые результаты:

Знать о нетрадиционной технике рисования поролоновыми губками.

Уметь располагать изображение в соответствии с размером листа.

Иметь опыт в проявлении художественного вкуса, усидчивости, внимания.

Ход занятия

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл один очень интересный персонаж с очень необычной просьбой. Вы хотите узнать кто это?

- В таком случае, отгадайте загадку:

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. Кто же это такой?

- Верно! Это медведь! (Воспитатель показывает детям плюшевого медведя) И он просит вас нарисовать его портрет. Выполним просьбу нашего гостя?

- Тогда садитесь на свои места и слушайте меня внимательно.

- Да!

- Это медведь!

- Да! Выполним.

Организационно-поисковый.

- Для того чтобы нарисовать портрет, нам надо внимательно рассмотреть мишку. Из каких частей состоит наш гость?

- А какой формы у мишки голова? Уши? Лапы? Туловище? Какой он на ощупь?

- У меня есть уже нарисованный контур медвежонка. Как вы думаете, с помощью чего был нарисован контур? С чего нужно начинать рисовать медвежонка? А потом?

- Верно! Контур мы нарисуем кисточками, а вот шёрстку медведя мы будем рисовать поролоновыми губками. Вы же помните, как мы это делали?

- А кто мне напомнит, как именно мы рисовали поролоном?

- Верно. И начинать мы будем именно с головы! Но прежде чем мы начнём рисовать, нам нужно сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Медвежонок в гости шел

К рыжей белки он зашел,

И на озеро к бобру.

И к ежу зашел в нору,

Даже к мышке

Заходил наш Мишка!

( Кончик большого пальца руки поочередно касается кончиков пальцев указательного, среднего, безымянного и мизинца. Движения выполняются одновременно пальцами правой и левой рук).

- Давайте же приступим к работе!

(воспитатель наблюдает за тем, как дети рисует и помогает при необходимости).

- Из головы, туловища, 4 лап, ушек.

(ответы детей)

- С помощью кисточки! Рисовать начинать нужно с головы, затем туловище, лапы.

- Да, помним.

- Нужно взять кусочек поролона, обмакнуть его в краску и окрашенной стороной прижать слегка к нарисованной линии. Следующий отпечаток наложить рядом. Вначале нужно отпечатать по контуру, а потом внутри.

(дети повторяют движения за воспитателем)

(дети начинают рисовать медвежонка)

Рефлексивно корригирующий.

- Какие вы все молодцы. У всех получилось нарисовать медвежонка? А вот самому медвежонку очень нравятся ваши работы, он очень рад, что вы согласились его нарисовать! А вам понравилось рисовать мишку таким необычным способом? Мишка благодарит вас за проделанную работу.

(ответы детей)