• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Педагогический проект "По следам Галилео"

Дата публикации: 16.06.2020

Должность: воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Тюменская область, ХМАО-Югра

Файл публикации





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 77 «Бусинка»

Педагогический проект

«По следам Галилео Галилея»

по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Ответственный исполнитель:

____Патла

тая В.В._________,

____воспитатель___________

МБДОУ № 77 «Бусинка»

Сургут

ОГЛАВЛЕНИЕ

п/п

стр.

Визитка проекта

1.

Пояснительная записка

1.1.

Принципы построения проекта

1.2.

Методическое оснащение проекта

2.

Общие требования, предъявляемые к организации опытно-исследовательской деятельности в ДОУ.

2.1.

Классификация экспериментальной деятельности в ДОУ

2.2.

Этапы процесса организации экспериментально- поисковой деятельности.

2.3.

Предметно – развивающая среда

2.4.

Особенности детского экспериментирования

2.5.

Перспективное планирование работы в соответствии со спецификой развития детской

3

Методики диагностики познавательной активности у детей дошкольного возраста

ВИЗИТКА ПРОЕКТА

Название проекта

«По следам Галилео Галилея»

Тема проекта

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Реквизиты локального акта об утверждении проекта

Приказ ____№ от

Цель, задачи проекта

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Задачи (воспитанники):

- расширять представления детей старшего дошкольного возраста о свойствах и явлениях окружающего мира, основных физических явлениях на основе экспериментального моделирования;

-развивать у детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и месте человека в ней;

-воспитывать гуманное и бережное отношение к миру природы.

-повышать компетентность родителей по вопросам организации поисково-исследовательской деятельности;

-вовлекать родителей в процесс организации поисково-исследовательской деятельности.

Участники проекта

- дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);

- родители воспитанников.

Сроки реализации проекта

Проект рассчитан на период с ноября 2019 года по май 2021 и включает в себя несколько этапов реализации. При подтверждённых положительных результатах работа по данной теме будет продолжена

Направления деятельности

Аналитическая деятельность: анализ информационных ресурсов, систематизация и обобщение имеющейся информации, поиск оптимального способа достижения поставленных проектных задач, обогащение методического материала.

Подготовительная деятельность: изучение теоретических источников по изучаемой теме, определение целей и задач педагогического проекта, разработка перспективного плана образовательной деятельности; обогащение методического сопровождения.

Диагностическая деятельность: разработка и проведение методики по развитию познавательной активности воспитанников, проведение анкетирования с родителями.

Организационная деятельность - создание педагогических условий для внедрения и реализации педагогического проекта с учётом ФГОС.

Заключительная деятельность– диагностика развития познавательной активности воспитанников, распространение опыта по внедрению данного опыта работы.

Ресурсы:

-кадровые ресурсы

-развивающая предметно-пространственная среда

-специально оборудованное помещение (учебная зона в помещении)

-учебно-методический комплект

Кадровые ресурсы: Макаренко Е.В. (старший воспитатель) – координация процесса реализации проекта, мониторинг результативности проекта на каждом этапе.

Развивающая предметно-пространственная среда: создание интегрированного игрового пространства по детскому экспериментированию; систематизация информационного банка широкого спектра игр и развивающих технологий по экспериментальной деятельности для дошкольников.

Учебно-методический комплект:

- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;

- Методика детского экспериментирования. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-208с.;

- Н. Н. Поддьяков «Мышление дошкольника» Издательство: "Педагогика".1977.- 272с.

Планируемые результаты

-повысился уровень познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;

- у детей появилась уверенность в себе, через развитие мыслительных операций, творческих предпосылок

- дети стали более уверены в себе, в своих силах;

-научились анализировать и сравнивать объекты, предметы и явления окружающего мира, выявлять их внутренние и внешние связи, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.;

-воспитанники стали более уверенно оперировать категориями, как «классификация», «обобщение», «закономерность» и т.д., стали употреблять эти понятия и в свободной игровой деятельности;

-дети научились самостоятельно ставить цель деятельности, составлять алгоритм, определять необходимое оборудование и действия с ним; научились обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность;

- дети приобрели навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Самое лучшее — все проверять экспериментальным путем: тогда действительно можно приобрести знания, в то время как строя догадки и делая умозаключения, никогда не станешь по настоящему образованным человеком».

Марк Твен

Педагогический проект «По следам Галилео Галилея» разработан для группы старшего дошкольного возраста 5-7 лет, направлен на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Проблема развития познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. В то же время, потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.

Актуальность.Познавательная активность дошкольников проявляется в желании узнавать новое о качествах и свойствах предметов, понять существующие между ними взаимосвязи, а специально организованные ситуации эксперимента позволяют более отчётливо дошкольникам видеть отдельные свойства, стороны и особенности предметов и явлений. На сегодняшний день детскому экспериментированию в ДОУ уделяется внимание, в группе созданы необходимые материально-технические условия для организации данного вида деятельности, но детское экспериментирование чаще всего связано с обследованием предметов и материалов и выявлением их свойств. Данная организация экспериментальной деятельности не отражает потребностей современных детей. Как правило на этапе старшего дошкольного возраста познавательные интересы детей выходят за рамки элементарных опытов и процесс экспериментирования в детском саду увлекает их как интересный вид деятельности, но не способствует формированию позитивной установки на самостоятельное добывание новых знаний. Интересы детей данной возрастной категории зачастую связаны с миром физических и природных явлений, о чем свидетельствуют вопросы, задаваемые детьми. В то же время информацию об явлениях окружающей действительности дети получают как правило в репродуктивной форме, что приводит к недопониманию происходящих в окружающем мире процессов, или к искаженной картине мира.

Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте состоят в том, что познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

Исходя из результатов мониторинга на начало учебного года мы наблюдали, что большинство воспитанников проявляют интерес к непосредственно воспринимаемым объектам под влиянием новизны; наблюдают за окружающим под руководством педагога, но их интерес быстро угасает; только с помощью взрослого воспитанники замечали что-либо необычное, при этом интерес их был крайне неустойчив.

Таким образом для реализации выдвинутой проблемы необходимы такие технологии, которые обеспечивали бы развитие познавательной активности детей, стремления к самостоятельному добыванию знаний, отвечали бы запросам дошкольников и их родителей на современном этапе, а также обеспечивали бы преемственность со школьными программами. Решением данного противоречия может стать внедрение в поисково-исследовательскую деятельность группы старшего дошкольного возраста опытов и экспериментов, раскрывающих суть окружающих их явлений и процессов изнутри, своего рода моделирование природных явлений. Данное педагогическое воздействие будет способствовать не только пониманию и расширению представлений о природе и физических явлениях, но и научит использовать исследовательскую деятельность как способ познания окружающей действительности.

Целью данного проектаявляется развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

Проект разработан в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.

Проект разработан с опорой на исследования следующих ученых: Н.Н. Поддьякова, А.И.Савенкова, А.Е.Чистяковой, О.В. Афансьевой. Изучением познавательной активности занимались такие исследователи, как Л.П. Аристова, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Р.А. Низамов, А.Н. Поддъяков, Т.И. Шамова, Е.И. Щербакова, Г.И. Щукина и др. Познавательная активность исследователями рассматривается как непрерывно развивающееся качество личности, отражающее готовность дошкольника к познанию, интерес к чему-либо новому, проявление преобразовательных действий ребенка по отношению к окружающим предметам и явлениям, инициативность, самостоятельность и настойчивость в различных видах деятельности, а также позитивное эмоциональное переживание при получении новой информации.

Проект рассчитан на детей 5-7 лет.

Проект может быть реализован в ходе подгрупповых и индивидуальных занятий с воспитанниками.

Необходимая поддержка проекта: большая часть родителей ставит своей целью к концу дошкольного возраста научить своих детей читать и писать, но не все родители видят взаимосвязь между развитием познавательной активности своих детей и успешностью их обучения в школе. Поэтому основной идеей проекта является то, что у дошкольника на протяжении всего нахождения в детском саду поддерживается интерес к исследованию и включению родителей для осуществления непрерывного исследовательского процесса. Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для развития детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Исходя из цели проекта нами были выдвинуты следующие задачи для всех участников проекта:

Дети:

формировать навыки самостоятельного экспериментирования.

развивать активный интерес к познанию, восприятию и отражению в своей деятельности уже имеющихся знаний.

развивать беглость и гибкость мышления, оригинальность продукта деятельности.

учить проявлять самостоятельность и инициативу в применении знакомых способов действий в новых вариантах исследовательской деятельности.

Родители:

развивать интерес к развитию познавательной активности детей через привлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

повышать педагогическую компетентность родителей, как участников педагогического процесса

Принципы построения проекта:

Принципы построения проекта

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Содержание проекта.

Основной этап реализации проекта предполагает решение поставленных задач в различных формах организации детского коллектива и в видах деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО. Реализация проекта подразумевает постепенное прохождение ребенком всех этапов формирования поисковой деятельности у детей дошкольного возраста, а именно:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-воспитание способности выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Для реализации проекта используется структура исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, предложенная А.И. Савенковым:

Организационная сторона образовательного процесса

Структура построения занятия

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

Прогнозирование результата.

 Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

Наблюдение результатов эксперимента.

Фиксирование результатов эксперимента.

Формулировка выводов.

Содержание деятельности с детьми предполагает следующие элементы:

Содержание занятий

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так?);

ситуация выбора.

Реализация содержания проекта предусматривает работу тематических блоков, которые действуя по возрастному принципу доступности, усложняются последовательно на каждом возрастном этапе. Так, дошкольники 5-6 лет с огромным интересом смотрят на окружающий мир, пытаются устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, проводить различные экспериментирования, вместе с педагогами и сверстниками постигать тайна природы. Поэтому, на данном возрастном этапе наиболее целесообразным и эффективным для решения поставленных задач будет экспериментальная деятельность, в основу которой ложится изучение природных явлений с точки зрения метеорологических и климатических явлений, которые совершаются естественным образом во всех частях мира. Они могут быть такими, как дождь или снег, а могут быть и разрушительными, как землетрясение или извержение вулкана. Блок «Явления природы» (приложение 1) включает в себя такие явления природы, которые могут быть определены по характеру воздействия следующим образом:

1) стихийные природные явления разрушительного характера (ураганы, смерчи, землетрясения, нашествие насекомых-вредителей);

2) парализующие явления природы (снегопад, гололед, туман);

3) явления истощающего воздействия (из-за которых понижается урожайность, плодовитость почвы, истощаются подземные воды, и снижается резерв других природных ресурсов);

4) стихийные природные явления, вызывающие техногенные катастрофы (молнии, гололёд, биохимическая коррозия).

В блоке «Явления природы» чётко определены группы явлений природы по происхождению:

1) климатические (сезонные): зима, весна, лето, осень;

2) геолого-геоморфологические – это такие стихийные природные явления, как цунами, землетрясение, извержение вулкана;

3) биогеохимические – опасные природные явления этого типа представляют собой в основном выбросы вредных газов из озер, болот и других водоёмов;

4) биологические – смена дня и ночи, а также смена времен года.

Группа явления природы выделены по продолжительности:

1) мгновенные – длятся недолго (в течении нескольких секунд или минут) и наиболее опасны (например, землетрясения);

2) кратковременные явления природы длятся от нескольких часов до нескольких суток (шквал, наводнение, дождь, жара);

3) долговременные (период их действия более продолжительный и нередко составляет месяцы, а в некоторых случаях – годы) – например, извержение вулканов, возникновение озоновых дыр, пересыхание водоемов;

4) вековые – длятся не один десяток лет и готовы продлится столетия (глобальное потепление). Группа явления природы по регулярности действия:

1) суточные – например, закат Солнца и его восход;

2) сезонные – осенью опадают листья, весной – на деревьях и кустах появляются почки.

Определены группы явления природы по масштабам распространения: глобальные, локальные, региональные.

Задачи данного блока экспериментальной деятельности будут следующие:

учить правильно выдвигать гипотезу;

учить самостоятельно формулировать задачу исследования;

учить детей прогнозировать результат работы;

развивать познавательный опыт воспитанников;

учить выявлять скрытые свойства предметов и явлений;

развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификация и т.д.)

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались. Понимая значение экспериментирования для развития детей 6-7 лет, следующим блоком работы станет изучение физических явлений. В данном блоке «Физические явления» (приложение 2) представлены задачи и содержание знакомства детей старшего дошкольного возраста с такими явлениями, как электричество, магнит, вибрация, равновесие, сила тяжести, сила трения, давление, движение и др.

Задачи данного блока следующие:

расширять представления детей об  окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментальной деятельности, а также переносить это умение в другие виды деятельности;

развивать социально-личностные возможности каждого ребенка.

формировать навыки безопасного поведения дошкольников через овладениями знаний о физических явлениях.

В процессе реализации проекта будут использоваться следующие методы обучения: наглядные, словесные, практические, игровые; практические: экспериментирование (опыты), наблюдение, моделирование, игровые и проблемные ситуации.

Виды и типы занятий

Демонстрационное занятие

проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

Фронтальное занятие

экспериментально-поисковую деятельность дети проводят самостоятельно небольшими подгруппами

Тематическое занятие

Проводится на прогулке

Итоговое занятие

Проводится в виде диагностики развития познавательной активности.

Формы подведения итогов

Контрольные занятия

Открытые занятия для родителей

Демонстрация итогов работы на сайте ДОУ

Итоговое занятие

В проекте четко просматривается системность и преемственность содержания изучаемого материала с предыдущими и последующими возрастными ступенями.

В приложении к проекту представлено перспективное планирование экспериментально-поисковой деятельности, которое соответствует принципу сезонности, а также планы работы с родителями.

В перспективном планировании по организации поисково-исследовательской деятельности нашли отражение следующие традиционные методы работы с детьми:

наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).

словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).

практические методы. При использовании данных методов большое значение придаётся ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, настольно-печатные игры).

Для реализации поставленных задач использовались также нетрадиционные формы работы:

компьютерные и мультимедийные средства обучения, которые стимулируют познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель. Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

экспериментальная деятельность, которая подразделяется на демонстрационную и фронтальную. Демонстрационная экспериментальная деятельность проводится непосредственно педагогом, воспитанники выступают как наблюдатели эксперимента. Такой вид деятельности проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях проводятся фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.

проектно-исследовательская деятельность: это технология, которая основана на научном методе познания и предполагает решение ребенком разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога. По определению Н. Е. Вераксы, проектная деятельность – это сложно организованный процесс, который предполагает системное преобразование всего учебного, вспомогательного и воспитательного процесса, а не только изменения в методике проведения отдельных занятий. Целью исследовательской проектной деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос. Исследовательская проектная деятельность дошкольников носит индивидуальный характер, предполагает вовлечение ближайшего окружения ребенка (семьи, друзей) в сферу его интересов. Такая деятельность предполагает определенные этапы

1. В ходе первого этапа создаётся ситуация, в которой у ребёнка возникает вопрос: «Что я хочу узнать?»

2.Второй этап предполагает активное включение ребёнка в проектную деятельность, проведение экспериментов и прочей познавательной деятельности по интересующему вопросу.

3.Защита проекта, в ходе которой ребёнок демонстрирует результаты своей работы, показывает как он понял исследуемую тему.

4.Заключительный этап предполагает различные задания, интеллектуальные игры для систематизации и закрепления материала. На данном этапе организовываются выставки по изучаемой теме.

Ресурсное обеспечение проекта.

Кадровые ресурсы:

Педагог:

-прохождение курсов повышения квалификации для создания условий реализации проекта;

-участие в вебинарах, семинарах по теме проекта;

- планирование и реализация проекта, осуществление взаимодействия с родителями,

- анализ и внесение корректив с учет меняющейся ситуации и запросами участников проекта.

Администрация ДОУ: – координация процесса реализации проекта, мониторинг результативности проекта на каждом этапе.

Информационные ресурсы:

-формирование банка данных по реализации проекта;

-организация мероприятий по информированию общественности, как родительской так и педагогической, о ходе реализации проекта;

-развитие сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами;

- совершенствование модели взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников; педагогическое просвещение через сайт ДОУ и совместные мероприятия.

Материально-технические ресурсы проекта

Уголок экспериментирования.

Развивающая среда представлена:

Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

Гайки, винтики, гвоздик, проволока;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;

Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;

Детские халаты, фартуки;

Схемы для проведения опытов;

Журнал для фиксирования результатов.

Уголок экологии в группе.

Развивающая экологическая среда представлена:

Календарь природы, модель календаря природы

Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)

Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)

Воронки

Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)

Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы

Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)

Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)

Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)

Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы “Писатели о природе”.

5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

Информационно-методические ресурсы.

- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;

- Методика детского экспериментирования. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

- Н. Н. Поддьяков «Мышление дошкольника» Издательство: "Педагогика"..

В проекте использованы рекомендации из учебных пособий:

- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в работе в разных возрастных группах. Выпуск 1 – 2/ Сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017;

Партнеры проекта.

Работа с семьями воспитанников при повышении у детей познавательной активности рассматривается как целенаправленное, организованное взаимодействие родителей и педагогов, гармонически сочетающее в себе получение фундаментальных знаний из области познавательного развития дошкольников, овладение адекватными методами организации воспитательно-образовательного пространства "родители – дети – педагоги".

Основу социального партнерства составляет модель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает следующие компоненты:

мотивационная готовность – осознанное отношение родителей вопросам познавательного развития детей;

педагогическая готовность – создание воспитательно-образовательного пространства "родители – дети – педагоги" на основе знаний закономерностей познавательного развития ребенка;

социальная готовность – создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.

При привлечении родителей в данный вид деятельности мы ставим перед собой следующие задачи:

- создание условий для привлечения родителей в образовательную деятельность;

- формирование устойчивого познавательного интереса у воспитанников через взаимодействие с родителями;

- повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития познавательной активности детей.

Исходя из этого, был разработан план работы с родителями (приложение 3), который включает в себя следующие формы работы:

информационно-аналитические.

познавательные

наглядно-информационные

досуговые

Для повышения эффективности при реализации данного проекта был разработан и внедрён план взаимодействия с Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Сургутская технологическая школа», музеем «СНГ» и другими организациями города Сургута (приложение 4).

План реализации проекта.

ВАРИАНТ 1

Проектные мероприятия

Сроки

Результаты

Подготовительный этап

1.

Анализ образовательной ситуации в детском саду

ноябрь 2019 – май 2020

Диагностика уровня познавательной активности дошкольников (приложение 5).

Изучение передового педагогического опыта посредством сети интернет, публикаций в журналах, специальной методической литературы.

Определение цели и задач проекта.

Организация и систематизация материалов в центре познавательной активности «Я познаю мир».

Разработка перспективного плана работы.

2.

Ознакомление с научно – методической литературой

3.

Изучение передового педагогического опыта

Основной этап

Непосредственная работа по повышению познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

сентябрь 2020 – май 2021

Непосредственная работа с воспитанниками в соответствии с календарно-тематическим планирование по теме педагогического проекта.

Участие в конкурсах различных уровней по теме проектной деятельности.

Посещение музеев города Сургута в соответствии с планом взаимодействия с социальными партнёрами.

Итоговый этап

Анализ уровня познавательной активности дошкольников; обобщение передового педагогического опыта по проблеме «Развитие познавательной активности дошкольников посредством внедрения экспериментальной деятельности в ДОУ», определение перспектив.

май 2021

Диагностика уровня познавательной активности дошкольников.

Представление «Копилки идей и находок» по организации экспериментальной деятельности в ДОУ (конспекты занятий, картотеки, папки-передвижки, консультации, кейс познавательных мультфильмов).

Обобщение и презентация передового педагогического опыта ДОУ на методическом объединении.

Итоговое мероприятие на базе ДОУ с участием родителей и детей.

ВАРИАНТ 2

Проектные мероприятия

Сроки

Результаты

1.Подготовительный этап

1.

Обдумывание идеи педагогического проекта, сбор информации и материала для реализации педагогической идеи.

ноябрь 2019

Формулировка проблемы

2.

Изучение структуры и значения поисково-исследовательской деятельности для развития познавательного интереса ребенка-дошкольника.

декабрь 2019

3.

Составление плана проекта, определение сроков реализации отдельных этапов проекта.

январь-апрель 2020

Постановка задач для всех участников педагогического проекта

4.

Разработка конспектов занятий, сценариев итоговых мероприятий.

май 2020

Основной этап

Диагностика развития познавательной активности воспитанников

сентябрь 2020

Проведение занятий с детьми, посещающими ДОУ, посещение выставок и музейных занятий в музеях города и т.д.

сентябрь 2020-май 2021

Продуктивная деятельность с детьми и родителями

Участие в конкурсах различных уровней по теме проектной деятельности

сентябрь 2020-май 2021

Наградные документы

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

сентябрь 2020-май 2021

Итоговый этап

Диагностика развития познавательной активности воспитанников

апрель 2021

Разработка рекомендаций по развитию познавательной активности воспитанников

Презентация результатов педагогического проекта в рамках итогового педагогического совета

май 2021

Презентация продуктов педагогического проекта (лэпбуки, картотеки и т.д.)

Презентация итогов проектной деятельности для детей средних групп

май 2021

Постановка спектакля для детей среднего дошкольного возраста «»

Ожидаемые результаты реализации проекта.

Развитие познавательных интересов, потребности, способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Развитие личностных свойств детей дошкольного возраста: целеустремлённости, настойчивости, решительности.

Появление у детей желания принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность, использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций.

Повышение уровня познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Появление чувства уверенности у детей через развитие мыслительных операций, творческих предпосылок.

Развитие таких мыслительных операций как «анализ» и «сравнение» предметов и явлений окружающего мира, выявление их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменений во времени и т.п.

Умение мыслить такими категориям, как «классификация», «обобщение», «закономерность» и т.д., употребление этих понятий и в свободной игровой деятельности.

Создание «Копилки идей и находок» (консультации, памятки, картотеки по теме педагогического проекта).

Разработка бланков фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности.

Повышение активности родителей через совместную деятельность с детьми.

Повышение педагогических компетенций в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Самооценка проекта: проект имеет практико-ориентированный характер, тема проекта актуальная для педагогов ДОУ; цель проекта конкретна, реальна и достижима.

Возможные риски: личностные особенности отдельных участников образовательного процесса (родители, дети), препятствующие достижению оптимально результата; недостаток методического, программного и дидактического обеспечения по поисково-исследовательской деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение1

Перспективное планирование в группах старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Объект исследования: природные явления

Месяц

Природное явление

Беседы

Чтение художественной литературы

Опыты и эксперименты

Проектно-исследовательская деятельность

Работа с родителями

Сентябрь

Листопад

Беседа «Унылая пора, очей очарование…»

Чтение отрывка из произведения И. Бунина «Листопад»

Опыт «Почему листья меняют цвет?»

Опыт «Как освещённость влияет на окраску листьев?»

Проектно-исследовательская деятельность «Влияние погоды на интенсивность листопада»

Экскурсия «Осенний лес»

Октябрь

Чтение рассказа Г. Скребицкий «Маленький лесовод»

Чтение рассказа С.Воронина «Моя берёза»

Опыт «Как кислород влияет на разрушение хролофилла»

Опыт «Рисуем по листьям»

Эксперимент «Как листья опадают»

Ноябрь

Иней

Беседа «Как образуется иней?»

Опыт «Откуда берётся иней?»

Опыт «Как создать иней?»

Проектно – исследовательская деятельность «Откуда берётся туман»

Декабрь

Снег

Просмотр презентации «Что такое снег?»

Опыт «Почему снег хрустит?»

Опыт «Почему снег белый?»

Опыт «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

Проектно-исследовательская деятельность «Почему нельзя есть снег?»

Лэпбук «Интересные факты о …»

Январь

Беседа «Снегопад»

Опыт «Снежные цветы»

Опыт «Почему снег греет?»

Наблюдение на прогулке «Ветер и сугроб»

Февраль

Метель

Беседа «Что такое метель?»

Компьютерная презентация «»

Опыт «Буря в стакане»

Проектно-исследовательская деятельность «Почему метель кружится?»

Март

Гололёд

Просмотр фильма на компьютере «Лед в природе»

Опыт «Как образуется гололёд»

Эксперимент «Скользкий лёд»

Эксперимент «Солёный лёд»

Эксперимент «Интересно очень - лёд»

Проектно-исследовательская деятельность «Тайны льда»

Консультация «Весенние превращения воды»

Апрель

Капель

Просмотр компьютерной презентации «Как образуется капля воды»

Эксперимент «Вода бежит по дорожкам»

Опыт «На какой стороне капель будет более интенсивнее»

Экспериментальная деятельность «Чудеса большого мира»

Лэпбук «Весна - красна»

Май

Извержение вулкана

Просмотр мультфильма «Энциклопедия Почемучки. Вулкан.»

Просмотр мультфильма «Шишкина школа. Как происходит извержение вулканов?»

Эксперимент «Вулкан своими руками»

Опыт «Лава лампа»

Проектно-исследовательская деятельность «Почему извергаются вулканы?»

Мастер-класс «Изготовление макета вулкана»

Июнь

Туман

Просмотр мультфильма «Семья Почемучек. Откуда берётся туман?»

Опыт «Туман в бутылке»

Опыт «Профессор Николя создаёт туман»

Наблюдение на прогулке «В какое время суток можно наблюдать туман»

Проектно-исследовательская деятельность «Зачем в природе нужен туман?»

Июль

Радуга

Просмотр обучающего мультфильма «Почемучка. Почему бывает радуга?»

Просмотр обучающего мультфильма «Шишкина школа.Радуга.»

Эксперимент «Можно ли создать радугу в помещении»

Опыт «Ловим радугу»

Опыт «Радуга на бумаге или как свет отражается на ровной поверхности»

Проектно-исследовательская деятельность «Почему радуга разноцветная?»

Мастер-класс «Изготовление спектрального круга»

Август

Роса

Просмотр обучающего мультфильма «Летние явления природы»

Итоговое мероприятие: совместная деятельность (дети, родители) «Этот удивительный мир природы»

Приложение 2

Перспективное планирование в группах старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Объект исследования: физические явления

Месяц

Физические явления

Просмотр мультфильмов и компьютерных презентаций

Опыты и эксперименты

Проектно-исследовательская деятельность

Работа с родителями

Сентябрь

Подготовительная работа

Просмотр развивающего мультфильма «Физика для самых маленьких»

Свет

Беседа «Свет повсюду»

Беседа «Естественный и искусственный свет»

Опыт «Волшебная стрелка»

Эксперимент «Изгиб света»

Опыт «Серебряное яйцо»

Консультация «Роль родителей в организации познавательно-исследовательской деятельности»

Октябрь

Электричество

Сказка «Про электричество»

Просмотр развивающего мультфильма «Почемучка. Как работает электрическая лампочка».

Опыт «Шарики поссорились»

Опыт «Парящая тарелка»

Опыт «Волшебная струя»

Опыт «Сортировка»

Опыт «Весёлая регата»

Проектно-исследовательская деятельность «Только ли в розетках есть электричество?»

Ноябрь

Огонь

Просмотр развивающего мультфильма «Почемучка. Горение».

Опыт «Самозатухающая свеча»

Опыт «Купюра, которая не сгорает»

Опыт «Огнеупорный шарик»

Эксперимент «Может ли огонь гореть в воде?»

Памятка «Экспериментируем дома…»

Декабрь

Равновесие

Просмотр компьютерной презентации «Секреты равновесия»

Опыт «Тарелка на острие иглы»

Опыт «Парящие вилки»

Проектно-исследовательская деятельность «Как человек может держать равновесие?»

Январь

Звук

Просмотр развивающего мультфильма «Почемучка. Что такое звук?»

Опыт «Оживление звуком»

Опыт «Кукарекающий стакан»

Опыт «Струнный инструмент из бумажного стаканчика, нитки и скрепки»

Кейс электронных консультаций на сайте ДОУ «Весёлые эксперименты всей семьёй»

Февраль

Сила тяжести

Просмотр развивающего мультфильма «Почемучка. Сила тяжести»

Опыт «Тяжёлая бумага»

Опыт «Книга на руке»

Эксперимент «Может ли мост из бумаги быть прочным»

Проектно-исследовательская деятельность «Можно ли «обмануть» силу тяжести?»

Март

Вибрация

Просмотр компьютерной презентации «Как звук сделать громче»

Эксперимент «Почему всё звучит?»

Опыт «Как передаётся звук?»

Опыт «Звуковой коктейль»

Проектно-исследовательская деятельность «Где можно увидеть звук?»

Апрель

Сила трения

Просмотр мультфильма «Фиксики. Сила трения»

Просмотр развивающего мультфильма «Почемучка. Сила тре6ния»

Эксперимент «Скользкая бутылка»

Эксперимент «Почему отрывается бутылка от поверхности?»

Проектно-исследовательская деятельность «Что будет, если исчезнет сила трения?»

Май

Давление

Просмотр развивающего мультфильма «Почемучка. Давление».

Просмотр развивающего мультфильма «Почемучка. Атмосферное давление»

Эксперимент «Волшебный стакан»

Опыт «Пипетка-водолаз»

Совместное развлечение «В гости к профессору Николя»

Июнь

Движение

Просмотр компьютерной презентации "Почему дует ветер"

Опыт «Движение воздуха»

Проектно-исследовательская деятельность «Почему ракета движется?»

Июль

Магнетизм

Просмотр компьютерной презентации «Что такое магнит»

Просмотр компьютерной презентации «Как человек использует магниты»

Опыт «Вися на голове»

Опыт «Враг магнетизма»

Опыт «Магнитная инфекция»

Презентация изученных физических явлений детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Август

Оптические явления

Просмотр компьютерной презентации «Что такое северное сияние»

Опыт «Барон Мюнхгаузен вертится»

Опыт «Изображение можно поймать»

Эксперимент «Как перехитрить зеркало»

Проектно-исследовательская деятельность «Почему мыльные пузыри разноцветные»

Проектно-исследовательская деятельность «Почему мы отражаемся в зеркалах?»

Приложение 3

Перспективный план работы с родителями

Месяц

2019-2020

2020-2021

информационно-аналитеческие

познавательные

наглядно-информационные

досуговые

информационно-аналитеческие

познавательные

наглядно-информационные

досуговые

Сентябрь

Анкетирование «Формирование познавательной активности дома»

Папка- передвижка «Как помочь маленькому почемучке»

Экскурсия «Осенний лес»

«Исследовательская деятельность и детское экспериментирование – что это такое?»

Папка-передвижка «Создаём проект вместе»

Октябрь

Консультация «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»

Игротека-практикум «Поэкспериментируем!»

Консультация «Как научить ребёнка исследовать»

«Проведите с детьми дома»

Ноябрь

Брошюра «Развиваем внимание, мышление – учим ребёнкабыть любознательным»

Совместное мероприятие для детей «В гостях у профессора Николя»

Памятка «Удивительное рядом»

Фестиваль опытов (экспериментов), представленных детьми вместе с родителями

Декабрь

Рекомендации «Экспериментирование и наблюдения во время прогулок»

Лэпбук «Интересные факты о …»

Консультация «Как направить энергию ребёнка в позитивное русло»

Рекомендации «Проведите с детьми дома»

Январь

Семинар-практикум «Организация домашней лаборатории»

Памятка «Соблюдение правил безопасности при организации экспериментальной деятельности»

Индивидуальные беседы с родителями по вопросам организации помощи в исследованиях детям дома.

Организация фото-выставки «Лаборатория Фиксиков»

Февраль

Практикум «Весёлые эксперименты на кухне»

Выпуск газеты «Расскажите детям о…»

Консультация «Растим юного исследователя»

Практикум «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят»

Март

Консультация «Весенние превращения воды»

Открытое занятие

Папка-передвижка «Игры и эксперименты с песком и водой»

Оформление фотовыставки «Удивительные явления в повседневной жизни»

Апрель

Лэпбук «Весна - красна»

Мастер-класс «Изготовление макета вулкана»

Семинар-практикум «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Разработка кейса консультаций на сайт ДОУ «Опыты, которые можно провести в летний период»

Май

Памятка «Чего нельзя и что можно делать для поддержания познавательного интереса»

Мастер-класс «Изготовление макета вулкана»

Папка-передвижка «Ребёнок познаёт мир»

Оформление альбома «Мои открытия»

Июнь

Совместное развлечение «Секреты профессора Николя»

Родительское собрание «Мир открытий ребенка-дошкольника»

Июль

Мастер-класс «Чудеса для детей из ненужных вещей»

Выставка-конкурс семейных газет «Эксперименты на кухне»

август

Выпуск газеты «Мои удивительные открытия»

Выпуск газеты «Мои удивительные открытия»

Приложение 4

План взаимодействия с социальными партнёрами.

Месяц

2019-2020

2020-2021

«Сургутский краеведческий музей»

«Сургутский краеведческий музей»

Музей нефти и газа

Сургутская технологическая школа

Октябрь

Музейное занятие «Музыка леса»

Февраль

Дом Ф.Салманова

Музейное занятие «Её Величество Нефть»

Март

Купеческая усадьба

Музейный праздник «Проводы зимы»

Музейное занятие «Чёрное золото Югры»

Апрель

Посещение планетария

Приложение 5

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в тоже время влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как средство и условие достижения цели. В своем взаимодействии с детьми мы учитываем, что познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний. Поэтому диагностика развития познавательной активности у детей дошкольного возраста будет проводиться по следующим критериям:

заинтересованное принятие информации

самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы

проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями

Критерии

Описание методики

Оптимальный уровень

Достаточный уровень

Низкий уровень

Заинтересованное принятие информации.

На столе находятся три развивающих игры: две знакомые детям, но не потерявшие для них привлекательности, и третья - новая. В качестве диагностических использовались игры: логические «Блоки Дьенеша» и игровые задания с его использованием, игра Б.П. Никитина «Сложи квадрат» и новая для детей логическая игра – «Танграм». Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально. Ребенку предлагалось выбрать из имеющихся игр одну, которой он хотел бы поиграть. Окончательный выбор игры фиксировался в протоколе. Особое внимание обращалось на то, какую игру ребенок выбрал: знакомую или новую, сделал он это сам или с помощью взрослого, как мотивирует свой выбор.

Ребенок устойчиво предпочитает выбор нового, у него присутствует интерес к поиску нового нетрадиционного результата. Дети, увидев новую игру на столе, начинают задавать о ней вопросы воспитателю, узнавать, как можно в нее играть, какие правила есть у этой игры. У этих детей заметен интерес к новой игре. У таких детей возникает желание выложить что-то необычное из геометрических фигурок, имеющее отличие от других. Желание играть в новую игру присутствует длительное время.

Ребенок предпочитает привычную ситуацию новой, может проявлять частичный интерес к ситуации с отдельными элементами новизны, у него присутствует интерес к получению результата. Дети замечают самостоятельно без помощи взрослого, что на столе лежит новая игра, пытаются поиграть в нее, но вопросов воспитателю не задают. Дети пробуют выложить фигуры, затем берут старые знакомые игры.

Дети проявляют опасения по отношению к новому, у них отсутствует интерес к принятию информации, частично может присутствовать лишь интерес к действиям.

Эти дети не проявляют заинтересованности в том, что на столе лежит новая игра, не задают вопросы воспитателю о новой игре. Они берут знакомую им игру и выполняют задание, которое им знакомо. После того как воспитатель им говорит, что на столе лежит новая игра «Танграм», то дети особого интереса к игре не проявили.

Самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы

Методика проведения этого наблюдения состоит в использовании новой игры «Танграм». Во время проведения диагностической пробы уделяется внимание особенностям процесса рассматривания игры и игровых действий. Их результативность фиксируется в таблице, которая показывает, пытался ли ребенок самостоятельно разобраться в обстановке или ждал помощи извне, сохранял ли он инициативу и настойчивость до конца или терял интерес к игре, встретившись с трудностями, использовал ли оригинальные или традиционные способы деятельности.

Воспитанники самостоятельно разбираются с обстановкой, сохраняют инициативу и настойчивость до конца, способы осуществления деятельности поисково-мыслительные, встретившись с трудностями, проявляют оригинальность и творческий подход. Эти дети, увидев новую игру, заинтересовываются ей, узнают подробно у воспитателя как надо играть в нее. Самостоятельно выкладывают фигурки, используя готовый образец. Дети этой группы могут выложить свои фигурки, не используя готовый образец, проявив творчество и оригинальность. Играют дети в эту игру длительное время, не потеряв к ней интерес.

Дети самостоятельно определяют способ действия, осуществляют его, используя поисково-практичные действия или поисково-мыслительные действия, получают в конце качественный результат репродуктивного характера. Воспитанники используют поисково-практический способ при составлении фигурок животных, они вначале рассматривают образец, а затем пытаются выкладывать фигурки по готовому образцу. Частично обращаются за помощью к взрослым. Играют долго, не теряя интереса.

Дети не пытаются сами разобраться в обстановке, способы осуществления деятельности хаотичные, частично-поисковые, ждут помощи извне, не проявляют заинтересованности, столкнувшись с трудностями, теряют интерес к игре.

Проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями

Развивающие игры: «Сложи квадрат», логические «Блоки Дьенеша».

Отдельным детям при необходимости дается подсказка двойного вида: побуждающая и направляющая «посмотри на образец и догадайся» и разъясняющая, когда ребенку все рассказывается и показывается. В процессе диагностической пробы выявляем степень осознанности ребенком выбора способов действий для достижения цели. Ребенку предложить объяснить, как он будет выкладывать выбранную фигуру в игре «Сложи квадрат» или выполнять по готовому образцу картину из логических блоков Дьенеша.

Характеризуется устойчивой направленностью ребенка на выбор нового, выражением желания самостоятельно разрешать ситуацию, проявлением стремления к независимости от помощи взрослого. Ребенок самостоятельно определяет цель и действия по ее реализации. Действия практические и мыслительные поискового характера. Качество полученного результата высокое, но деятельность преимущественно репродуктивная. Проявляется настойчивость в достижении цели, самостоятельность в преодолении затруднений. В процессе деятельности и после ее окончания ребенок самостоятельно сравнивает результат своей деятельности с образцом.

Характеризуется выраженной направленностью на результат деятельности. Ребенок проявляет интерес к самостоятельному участию с отдельными элементами новизны, в новой ситуации проявляет неуверенность, активно обращается за помощью разъясняющего характера. Самостоятельно определяет цель и некоторые действия по ее реализации. Действия преимущественно практические поисковые, при затруднении - хаотические. Качество полученного результата среднее, деятельность носит выраженный репродуктивный характер. Сравнивает результат с образцом, но стремления к его улучшению не выражает.

Характеризуется выраженным интересом к результативной стороне деятельности в хорошо знакомой ситуации. Ребенок самостоятельно определяет цель, но не может раскрыть способы действий для ее реализации. В процессе деятельности постоянно обращается за помощью или пассивно ожидает ее от воспитателя.

Полученные в ходе диагностики данные вносятся в итоговую таблицу.

Код ребёнка

1 критерий

2 критерий

3 критерий

Итоговый балл

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

О

Д

Н

О

Д

Н

О

Д

Н

О

Д

Н

О

Д

Н

О

Д

Н

О

Д

Н

О

Д

Н