• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре в шашки

Дата публикации: 08.06.2020

Должность:

Учебное заведение:

Населенный пункт: Пермский край, г Соликамск

Файл публикации





Введение

Важное место в жизни и деятельности каждого человека занимает мышление. Мыслительные операции являются важным инструментом познания человеком окружающей действительности. В настоящее время каждый нуждается в способности четко, логически мыслить, ясно и открыто излагать свои мысли. Во всех этих качествах нуждается врач и педагог, инженер и руководитель предприятия, продавец и юрист, а также многие другие.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития мышления. Именно в это время формируется наглядно-образное и начинает формироваться словесно-логическое мышление, формируются основные мыслительные операции. П

и этом мышление не развивается само по себе, для его развития необходима постоянная работа взрослых, создание оптимальной окружающей среды, а также отсутствие нарушений и задержек развития ребенка.

Развитие логического мышления у дошкольников крайне важно. Потому что в это время количество нейронных связей у малыша максимально много. А чем больше этих связей, тем активнее работает мозг человека, тем больше он восприимчив к новой информации и тем быстрее он поглощает свежие навыки. 

Именно в дошкольном и начальном школьном возрасте закладывается интеллектуальная база для дальнейшего изучения сложных дисциплин – иностранных языков, алгебры, геометрии, физики, химии, черчения. Разумеется, без интуитивных навыков и «железной логики» здесь не обойтись, поэтому основной акцент обучения необходимо делать на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.

Мышление у детей формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этот период ребенку нужно уделять больше времени для работы по развитию мышления. Поэтому при подготовке детей к школе важное значение имеет развитие мыслительных операций. Однако не все дети идут в школу подготовленными. У многих детей в этом плане плохо сформированы мыслительные операции для успешного их обучения в школе. Мышление у таких детей находится на низком уровне, а каких-либо конкретных программ для развития мышления довольно таки мало.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. В качестве результатов Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предлагает целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе окончательного завершения уровня дошкольного образования, которые, по мнению разработчиков, предполагают и достаточный уровень развития логического мышления детей на этапе завершения ими дошкольного образования.

Проблеме развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Е.Л. Агеева, Н. Н. Поддьяков, Ж. Пиаже и многие другие. На основе этих исследований в детских садах проводятся занятия с использованием дидактических игр, а также настольные игры, одной из которых является игра в шашки.

Шашечная игра пользуется большой популярностью в нашей стране. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Цель работы: выявление влияния игры в шашки на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Объект исследования: развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: обучение детей игре в шашки как метод развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза исследования: игра в шашки способствует развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста, если:

Вызвать интерес к игре в шашки у детей и родителей

В системе организовывать занятия для шашечных игр, турниры

Знакомить детей старшего дошкольного возраста с шашечными играми;

Задачи:

Изучить и проанализировать в литературе понятие «логическое мышление», особенности его развития в старшем дошкольном возрасте

Рассмотреть особенности шашечной игры, её влияние на развитие логического мышления детей, а также особенности обучения детей игре

Подобрать и описать диагностику уровня развития логического мышления детей старшего дошкольного возраса.

Составить программу кружка по обучению игре в шашки для детей 5-7 лет

Методы исследования:

- Изучение психолого-педагогической литературы;

- Обобщение изученного материала;

- Диагностика логического мышления детей;

- Анализ и обобщение полученных данных.

База исследования: Частное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития Ребёнка "Соликамскбумпром" Детский сад № 25» г. Соликамск

Практическая значимость исследования состоит в разработке рабочей программы по обучению детей игре в шашки, которая может быть использована воспитателем для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Глава 1 Теоретические аспекты развития логического мышления дошкольников посредством обучения игре в шашки

Понятие «логическое мышление» и особенности его развития в старшем дошкольном возрасте

Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления и развития личности ребенка. Одной из наиболее важных способностей, которые усваиваются ребенком в этот период, является способность к познанию. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область и ей уделяется большое внимание. Одной из задач познавательного развития детей является формирование познавательных действий. Процесс познания и развития познавательных действий немыслим без развития мышления.

Первая попытка определить мышление принадлежит И.М. Сеченову, который высказал гениальную догадку о том, что мысль человека есть «встреча» с действительностью, в процессе которой действительность познается; есть ответная реакция человека на воздействие действительности

Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение закономерных, существенных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

В мышлении осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, преобразование данной ситуации в подходящую обобщенную схему.

Ж. Пиаже утверждал, что «Мышление человека... также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера».

Необходимость целенаправленного развития мышления ребенка обоснована также в работах Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. Эти авторы указывали, что совершенствование и развитие приемов мыслительной деятельности является основой для умственного развития. При этом важное значение имеет не только формирование способов познания, но и обучение ребенка применению этих способов познания в разных видах деятельности, что возможно только при определенном построении процесса познания, то есть педагогическом руководстве этим процессом.

Мышление человека всегда имеет произвольный, целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, так или иначе возникшей в нашем сознании.

В настоящее время психологи выделяют три основных вида мышления:

1) Наглядно-действенное мышление – один из видов мышления, который определяется тем, что решение задачи осуществляется с помощью физического, реального преобразования ситуации.

2) Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на образы и представления. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная характерная черта образного мышления – становление невероятных и непривычных сочетаний свойств и предметов. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация переустраивается лишь в плане образа. Наглядно-образное мышление – один из этапов онтогенетического развития мышления.

3) Понятийное мышление (словесно-логическое) – вид мышления, выполняемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении субъект может познавать ненаблюдаемые взаимосвязи и существенные закономерности исследуемой реальности. Эти виды на сегодняшнее время считаются основными видами мышления, характеризующимися использованием существующих понятий, функционирующих на базе языка, языковых средств и логических конструкций.

Понятие «мышление» включает в себя понятие «логическое мышление».

В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики». Механизм логического мышления заключается в операциях логического мышления, основывающихся на четырёх законах логики: тождества, непротиворечия, исключённого третьего, достаточного основания.

В период дошкольного возраста развитие мышления претерпевает серьезные изменения и к старшему дошкольному возрасту начинает формироваться логическое (аналитическое) мышление, которое предполагает сформированность мыслительных операций, таких как: анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.

Рассмотрим эти процессы:

1) Анализ – это расчленение предмета, практическое или мысленное, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

2) Синтез – есть построение целого из аналитически заданных частей. Синтез и анализ обычно осуществляются вместе, способствуют глубокому познанию действительности. «Синтез и анализ – писал С.Л. Рубинштейн, – «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному восприятию и познанию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он «подчеркивает» и выделяет существенное».

3) Абстракция – это выделение какого-либо аспекта явления, которые на самом деле не существуют самостоятельно. Абстрагирование выполняется для более тщательного изучения на основе предварительно произведенного синтеза и анализа. Формирование понятий выступает результатом всех этих операций. Абстрагированными могут стать действия, в частности и способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осмыслен и осознан безотносительно к конкретной задаче.

4) Обобщение – выступает как соединение существенного и связывание его с классом явлений и предметов. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

5) Конкретизация – выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных явлений и вещей определенному классу.

Благодаря этим операциям, отходя от стереотипов, ребёнок устанавливает причинно-следственную связь и закономерность событий, явлений, действий, — а значит, тренирует мышление. Ребенку с логическими навыками проще выбрать рациональный способ решения стоящих перед ним задач – как в игровой ситуации, так и в учебе.

Логическое мышление, то есть логика, формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в том, что ребенок оперирует абстрактными категориями, устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме.

В основе логического мышления лежит мышление образное. Его формирование начинается в возрасте 2,5−3 лет и продолжается на протяжении многих лет. Очень важно все это время поддерживать благоприятные условия для развития детской логики. Чем больше информации об окружающем мире получает ребенок, тем выше вероятность интенсивного и продуктивного развития логического мышления.

Развитие логического мышления у детей разделяется на возрастные этапы:

в раннем возрасте (1-3 года) преобладает предметно-действенный тип мышления, поэтому «познание мира» происходит тактильно, буквально — «на зуб»;

с 3-4 лет у ребенка действует наглядно-образное мышление, поэтому он реагирует не только на запах, звук и ощущение при касании, но и картину. Окончательное формирование зрительных, слуховых и тактильных рецепторов продлится до 5-6 лет;

развитие логики детей 7 лет сопряжено с серьезной социальной градацией: он идет в школу. На этом этапе он оперирует абстрактными и отвлеченными понятиями, буквами, цифрами и другими символами, «понять» которые тактильно, осязанием или визуально невозможно – их нужно «представлять в уме».

Таким образом, становление и развитие логического мышления приходится на старший дошкольный возраст. Именно в этот период нужно позаботиться о том, чтобы ребёнок полноценно научился мыслить, думать, предполагать, а не просто впитывать информацию, поступающую из внешнего мира.

1.2. Пути и средства развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте

Развитое логическое мышление – это не природный дар, с наличием или отсутствием которого можно смириться, а его надо развивать. В процессе формирования логического мышления у детей значительное место отводится дидактическим играм математического содержания.

Любая дидактическая игра по развитию логического мышления включает в себя несколько элементов, а это:

дидактическая задача,

объяснение правил дидактической игры,

игровые действия.

Для решения дидактической задачи детям нужно приложить умственные усилия, преодолеть некоторые трудности. Конечно же, больше всего увлекает и интересует само игровое действие, оно побуждает детей к активности, самостоятельности, вызывает чувство радости и удовлетворения. Играя, незаметно для себя, в процессе развертывания игрового действия ребенок выполняет дидактическую задачу.

В процессе дидактической игры математического содержания дети ищут и самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы, мыслят творчески. Каждая дидактическая игра постепенно усложняется в нее вносятся элементы новизны.

Важно отметить, что дидактическая игра выступит эффективным средством в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, если она предполагает взаимодействие с дошкольником как с активным субъектом познавательной деятельности. Игры располагаются от простого к сложному.

Самыми интересными для детей и целесообразными для развития логического мышления дошкольников являются игры с использованием таких материалов как:

«Блоки Дьенеша»

«Палочки Кюизенера»

«Волшебный круг», «Листик», «Прямоугольник»

«Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра»

«Геоконт»

Также для развития логического мышления благотворно влияют вся серия игр В. Воскобовича.

Существующие методики развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, которые включают в себя головоломки, загадки, различные упражнения. Оформлены они все как игры, т.к. в дошкольном возрасте дети наилучшим образом воспринимают информацию, представленную в виде увлекательных задач.

Причём существует деление, определённые категории этих игр, а именно:

Классификации.

Дети должны научиться распределять имеющийся материал по нескольким группам, определив предварительно классифицирующий признак. Например, можно воспользоваться карточками с животными и попросить ребенка их разбить на несколько групп. Признаков может быть несколько — домашние и дикие животные, хищники и травоядные и т. д. Чтобы упростить задачу детям 3−4 лет, озвучьте признак, по которому они должны распределить предметы. Дети 5−6 лет могут это сделать уже самостоятельно.

Определение закономерностей.

Школьникам часто на уроках математики дают задание — продолжить ряд цифр, установив заданную закономерность. Аналогичную задачу могут выполнить и дети до 6 лет, только закономерность должна быть простой. Малышам младше 5 лет можно предложить и другие, более понятные и наглядные задания — определить, что за чем следовало, дорисовать забор или воздушные шарики, используя чередования цветов в определенной последовательности и т. д.

Найти лишнее.

Предложите ребенку ряд слов и попросите найти одно лишнее слово, не подходящее по классификационному признаку. Вместо слов можно также использовать картинки — этот вариант предпочтителен для детей 3−4 лет, т.к. им проще воспринимать информацию, представленную визуально.

Лабиринты.

Игры типа «Помоги зайчику найти дорогу к норке» очень полезны для развития образно-логического мышления. Поиск единственно верного пути тренирует концентрацию внимания, память и аналитические способности ребенка.

Съедобное-несъедобное.

Эта детская игра с мячом учит ребенка соотносить слова/образы с конкретным признаком. Вариаций игры множество — можно даже играть в нее без мяча, просто называть разные слова и спрашивать у ребенка, съедобное или несъедобное.

Умозаключения.

По мере взросления ребенок способен выполнять все более сложные задания. Например, в 6 лет можно предложить ему небольшие математические задачки, в процессе решения которых необходимо проводить анализ имеющейся информации.

Все вышеперечисленные игры относятся к разряду интеллектуальных. Именно такие игры имеют своей целью развитие мышления.

Шашечные игры: виды и особенности

Шашки — игра двух партнёров на квадратной черно-белой многоклеточной доске, играют специальными обычно круглыми фишками-шашками (иногда других цветов, один из которых, считается тёмным, а другой — светлым); игра ведётся по определённым правилам.

Игры с шашками пришли к нам ещё из древних времён. И за это время различными народами мира было придумано великое множество разновидностей этой игры. Это обусловлено не только тем, что во многих странах мира есть свои собственные более или менее популярные традиционные национальные системы шашечной игры, но и тем, что с течением времени появляются всё новые и новые вариации со своими уникальными правилами и условиями ведения игры, многие из этих новых систем являются авторскими.

Рассмотрим некоторые основные игры с шашками.

Классические русские шашки

В общепринятом русском варианте используется стандартная шахматная доска 8х8 (64 клетки). Шашки расставлены в три ряда с каждой стороны доски. Стандартная шашка может ходить на одну клетку вперед по диагонали, сбивать вперед и назад, при бое через поле превращения она может превращаться в дамку и продолжать бой по правилам дамки. При этом дамка может ходить на сколь угодно полей. Еще одна ключевая особенность - сбивать можно произвольное количество шашек, а не максимально возможное.

В принципе, русский вариант является чуть ли не самым демократическим, но доставляет много неудобств. Дело в том, что в варианте русских шашек используется в два раза меньше полей на доске, нежели в обычных шахматах. Фигуры все однотипны и имеют сравнительно малое количество комбинационных вариантов. Плюс к этому возможность сбития шашки назад ограничивает количество таких вариантов. Поэтому все чаще профессиональные игроки стали думать над ситуацией "ничейной смерти". Кстати, эту проблему решают и шахматисты на своей вотчине.

Во избежание этого в последнее время в русских шашках иногда стал применяться выборочный жребий. То есть, вместо стандартной расстановки из трех параллельных линий выбирается какой-либо дебют, и с него стартует игра.

Есть и другой вариант - увеличение количества полей. Разновидность русских шашек с доской 10х8 полей называется "80-клеточными".

Столбовые шашки (башни)

Интересная разновидность русских шашек, когда при взятии шашка противника не снимается с доски, а ставится под ту, которая ее берет. Таким образом, на доске собираются башни, ведущие себя только так, как должна ходить верхняя шашка, независимо от того, простая она или "в дамках".

Международные шашки

В международных шашках принята доска размером 10х10, соответственно, в игре задействованы 40 шашек (по 20 с каждой стороны). Правила практически не отличаются от русских, за исключением того, что шашка при бое через поле превращения не превращается в дамку, а остается простой. И еще одно важное правило - сбивать нужно максимально возможное количество шашек.

По правилам международных шашек с изменением размера доски играют в канадском варианте (12х12 полей) и бразильском (8х8).

POOL (пул чекерс)

Правила русских шашек на доске 8х8 с условием того, что шашка при бое через поле превращения не превращается в дамку, а остается простой, как это предусмотрено в международных правилах. Другие названия этой игры - "Polish minor draughts", "Little polish draughts", "Spanish pool".

Американские шашки (чекерс)

Доска 8х8. Расстановка стандартна. Простые шашки и ходят, и бьют только вперед. Дамка же может ходить на одно поле в любом направлении. Как и в русских правилах, сбивать можно произвольное количество шашек.

Итальянские шашки

Доска 8х8 переворачивается на 90 градусов. Расстановка стандартная трехрядная. Обычная шашка не может бить назад и не имеет права сбивать дамку, а дамка может ходить только на одно поле в любом направлении.

Поддавки

Русские шашки наоборот. Выигрышем считается проигрыш. Поддавки, кстати, отличают классические шашки от всех других игр тем, что они обратимы. Их правила действуют одинаково как в прямую, так и в обратную сторону. Это очень интересный момент.

Турецкие шашки

Доска стандартная 8х8, с каждой стороны по два ряда, стоящих на 2,3 и 6,7 линиях, соответственно (занимают и белые, и черные поля). Ходят простые шашки только вперед, направо и налево. Дамка может ходить и назад, причем на любое количество полей. Диагональных ходов нет вообще. Это достаточно редкий вид шашек, правда, некоторое время продававшийся в наших магазинах в виде отдельных наборов. В программном виде его аналогов я не встречал.

Реверси (Отелло)

Игра реверси была изобретена очень давно и пользовалась большой популярностью, а в середине-конце прошлого века ее заново открыл японец Хаседжава, назвав "Отелло". Смысл игры состоит в следующем. Берется обычная доска 8х8 (цвет клеток не имеет значения) и каждому игроку выдается по 32 - нет, не шашки, а, точнее сказать, фишки, окрашенные с одной стороны в черный, а с другой - в белый цвет. На старте игры в четыре центральные клетки диагонально устанавливаются по две фишки от каждого соперника, и черные начинают игру. Задачей каждого из соперников является окружение фишек или линий из фишек противника по соседним клеткам (диагонально, горизонтально или вертикально). То есть, если у нас стоит белая фишка, окруженная с двух сторон черными, то она превращается в черную - просто переворачивается. Побеждает тот, чей цвет будет преобладать на игровом поле.

Волк и Овцы

Настольная шашечная игра для двух игроков. У одного из них одна черная шашка (волк), у другого четыре белых (овцы). Игра идёт на шахматной доске (только по темным клеткам), шашки могут ходить по диагонали на ближайшую незанятую клетку - овцы только вперед, волк вперёд и назад. В начале игры волк и овцы расставлены по краям доски друг против друга, волк ходит первым. Цель волка - дойти до противоположного края доски, в этом случае он выиграл партию. Овцы выигрывают, если им удаётся окружить волка или прижать его к краю, так что он не может больше ходить.

Из этого можно заключить, что игр с шашками существует огромное множество, все они имеют свои правила, однако с лёгкостью доступны к обучению и понимаю.

1.4 Влияние шашечных игр на развитие логического мышления старших дошкольников

С детьми можно научиться играть в любую из этих игр, однако чаще и проще всего использовать классические, поддавки, уголки. Также можно использовать игру волк и овцы.

Огромное значение для процесса формирования логики имеют специально разработанные упражнения и задачи. Представленные в форме игр и интерактивных заданий, они привлекают детское внимание и эффективно развивают навыки логического мышления у детей.

Многими исследователями были проведены анализы самых разнообразных игровых способов, в результате которого были выделены рекомендации, что наиболее благоприятным сочетанием для развития логического мышления являются интеллектуальные игры, в которых требуется действие в выполнении сложных умственных операций, сопровождающееся эмоциональным удовлетворением от самого процесса обдумывания игровых задач.

Среди них особое место выделяют – игре в шашки.

Проводились также исследования, в ходе которых анализ результатов исследования свидетельствует о возможности развития у детей шашистов логического, абстрактного мышления при решении шашечных игровых задач во время учебно-тренировочных сборов за более короткий срок.

Шашки отлично развивают ассоциативную фантазию. При обдумывании и расчёте ходов, невольно возникают различные ассоциации, связанные с определенными построениями, маневрами, комбинационными идеями и даже с образами. В шашечных играх ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. В играх с шашками проявляется желание обмениваться со сверстниками знаниями и умениями, обучаться и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

В течении всей игры ребёнок решает разнообразные мыслительные задачи, благодаря этому мышление ребенка становится внеситуативным. Освоение речи помогает развитию рассуждений, как способа решения мыслительных задач, что в последствии помогает ребенку развить понимание причинности явлений.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как гибкость, пытливость, самостоятельность. В среднем дошкольном возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания.

Существуют некоторые требования к методике преподавания, обучению игре в шашки. Для начала разберём требования к самим шашкам.

Требования к шашкам для дошкольников

шашки должны соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям;

шашки должны быть в коробке

привлекать и вызывать желание играть в них.

шашки следует хранить в группе в доступном для детей месте.

Для планомерного и эффективного обучения следует следовать методике.

Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.

На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.

На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.

Обучение шашкам может проходить в форме простого объяснения правил и отработке, повышения навыка игры, однако для плодотворного развития логического мышления целесообразно организовывать полноценные занятия как непосредственно образовательную деятельность. То есть на каждом занятии важно мотивировать детей, далее в игровой форме преподнести или закреплять правила игры.

Ни для кого не секрет, что для того, чтобы научиться играть в шашки, в них нужно играть. Потому на каждом занятии дети должны упражняться – на первых этапах делать пробные ходы, а после играть в парах. Основная часть также может включать задания, рассчитанные на развитие логики. В конце занятия ребёнок должен чётко понимать, почему он выиграл или проиграл.

Так ребёнку проще усвоить правила разных шашечных игр, а также это даёт возможность внедрения различных материалов, атрибутов, с использованием которых ребёнок может использовать логику в разных ситуациях. Из таких материалов на занятиях должны использоваться не только шашки и шашечные доски, но и задания на ориентировку на поле, ориентировку в сторонах (право-лево, верх-низ, диагональ, вертикально-горизонтально) - такие как графический диктант. В обучение входят задания на изучение и закрепление цифр, латинских букв. Также можно использовать любые задания, игры на развитие логики (например, печатные тексты). Из материалов для кружка также не лишним будет использование наглядности – карточки с разнообразием шашек, картотеки лучших шашистов, герои для мотивации.

Нельзя не отметить также благотворное влияние соревновательного момента. Рефлексию на таких занятиях можно организовывать с помощью каких-либо атрибутов – наклеек, карточек и других, но с возможностью выявления лучших шашистов за определённый промежуток времени.

Такое обучение сложно организовать в первую половину дня, потому эффективно организовывать их в кружковой деятельности. Но в группе всегда в доступе для детей должны быть доски и наборы шашек, чтобы дети могли в любой момент времени поиграть.

Важно проводить также работу с родителями. Здесь хорошо подойдут индивидуальные консультации по ходу обучения. Родителей необходимо также подключить к обучению – они могут играть дома с детьми. Игра в шашки доступна к обучению любому, потому даже неиграющие родители могут научиться игре и научить детей. Шашечные игры выступают здесь также хорошим средством создания благоприятной обстановке между родителем и ребёнком.

Из всего вышесказанного, можно определить, что игры с шашками как разновидность интеллектуальных игр благоприятно воздействует на развитие логики детей старшего дошкольного возраста.

Глава 2 Практическое исследования проблемы развития логического мышления посредством обучения дошкольников игре в шашки

2.1 Диагностика уровня развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Развитое логическое мышление обусловлено развитыми мыслительными операциями, описанными выше. А именно: анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Соответственно, полноценно определить уровень логического мышления можно с использованием таких диагностик, в которых ребёнку придётся задействовать все эти операции.

На основе этого были подобраны следующие диагностические упражнения.

Методика «нелепицы» (приложение 1)

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Ход: ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов:

10 баллов — за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика «закономерности» (приложение 2)

Методика позволяет выявить способность ребенка абстрагироваться от несущественных условий решения задачи, способность к переносу усвоенного ребенком правила на новый материал и новый способ исполнения.

Ход: объяснить ребёнку, что ему необходимо догадаться, какого предмета не хватает в ряду

Пояснение: Сначала ребенку предлагается усвоить правило построения ряда конкретных предметов. Если ребенок правильно указал, какой картинки не хватает в первом задании, значит, он усвоил правило построения ряда. В первом ряду комбинируются одни и те же изображения: мячик, флажок, домик. Затем на второй карточке ребенку вместо изображений предлагается выполнить то же задание с абстрактными геометрическими формами (треугольник, круг, квадрат). Чтобы выполнить это задание, ребенку необходимо абстрагироваться от предметного материала, на котором он усвоил правило. Если ребенок правильно выполняет второе задание, значит, он может отвлечься от несущественных условий (конкретные предметы) и перенести усвоенное правило на абстрактный материал (геометрические фигуры). В предыдущих заданиях ребенок должен был выполнить их одним и тем же способом — находить окончание ряда изображений. На следующем уровне сложности ребенку предлагается найти недостающее изображение в середине ряда. Это означает, что ребенку необходимо абстрагироваться от конкретного способа действий и выделить наиболее обобщенное правило, что в ряду меняется местами три изображения.

Оценка результатов:

Одно задание соответствует одному баллу. Максимальный уровень – 3 балла.

Выводы об уровне развития:

3 баллов - высокий

2 баллов - средний.

1-0 балл – низкий

Если ребенок правильно выполнил и второе и третье задание, это означает, что у него хорошо сформирована способность к абстрагированию от несущественных условий.

Примечание: Иногда возможны затруднения в понимании первого задания, однако после повторного разъяснения инструкции, ребенок должен выполнить все самостоятельно и безошибочно. Уровнем выполнения характерным для предыдущего возрастного этапа является неспособность перенести правило на абстрактный материал (геометрические фигуры), или неспособность уловить закономерность построения предметного ряда (ошибки в первом задании).

Методика «коврик» (приложение 3)

Исследование направлено на выявление сформированности мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения. Сформированность наглядно-образных представлений. Способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения.

Ход: Перед ребенком кладут поочередно рисунки с вырезанными кусочками, которые раскладывают под рисунком или справа от него.

Инструкция: "Посмотри, из коврика вырезали кусочек, найди его" - После этого предлагают рисунки - «А здесь нарисованы разные кусочки. Покажи, какой подходит (или: какой вырезали)".

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес и понимают инструкцию. После ориентировочного этапа они начинают выполнять задание. В тех случаях, когда ребенок торопится и недостаточно внимательно анализирует изображение, исследователь использует организующую помощь (мимика удивления, несогласия, реплика "внимательнее", "не спеши"). Эта помощь эффективна. Нет нелепых выборов. Пробы целенаправленны.

Оценка результатов

10 баллов - ребёнок справился с заданием меньше чем за 20 сек.

8-9 баллов - ребёнок решил правильно все 4 задачи за время от 21 сек. до 30 сек.

6-7 баллов - ребёнок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4 - 5 баллов - ребёнок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2 - 3 балла - время работы ребёнка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0 - 1 балл - ребёнок не справился с заданием за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий уровень;

8-9 баллов – высокий уровень;

4-7 баллов – средний уровень;

2-3 балла – низкий уровень;

0-1 балл – очень низкий уровень развития.

Все вышеперечисленные методики могут быть использованы при диагностике логического мышления старших дошкольников как вместе, так и обособленно.

2.1 Рабочая программа кружка «Шашки» для детей старшего дошкольного возраста

Обучение игре в шашки включено в образовательную программу, прошедшую апробацию в ЧДОУ «ЦРР "Соликамскбумпром" Детский сад № 25» в г. Соликамск в 2019-2020 учебном году.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Программа предусматривает использование на каждом занятии трёх основных героев, а также связанную с ними сюжетную линию.

Цель: Раскрытие умственного, нравственного потенциала личности воспитанников через обучение игре в шашки

Задачи:

Обучающие:

обучение основам шашечной игры;

обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

воспитать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

воспитать настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

выработать у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

развивать стремления детей к самостоятельности;

развивать умственные способности детей: логическое мышления, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

Экспериментальная обучающая программа, рассчитана на детей 5–7 лет.

Срок реализации составляет 2 года.

Количество детей в группе – 6-8 человек

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий)

Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

Форма подведения итогов реализации программы: шашечный турнир.

Прогнозируемые результаты освоения программы:

развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

развиваются пространственное воображение и мышление;

сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Календарно-тематический план занятий

для старшей группы (5-6 лет)

Месяц

Тема, содержание

Октябрь

1. Знакомство с игрой, историей шашек

2. Знакомство с понятиями «вертикаль», «горизонталь», шашечной доской. Правила игры, победа.

3. Закрепление знаний о вертикали, горизонтали, знакомство с диагональю, адресами на поле. Расстановка шашек на поле

4. Знакомство с ходами шашек (тихий, ударный), практическое закрепление знаний

Ноябрь

1. Знакомство с понятием «фланг». Правила игры, практическое закрепление знаний

2. Знакомство с понятием «центр». Правила игры, практическое закрепление знаний

3. Знакомство с понятием «борт». Правила игры, практическое закрепление знаний

4. Знакомство с понятием «полоса дамки». Правила игры, практическое закрепление знаний

Декабрь

1. Заучивание правил, знакомство с дамкой. Пробные партии

2. Заучивание правил, правила ничьей, особенности поведения игроков во время турнира

3. Закрепление знаний о поведении, правилах, пробные партии

4. Самостоятельные партии со сменой соперника

Январь

1. Закрепление знаний о правилах, самостоятельные игры

2. Разнообразие ходов, практическое закрепление

3. Разнообразие ходов, практическое закрепление

4. Наилучшие ходы, практическое закрепление

Февраль

1. Знакомство с игрой «уголки», правила, расстановка шашек

2. Расширение знаний об игре, практическое закрепление

3. Самостоятельные партии

4. Самостоятельные партии со сменой соперника

Март

1. Знакомство с игрой «поддавки», правила, расстановка шашек

2. Расширение знаний об игре, практическое закрепление

3. Самостоятельные партии

4. Самостоятельные партии со сменой соперника

Апрель

1. Совершенствование навыка игры в шашки

2. Знакомство с турнирной таблицей

3. Самостоятельные партии с использованием турнирной таблицы

4. Викторина на знание правил игры

Май

1. Подготовка к турниру, совершенствование навыка игры

2. Подготовка к турниру, совершенствование навыка игры

Шашечный турнир

Календарно-тематический план занятий

Для подготовительной группы (6-7 лет)

Месяц

Тема

Октябрь

1. Знакомство с шашками, диагностика навыков игры в шашки, история о появлении шашек

2. Правила игры, расширение знаний о шашечном поле, адресах на нём

3. Закрепление знаний о диагонали, вертикали, горизонтали, упражнения на определение адресов

4. Закрепление знаний о понятиях «центр», «фланг», заучивание правил

Ноябрь

1. Закрепление знаний о понятиях «борт», «полоса дамки», заучивание правил

2. Заучивание правил. Правила ничьей и победы.

3. Особенности поведения игроков во время турнира, практическое закрепление материала

4. Разнообразие ходов, практическое закрепление

Декабрь

1. Наилучшие ходы, практическое закрепление

2. Наилучшие ходы, практическое закрепление

3. Викторина на знание игры

4. Соревнование. Выявление лучших шашистов

Январь

1. Знакомство с игрой «волк и овцы», правила, расстановка шашек

2. Расширение знаний об игре, практическое закрепление

3. Самостоятельные партии

4. Самостоятельные партии со сменой соперника

Февраль

1. Знакомство с игрой «уголки», правила, расстановка шашек

2. Расширение знаний об игре, практическое закрепление

3. Самостоятельные партии

4. Самостоятельные партии со сменой соперника

Март

1. Знакомство с игрой «поддавки», правила, расстановка шашек

2. Расширение знаний об игре, практическое закрепление

3. Самостоятельные партии

4. Самостоятельные партии со сменой соперника

Апрель

1. Совершенствование навыка игры в шашки

2. Дидактические задания, шашечные задачи

3. Самостоятельные партии с использованием турнирной таблицы

4. Самостоятельные партии с использованием турнирной таблицы

Май

1. Подготовка к турниру, совершенствование навыка игры

2. Подготовка к турниру, совершенствование навыка игры

Шашечный турнир

Таким образом, можно сказать, что удачная реализация составленного перспективного плана на два года обучения, в соответствии с поставленными целями и задачами, поможет развитию логического мышления дошкольников. Занятия рассчитаны по одному на каждую неделю месяца соответственно. Использование героев и их сюжетной линии позволяет сохранять мотивацию во время всего обучения, где каждое занятие – это новые приключения этих троих героев, рассказы из их жизни.

Заключение

Обобщая всё, выше описанное, можно сказать, что логическое мышление, логика, имеет важное значение для человека, играет важную роль в его жизни, а потому важным в дошкольном возрасте становится развитие логических операций.

Мышления человека развивается на протяжении всей его жизни, в процессе его деятельности. Мышление имеет свои особенности на каждом возрастном этапе. Умение понимать жизненную задачу, проводить её анализ, синтез, абстрагировать, обобщать и конкретизировать человек учится ещё в детстве на игровых ситуациях, заданиях.

Проблема развития логического мышления ребёнка является одной из наиболее важных задач, от решения которых зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование продуктивного мышления, внутренней потребности и способности к самостоятельному добыванию знаний, умения применять имеющийся багаж знаний на практике, в творческом преобразовании действительности.

Так в детских садах применяются различные игры, упражнения, задания, с помощью которых педагоги проводят работу по развитию логического мышления детей-дошкольников.

Однако само логическое мышление начинает проявляться в старших группах, хоть и берёт предпосылки своего становления ещё с самого раннего возраста.

Целью нашей работы являлось выявление влияния игры в шашки на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Первая поставленная задача была решена в первой части первой, теоретической, главы. Путём анализа литературы, различных источников, авторов, мы изучили понятие и особенности и возрастные периоды мышления, а, следовательно, особенности становления и развития логического мышления. Изучили основные составляющие логического мышления – мыслительные процессы.

Вторая задача была решена во второй части первой главы через анализ психолого-педагогической литературы, статей и практических работ, в ходе чего установили благотворное влияние на развитие логики детей интеллектуальных игр, в частности шашечных игр. Рассмотрели виды и особенности игр, методику обучения дошкольников этим играм.

Третья задача находит своё отражение в целесообразной подборке диагностик уровня развития логического мышления с полным описанием её действия, оценок и анализа этих оценок во второй главе.

Также во второй главе в ходе выполнения последней задачи была составлена рабочая программа кружка «шашки» на 2 года с полным календарно-тематическим планом занятий.

Таким образом, гипотеза нашего исследования была подтверждена на теоретическом уровне, все поставленные задачи выполнены

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3