МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРИЕМА «СВЕРЧОК. САМАЯ ЧИСТАЯ КОМНАТА» КАК СРЕДСТВО РКАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В СОЗДАНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
ВОСПИТАЕЛЯ: САДЫКОВОЙ С.Д.
ЦЕЛЬ: Развитие социально-бытовых умений. Воспитание потребности опрятного, бережного и эстетического отношения к своему жилому пространству.
ЗАДАЧА: Сформировать навыки хозяйственно-бытовой деятельности по поддержанию чистоты и порядка в проживаемом помещении. Воспитывать аккуратность, потребнос
ть поддерживать порядок в комнате.Важнейшим принципом социальной политики государства является приоритетность оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Россия стремится достичь высоких стандартов оказания социальной помощи гражданам и в этой связи очень важно обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграции в общество для несовершеннолетних.
Успех такой интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой деятельности человека, его способности организовать свой быт, свое жизненное пространство. Помочь в этом детям, находящимся в социально-реабилитационном центре – одна из главных и актуальных задач для специалистов социально-реабилитационных центров.
Дети, проживающие в благополучных семьях, овладевают социально-бытовыми знаниями, умениями и навыками, наблюдая за культурой быта, поведения, взаимоотношения родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер в домашних условия, сопровождая их на улице, в магазине, в гостях и т.п. Ребенок подражает их манере поведения, общения, речи, приобретая положительный опыт. Он стремится самостоятельно или по поручению взрослых выполнить хозяйственно-бытовую работу, получая при этом необходимые указания, инструкции, подсказки, а главное одобрение и похвалу.
В неблагополучных семьях происходит иначе. Не получая должного воспитания и развития со стороны родных, дети овладевают негативными представлениями, навыками и умениями в семье, в социуме, и прежде всего в социально-бытовом плане.
Дефицит социально-бытового опыта у несовершеннолетних проявляется в неумении устанавливать личные и деловые контакты со сверстниками и взрослыми (сотрудниками, учителями), в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в беспомощности в самообслуживании, в неуверенности и незнании как поступить в той или иной жизненной ситуации.
Основные направления воспитательной работы по формированию социально-бытовых компетенций (знаний, умений, навыков) должны быть направлены на:
- развитие социального интеллекта;
- повышение уровня социальной компетентности;
- повышение уровня саморегуляции, адаптивных возможностей;
- формирование у детей знаний о самостоятельной жизни;
- практическое обучение жизненно необходимым умениям и навыкам, способствующим социальной адаптации;
- повышение общего уровня развития детей.
К числу основных условий успешного формирования навыков социально-бытовой деятельности относятся:
Рационально организованная обстановка.
Четкий режим дня.
Профессионально грамотное руководство – использование различных приемов способов, методов и форм работы.
Важно, что при решении этих задач, параллельно с формированием социально-бытовых умений и навыков, воспитанники расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимые социальные компетенции:
- положительные качества личности: трудолюбие, аккуратность, терпение;
- нравственно-волевые качества личности: доброту, отзывчивость, взаимопомощь и взаимоподдержку;
- элементы трудовой культуры: организация труда, бережное отношение к вещам, своим и Центра, бережное отношение к потреблению ресурсов (вода, электроэнергия);
- строгое соблюдение правил безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
- творческое отношение к домашнему труду;
- развитие физических качеств (ловкость, скорость) и когнитивных функций (память, внимание, фантазия, наблюдательность, находчивость, воображение).
Для активизации детей и привлечения их к социально-бытовой деятельности используются разнообразные приемы и методы работы.
В данной методической разработке мною предложен воспитательный прием «Сверчок. Самая чистая комната». Он отрабатывался и сформировался с позиции реабилитационно-воспитательной направленности и эффективности этой формы работы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста - воспитанников квартиры «Пансион» СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом».
Внедрение в практику работы данного приема является совместным творческим подходом воспитателей к работе по формированию социально-бытовой деятельности, имеет некоторую степень новизны и обеспечивает единство педагогических требований в этом направлении. Это значит, что внедрение нового приема воспитательной работы предполагает, что в данном мероприятии принимают участие все воспитанники в возрасте от 6 до 12 лет на основе скоординированной работы воспитателей и помощников воспитателей.
Перед внедрением методического приема с воспитанниками проводилась предварительная работа в рамках формирования здорового образа жизни. Это знакомство с пословицами и поговорками о чистоте и здоровье, отгадывание загадок, решение кроссвордов, проведение викторины о здоровом образе жизни, чтение литературных произведений, просмотр мультфильмов. Проводились беседы, занятия, лекции о культуре быта. Воспитанники овладевали практическими навыками бытовой деятельности: уборка постели, уборка в шкафах с одеждой, игрушками, школьными принадлежностями, смена постельного белья и т.п.
Методическая разработка укладывается в четкую последовательность действий, позволяющую использовать ее для мотивации, инициативы и самостоятельности воспитанников к осуществлению деятельности.
Новизна методической разработки заключается в том, что каждый ребенок в ходе участия и выполнения действий получает определенные навыки, нарабатывает полезные привычки правильного поведения, получает новые впечатления от увлеченности процессом, тем самым получая необходимый социальный опыт. А замена принуждения желанием, которое порождает успех, вовлекает в самостоятельное и созидательное дело. В результате чего отрабатываются умения:
- оказывать и принимать помощь;
- адекватно реагировать на успех и неудачу;
- развитие инициативы к осуществлению деятельности.
Воспитатели отслеживают сформированность навыков и умений у воспитанников, освоение и усвоение опыта данной деятельности.
Методика имеет соревновательный элемент. В итоге выполнения поставленных заданий за лучшие результаты вручается значок «Сверчок». Если вначале реализации разработки значок присваивался одной комнате, то через пять месяцев вручается два и даже три значка.
Опробирована система оценки порядка в комнатах не только взрослыми, но и самими воспитанниками. Оказалось, что дети более требовательны и пытливы в оценке результата работы друг друга.
Добавлю, если вначале методический прием применялся ежедневно, систематически, то далее, в результате выработки ответственного и аккуратного отношения к поддержанию чистоты и порядка прием тал использоваться один-два раза в неделю. Дети также оживленно приступают к процессу, как только услышат: «Сегодня к нам в гости собирается Сверчок! Будем подводить итоги!».
Формирование у воспитанников социально-бытовых знаний, умений и навыков может считаться завершенным, если ребенок овладел их содержанием настолько, что способен подсказывать и учить других. По результатам проведенных мероприятий в рамках данной методической разработки у воспитанников формируются понятия о необходимости проведения уборки и поддержания порядка, соблюдения личной гигиены, формируются навыки самообслуживания. Навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых становится потребностью, подготовкой к будущей самостоятельной жизни. Поэтому задача педагогов помочь каждому ребенку осознать полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться в семье, в обществе.
Сравнение первичной и итоговой диагностики позволяет сделать вывод, что в процессе реабилитации несовершеннолетних наблюдается положительная динамика в социальном развитии воспитанников. Позитивные изменения отмечаются у всех детей, и в полной мере у тех воспитанников, кто прошел полный курс реабилитации в учреждении.