• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Дата публикации: 09.06.2020

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение:

Населенный пункт: Иркутская

Файл публикации





АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Тимошенко Антонина Владимировна,

учитель начальных классов

«Средняя общеобразовательная школа №9» г. Зимы

«Мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». В.Сухомлинский.

Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, является уч

стие родителей обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы  образовательного учреждения и  условий ее реализации. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Необходимо сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Есть такой старый школьный афоризм: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Особенно теперь, в век информационных технологий, когда родители получают много негативной информации о школе, чаще всего не в защиту учителя. Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью» и интуицией. Он должен помнить, что для родителей их сын или дочь – самые лучшие дети в мире. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Но жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. И поэтому именно школа должна помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Уже никто не удивляется, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Родители с большим нежеланием идут на собрания. Они уверены в том, что ничего полезного они там не услышат. Поэтому я в приглашении родителей на собрание всегда оговариваю рассматриваемые вопросы. Наряду с тематическим выступлением и общими вопросами включаю один вопрос, который действительно может заинтересовать родителей. Например: Практикум: «Давайте попробуем написать проект». Диспут: «Как сделать портфолио действительно творческим?» и др.

 Использование активных форм работы с родителями повышает интерес к внеклассным мероприятиям в школе, улучшает отношение к школе в целом и к педагогу, в частности.

Представьте себе начало родительского собрания. Родители все разные, большинство уставшие, молчаливые, пассивные. Как с ними поздороваться, как преодолеть неловкость, как создать веселую, непринужденную обстановку, сплочение?

Обычно я начинаю собрание с весёлых ситуаций, произошедших с их детьми. Ну, например: На дне здоровья дети обедают и угощают друг друга молоком, слышу вопрос: А это молоко коровье? Ответ: Нет, магазинное.

А если надо образовать группы, то можно предложить интересный метод – приветствие «Найди похожих».

Я говорю фразы (утверждения) и тот, кому они подходят – выходит в круг. Например:– Кто пришел в брюках? - Кто пришел в юбке?- У кого есть часы? И т.д.Таким образом, все родители разбиты на группы. Можно придумать шуточные утверждения вперемежку с серьезными. Это разрядит обстановку.

2. Очень часто родители учащихся 1 класса, придя на собрание, не знают друг друга. Очень сложно организовать доверительную беседу или прийти к какому-то коллективному решению проблемы, если родители работает не дружно. В такой ситуации можно применить метод – знакомства «Общее и частное».

Проведение:Каждый участник получает лист бумаги. На листе нужно написать: в середине имя, вокруг – восемь ответов на поставленные вопросы об участнике – всем одинаковые. Каждый заполняет ответы и прикрепляет на грудь.1. Любимый цвет2. Любимое домашнее животное3. Любимый спорт4. Фильм5. Песня6. Что любите смотреть по телевизору7. Любимая еда8. Какой предмет любили в школеМожно использовать приём «Шапка вопросов».

Суть «шапки вопросов» (ее, кстати, придумала А.П. Ершова) в том, что родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, кладут их в шапку, потом вытягивают - кому какая достанется и отвечают.

 Использование активных форм работы с родителями повышает интерес к внеклассным мероприятиям в школе, улучшает отношение к школе в целом и к педагогу, в частности.

Особенно новым для родителей в обучении своих детей является проектная деятельность. Во время своей учёбы в школе они не сталкивались с такой деятельностью. Выполнение проектов может помочь вовлечь родителей в совместную учебную работу. Работая над ними вместе с детьми, семья не только становится активным участником системы «семья-школа», но и укрепляет «семейные узы». Ведь совместная творческая деятельность всегда объединяет. Тематические собрания по выполнению проектов не принесли ожидаемых результатов, поэтому для родителей я провела 2 практикума: «Как правильно выполнить проект». Родители были разделены на группы. Каждая группа получила тему проекта. Они попытались поставить цели к данному учителем проекту, наметить план выполнения, сделать выводы и продумать продукт проекта. Всем было очень интересно. После этого дети не стали пачками нести проекты, скаченные с интернета. Кстати, оформление проектов в форме лэпбуков было предложено именно родителями.  Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье. Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют смысловым чтением. А в ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер. Для привития любви к чтению родители организовали экскурсию в городскую библиотеку, где ребята познакомились с интересными выставками и поучаствовали в мероприятии совместно с родителями. И последнее родительское собрание было проведено в форме практикума «Виды работы с текстом» именно по этому вопросу.

По-прежнему значимым вектором работы остается проведение совместных с родителями досуговых мероприятий.

Совместные спортивные конкурсы помогают увидеть что взрослые и дети - это дружный коллектив, в котором дети учатся уважать друг друга, чувствуют поддержку и взаимопонимание. Время, проведенное вместе, позволяет создать здоровую атмосферу, развивает убеждение в том, что тесно сотрудничая, родители могут сделать очень много как для детей, так и для себя. Мои родители активные участники конкурсов «Мама, папа, я – спортивная семья», «Дней здоровья». Вместе с родителями мы провели велопробег, где дети действительно поняли, как родители за них переживают и в любую минуты готовы прийти им на помощь.

В моём классе есть родители с педагогическим образованием, не работающие в нашей школе. Они подготовили и провели викторину «Прикоснись к природе сердцем!». Дети были удивлены, увидев родителей в роли учителей.При подготовке и проведение таких мероприятий родители ещё больше сближаются между собой, ближе узнают друг друга.

Профориентация учащихся одно из направлений реализации ФГОС. Эта работа позволяет развивать у младших школьников навыки самооценивания, развитие рефлексии и прививает любовь к труду. Кроме участия детей и родителей в конкурсах «Азбука профессий», «Дядя Стёпа», родители помогли организовать экскурсию детей на Зиминский хлебозавод. Это мероприятие оставило наибольшее количество откликов и впечатлений у детей. Они были поражены, какое количество нужной и полезной продукции выпускает наш хлебозавод.

Участие семей в ярмарках знакомит детей с профессией продавец.

В целях социализации личности с детьми и с родителями мы посещаем и к/т «Россия», ходим вместе на цирковые представления. Вместе посетили художественную выставку «Место встречи с искусством».

Проявленные выдумка и фантазия взрослых, общение детей со своими мамами и папами в кругу одноклассников в свободное от учёбы время, чувство гордости, радости за своих близких, убеждает в том, что сотрудничая, мы можем сделать много как для детей и их родителей, так и для себя самих. Эти формы работы сплачивают не только детский, но и родительский коллективы.

Литература

Учителю о педагогическом общении: Кн.для учителя. –М.: Просвещение, 1987. – 190с.

Журнал: «Первоклассные родители» №2,