• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Сказка как средство воспитания гуманности у детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 08.06.2020

Должность:

Учебное заведение:

Населенный пункт: Пермский край, г Соликамск

Файл публикации





Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Соликамский социально-педагогический колледж

имени А.П. Раменского»"

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей

по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса

Тема:

Сказка как средство воспитания гуманности

у детей старшего дошкольного возраста

Выполнил:

Егорова Анастасия Сергеевна

В-41

(фамилия имя отчество)

(группа)

44.02.01 Дошкольное образование

(наименование специальности)

Руководитель:

Третьякова Надежда Ивановна,

преподаватель

(Фамилия имя отчество, должность)

Защита состоялась

Оценка

Соликамск, 2020

Введение

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости, гуманности. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Перед нами стоит проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, детей. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ребёнка, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности дошкольника.

В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств - сказки. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

Также, с помощью сказки можно реализовать некоторые цели согласно ФГОС ДО:

1. Воспитание положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;

2. Развитие чувства собственного достоинства;

3. Развитие активности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

4. Развитие умения договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя. [24]

Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребёнка. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. [17]

Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребёнок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребёнок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не даёт прямых наставлений детям: «Слушайся родителей, уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. [7]

Проблемой нравственного воспитания детей были заинтересованы многие известные классики зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменский, Ж.Ж.Руссо, Дж. Локк, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

По мнению большинства ученых, именно в период дошкольного детства закладываются основы таких нравственных качеств как: коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие и пр. [1]

В нашем исследовании сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников, а именно, как средство воспитания гуманности в старшем дошкольном возрасте.

Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любви к людям, природе своего края.

Актуальность проблемы состоит в том, что при помощи сказки ребёнку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность.

Цель исследования: рассмотрение возможности использования потенциала сказки как средства воспитания гуманности в старшем дошкольном возрасте.

Объект исследования – процесс воспитания гуманности у детей старшего дошкольного возраста

Предметом исследования – является сказка как средство воспитания гуманности в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования: использование сказки в процессе воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста будет успешным если:

- моральные ценности и отношения дети будут осваивать на содержании сказок разных жанров

- воспитатель при работе со сказкой будет обязательно обращать внимание на ее нравственное содержание;

- будут соблюдаться методические требования при чтении и рассказывании сказок;

С учётом поставленной цели, предмета и объекта исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить задачи и раскрыть содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

2. Раскрыть понятие «гуманность» и способы её проявления;

3. Изучить жанровые особенности сказок, которые могут быть использованы для воспитания гуманности у детей старшего дошкольного возраста;

4. Изучить особенности организации работы со сказкой в старшей группе.

5. Подобрать и описать методики диагностики гуманности у детей старшего дошкольного возраста.

6. Составить перспективный план по воспитанию гуманности, используя сказку как основное средство

Метод исследования: анализ учебно-педагогической, методической литературы, моделирование.

База исследования: ЧДОУ «Центр развития ребёнка «Соликамскбумпром» детский сад №22

Практическая значимость исследования: разработанный нами комплекс мероприятий может применяться воспитателями ДОО по вопросу формирования нравственный представлений старших дошкольников.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования сказки для воспитания гуманности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи и содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Формирование основных моральных качеств человека можно сказать, что уже начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Необходимо с самого начала воспитывать ребёнка в духе высоких принципов моральных качеств.

В дошкольном возрасте ребёнок под руководством взрослых приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности ребёнка.

Исследования отечественных ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. Правильное воспитание предупреждает накопление ребёнком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств. [23]

В воспитании детей с первых лет его жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.

В старшей группе задачи по нравственному воспитанию имеют более углублённый характер, по сравнению с младшими и средними группами:

1. Воспитывать доброжелательность, умение ориентироваться на состояние сверстников и их интересы;

2. Учить сочетать свои желания с интересами сверстников;

3. Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желаниям, сочетать эти предложения с удовлетворением своих потребностей;

4. Формировать активное отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников, выражать своё мнение, не допуская некорректных замечаний;

5. Развивать у детей чувство благодарности от проявления внимания, заботливого отношения к себе со стороны сверстников;

6. Обогащать гуманные чувства (сопереживание, сочувствие, содействие);

7. Проводить коррекционную работу с детьми, в поведении которых преобладают негуманные, негативные проявления в адрес окружающих. [19]

Активное умственное развитие ребёнка старшего дошкольного возраста способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 5-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Их поведение утрачивает ситуативность и становиться более целенаправленным и осознанным. [10]

У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения к сверстникам и взрослым. А также в старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки.

Педагог формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой к другим людям. В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. [4, с. 71-72]

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации осуществляется с помощью определенных методов, форм и средств.

В своих исследованиях Г. И. Щукина, в контексте нравственного воспитания, выделяет три группы методов:

1. Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

3. Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

К методам нравственного воспитания детей относится также личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика личности.

Формы организации и методы нравственного воспитания варьируются от индивидуальных особенностей детей. По мнению Г. М. Коджаспировой применяются как фронтальные, групповые, так и индивидуальные формы организации воспитательного процесса.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Н. С. Карпинская в своих исследованиях выделила группу художественных средств, к которым относится художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы, мультфильмы, способствующие повышению познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

С. Н. Николаева выделила такое средство нравственного воспитания, как природа. Воздействие природы на нравственную сферу детей 5–7 лет многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым способом воспитания чувств и поведения, дает возможность вызывать у дошкольников гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, что в итоге способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

По мнению С. Ю. Крохиной средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста является собственная деятельность – игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства нравственного воспитания.

М. И. Лисина в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста выделила общение. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. При этом большую роль играют установившиеся доверительные отношения ребёнка со взрослыми.

Кроме того, М. И. Лисина выделяет ещё одно средство нравственного воспитания – это окружение (семья, педагоги, воспитатели, сверстники), которое оказывает огромное влияние на формирование моральных установок ребёнка. Окружающая обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Выбор методов, форм и средств нравственного воспитания зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Итак, в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста происходит реализация задач по формированию нравственных представлений, развитию нравственных чувств и формированию нравственного поведения. [20, с. 30-40]

Понятие «гуманность». Способы проявления

Понятие гуманность охватывает множество других понятий: человеколюбие, милосердие, терпимость и другие. Гуманность (от лат. Humanus – человечный) – человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям; это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Человеколюбие – значит относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Это часто требует понимания другого человека, способности видеть в нём обычного человека со всеми достоинствами и недостатками. Таким образом, принятие и понимание другого человека – и есть сущность, основная идея гуманности.

У каждого человека своё понятие о содержании картины мира, своё понимание мира. Есть понятия, с помощью которых оно выражается. Это такие понятия, как добро и зло, вера, справедливость. [14]

Существует несколько принципов гуманности. Как было сказано выше, главный принцип гуманности и её основная идея – это принятие и понимание другого человека. Целью остальных принципов является развитие способности осуществлять базовый принцип: то есть принимать и понимать других и самого себя.

К принципам гуманности относятся:

1. Умение видеть реальность, отстраняясь от себя. Надо уметь не спешить и отказываться от односторонних суждений.

2. Умение видеть и принимать противоречивость и непостоянство человека, так как это есть в каждом и в нас самих в том числе.

3. Умение в первую очередь анализировать ситуацию, а после человека, обращать внимание сначала на ситуацию, а уже потом на человека.

4. Признавать право других быть такими, какими они являются.

5. Умение осознавать и следить за собственными жёсткими установками. Если у человека много жестких установок, значит можно сделать вывод о негибкости его мышления.

6. Умение искать аргументы в пользу точки зрения, противоположной той, которая навязывается жёсткой установкой.

7. Умение увидеть себя глазами других.

Жесткие установки у гуманного человека должны отсутствовать, благодаря тому, что он умеет контролировать себя и свои мысли, принимает других людей и их мировоззрение, таким образом, у такого человека нет значимых для него социальных норм и правил. Он осознанно следует тем социальным нормам и правилам, которые способствуют эффективной организации взаимодействия людей в обществе. Даже если гуманный человек не видит смысла в каких-нибудь нормах, он выполняет их чтобы избежать конфликтов с людьми или же, жалея чувства других людей. Принимая других такими, какими они являются, он никогда и никому не навязывает, каких бы то ни было правил и норм.

Мировоззренческая гуманизация хорошо влияет на его познавательные и творческие способности. Гибкая картина мира, в отличии от жёсткой, в меньшей степени требует упрощения и искажения информации, чтобы сохранить свой общий смысл. Поэтому такой человек воспринимает мир более объективно, без пристрастия. [9]

Таким образом, гуманность – это характеристика не поведения, а мировоззрения человека. Гуманность мировоззрения заключается в принятии и понимании другого человека и самого себя. Развивая в себе эти качества, человек избавляется от жёсткости установок, в меньшей степени упрощает и искажает поступающую к нему информацию. Становясь гуманным, человек параллельно развивает самого себя. Гуманное же поведение – это следствие формирования гуманного мировоззрения.

Выделяют такие проявления гуманных отношений, как: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость.

Также, в процессе проявления ребёнком гуманного отношения можно выделить три этапа:

1. Распознавание эмоционального состояния, переживаемого другим: дети поначалу легче распознают эмоции радости и гнева и труднее – печали и грусти;

2. Аффективная вовлеченность в состояние другого;

3. Действенно-практический отклик ребёнка в ответ на неблагополучие сверстника или его потребность в содействии.

Формирование у ребенка гуманных отношений – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них представлений о гуманных отношениях, обобщенных и дифференцированных. Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, должна включать проблемные ситуации и эмоционально-экспрессивные игры, способствующие развитию осознанности гуманных отношений, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность развивать у детей причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует усвоению или представлению о гуманных отношениях и, следовательно, развитию чувств, формированию гуманных отношений.

Воспитание гуманных отношений находится в тесной зависимости не только от представлений о гуманных отношениях детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и т. п. Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим проявляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом. [22]

3 Сказки. Жанровые особенности

Сказка – это один из древнейших видов словесного искусства. Она содержит жизненную и социальную философию народа, которая определяется его бытом, историей. Сказка – это повествовательное, обычно народное поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Она представляет собой один их жанров фольклора или литературы.

Являясь одним из жанров фольклора, сказка раскрывает философию, этику и эстетику народа. Она обладает наиболее отмеченной национально-культурной спецификой. Сказка является средством нравственного воспитания личности, примером человеческих добродетелей. [11]

Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости народа, запечатлевшего в нем свои идеалы и устремления. Они хранят в себе знания и опыт народа, носят нравственно-воспитательный, поучительный характер. Русские народные сказки являются хранилищем народного сознания. Они проникнуты глубокой верой в силу добра и справедливости, в победу нравственного начала в человеке. [2]

Выделяют следующие жанровые особенности сказки:

1. Сказка всегда имеет поучительный характер;

2. В сказках всегда происходит борьба добра со злом;

3. Персонажи в сказках делятся на положительных и отрицательных;

4. В борьбе добра со злом – всегда побеждает добро;

5. Наличие различных вариантов сюжета.

Сказки подразделяют на волшебные, сказки о животных и бытовые сказки. У каждой группы имеются свои особенности.

Особенности волшебной сказки:

1. Есть волшебные предметы (ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, золотое колечко и др.);

2. Происходят волшебные превращения (брошенный гребешок становится дремучим лесом, камешек — высокой горой, полотенце – широкой рекой);

3. Часто используется одинаковый зачин (жили-были… или в некотором царстве, в некотором государстве…) и одинаковая концовка (стали жить-поживать да добра наживать или и я там был, мёд-пиво пил…);

4. Присутствуют троекратные повторы (три дня и три ночи, три сына, три желания, три загадки, три попытки);

5. Употребляются постоянные эпитеты (добрый молодец, красная девица, синие моря, дремучие леса и др.);

6. Используются устойчивые выражения (пир на весь мир; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли и др.).

Волшебные сказки – это самый популярный и любимый детьми жанр. Волшебными они называются потому, что все происходящее в волшебной сказке фантастично. В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

Особенности сказки о животных:

1. Сказки имеют аллегорический смысл – под видом недостатков животных высмеиваются пороки людей;

2. В них отражены представления человека о природе;

3. В образах животных воплощены различные человеческие качества: лиса всегда хитрая, заяц – трусливый, медведь – сильный и доверчивый, волк – глупый, злой и жадный, мышь – трудолюбивая и добрая, кот – изворотливый, петух – самоуверенный и легкомысленный;

4. Все изображаемые события из жизни животных имеют прямое отношение к жизни человека;

5. Часто сказки построены на диалогах между животными, а сюжет отличается ясностью, чёткостью и простотой;

6. Сам человек также может быть героем этих сказок: он либо играет второстепенную роль («Лиса и волк»), либо занимает положение, равноценное персонажу-животному («Мужик и медведь»);

7. В конце сказки животные всегда находят выход из трудного положения;

8. Многие сказки нравоучительные, а не комические.

Сказки о животных – один из древнейших видов русских сказок. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).

Особенности бытовой сказки:

1. В бытовых сказках нет чудес и фантастических образов, в них действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др.;

2. Сказки повествуют о женитьбе героев и выходе замуж героинь, об исправлении строптивых жён, о неумелых и ленивых хозяйках, о господах и слугах, об одураченном барине, о ловких ворах, о хитром и смекалистом солдате и т. д.;

3. Бытовые сказки кратки: в центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов;

4. В них часто отражаются отношения между богатыми и бедными, осуждаются корысть, жадность, завистливость, невежество;

5. Забавное или нелепое событие из реальной жизни, лежащее в основе сюжета, определяет сатирический, юмористический или иронический характер произведения; сказки веселы и остроумны, в них всё подчинено раскрытию образов героев;

6. Часто главным героем является ловкий и находчивый солдат или мужик, который всё умеет (разрешает споры между героями, даёт оценку их поведению, обличает пороки и т. д.);

7. В финале всегда восстанавливается справедливость.

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов. [8]

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

4 Особенности организации работы со сказкой в старшей группе

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников. [12]

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов.

В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности. [21]

Дети 5–6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают.

Как и прежде, читать детям надо ежедневно. Это правило не должны нарушать и родители в выходные дни, а также в те периоды, когда ребенок не посещает детский сад.

Уже в средней группе вводится чтение «толстой» книги по главам (чтение с продолжением). У старших дошкольников интерес к «толстой» книге устойчивее. Читая главу за главой, нужно интересоваться, что детям запомнилось и есть ли у них желание послушать, что еще ждет героев книги.

Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или накануне, при этом используются самые разные приемы:

1. В книжный уголок педагог помещает новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение), выяснить, о чем оно. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, называет произведение.

2. Воспитатель показывает предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называет их, объясняет назначение. Например, перед чтением сказки Н. Телешова «Крупеничка» предлагает рассмотреть гречку (крупу и картинку с изображением этого растения; лучше во время цветения и с уже созревшими плодами-семенами).

3. Воспитатель предлагает, ориентируясь на название, высказать предположения о содержании книги. Например: «Новая сказка Бориса Заходера называется „Серая звездочка“. Как вы думаете, про кого она? (Ответы детей.) А вообще-то эта сказка про жабу. Почему вы нахмурились и руками замахали?»

Непосредственно после чтения произведения (или через некоторое время) необходимо побеседовать с детьми. Лучшему усвоению содержания способствуют перечисленные ниже приемы.

1. Вопросы воспитателя.

2. Рассматривание иллюстраций к произведению.

3. Демонстрация рисунков и панно, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.

4. Словесные зарисовки. Педагог предлагает детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки к произведению они нарисовали бы. Выслушивая высказывания, воспитатель задает уточняющие вопросы.

5. Чтение отрывков из текста по просьбе детей.

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, воспитатель может предложить им:

1. Рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т.п.) эпизоде. Затем зачитываются соответствующие отрывки.

2. Рассказать об одном из эпизодов (по выбору педагога) подробнее. Потом воспитатель зачитывает текст, а дети договаривают концовки предложений.

3. Драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают.

Необходимость в беседе по прочитанному очевидна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Но нельзя забывать и о том, что ребенок, прежде всего, должен насладиться услышанным. Подробный анализ может принести больше вреда, чем пользы. Если произведение детям читают не на занятии, следует лишь помочь им понять мотивы поступка героя, попросив подумать, поразмышлять на досуге, что побудило его принять то или иное решение.

Беседуя о прочитанном на занятии и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, педагог, выслушав детей, должен зачитать отрывок (отрывки) из произведения. Важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели рассуждения о том, что и почему случилось.

Следует также чаще напоминать детям отрывки из знакомых программных произведений на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. В конце каждого месяца целесообразно проводить литературные викторины, литературные калейдоскопы. В этой возрастной группе они уже могут быть тематическими: «Волшебные сказки», «Сколько в сказках, рассказах, стихах котов и котят (лис, медведей)!», «Книги любимого писателя и т. д.

В планы занятий можно включить:

1. викторины («Из каких произведений эти отрывки?»);

2. драматизации небольших отрывков из 1–2 произведений (готовятся заранее);

3. выступления поющих героев произведений. Они встречаются в русских и особенно часто в зарубежных авторских сказках (выступления должны быть подготовлены заранее при участии музыкального работника);

4. чтение воспитателем отрывков из произведений, которые особенно нравятся детям (по просьбе детей);

5. конкурс на лучшего исполнителя роли (например, гнома, домового, Царевны лягушки, Винни-Пуха и т.п.). [5]

Чтение и изучение сказок в дошкольном возрасте является важным компонентом обучения. Сказка является для детей необходимой духовной потребностью, сказка воспитывает, сказка учит. Задача педагога – привлечь, заинтересовать детей чтением сказок. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

5 Использование сказки для воспитания гуманности

Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе.

Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

У детей 5-6 лет имеются представления об основных категориях нравственности - о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому педагогу нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. Недооценивая возможности детей, воспитатели недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. [13]

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости.

Сказки в целом были одной из важнейших областей народного поэтического искусства, имевшей не только идейное и художественное, но и огромное педагогическое и воспитательное значение. Они формировали устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, были наглядной школой изумительного искусства слова. Как специфический вид искусства, она занимает особое место в нравственном воспитании детей дошкольного возраста и требует применения особых методических приемов, усиливающих ее воспитательное воздействие. [6]

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

“Проживая сказку”, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. [15]

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, “отыгрывая” спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.

К.И. Чуковский считал, что цель сказки заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – это дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу. [16]

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные элементы, воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к сказкам, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формируют умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный), рождает умение удивляться, видеть необычное в обычном. Симпатии детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются.

Сказка – это человеческая жизнь в миниатюре. Наши жизненные невзгоды, проблемы и задачи – совсем не случайность. Любое препятствие – это испытание для души. Мы становимся богаче и сильнее духом, если правильно проходим испытание. И мы слабеем и теряем, если не выдерживаем и не принимаем выпавших на нашу долю трудностей. Так ли уж злы злые силы, учиняющие разные козни сказочным героям? Встречаясь с жесткой, устрашающей силой, герой сказок мобилизует свои лучшие качества личности. Победить злую силу – значит преодолеть внутреннее сопротивление, собственную ограниченность, злобу. «Проживая» сказку, перевоплощаясь в сказочных героев как положительных, так и отрицательных дети учатся принимать все грани своей личности, а через себя и других людей окружающего социума. Через сказку дети учатся любить и свое упрямство, и свою злость, и свою смелость, и свою терпеливость, и свою доброту – только любя себя таким, какой ты есть здесь и сейчас, ты имеешь возможность изменится к лучшему, принять себя и окружающих. [18]

Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Ребята на какое-то мгновение даже забывают, что они находятся, например, в зрительном зале, вскакивают с мест, подсказывают героям, смеются, плачут, т. е. пытаются вмешаться в ход событий. Есть дети, которые, слушая сказку, застывают в напряженной позе – не шевелясь и как бы не дыша. Их захваченность событиями не проявляется явно. Однако они переживают их, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, - это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу». [1]

Таким образом, нужно сохранить и в наших детях этот великий свободолюбивый дух предков, гуманность их отношений. А где, как не в сказке, можно смоделировать такую ситуацию, вызывающую переживания маленьких слушателей, заставить их пропустить сказочные события через свое сердце, напитать душу красотой, узнать свои корни, историю своего народа, его подвиги, замечательных героев. И начинать эту работу нужно с дошкольного возраста, когда душа ребенка открыта для диалога и способна впитывать, как губка, всё доброе и вечное, когда его память способна уяснить и надолго сохранить в своих арсеналах эти добрые зёрна, чтобы потом, во взрослой жизни, суметь всё это достойно применить.

Глава 2. Практические аспекты проблемы влияния сказки на воспитание гуманности у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Описание методик диагностики уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Для диагностики уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста мы выбрали методики:

1. Методика «Неоконченные ситуации», А. М. Щетинина, Л. В. Кирс

2. Методика «Два домика»

Методика «Неоконченные ситуации».

Цель: выявление освоенных детьми нравственных норм и понимание особенностей чувств других людей.

Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных черт.

В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»). После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке). Предложенные истории представлены в Приложении 1.

Обработка данных. В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка – об осознании этой нормы.

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

Методика «Два домика»

Цель: изучение отношения ребенка к себе и другим, особенностей его самопринятия и принятия других.

Материал: два домика, плоских, объемных или нарисованных, один из которых – яркий, нарядный, очень привлекательный, другой малопривлекательный. Фотографии всех детей группы (можно и взрослых группы) или какие-то символы, их обозначающие.

Ход эксперимента.

Эксперимент проводится индивидуально. Воспитатель, экспериментатор (психолог) говорит ребенку: «Мы сейчас с тобой очень интересно поиграем. Перед тобой два домика (рассмотреть их). В одном, красивом, домике будут жить такие дети, которые часто поступают хорошо и нравятся тебе, а в другом, некрасивом, - такие, которые часто, по-твоему, поступают нехорошо. Себя ты тоже можешь поселить в один из домиков». Ребенок берет фотографию или символ (по одной), раскладывает по домикам, а экспериментатор спрашивает ребенка, почему он поместил его (ее) в этот домик. Все действия и ответы ребенка подробно фиксируются, а затем анализируются:

- с кем поместил себя,

- почему одних поместил в красивый домик, других – в малопривлекательный,

- характер, особенности мотиваций.

Интерпретация.

Если ребенок помещает себя и многих детей в красивый домик, то можно говорить о его целостном положительном отношении к себе и другим; если в красивый домик он поместил только себя или еще 1-3 детей или взрослых, то это указывает на положительное принятие себя и весьма избирательное отношение к другим. Как правило, это закрытые, необщительные дети либо конфликтные.

В случае же помещения ребенком себя в некрасивый домик можно предположить непринятие им себя. Возможно, это было ситуативное непринятие, связанное с недавней негативной оценкой ребенка взрослыми (но последнее возможно лишь в старшем дошкольном возрасте). Выявляя причины размещения ребенком себя и других по домикам, можно определить степень осознанности его отношений, а также особенности нравственного сознания дошкольника. [3]

2.2 Составление перспективного плана работы с детьми по теме исследования

Для систематизации работы по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки нами был составлен перспективный план.

Цель: формирование нравственных представлений и гуманных чувств у старших дошкольников на материале сказок, развитие умения оценивать поступки героев сказок и управлять своим поведением.

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру на материале сказок.

2. Актуализация и поддержание ориентации на социально одобряемые образцы нравственных проявлений сказочных героев, людей ближайшего окружения.

3. Развитие способности детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

4. Содействие развитию мотивационной сферы дошкольников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.

5. Содействие освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

6. Воспитание послушания на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Данный план работы нацелен на достижение следующих результатов:

1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.

3. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

4. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет

свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

5. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

месяц

неделя

НОД (тема, задачи)

Работа в повседневной жизни, режимных моментах

РППС

апрель

1 неделя

Русская народная сказка «Морозко»

Цель: формирование вежливого отношения к окружающим, уважение к старшим.

Ш. Перро «Золушка»

Цель: воспитание уважения к труду, умения быть благодарным, трудолюбивым.

Беседа «Что такое доброта»

Цель: продолжать знакомить с полярными понятиями «добро» и «зло»; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; продолжать развивать у детей начала социальной активности, желание заботиться о других.

Сказки: «Морозко», «Золушка», иллюстрации к произведениям, письмо Морозке, портрет писателя Ш. Перро.

2 неделя

Русская народная сказка в обработке И. Карнауховой «Крылатый, мохнатый да масленый»

Цель: воспитание чувства товарищества, желание помогать друг другу в сложных ситуациях.

П. П. Ершов «Конёк-горбунок»

Цель: воспитание чувства товарищества, дружбы.

Беседа «Какие мы разные»

Цель: воспитание дружеских отношений друг к другу.

Сказки: «Крылатый, мохнатый да масленый», «Конёк-горбунок», иллюстрации к произведениям, потрет писателя П. П. Ершова, иллюстрации «Мимика».

3 неделя

Украинская сказка «Хроменькая уточка»

Цель: воспитание доброжелательности, сочувствия, термипости.

«Сказки народов мира»

Цель: Воспитание толерантности, как принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, разнообразных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Знакомство с великими соотечественниками: Юрий Гагарин

Цель: воспитание интереса и уважения.

Сказка: «Хроменькая уточка», иллюстрации к произведению,картинки к сказкам: «Хвастливая сова» – индийская народная сказка, «Хвастливые мыши» – китайская народная сказка, «Заяц – Хваста» - русская народная сказка», портрет Юрия Гагарина, иллюстрации космоса и космических кораблей.

4 неделя

К. Чуковский «Айболит»

Цель: воспитание сочувствия, доброжелательности, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду.

П. Бажов «Серебряное копытце»

Цель: воспитание доброты и отзывчивости.

Беседа «Волшебство добрых слов»

Цель: воспитание нравственных качеств: отзывчивость, доброжелательность.

Сказки: «Айболит», «Серебряное копытце», иллюстрации к сказкам, иллюстрации мед. оборудования, портрет П. П. Бажова, мяч.

май

1 неделя

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цель: воспитание гуманных чувств.

Ненецкая сказка «Кукушка»

Цель: воспитание чуткости, сочувствия, заботливого отношения к матери.

Беседа: «О добре и зле»

Цель: воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Сказки: ««Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кукушка», иллюстрации к сказкам, иллюстрации кукушки, иллюстрации одежды народов Севера.

2 неделя

«Путешествие с Красной шапочкой»

Цель: воспитание проявления заботы к старшему поколению.

Чтение стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине»

Цель: воспитание чуткости, заботливого отношения к матери.

Иллюстрации с заданиями, мяч,

3 неделя

Б. Житков «На льдине»

Цель: воспитание чувства заботы о человеке.

Русская народная сказка «Как собака друга искала»

Цель: воспитание дружеских отношений.

Игра «Назови ласково»

Цель: воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Иллюстрации к произведениям, мяч, музыкально произведение «Настоящий друг».

4 неделя

Сказка «Лисичка со скалочкой»

Цель: воспитание гостеприимства, честности и порядочности.

Сказка «Царевна-лягушка»

Цель: воспитание чувства сопереживания.

Познавательное сообщение «Как начиналось Русское государство»

Цель: формирование интереса к истории России.

Объяснить и разучить пословицу: «Москва не сразу строилась»

Чтение произведения А. Барто «На заставе»

Цель: воспитание интереса и уважения к воинам.

Сказки: «Лисичка со скалочкой», «Царевна-лягушка», иллюстрации к произведениям, символы государства.

июнь

1 неделя

К. Паустовский «Квакша»

Цель: воспитание гуманного отношения к животным.

Китайская сказка «Жёлтый аист»

Цель: воспитание доброты и честности.

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: закрепление у детей понятий: совесть, послушание, любовь.

Иллюстрации к произведениям, волшебный мешочек, иллюстрации с различными ситуациями.

2 неделя

С. Аксанов «Аленький цветочек»

Цель: воспитание нравственных чувств: желание сочувствовать, переживать и помогать.

В. Катаева «Цветик-семицветик»

Цель: подведение детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини.

Чтение произведения Е. Благинина «Научу обуваться и братца»

Цель: воспитание желания помогать тем, кто нуждается в помощи.

Иллюстрации к произведению, волшебный цветок.

3 неделя

Братья Гримм «Заяц и ёж»

Цель: воспитание любви к животным.

Русская народная игра «Ворота»

Цель: воспитание доброжелательного отношения, взаимовыручки.

Иллюстрации к произведению.

4 неделя

Украинская народная сказка «Колосок»

Цель: воспитание уважения к труду.

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Цель: воспитание качеств: доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь.

Беседа «Семья и родной дом»

Цель: воспитание доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

Иллюстрации к произведениям, иллюстрации по теме беседы, мяч.

У детей дошкольного возраста необходимо активно и последовательно формировать представления о гуманном отношении к окружающим, вызывать чувства доброжелательности, сочувствия, желание прийти на помощь положительным персонажам, героям сказок. Беседуя с детьми о знакомой им сказке, нужно побуждать их думать и говорить. Задавая вопросы детям, необходимо давать высказаться каждому ребенку. Это позволит понять, о чем думают дети, насколько богат их личный опыт. Необходимо создавать проблемные ситуации, решая которые дети будут проявлять гуманные чувства.

Данный перспективный план может применяться воспитателями ДОО по вопросу формирования нравственный представлений старших дошкольников.

Заключение

Нравственные чувства дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным поведением. Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается формирование культуры речи, нравственных качеств (правдивости, честности, скромности, терпение, выдержка, уступчивость).

Важной задачей воспитания поведения дошкольника является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками - общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения.

Воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Воспитание организованного поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели.

Воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка. Что предполагает: развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля, целеустремленности, произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, родителя; создание общественного мнения, а также активно поддерживаемое педагогом и родителем стремление дошкольников стать такими же самостоятельными, как школьники.

Все эти качества можно раскрыть и сформировать на примере сказок (событий, действий персонажей), ведь сказка - клад знаний, в ней собрана народная мудрость. Обращая внимание на гендерные качества героев, вы сможете воспитать отважных, сильных, любящих мужчин и нежных хранительниц очага, в чьих семьях будет царить взаимопонимание, любовь и трудолюбие.

Роль детских сказок не ограничивается только приятным время препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитание детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках.

Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Формируя нравственные представления у ребёнка в дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

По словам философа и педагога И.А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость».

Таким образом, в 1-ой части нашей работы мы рассмотрели:

1. Задачи и содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

2. Раскрыли понятие «гуманность» и способы её проявления;

3. Изучили жанровые особенности сказок, которые могут быть использованы для воспитания гуманности у детей старшего дошкольного возраста;

4. Изучили особенности организации работы со сказкой в старшей группе.

Во 2-ой части работы мы:

1. Подобрали методики диагностики уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста;

2. Составили перспективный план по воспитанию гуманности, используя сказку как основное средство;

3. Составили конспекты;

4. Подобрали перечень сказок для детей старшего дошкольного возраста.

Отсюда следует, что цель и задачи работы выполнены.

Перспективы дальнейшей работы над темой исследования: разработанный перспективный план может применяться воспитателями ДОО в процессе нравственного развития дошкольников.

Работа опубликована на сайте: novoedrevo.ru

Список литературы

1. А. В. Запорожец: Психология восприятия сказки ребенком дошкольником./Текст/М.: ТЦ Сфера, 2002г.

2. А. В. Павловская: Русский мир./Текст/М.: Москва, 2005г.

3. А. М. Щетинина: Диагностика социального развития ребёнка./Текст/Великий Новгород, 2000г.

4. А.А. Токарев: Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду./Текст/М.: Два комсомольца, 2012 г. – с. 71-72

5. В. В. Гербова: Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий./Текст/М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

6. В. Г. Асеев: Мотивация поведения и формирование личности./Текст/М.: Просвещение, 2006г.

7. В.А. Аверин: Психология детей и подростков./Текст/М.:СПБ, 2010 г.

8. В.П. Аникин: Русские народные сказки./Текст/М.:, 1978г.

9. Г. В. Гивишвили: Гуманизм и гражданское общество./Текст/М.: Российское гуманистическое общество, 2003 г.

10. Е. А. Алябьева: Воспитание культуры поведения детей 5-7 лет./Текст/М.:, 2009г.

11. Е. М. Мелетинский: Герой волшебной сказки./Текст/М.: Москва, 2005г.

12. К. А. Михальченко: Психологическая сказка как средство развития самосознания./Текст/М.:, 2011г.

13. К. А. Озрокова: Мир науки./Текст/М.:, 2016г.

14. Л. Балашев: Золотое правило поведения./Текст/М.:, 1997 г.

15. Л. Г. Гарбуза: Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой./Текст/М.: Дошкольная педагогика, 2012г.

16. Л. И. Мазепа: Ребёнок и общество./Текст/М.:, 2015г.

17. Н.В.Архангельский: Нравственное воспитания./Текст/М.: Просвещение, 2010 г.

18. Р. С. Буре: Когда обучение воспитывает./Текст/М.: Детство, 2001г.

19. С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова: Теоретические основы дошкольного образования./Текст/М.: Москва 2018 г.

20. С.О. Ларинова, Ю.А. Дзацило: Нравственное воспитание дошкольников в детском саду./Текст/М.:, 2018 г. – с. 30-40

21. Статья: Методика работы со сказками в детском саду./Текст/М.:, 2017г.

22. Т. Д. Красова: Теоретические основы воспитания гуманных отношений у детей дошкольного возраста./Текст/М.: Современные проблемы науки и образования, 2016 г.

23. Т. Д. Стульник, В. И. Петрова: Нравственное воспитание детей в детском саду./Текст/М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006г.

24. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования./Текст/М.:, 2013 г.

Приложение 1

Предложенные истории к методике «Незаконченные ситуации».

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ей ответила... Что ответила Саша? Почему?

4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку". Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?

5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?

6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?

7. Таня и Оля играли в "дочки-матери". К ним подошел маленький мальчик и попросил: "Я тоже хочу играть. "Мы тебя не возьмем, ты еще маленький," - ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?

8. Коля играл в "лошадки". Он бегал и кричал: "Но, но, но!" В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: "Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть." Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему?

9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?

Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Приложение 2

Конспект организации образовательной деятельности на тему: «Чтение сказки В. Катаева: «Цветик-семицветик»»

Выполнила: Егорова Анастасия, гр. В-41

Соликамск, 2020

Цель: подведение детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке

поступков и характера главной героини.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления об авторской сказке.

Развивающие:

- развивать умение внимательно слушать;

- продолжить развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.

Воспитательные:

- воспитывать желание прийти на помощь, сочувствие.

Оборудование: портрет автора, книга.

Прогнозируемые результаты:

1. Знать понятие – авторская сказка.

2. Уметь внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом.

3. Иметь опыт в проявлении сочувствия, сопереживания.

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

- Собирайтесь дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

- Ребята давайте сегодня немного поговорим о сказках. Вы знаете: кто придумывает сказки?

- А какие русские народные сказки вам известны?

- Ребята, я сегодня вас познакомлю с новой сказкой, но не с русской народной, а авторской. Как вы думаете, что такое «авторская сказка»?

- Авторскую сказку может написать один человек (писатель), и она не может изменяться с течением времени.

- Так вот, сегодня я познакомлю вас со сказкой «Цветик-семицветик», а написал её Валентин Катаев (показ портрета писателя).

- Сказки придумывают люди, может один человек придумать, а может несколько. И каждый в сказке добавлял что-то своё, новое. Есть такие сказки, которые придумывают и передают из поколения в поколение, это русские народные сказки.

- «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка» и т.д.

(Ответы детей).

Организационно-поисковый

- Ребята, перед чтением сказки, я вам предлагаю вспомнить правила работы с книгой. Отвечаем полным ответом и по поднятой руке.

Воспитатель читает произведение, но без заключительного эпизода – встречи с Витей.

- Ребята, вы, наверное, устали.

Физминутка:

Наши чудные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

- Ребята, а на что бы вы потратили последний лепесток волшебного цветка?

- А теперь давайте внимательно послушаем, какое желание загадала Женя.

Воспитатель зачитывает концовку сказки.

- Ребята, скажите, на что потратила Женя последний лепесток? Правильно ли она поступила?

- Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали сказку. А для этого вам нужно ответить на вопросы.

- Кто главный герой сказки?

- Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок?

- Как вы поняли, что старушка была доброй феей?

- Какой вам показалась Женя? Что вы о ней можете сказать?

- Какие из желаний, которые загадала Женя, показались вам ненужными? Почему вы так решили?

- Какие желания показались важными? Объясните, почему вы так думаете?

- Почему мы говорим. Что это сказка? Что сказочного в этой истории?

- Ребята, какой момент в сказке вам понравился больше всего и почему?

(Зачитывает понравившийся момент).

- Дома, я вам предлагаю: нарисовать волшебный цветик-семицветик. И в группе мы оформим выставку рисунков.

- Нельзя рвать и мять книгу.

- Нужно пользоваться закладкой.

- Нельзя рисовать на страницах книги.

Дети сидят на корточках. Соединив ладони перед грудью. Начинают медленно вставать, раскрывают руки над головой, раскачиваются и медленно принимают исходное положение.

(Ответы детей)

- Женя потратила последний лепесток на то, чтобы мальчик – Витя выздоровел. Она поступила правильно.

(Ответы детей)

Рефлексивно-корригирующий

- С какой сказкой мы сегодня познакомились?

- Кто ее написал?

- Эта сказка русская народная или авторская?

- Какое желание Женя загадала самое правильное?

- «Цветик-семицветик».

- Сказку написал Валентин Катаев.

- Сказка является авторской.

- Самое правильно желание - чтобы мальчик – Витя выздоровел.

Приложение 3

Конспект организации образовательной деятельности на тему: «Чтение ненецкой сказки: «Кукушка»»

Выполнила: Егорова Анастасия, гр. В-41

Соликамск, 2020

Цель: способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать формировать представления детей о жанровых особенностях сказки.

Развивающие:

- развивать умение внимательно слушать.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и чуткость к матери.

Оборудование:

Прогнозируемые результаты:

1. Знать жанровые особенности сказки.

2. Уметь внимательно слушать.

3. Иметь опыт в проявлении любви и заботы к матери.

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

- Ребята, с самого рождения наша жизнь немного похожа на сказку, в которой нас окружают очень близкие и родные люди. Назовите своих близких и родных людей.

- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит,

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

- Самый близкий, родной и любимый человек – это наша мама! Как ласково вы называете свою маму?

- А вы помогаете своим мамам? Как?

- Молодцы – прекрасные помощники!

- Как вы думаете, что может произойти, если вы не будете помогать своей маме?

- Я хочу познакомить вас с ненецкой сказкой «Кукушка».

- Мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка и др.

- Мама!

- Мамочка, мамуля.

- Моем посуду, подметаем пол, заправляем постель.

- Она может сильно обидеться.

Организационно-поисковый

- Ребята, перед чтением сказки, я вам предлагаю вспомнить правила работы с книгой. Отвечаем полным ответом и по поднятой руке.

- В произведении вам будут встречаться незнакомые слова, вот их значение: ненцы – жители севера России;

тундра - холодные северные безлесные пространства;

чум – жилище ненцев, шалаш, покрытый шкурами;

пимы – зимняя обувь северных народов — высокие сапоги из шкур оленя;

малица – длинная верхняя одежда из оленьих шкур.

- «Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, одежду помочат, а мать суши. Снегу натащат, а мать убирай. И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: «детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички». Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший сын есть, заглянул в чум, а мать стоит посреди чума, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шубы скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

- Братья смотрите, улетает наша мать птицей! – закричал старший сын. Тут побежали дети за матерью.

- Мама, мы тебе водички принесли!

- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я…

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

- Ребята, давайте немного отдохнём и выполним физминутку:

Маленькие птички –

Птички-невелички

По лесу летают,

Песни распевают.

Буйный ветер налетел,

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло,

Там не тронет их никто.

- Ребята, понравилась вам ненецкая народная сказка?

- Почему заболела мама?

- Что увидел сын, когда заглянул в чум?

- Почему мать бросила своих детей?

- Как вы думаете, почему сказка называется «Кукушка»?

- Как вы думаете, что нужно было делать детям, чтобы мать не улетела птицей?

- Правильно.

- Нельзя рисовать на страницах книги.

- Нельзя мять и рвать книгу.

- Нужно пользоваться закладкой.

- Руки должны быть чистыми.

- Потому что дети не помогали своей маме.

- Он увидел, как мама превращается в птицу.

- Потому что дети были не послушными.

- Потому что мать бросила своих детей, как кукушка.

- Помогать, любить, заботиться.

Рефлексивно-корригирующий

- Ребята, какие чувства у вас вызвала сегодняшняя сказка?

-А мог бы у этой сказки быть другой конец? Какой?

– В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Чему учит нас эта сказка?

(Ответы детей)

Приложение 4

Перечень сказок для детей старшего дошкольного возраста

«Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой;

«Хаврошечка», обр. А. Н, Толстой;

«Заяц-хвастун», обр. О. Капицы;

«Царевна-лягушка», обр. М. Булатова;

«Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина;

«Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова;

Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена);

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева);

«Докучные сказки»;

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.