• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

"Развитие творческого воображения с использованием нетрадиционной технике рисования"

Дата публикации: 15.06.2020

Должность: студет

Учебное заведение:

Населенный пункт: г.Соликамск

Файл публикации





Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Соликамский социально-педагогический колледж

имени А.П. Раменского»"

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения

по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса

Тема:

Развитие творческого воображения с использованием нетрадиционно

й техник рисования у детей старшего дошкольного возраста

Выполнил:

Шевелёва Вера Шухратовна

В-41

(фамилия имя отчество)

(группа)

44.02.01 Дошкольное образование

(наименование специальности)

Руководитель:

Мазунина Наталья Михайловна

преподаватель

(Фамилия имя отчество, должность)

Защита состоялась

Оценка

Соликамск, 2020

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические основы использования нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения в старшей группе………. 9

Понятия, функции, особенности развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте.................................................. 9

Виды нетрадиционной техники рисования1.3 Влияние нетрадиционных техник рисования на развитиетворческоговоображения в старшей группе………………………………… . ……………………………. 17

3 Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения в старшей группе……………………….. 22

Глава 2. Исследование уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования............................................................................................................. 26

2.1 Подбор диагностики на развитие творческого воображения с использованием нетрадиционных техник рисования………………………. 26

2.2 Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционной технике рисования ………………………………………… 31

2.3 Методические рекомендации педагогам по организации продуктивной деятельности посредством нетрадиционной технике рисования для развития творческого воображения…………………………………….. 34

Заключение……………………………………………………………… .40

Список литературы……………………………………………………… 43

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе творческое воображение становится определяющим во всей практической деятельности человека. Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обуславливают необходимость изменений в содержании и организации педагогического процесса. Это требует от педагога поиска новых способов и методов для развития ребёнка. Внутренние резервы современных детей раскрываются в различных видах предпочитаемой деятельности: изобразительной, игровой, литературной. Но в отличие от сверстников прошлых лет, современный ребенок уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортней и все можно успеть. [32]

Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации образовательно-воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей дошкольного возраста.

Художественно-эстетическое развитие (п.2.6 ФГОС ДО) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [1]

Актуальным является решение задач в дошкольном образовательном учреждении, направленных на организацию художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческой инициативности, самостоятельности, формирования мира личностных смыслов и практического опыта.

Стратегическую линию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяет задача направленного и последовательного формирования основ художественно-эстетической культуры в целях содействия формированию у ребёнка эстетического отношения к миру и гармонизации мировосприятия картины мира.

Активное применение педагогических технологий в образовательном процессе вызвано необходимостью реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что способствует совершенствованию методической работы с педагогическими кадрами дошкольных образовательных учреждений, призванных осуществлять воспитательно-образовательный процесс на основе новых педагогических технологий.

Педагогическая технология художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста выстраивается из алгоритмических компонентов: цель художественно-эстетической деятельности – интерес к творчеству – художественно- творческая деятельность – самоконтроль – коррекция – продукт творческой деятельности ребёнка.

Практика работы показывает, что реализация технологии художественно - эстетического развития детей в творческом образовательном пространстве ДОУ обеспечивается соблюдением следующих организационно-педагогических условий, созданных педагогом: 1. проектирование творческой личности ребёнка в образовательном пространстве ДОУ; 2. осуществление творческой деятельности на основе ценностей культуры в сотворчестве педагога и ребёнка; 3. синтез художественных средств разных видов искусств; 4. интеграция видов художественной деятельности в творческом процессе; 5. проектирование и конструирование технологических карт художественно -творческого развития детей и т.д.[1]

Современные дети в большей степени ориентированы на творчество, креативность, самостоятельность. Это яркая черта маленьких граждан современности. Только творческий человек может двигать общество вперёд к прогрессу. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связанны с общими интеллектуальными способностями человека.

В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток на уровень выполняемой деятельности, на стиль общения с людьми, на осознание своих достоинств и недостатков. Формирование творческой личности, которая способна оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуация, действовать инициативно и креативно - является главной задачей для современной системы как школьного, так и дошкольного образования.

Высокоразвитое воображение и умение создавать нечто оригинальное является основной составляющей творческой личности. Творческое воображение является одним из видов воображения, в процессе которого человек самостоятельно способен создать новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение.

Проблемой творческого воображения, креативностью занимались многие исследователи. Среди них В. Н. Дружинин, В. Н. Козленко, Г.Л. Сорокин, Д.Б. Богоявленская, Л. Б. Ермолаева-ТоминаЛ.Д.Столяренко, Л.С. Выготский, Р. М. Грановская, Я. А. Пономарев и мн. др. Из зарубежных исследователей Дж. Гилфорд, Е.Торренс, Л. Терстоун, Р.Мэй и др.

Старший дошкольный возрастможно охарактеризовать активизацией воображения.Этот период в жизни ребенка является сенситивным для формирования воображения.Креативность, как главная составляющая творческого воображения, может проявляться в разных видах деятельности и с разными материалами. Нас интересует изобразительная деятельность. В частности, влияние нетрадиционных методов изобразительной деятельности на развитие творческой стороны личности ребёнка. Изобразительная деятельность - наиболее зрелищный, интересный, доступный вид деятельности для дошкольников. Ребёнок видит результат своей работы, а нетрадиционные техники изобразительной деятельности позволяют создать образ без каких-либо особых технических художественных навыков и способствовать развитию творческого воображения.[5; 10]

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.[8]

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д).Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.Главное  в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.[13; 20]

Объект исследования–развитие творческого воображения детей старшей группы.

Предмет исследования - процесс развития творческого воображения детей старшей группы нетрадиционными техниками рисования.

Цель исследования - изучить возможности развития и активизации творческого воображения детей старшей группы в процессе использования нетрадиционных техник рисования.

Гипотеза: развитие творческого воображения происходит более эффективно при использовании помимо хорошо известных и широко применяемых техник на занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционных техник и приемов.

Задачи:

1) Раскрыть особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

2)Определить особенности изодеятельности детей и значение ее для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

3) Определить возможные пути развития творческого воображения детей старшего дошкольного возрастами посредством использования нетрадиционных техник рисования.

4)Подобрать диагностикуразвития творческого воображения у детей старшей группы и составить перспективный план работы по использованию нетрадиционных техник рисования.

5) Подобрать перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционной техники рисования

6) Разработать рекомендации педагогам по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник рисования.

Методы исследования:

1. Анализ литературы по теме исследования.

2. Обобщение изученного материала.

3. Диагностика творческого воображения.

Практическая значимость:подобранные диагностики творческого воображения, составленный перспективный план по использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения и методические рекомендации могут быть использованы воспитателями ДОУ.

Глава 1. Теоретическиеосновы использования нетрадиционных техник рисования для развития воображения в старшей группе

1.1 Понятия, функции, особенности воображения в старшем дошкольном возрасте

Воображение - это специфически человеческая деятельность, которая возникла и развивалась в процессе труда. Труд - это своеобразное воздействие человека на окружающий мир, изменение действительности, которое имеет целенаправленный и планомерный характер. Прежде чем сделать что-либо, человек воображает либо представляет, что надо делать и как он будет делать. Еще до того как изготовить либо построить материальную вещь, он мысленно воссоздает ее в своей голове. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто ими, составляет одну из характерных особенностей труда, которая отличает человеческую деятельность от поведения животных, изменяющих природу «без всякого намерения с их стороны» и, не имея представления о том, что будет сделано [4].Воображение необходимо как в практической, так и в теоретической деятельности людей.

По мнению А.А. Люблинской, воображение представляет собой некоторый отход или «отлет» от действительности [13]. Человек придумывает то, что еще не существует на самом деле, а в некоторых случаях даже то, что нельзя реализовать на практике или, что вовсе не может существовать. Но своим источником воображение всегда имеет объективную реальность. Следовательно, воображение является одной из форм отражения действительности.Процесс воображения характерен только для человека и выступает необходимым условием осуществления эффективной трудовой деятельности.

По мнению Л.С. Выготского, воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления либо идеи. Человек наделен способностью мысленно представлять себе то, что в прошлом никогда не видел, не делал или не воспринимал [2;7].

Творческое воображение - это способность человека к построению новых образов посредством переработки психических компонентов, которые были приобретены в прошлом опыте.[31]

По мнению Н.Р. Ветрука, воображение - это психический процесс создания образа предмета либо ситуации посредством перестройки имеющихся представлений. Воображение является частью сознания личности, это один из познавательных процессов, который можно охарактеризовать высокой степенью наглядности и конкретности.

Рассмотрим виды творческого воображения, которые выделяются в психологии.

В психологии выделяют несколько видов творческого воображения, среди которых основными являются пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение подчиняется желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные личностью потребности. Воображение выступает при этом в качестве замены деятельности, ее суррогатом, из-за чего человек отказывается от необходимости осуществлять какие-то действия [11].

В данном виде воображения происходит нереальное, то есть мнимое личностью удовлетворение какой-либо потребности либо желания.

Активное воображение практически во всех случаях направлено на решение творческой либо личностной задачи. В активном воображении мечтательность и «беспочвенные» фантазии практически не присутствуют, так как активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение, пробуждается задачей и ею направляется, то есть оно определяется волевыми усилиями человека и поддается волевому контролю. Активное воображение заключает в себе следующие виды:

Воссоздающее воображение, которое является одним из видов активного воображения.

В случаях использования воссоздающего типа воображения происходит конструирование новых образов, представлений у человека в соответствии с воспринятой из вне стимуляцией в виде словесных сообщений (к примеру, таких, как описание, рассказ), схем, чертежей, различного рода условных изображений (символов), знаков; имеет в основе создание тех либо других образов, которые полностью соответствуют описанию. Таким образом, человек наполняет исходный материал образами, которые у него уже есть.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в процессе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, которые представляют определенную ценность для других людей либо общества в целом и которые воплощаются в достаточно конкретные оригинальные продукты деятельности.

Творческое воображение предусматривает самостоятельное создание образа, вещи, признака, которые не имеют аналогов.

Рассмотрим приемы творческого воображения.

Образы творческого воображения, как правило, создаются путем различных приемов в процессе осуществления интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения выделяют два типа такого рода интеллектуальных операций. Первый - операции, с помощью которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на базе которых перерабатывается уже готовая продукция [2; 6].

Один из первых психологов, который занимался изучением процессы творческого воображения, был Т. Рибо, выделивший две основные операции: диссоциацию и ассоциацию [29].

Диссоциация является отрицательной и подготовительной операцией, в процессе которой раздробляется чувственно данный опыт. В итоге такой предварительной обработки опыта элементы его способны создавать новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация является первым этапом творческого воображения, этапом подготовки будущего материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для развития творческого воображения.

Ассоциация - это создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация - это начало новых сочетаний, новых образов. Помимо этого, выделяют и другие интеллектуальные операции, к примеру, способность мыслить по аналогии с частными чисто случайным сходством.

Творческое воображение - это творческий процесс. Г.Уоллесом выделено четыре стадии процесса творчества: подготовка, созревание, озарение и проверка. Данная модель претерпела со временем только несущественные изменения. На современном этапе ведущими исследованиями творческого воображения являются исследования, проведенные Дж. Гилфордом и Э.П. Торренсоном [31].

Дж. Гилфорд понимает под творческим воображением систему качественно различных факторов, располагающихся внутри общей схемы интеллекта. Дж. Гилфорд выделяет четыре основных фактора творческого воображения [26]:

Оригинальность, под которой понимается способность продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы.

Семантическая гибкость, под которой понимается способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.

Образная адаптивная гибкость, под которой понимается способность изменить форму стимула таким образом, чтобы появилась возможность увидеть в нем новые возможности;

Семантическая спонтанная гибкость, под которой понимается способность продуцировать новые идеи в достаточно ограниченной ситуации.

Проблемы творческого воображения широко разрабатывались и в отечественной психологии. На современном этапе исследователями ведется поиск интегративного показателя, который характеризует творческую личность. Данный показатель (критерий) определяется в качестве определенного сочетания интеллектуальных и мотивационных факторов либо же рассматривается в качестве непрерывного единства процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого воображения, в частности [12].

Данное обстоятельство дает возможность говорить о наиболее важном законе, которому подчиняется творческое воображение - это творческая деятельность воображения, находящаяся в непосредственной зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. По этой причине прошлый опыт представляет материал, из которого впоследствии создаются построения фантазии.

Главными составными элементами творческого воображения - это, как уже говорилось выше, являются диссоциация и ассоциация воспринятых человеком образов, впечатлений.

Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, и посредством этого дает возможность получать новые, порой неожиданные, результаты.

Процесс получения новых знаний связан с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. К примеру, дети дошкольного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Данный вид творческой деятельности дает возможность ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыться как личность. Потому что художественная деятельность выстраивается на активном воображении, творческом мышлении. Реализации данной функции творческого воображения позволяют ребенку взглянуть на мир по-новому.

Творческое воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка [32]

-построение образа конечного результата его деятельности;

-создание программы поведения в ситуации неопределенности;

-создание образов, которые способны заменить деятельность;

-создание образов описываемых объектов.

По мнению В.Н. Брушлинского, что творческое воображение яляется одной из форм мышления. Развитие творческого воображения, по мнению ученого, проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельности. Эту связь отражает так называемая «кривая Рибо» [3].

Творческое воображение и фантазия свойственны каждому человеку, но в силу индивидуальных особенностей, все имеют отличия по направленности этой фантазии, ее силе и яркости. Творческому воображению свойственно активность, действенность. Творческое воображение имеет непосредственную связь с интересами личности. Интерес определяется в качестве эмоционального проявления познавательной потребности, выражающийся в направленности человека на определенную деятельность, которая имеет определенное значение для личности. Началом формирования интереса выступает эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.

Интересы играют большую роль в жизни человека, так как они способны проявляться в положительных эмоциях человека, чем вызывают чувство удовлетворения от практической деятельности.

По мнению Л.С. Выготского, интерес способен активизировать состояние коры головного мозга. С целью развития творческого воображения у ребенка необходимо, прежде всего, формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру [5].

Дошкольника, как правило, интересует буквально все. Проявление данного интереса имеет объективную целесообразность, так как именно интерес способствует расширению жизненного опыта ребенка, знакомит его с разными деятельностями, способен активизировать его различные способности. Несмотря на это, в действительности узнать, увидеть, «попробовать все» не всегда посильно ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Процесс, в котором протекает фантазия, способен обогатить опыт ребенка, ввести его в воображаемой форме в ситуации и сферы, которые он не встречает в реальной жизни. Посредством фантазий, ребенок способен попасть в такие ситуации и пробует такие виды деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны.

В более яркой форме фантазия сливается с интересом в игровой деятельности. По этой причине многие методики, которые направлены на развитие творческого воображения и интересов, основываются на принципе фантазирования в процессе осуществления игровой деятельности.

Таким образом, используя методические приемы, которые построены на воображении, можно в большей степени улучшить успехи ребенка в интересующих его видах деятельности.

Человек обладает способностью представлять образы предметов и явлений, которых он никогда не видел.Воображение, прежде всего, направлено на осуществление практической деятельности человека. Прежде чем осуществить какое-либо действие, человек мысленно представляет, что надо сделать, каким это образом необходимо будет делать, и как это будет выглядеть (результат). Таким образом, он планировано мысленно создает образ материальной вещи, которую в дальнейшем он будет реализовать в процессе осуществления практической деятельности.

Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний временных связей, сформированных в прошлом опыте человека. При этом простая актуализация временных связей, которые уже есть, еще не приводит к созданию нового. Создание нового предусматривает сочетание, образующееся из временных связей, которые до этого не вступали в сочетание друг с другом. Немаловажную роль в данном психическом процессе имеет слово.Слово - это источник возникновения образов воображения, которое контролирует их путь становления, выступает конкретным средством их удержания, дальнейшего закрепления и изменения [2].Источником воображения является объективная реальность, в которой осуществляет деятельность человек. В психологии выделяется несколько видов воображения, среди которых основные являются пассивное и активное воображение. Пассивное принято делить на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидная фантазия). Активное воображение заключает в себе артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Достаточно близко к приведенным выше видам воображения находится эмпатия, то есть способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

Характеризуя процесс воображения, необходимо отметить, что воображение реализует в жизни человека ряд специфических функций:

Первая функция заключена в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая определенные задачи. Реализацию данной функции воображения связывают с процессом мышления.

Вторая функция воображения заключена в том, что она призвана регулировать эмоциональные состояния. Посредством воображения человек обладает способностью хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная функция получила особую разработку в психоанализе.

Третью функцию воображения связывают с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, таких, как восприятие, внимание, память, речь, эмоции.

Четвертая функция воображения заключается в том, что оно участвует в формировании внутреннего плана действий, которая выражается в способности выполнять их в уме, при этом осуществляя манипуляции образами.

Пятой функцией является планирование и программирование деятельности, составления определенных программ, оценивания их правильности и эффективности, самого процесса реализации.

Таким образом, особенности развития воображения у детей старшего дошкольного  возраста состоят в том, что в дошкольном возрасте воображение еще очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны – непроизвольным характером.[30]Воображение в старшем дошкольном возрасте становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов; воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.

Виды нетрадиционных техник рисования

Продуктивная деятельность, в том числе нетрадиционная техника рисования, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б.М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей... Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи»[35]

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать? что я смогу нарисовать этим материалом?). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. [9]

Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т.д.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Для достижения поставленных целей и задач в работе используются доступные для детей дошкольного возраста нетрадиционные техники рисования.

1.Тычок жесткой полусухой кистью: используется в любом возрасте.Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом,заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2. Рисование пальчиками – используется с двух лет.Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Оттиск пробкой – используется с трех лет.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

4. Оттиск печатками из картофеля – применяется возрасте от трех лет.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

5. Оттиск поролоном – применяется возрасте от четырех лет.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

6. Оттиск смятой бумагой – применяется возрасте, от четырех лет.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

7. Восковые мелки + акварель – применяется возрасте,от четырех лет.Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

8. Печать по трафарету – применяется возрасте, от пяти лет.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой, трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

9. Кляксографияобычная – применяется возрасте от пяти лет.Средства выразительности: пятно.Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается,изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

10. Кляксография с ниточкой – применяется возрасте от пяти лет.Средства выразительности: пятно.Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

11. Набрызг – применяется возрасте от пяти лет.Средства выразительности: точка, фактура.Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

12. Отпечатки листьев – применяется возрасте от пяти лет.Средства выразительности: фактура, цвет.Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие, гуашь, кисти.Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно.

13. Рисование штрихом. С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

14. Рисование на камне.

15. Роспись фигур из солёного теста и ракушек.

Таким образом, необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.[32]

1.3 Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения в старшей группе

Развитие творческого воображения детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. На значение воображения и фантазии в жизни ребенка дошкольного возраста обращали внимание практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития, в их числе В. Штерн, Д. Дьюи, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн. Многие педагоги современности Т. Н. Доронова, Д. И. Воробьева, А. В. Шестакова, Л. В. Костина, 3.И. Теплова стремятся создать новые технологии, позволяющие более эффективно развивать творчество детей через продуктивную деятельность.

Творческое воображение является предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, условием творческого преобразования окружающей действительности, способствует саморазвитию личности [6;9].

Воображение - это процесс порождения образов в отсутствии реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Воображение находится в тесной связи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью. Деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека. Все образы воображения основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. Воображение, как и другие познавательные процессы, нуждается в развитии. Оно возникает и развивается в процессе основных видов деятельности игры, труда, учения, общения, в том числе через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству. [14]

Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.Казакова Тамара Гавриловна разработала занятия с использованием нетрадиционных техник рисования, цель которых - создать педагогические условия для развития творческого воображения старших дошкольников через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Система включает 8 обучающих занятий по рисованию: сформулированы их цели, подобраны необходимые средства обучения, перечислено оборудование, раскрыты основные моменты реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях со старшими дошкольниками. Каждое из занятий имеет тему: природа, времена года, праздники, сказки. Это способствует приданию личностного смысла художественному творчеству детей. [15]

Нетрадиционные техники рисования, отобранные для занятий с детьми 6 лет, способствующие развитию их творческого воображения следующие: пластилинография, предметная и пейзажная монотипия, рисование по мокрой бумаге, рисование с использованием соли, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, рисование ватой по бархатной бумаге, техника резервирования. Используя перечисленные техники рисования, дети, быстро осваивают новые навыки, они сразу готовы к созданию своих художественных произведений по образцу. Интерес детей к самой технике способствует появлению и развитию интереса к предмету, к совместной творческой деятельности [18].

Для занятий воспитателю необходимо готовить красивые и разнообразные материалы, чтобы предоставлять детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов способствуют созданию и поддержанию интереса детей к нетрадиционному рисованию. На таких занятиях обязательно использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети.

С целью развития творческого воображения и фантазии старших дошкольников воспитатель может показать детям специальные упражнения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. [23]

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом, ватой по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение, память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания [4].

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно заключить, что с целью повышения результативности работы с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, воспитателю необходимо использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования.

Глава 2. Исследование уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

2.1 Подбор диагностики на развитие творческого воображения с использованием нетрадиционных техник рисования

Во время преддипломной практики в апреле 2020 года была подобрана диагностика на выявление уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Тест Е.П. Торренса «Круги» [37]

Цель проведения диагностики:

1.  Выявить уровень творческого воображения детей.

2.  Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения

Характер диагностики: естественный педагогический.

Обследование проводится по следующим направлениям:

Задачи: 1. Выявить исходный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста (старшей группы детского сада). 2. Составить цикл занятий, направленный на развитие творческого воображения у детей в изобразительной деятельности.

В основу изучения развития творческого воображения у детей в изобразительной деятельности взяты следующие показатели:

1. Увлеченность в творческом процессе, его результатах – положительное эмоциональное отношение, тщательность разработки идеи по количеству деталей, отображенных в образе. 2. Беглость – способность к порождению большого числа идей с использованием нетрадиционных техник рисования, выраженных в виде рисунков. 3. Гибкость – умение переключаться с проблемы на проблему, при этом ребенок может легко приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации и адекватно на них реагировать. 4. Оригинальность – редкость, нестандартность, новизна, нешаблонность идеи, ее яркое отличие от очевидных, банальных или твердо установленных решений.

Методика проведения:

  Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми

  На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми

Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.

  По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Тест Е.П. Торренса «Круги». Выбор фигурных тестов П. Торренса на творческое мышление (адаптированы Н.П. Щербо, Е.И. Щелбановой) обусловлен доступностью и достаточной простотой обработки результатов, а также приемлемостью показателей к избранному виду деятельности. Каждому ребенку предлагается стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными двумя рядами одинаковых кругов (по 4 штук в ряду). Детям необходимо, используя нарисованные изображения, постараться придумать и изобразить с помощью инструментов и материалов (губки, палочки, кожура картофеля итд.) как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовывать к фигуркам любые детали и объединять их в один рисунок. На выполнение задания даётся 20 минут времени. Количество идей (тем) зависи от способностей ребенка.

Критерии уровня развития творческого воображения дошкольников.

Таблица 1

Критерий

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

«Увлеченность творческим процессом»

- поверхностное выполнение задания – при выполнении задания ребенок пассивен

- выполнение задания с интересом – отвлекаемость

- самостоятельное активное и увлеченное выполнение заданий

«Беглость»

- ребенок трудно переходит от одного изображения к другому – с трудом оформляет каждый следующий образ – требуется помощь взрослого

- ребенок практически свободно переходит от одного изображения к другому – пытается самостоятельно оформить образы – требуется небольшая поддержка взрослого

- ребенок уверенно предлагает и воплощает в рисунках разнообразное количество идей – уверенно, самостоятельно, без помощи взрослого оформляет каждый следующий образ

«Гибкость»

- ребенок не в состоянии поменять стратегию, не может приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации

- ребенок способен переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень близким по содержанию

- ребенок способен легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию

«Оригинальность»

- ребенок следует общепринятым идеям – не выдвигает никаких новых решений – оформленные образы однообразны, похожие друг на друга

- ребенок, в общем, следует общепринятым идеям, но и сам старается выдвинуть нестандартное, новое решение – делает это неуверенно – оформленные образы более разнообразны

- ребенок выдвигает новые и неожиданные идеи – отражает яркие, необычные образы – самостоятельно оформляет образы не похожие друг на друга

Таблица 2

Показатель

Качественная характеристика

Баллы

Гибкость

- заданная фигура используется качественно по-новому

5

- изображает несколько объектов, связанных по сюжету

4

- изображая один объект, включает его в воображаемый сюжет

3

- изображает один объект, но с разнообразными деталями

2

-дорисовывает фигуру на карточке так, что получается контурное, схематичное изображение, лишенное деталей

1

- не принимает задачу на построение образа с использованием данного элемента или изображает каплю, озеро, поляну, солнце, лицо и т.д. – не выходит за пределы фигуры

0

Беглость

- использует большое количество интересных идей, прослеживается связь в единый сюжет

5

- прослеживается сюжетная связь, есть интересные идеи

4

- рисунки наделены своеобразием, присущи элементы индивидуальности

3

- идеи бедны по своему замыслу и однотипны

2

- рисунки нарисованы формально

- малое количество идей

1

- ничего не дорисовано

0

Увлечённость

- активен, увлечен работой, стремится довести дело до конца, тщательно дорабатывает все детали рисунка

5

- работает с интересом, старательно и аккуратно

4

- работает с интересом, но небрежно оформляет рисунки, не доделывает работу до конца

3

- малая активность в работе, решения формальны, хотя и аккуратно представлены

2

- выполняет задание вяло, без особого желания, небрежно

1

- отказывается выполнять задание

0

Оригинальность

- из элементов создает отдельные рисунки, входящие в комбинированный сюжет - дает оригинальное название рисунку

5

- использует дополнительные элементы в создании сюжета, интересное название

4

- формальное использует элементы, но включение их в более сложные сюжеты не происходит

2-3

- использует элементы, включая в простую форму

1

- бессмысленные абстракции, повторяющие рисунок

0

Таблица 3

Уровень развития способностей

Диапазон суммарного балла

Высокий уровень

5

Средний уровень

3-4

Низкий уровень

1-2

Таким образом, по данной диагностике можно наблюдать стойкий интерес к рисованию в нетрадиционных техниках, как дети правильно пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник.

2.2 Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционной технике рисования

Перспективный план составлен на один месяц (апрель) работы по изобразительной деятельности по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционной техники рисования.

Данный материал будет полезен воспитателям старшей дошкольной группы, а так же специалистам дополнительных кружков по изобразительной деятельности.

План направлен на развитие творческих и познавательных способностей и представлен в таблице 1.

Таблица 4

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционной техники рисования

Месяц

Тема НОД

Программные задачи

Материалы, оборудование

Способ нетрадиционного рисования

Апрель

1 неделя

«Золотая рыбка»

Упражнять детей в рисовании мозаичными масками. Развивать чувство цвета.

Альбомные листы формата А4 И А5, акварельные краски, кисточки, простые карандаши, стаканчики с водой, палитра, салфетки, фартуки, иллюстрации с изображением различных рыб.

Пластилинография

Апрель

2 неделя

«Красивые картинки из разноцветных ниток»

Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам

рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.

Альбомный лист с готовым фоном, простой карандаш, клей ПВА, разноцветные отрезки ниток, фломастеры; ножницы, салфетка, фартук.

Рисование щеткой

Апрель

3 неделя

«Космический пейзаж»

Научить новому способу получения изображения - граттажу. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе.

Альбомный лист с готовой основой под граттаж, заостренная палочка (или ручка с пером).

Рисование музыки

Апрель

4 неделя

«Верблюд в пустыне»

Ознакомление с новым приемом рисования - «расчесывание» краски. Освоение нового графического знака - волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки.

Альбомный лист, гуашь, кисточки, стаканчик с водой, пластмассовая вилка, салфетка, картины с изображением растений, животных пустыни.

Рисование штрихом

Таким образом, составленный план работы будет способствовать повышению уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник рисования.

2.3 Методические рекомендации педагогам по организации продуктивной деятельности посредством нетрадиционной техники рисования для развития творческого воображения

На основе изученной литературы, я составила для воспитателей и специалистов дополнительных кружков методические рекомендации при организации и проведения изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной технике рисования.

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.[20]

В деятельности по художественному творчеству необходимо предоставлять детям свободу выбора изобразительных материалов.Необходимо использовать разные материалы: краски, цветные карандаши, мелки. Это даёт возможность ребёнку выбрать художественный материал по желанию, развивается самостоятельность в работе, познавательная и экспериментальная активность, творчество.

Законченные работы обязательно выставляются на доске или раскладываются на столе, ковре в конце занятия. Анализ художественной деятельности важен для развития детского творчества, прежде всего тем, что дети видят результаты своей деятельности, учатся решать изобразительные задачи. Дети с удовольствием любят рассматривать свои работы, говорить о них. Эту активность педагог должен поддерживать, развивать. Анализ работ обязательно связывается с изобразительной задачей. Оценивается не сам ребёнок, а его рисунок.

Чтобы заинтересовать детей, педагог может предложить им показать понравившиеся работы, рассказать, почему они нравятся. В другом случае, педагог обращается к самому автору с тем, чтобы он объяснил, почему избрал такую форму, в третьем – предлагает каждому исполнителю оценить свою работу. Итог подводит вся группа.[19]

Успех в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности. Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. Педагогу необходимо подобрать и изучить литературу по нетрадиционному рисованию, подобрать материал с учетом гигиеничности и безопасности материала, осуществлять планирование с учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей и навыков в рисовании, самому быть творческой личностью, любить рисовать.[16]

Методы, которые необходимо применять в изобразительной деятельности:[15]

Информационно рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; проблемное изложение материала.

В информационно-рецептивный методвключаются следующие приемы: рассматривание; наблюдение; экскурсия; беседы; слушание музыкальных произведений; чтение художественной литературы; показ воспитателя.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Другими словами, это владение техникой рисования. Техника рисования – это язык художника, не владеть техникой рисования, значить не уметь передавать свои впечатления и ощущения в рисунке. Этот метод упражнений, доводящие изобразительные навыки до автоматизма.

Эвристический метод направлен на самостоятельность в выполнении рисунка, проявление творчества, фантазии в художественной деятельности;

Исследовательский метод направлен на развитие у детей познавательной активности и умение экспериментировать с художественным материалом и техниками в изобразительном творчестве;

Метод проблемного изложения материала заключается в нахождении решений в проблемной ситуации или в вопросе. Эту проблемную ситуацию перед детьми создает педагог.

Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно:

• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;

• от использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;

• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

• от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;

• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.[17]

Творческий процесс - это настоящее чудо. Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Дети раскрывают свои уникальные способности, испытывают радость, которая им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве не существует не правильный путь, есть только свой собственный путь".[24]

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть:

• игра (дидактическая, игра-экспериментирование, творческая, которая является основным видом деятельности детей и мотивирует их.

Игры на развитие художественного воображения: «На что это похоже», «Расколдуй картинку», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «О чем рассказала музыка», «Несуществующее животное или растение», «Цветные сказки», «Нарисуйнастроение», «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Представь себе», «Точка, точка».

•сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

•просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;

•создание проблемной ситуации;

•музыкальное сопровождение, чтение художественного слова и т. д.

• эмоциональное объяснение детям способов действий с нетрадиционным материалами и показ разных приемов нетрадиционного изображения.

Трудности при применении нетрадиционных техник рисования могут заключаться:

• в планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• в подборе оборудования и материалов;

• в применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

• в разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.[24]

Нетрадиционное рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.[21]

В художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь).При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Таким образом, работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Вывод

Таким образом,в результате запланированной работы по развитию творческого воображения у детей повысился бы уровень сформированности творческих способностей.

За месяц апрель дети познакомились бы с такими техниками рисования как:

кляксография с трубочкой

тампонирование и отпечаток

тычок жесткой полусухой кистью

восковые мелки + акварель

рисование ватными палочками

К концу месяца дети научились бы:

Экспериментировать на бумаге, могли предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке.

Проявляют самостоятельность при выборе сюжета, композиции, художественной выразительности.

Эмоционально отзываться на произведения изобразительного искусства, художественные произведения.

Умение работать по правилу ивыполнять инструкции взрослого.

Уверенное овладение карандашом и кистью, ориентируются на листе бумаги любого формата.

Умение договариваться, обмениваться предметами, распределяют действия при сотрудничестве.

Заключение

Предварительно выдвинутая нами гипотеза: развитие творческого воображения происходит более эффективно при использовании помимо хорошо известных и широко применяемых техник на занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционных техник и приемов.

Действительно, используя, нетрадиционную технику рисования у детей активней развивается творческое воображение. Доказательство гипотезы осуществлялось через разрешение поставленных задач:

1) Раскрыть особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

2)Определить особенности изодеятельности детей и значение ее для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

3) Определить возможные пути развития творческого воображения детей старшего дошкольного возрастами посредством использования нетрадиционных техник рисования.

4)Подобрать диагностикуразвития творческого воображения у детей старшей группы и составить перспективный план работы по использованию нетрадиционных техник рисования.

В работе были рассмотрены понятие воображение, труд, творческое воображение.

Воображение - это специфически человеческая деятельность, которая возникла и развивалась в процессе труда.

Труд - это своеобразное воздействие человека на окружающий мир, изменение действительности, которое имеет целенаправленный и планомерный характер

Творческое воображение - это способность человека к построению новых образов посредством переработки психических компонентов, которые были приобретены в прошлом опыте.

Рассмотрели, что развитие творческого воображения детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

Рассмотрели, что неотъемлемой частью является созданная, комфортная обстановка для ребёнка, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов. Для наибольшей результативности развития творческого воображения с использованием нетрадиционной технике рисования необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.

Анализ проведенного исследования подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил сделать выводы, что развитие творческого воображения с использованием нетрадиционных техник рисования дают высокие показатели.

В практической части была подобрана диагностика на выявление творческого воображения,автор которой Е.П.Торренс. Составлен план работы на один месяц (апрель) по изобразительной деятельности по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционной техники рисования. Данный материал будет полезен воспитателям старшей дошкольной группы, а так же специалистам дополнительных кружков по изобразительной деятельности.

Таким образом, поставленные перед выпускной квалификационной работой задачи выполнены. Цель достигнута, гипотеза подтвердилась.

Полученные результаты могут быть использованы в практической дея-тельности воспитателями и узкими специалистами для решения задач разви-тия личности дошкольников, что требует ФГОС дошкольного образования.

Список литературы

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, [Текст] / 2013 г.

Ануфриев А.А. Психология творчества. - М.: Инфра-М, 2013. - 456 с.

Белобрыкина, О. Е. Развитие творческих способностей /[Текст] / О. Е. Белобрыкина. – М. :Никея, 2016. – 165 с.

Белополова Ю. Диагностика познавательных процессов. - М.: Инфра-М, 2013. - 245 с.

Борисова, Л. А. Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности [Электронный ресурс] : консультация для педагогов / Л. А. Борисова. – URL : https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2016/10/24/razvitie-tvorcheskogo-voobrazhenie-na-zanyatiyah-poizobrazitelnoy (дата обращения: 12.03.2017)

Боровик, О. В. Развитие воображения [Текст] : метод.рекомендации / О. В. Боровик. – М. : РОН, 2010. – 112 с.

Брушлинский А.В. Воображение и творчество. - М.: Эксмо, 2014.-145 с.

Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1982 – № 11. – С. 32-38. 11. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество [Текст] / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. – 2013. – № 4. – С. 5-14.

Ветрук Н.Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2010. - 32. - С. 24-32

Выготский Л.С. Психология творчества. - М.: Инфра-М, 2011. - 487 с.

Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. - М.: Инфра-М, 2012. - 354 с.

Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка : учеб.-метод. пособие / ред.- сост. Г. В. Бурменская. – М., 2010. – С. 458-470.

Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей. - М.: АСТ, 2010. - 528 с.

Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников / Е.В. Заика, И.П. Назарова, И.А. Маренич // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. - С. 23-27

Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е. И. Игнатьев. – М. :Учпедгиз, 2017. – с. 23.

Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] : конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией : пособие для воспитателей дет.сада / Т. Г. Казакова. – М. : Просвещение, 2011. – 192 с

Калинина, Т. Я. Использование приема моделирования в изобразитель-ной деятельности для развития творческого воображения у дошкольников [Текст] / Т. Я. Калинина // Художественно-эстетическое развитие личности: от детского сада до вуза : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 12 апр. 2010 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. Г. Куприна. – Екатеринбург, 2010. – С. 90-92.

Кириенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности [Текст] / В. И. Кириенко. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959. – 304 с. 26. Левин, В. А. Воспитание творчества [Текст] : лит.творчество детей / В. А. Левин. – Томск : Пеленг, 2016. – 56 с.

Люблинская А.А. Очерки психологического развития. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. - 478 с.

Маклаков А.Г. Общая психология. - М.: АСТ, 2013. - 455 с.

Мухина В.С. Детская психология. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. - 544 с.

Образовательная программа «Цветные Ладошки» Лыкова А.И (в соответствии с ФГОС ДО)

Рууберг Г.О Закономерностях художественного визуального восприятия. Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2011. - 412 с.

Рыбалко Ю.А. Диагностика творческой деятельности. - М.: Эксмо, 2013. 263 с.

Соловьева О.М. Психология развития творчества. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2010. - 748 с.

Сорокин Г.Л. Воображение и фантазия в дошкольном возрасте // вопросы психологии. - 2011. - №2. - С. 58

Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. - Ростов н/Дону: Феникс, 2013. - 541 с.

Терентьев Р.О. Творческое воображение и способы его развития // Вопросы психологии. - 2011. - №2. - С. 45-51

Шульгина О.Л. Нетрадиционные техники рисования на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2011. - №1. - С. 25-31

Юрченко Г.Н. Основы зарубежной психологии. Хрестоматия. - М.: Эксмо, 2013. - 540 с.

Яковлева Е.Е. Воображение и творчество на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2012. - 33. - С. 22-28

Ярусь О.Л. Воспитание творчеством // Дошкольное воспитание. - 2011. - №1. - С. 13-19

https://dohcolonoc.ru/planirovanie/8933-perspektivnyj-plan-kruzhka-po-risovaniyu.html

https://pandia.ru/text/79/099/25094.php