• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Дата публикации: 10.06.2020

Должность: Преподаватель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Московская область, г. Воскресенск

Файл публикации





Наука и образование

Баринов А.Н. ГБПОУ МО «Воскресенский колледж»,

преподаватель

Какую функцию, какую роль и какое место должна занимать наука в системе образования?

Неизменными, вне зависимости от социально – экономического строя, являются следующие установки, известные нам еще с советских времен.

функция науки в образовании: воспитательная, обучающая и

стимулирующая к получению знаний;

роль: ориентиры образовательных вершин;

место: центральное, объединяющее образование всех уровней.

И в то время эти установки работали: воспитывая, обучая, ориентируя и объединяя.

При сохранении таких установок на всех образовательных уровнях (школа, колледж, техникум, ВУЗ) в социальной среде будет сформировано уважительное, бережное, я бы сказал трепетное отношение к научной деятельности и людям, работающим в этой сфере.

Появилась бы ясность в понимании научной деятельности и научного знания.

Исчезла бы «коммерческая легкость» в получении ученых степеней и званий, массовость в ощущении того, что ученым может быть каждый, даже в отсутствии должного образования.

А ведь это то, что нужно сегодня Российской науке, чтобы в ближайшее время почиститься от накопившегося «мусора» и перейти к созданию реальных научных коллективов и школ, перейти к реальным делам.

Какова же роль образования в этом процессе?

Что мы, как учителя, педагоги сможем и должны сделать уже сейчас?

Ну, во-первых, мы сами должны четко осознать, что образование – это «социально-массовое» пространство, а наука никогда не может быть «массовой». Можно ввести в государстве обязательный для всех уровень образования, а применительно к науке – это абсурд. В науке результативно может работать далеко не каждый, даже отличник школы или ВУЗа не всегда может быть успешным в научной деятельности. Для того, чтобы это почувствовал школьник, студент, в образовательной сфере должны быть созданы условия, где каждый мог бы попробовать себя в научной работе и сознательно сделал вывод: «Мое это, или не мое». Научные кружки, конференции, во многом решают эту задачу. Однако, сейчас участие школьников, студентов в научных мероприятиях больше директивное, чем добровольное. Это зачастую превращает конференции, работу научных кружков в формальный, малоэффективный и даже скучный процесс. Главная причина здесь, по-моему, в формальном и неправильном ведении научных исследований отдельными педагогами. Работают «без огонька», что в науке недопустимо. Лучше вообще не заниматься научной работой, чем заниматься ей «из-под палки».

Глубоко поняв и прочувствовав этот далеко не полный перечень реально существующих проблем, наша задача довести их до «ума и сердца» наших учеников. Тем самым мы сделали бы существенный шаг на пути возрождения и укрепления позиций отечественной науки и образования.