• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Педагогические возможности творческой мастерской в воспитании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 05.06.2020

Должность: Воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Ханты-Мансийский автономный округ Югра г. Сургут

Файл публикации





Педагогические возможности творческой мастерской в воспитании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность с детьми и использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с детьми [1].

Среди инновационных форм организации образовательной деятельности в рамках решения задачи интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности детей выделяют дизайн - гост

иные, детско-родительские творческие клубы, творческие мастерские, литературные, художественные и музыкальные салоны, что делает образовательный процесс более интересным и запоминающимся для детей.

Творческая мастерская является одной из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей в ДОО.

Для того чтобы выделить сущность творческой мастерской мы рассмотрели следующие понятия «мастерская», «творческая мастерская», «педагогическая мастерская»

Само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существующего.

Педагогическая мастерская зародилась во Франции в 30-х годах ХХ века. Ее разработчиками являются такие психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Педагогические мастерские – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности, дарит радость сотворчества.

В нашей стране технология мастерских получила развитие в работах Г.С. Альтшуллера, И.П. Волкова, И.П. Иванова как технология творческого развивающего обучения, которые стали теоретической основой создания авторских школ.

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование[2].

Основные идеи мастерских выражаются в следующих положениях:

Личность сама способна строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни.

Гражданин понимается как личность «самостоятельная, творческая, социально-ответственная и конструктивно-вооруженная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

Каждый человек (ребенок) — «Все способны!». Лозунг «Все способны», позволяет проводить раннюю диагностику одаренности, создавать для талантливых детей оптимальные условия для развития и становления их личности.

Начало мастерской — это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. Обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.).

Занятия в творческой мастерской помогают сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой: умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие». ФГОС ДО в  соответствии с пунктом  2.6.  Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Таким образом, творческая мастерская - это хранилище культурных ценностей, характеризующих различные стороны человеческой деятельности. Использование мастерской, как формы работы с детьми возможно в самых разных видах продуктивной деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской, в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками. Очень важно, что во время работы в творческой мастерской ребёнок проявляет заинтересованность, активность, самостоятельность, с интересом выполняет задания педагога и радуется своим успехам.

Список используемой литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября ., № 1155. – М., 2013 [Электронный ресурс].URL: (дата обращения: 05.09.2017).

Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г, Солнцева О.В. и др. Образовательная программа «Детство» // Навигатор образовательных программ дошкольного образования. – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство – Пресс», 2014 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL:  (дата обращения: 02.04.2018).

Петренко Г.А. Творческая мастерская – стимул саморазвития личности ребенка. [Электронный ресурс].URL: (дата обращения: 05.04.2018).