Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 77 «Бусинка»
Педагогический проект
«По следам Галилео Галилея»
по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности
Ответственный исполнитель:
____Патла
тая В.В._________,____воспитатель___________
МБДОУ № 77 «Бусинка»
Сургут
ОГЛАВЛЕНИЕ
п/п | стр. | |
Визитка проекта | ||
1. | Пояснительная записка | |
1.1. | Принципы построения проекта | |
1.2. | Методическое оснащение проекта | |
2. | Общие требования, предъявляемые к организации опытно-исследовательской деятельности в ДОУ. | |
2.1. | Классификация экспериментальной деятельности в ДОУ | |
2.2. | Этапы процесса организации экспериментально- поисковой деятельности. | |
2.3. | Предметно – развивающая среда | |
2.4. | Особенности детского экспериментирования | |
2.5. | Перспективное планирование работы в соответствии со спецификой развития детской | |
3 | Методики диагностики познавательной активности у детей дошкольного возраста |
ВИЗИТКА ПРОЕКТА
Название проекта | «По следам Галилео Галилея» |
Тема проекта | Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности |
Реквизиты локального акта об утверждении проекта | Приказ ____№ от |
Цель, задачи проекта | Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, в процессе познавательно-исследовательской деятельности Задачи (воспитанники): - расширять представления детей старшего дошкольного возраста о свойствах и явлениях окружающего мира, основных физических явлениях на основе экспериментального моделирования; -развивать у детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и месте человека в ней; -воспитывать гуманное и бережное отношение к миру природы. -повышать компетентность родителей по вопросам организации поисково-исследовательской деятельности; -вовлекать родителей в процесс организации поисково-исследовательской деятельности. |
Участники проекта | - дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет); - родители воспитанников. |
Сроки реализации проекта | Проект рассчитан на период с ноября 2019 года по май 2021 и включает в себя несколько этапов реализации. При подтверждённых положительных результатах работа по данной теме будет продолжена |
Направления деятельности | Аналитическая деятельность: анализ информационных ресурсов, систематизация и обобщение имеющейся информации, поиск оптимального способа достижения поставленных проектных задач, обогащение методического материала. Подготовительная деятельность: изучение теоретических источников по изучаемой теме, определение целей и задач педагогического проекта, разработка перспективного плана образовательной деятельности; обогащение методического сопровождения. Диагностическая деятельность: разработка и проведение методики по развитию познавательной активности воспитанников, проведение анкетирования с родителями. Организационная деятельность - создание педагогических условий для внедрения и реализации педагогического проекта с учётом ФГОС. Заключительная деятельность– диагностика развития познавательной активности воспитанников, распространение опыта по внедрению данного опыта работы. |
Ресурсы: -кадровые ресурсы -развивающая предметно-пространственная среда -специально оборудованное помещение (учебная зона в помещении) -учебно-методический комплект | Кадровые ресурсы: Макаренко Е.В. (старший воспитатель) – координация процесса реализации проекта, мониторинг результативности проекта на каждом этапе. Развивающая предметно-пространственная среда: создание интегрированного игрового пространства по детскому экспериментированию; систематизация информационного банка широкого спектра игр и развивающих технологий по экспериментальной деятельности для дошкольников. Учебно-методический комплект: - Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»; - Методика детского экспериментирования. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-208с.; - Н. Н. Поддьяков «Мышление дошкольника» Издательство: "Педагогика".1977.- 272с. |
Планируемые результаты | -повысился уровень познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста; - у детей появилась уверенность в себе, через развитие мыслительных операций, творческих предпосылок - дети стали более уверены в себе, в своих силах; -научились анализировать и сравнивать объекты, предметы и явления окружающего мира, выявлять их внутренние и внешние связи, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.; -воспитанники стали более уверенно оперировать категориями, как «классификация», «обобщение», «закономерность» и т.д., стали употреблять эти понятия и в свободной игровой деятельности; -дети научились самостоятельно ставить цель деятельности, составлять алгоритм, определять необходимое оборудование и действия с ним; научились обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность; - дети приобрели навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии). |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Самое лучшее — все проверять экспериментальным путем: тогда действительно можно приобрести знания, в то время как строя догадки и делая умозаключения, никогда не станешь по настоящему образованным человеком».
Марк Твен
Педагогический проект «По следам Галилео Галилея» разработан для группы старшего дошкольного возраста 5-7 лет, направлен на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.
Проблема развития познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. В то же время, потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.
Актуальность.Познавательная активность дошкольников проявляется в желании узнавать новое о качествах и свойствах предметов, понять существующие между ними взаимосвязи, а специально организованные ситуации эксперимента позволяют более отчётливо дошкольникам видеть отдельные свойства, стороны и особенности предметов и явлений. На сегодняшний день детскому экспериментированию в ДОУ уделяется внимание, в группе созданы необходимые материально-технические условия для организации данного вида деятельности, но детское экспериментирование чаще всего связано с обследованием предметов и материалов и выявлением их свойств. Данная организация экспериментальной деятельности не отражает потребностей современных детей. Как правило на этапе старшего дошкольного возраста познавательные интересы детей выходят за рамки элементарных опытов и процесс экспериментирования в детском саду увлекает их как интересный вид деятельности, но не способствует формированию позитивной установки на самостоятельное добывание новых знаний. Интересы детей данной возрастной категории зачастую связаны с миром физических и природных явлений, о чем свидетельствуют вопросы, задаваемые детьми. В то же время информацию об явлениях окружающей действительности дети получают как правило в репродуктивной форме, что приводит к недопониманию происходящих в окружающем мире процессов, или к искаженной картине мира.
Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте состоят в том, что познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
Исходя из результатов мониторинга на начало учебного года мы наблюдали, что большинство воспитанников проявляют интерес к непосредственно воспринимаемым объектам под влиянием новизны; наблюдают за окружающим под руководством педагога, но их интерес быстро угасает; только с помощью взрослого воспитанники замечали что-либо необычное, при этом интерес их был крайне неустойчив.
Таким образом для реализации выдвинутой проблемы необходимы такие технологии, которые обеспечивали бы развитие познавательной активности детей, стремления к самостоятельному добыванию знаний, отвечали бы запросам дошкольников и их родителей на современном этапе, а также обеспечивали бы преемственность со школьными программами. Решением данного противоречия может стать внедрение в поисково-исследовательскую деятельность группы старшего дошкольного возраста опытов и экспериментов, раскрывающих суть окружающих их явлений и процессов изнутри, своего рода моделирование природных явлений. Данное педагогическое воздействие будет способствовать не только пониманию и расширению представлений о природе и физических явлениях, но и научит использовать исследовательскую деятельность как способ познания окружающей действительности.
Целью данного проектаявляется развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.
Проект разработан в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.
Проект разработан с опорой на исследования следующих ученых: Н.Н. Поддьякова, А.И.Савенкова, А.Е.Чистяковой, О.В. Афансьевой. Изучением познавательной активности занимались такие исследователи, как Л.П. Аристова, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Р.А. Низамов, А.Н. Поддъяков, Т.И. Шамова, Е.И. Щербакова, Г.И. Щукина и др. Познавательная активность исследователями рассматривается как непрерывно развивающееся качество личности, отражающее готовность дошкольника к познанию, интерес к чему-либо новому, проявление преобразовательных действий ребенка по отношению к окружающим предметам и явлениям, инициативность, самостоятельность и настойчивость в различных видах деятельности, а также позитивное эмоциональное переживание при получении новой информации.
Проект рассчитан на детей 5-7 лет.
Проект может быть реализован в ходе подгрупповых и индивидуальных занятий с воспитанниками.
Необходимая поддержка проекта: большая часть родителей ставит своей целью к концу дошкольного возраста научить своих детей читать и писать, но не все родители видят взаимосвязь между развитием познавательной активности своих детей и успешностью их обучения в школе. Поэтому основной идеей проекта является то, что у дошкольника на протяжении всего нахождения в детском саду поддерживается интерес к исследованию и включению родителей для осуществления непрерывного исследовательского процесса. Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Исходя из цели проекта нами были выдвинуты следующие задачи для всех участников проекта:
Дети:
формировать навыки самостоятельного экспериментирования.
развивать активный интерес к познанию, восприятию и отражению в своей деятельности уже имеющихся знаний.
развивать беглость и гибкость мышления, оригинальность продукта деятельности.
учить проявлять самостоятельность и инициативу в применении знакомых способов действий в новых вариантах исследовательской деятельности.
Родители:
развивать интерес к развитию познавательной активности детей через привлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
повышать педагогическую компетентность родителей, как участников педагогического процесса
Принципы построения проекта:
Принципы построения проекта | Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы. |
Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям. | |
Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение. | |
Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей. | |
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности. | |
Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат. |
Содержание проекта.
Основной этап реализации проекта предполагает решение поставленных задач в различных формах организации детского коллектива и в видах деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО. Реализация проекта подразумевает постепенное прохождение ребенком всех этапов формирования поисковой деятельности у детей дошкольного возраста, а именно:
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-воспитание способности выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
Для реализации проекта используется структура исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, предложенная А.И. Савенковым:
Организационная сторона образовательного процесса | |
Структура построения занятия | Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. |
Прогнозирование результата. | |
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. | |
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. | |
Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя). | |
Наблюдение результатов эксперимента. | |
Фиксирование результатов эксперимента. | |
Формулировка выводов. |
Содержание деятельности с детьми предполагает следующие элементы:
Содержание занятий | внешние стимулы (новизна, необычность объекта); |
тайна, сюрприз; | |
мотив помощи; | |
познавательный мотив (почему так?); | |
ситуация выбора. |
Реализация содержания проекта предусматривает работу тематических блоков, которые действуя по возрастному принципу доступности, усложняются последовательно на каждом возрастном этапе. Так, дошкольники 5-6 лет с огромным интересом смотрят на окружающий мир, пытаются устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, проводить различные экспериментирования, вместе с педагогами и сверстниками постигать тайна природы. Поэтому, на данном возрастном этапе наиболее целесообразным и эффективным для решения поставленных задач будет экспериментальная деятельность, в основу которой ложится изучение природных явлений с точки зрения метеорологических и климатических явлений, которые совершаются естественным образом во всех частях мира. Они могут быть такими, как дождь или снег, а могут быть и разрушительными, как землетрясение или извержение вулкана. Блок «Явления природы» (приложение 1) включает в себя такие явления природы, которые могут быть определены по характеру воздействия следующим образом:
1) стихийные природные явления разрушительного характера (ураганы, смерчи, землетрясения, нашествие насекомых-вредителей);
2) парализующие явления природы (снегопад, гололед, туман);
3) явления истощающего воздействия (из-за которых понижается урожайность, плодовитость почвы, истощаются подземные воды, и снижается резерв других природных ресурсов);
4) стихийные природные явления, вызывающие техногенные катастрофы (молнии, гололёд, биохимическая коррозия).
В блоке «Явления природы» чётко определены группы явлений природы по происхождению:
1) климатические (сезонные): зима, весна, лето, осень;
2) геолого-геоморфологические – это такие стихийные природные явления, как цунами, землетрясение, извержение вулкана;
3) биогеохимические – опасные природные явления этого типа представляют собой в основном выбросы вредных газов из озер, болот и других водоёмов;
4) биологические – смена дня и ночи, а также смена времен года.
Группа явления природы выделены по продолжительности:
1) мгновенные – длятся недолго (в течении нескольких секунд или минут) и наиболее опасны (например, землетрясения);
2) кратковременные явления природы длятся от нескольких часов до нескольких суток (шквал, наводнение, дождь, жара);
3) долговременные (период их действия более продолжительный и нередко составляет месяцы, а в некоторых случаях – годы) – например, извержение вулканов, возникновение озоновых дыр, пересыхание водоемов;
4) вековые – длятся не один десяток лет и готовы продлится столетия (глобальное потепление). Группа явления природы по регулярности действия:
1) суточные – например, закат Солнца и его восход;
2) сезонные – осенью опадают листья, весной – на деревьях и кустах появляются почки.
Определены группы явления природы по масштабам распространения: глобальные, локальные, региональные.
Задачи данного блока экспериментальной деятельности будут следующие:
учить правильно выдвигать гипотезу;
учить самостоятельно формулировать задачу исследования;
учить детей прогнозировать результат работы;
развивать познавательный опыт воспитанников;
учить выявлять скрытые свойства предметов и явлений;
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификация и т.д.)
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались. Понимая значение экспериментирования для развития детей 6-7 лет, следующим блоком работы станет изучение физических явлений. В данном блоке «Физические явления» (приложение 2) представлены задачи и содержание знакомства детей старшего дошкольного возраста с такими явлениями, как электричество, магнит, вибрация, равновесие, сила тяжести, сила трения, давление, движение и др.
Задачи данного блока следующие:
расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментальной деятельности, а также переносить это умение в другие виды деятельности;
развивать социально-личностные возможности каждого ребенка.
формировать навыки безопасного поведения дошкольников через овладениями знаний о физических явлениях.
В процессе реализации проекта будут использоваться следующие методы обучения: наглядные, словесные, практические, игровые; практические: экспериментирование (опыты), наблюдение, моделирование, игровые и проблемные ситуации.
Виды и типы занятий | |
Демонстрационное занятие | проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). |
Фронтальное занятие | экспериментально-поисковую деятельность дети проводят самостоятельно небольшими подгруппами |
Тематическое занятие | Проводится на прогулке |
Итоговое занятие | Проводится в виде диагностики развития познавательной активности. |
Формы подведения итогов | Контрольные занятия |
Открытые занятия для родителей | |
Демонстрация итогов работы на сайте ДОУ | |
Итоговое занятие |
В проекте четко просматривается системность и преемственность содержания изучаемого материала с предыдущими и последующими возрастными ступенями.
В приложении к проекту представлено перспективное планирование экспериментально-поисковой деятельности, которое соответствует принципу сезонности, а также планы работы с родителями.
В перспективном планировании по организации поисково-исследовательской деятельности нашли отражение следующие традиционные методы работы с детьми:
наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
практические методы. При использовании данных методов большое значение придаётся ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, настольно-печатные игры).
Для реализации поставленных задач использовались также нетрадиционные формы работы:
компьютерные и мультимедийные средства обучения, которые стимулируют познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель. Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.
экспериментальная деятельность, которая подразделяется на демонстрационную и фронтальную. Демонстрационная экспериментальная деятельность проводится непосредственно педагогом, воспитанники выступают как наблюдатели эксперимента. Такой вид деятельности проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях проводятся фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
проектно-исследовательская деятельность: это технология, которая основана на научном методе познания и предполагает решение ребенком разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога. По определению Н. Е. Вераксы, проектная деятельность – это сложно организованный процесс, который предполагает системное преобразование всего учебного, вспомогательного и воспитательного процесса, а не только изменения в методике проведения отдельных занятий. Целью исследовательской проектной деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос. Исследовательская проектная деятельность дошкольников носит индивидуальный характер, предполагает вовлечение ближайшего окружения ребенка (семьи, друзей) в сферу его интересов. Такая деятельность предполагает определенные этапы
1. В ходе первого этапа создаётся ситуация, в которой у ребёнка возникает вопрос: «Что я хочу узнать?»
2.Второй этап предполагает активное включение ребёнка в проектную деятельность, проведение экспериментов и прочей познавательной деятельности по интересующему вопросу.
3.Защита проекта, в ходе которой ребёнок демонстрирует результаты своей работы, показывает как он понял исследуемую тему.
4.Заключительный этап предполагает различные задания, интеллектуальные игры для систематизации и закрепления материала. На данном этапе организовываются выставки по изучаемой теме.
Ресурсное обеспечение проекта.
Кадровые ресурсы:
Педагог:
-прохождение курсов повышения квалификации для создания условий реализации проекта;
-участие в вебинарах, семинарах по теме проекта;
- планирование и реализация проекта, осуществление взаимодействия с родителями,
- анализ и внесение корректив с учет меняющейся ситуации и запросами участников проекта.
Администрация ДОУ: – координация процесса реализации проекта, мониторинг результативности проекта на каждом этапе.
Информационные ресурсы:
-формирование банка данных по реализации проекта;
-организация мероприятий по информированию общественности, как родительской так и педагогической, о ходе реализации проекта;
-развитие сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами;
- совершенствование модели взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников; педагогическое просвещение через сайт ДОУ и совместные мероприятия.
Материально-технические ресурсы проекта
Уголок экспериментирования.
Развивающая среда представлена:
Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
Детские халаты, фартуки;
Схемы для проведения опытов;
Журнал для фиксирования результатов.
Уголок экологии в группе.
Развивающая экологическая среда представлена:
Календарь природы, модель календаря природы
Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
Воронки
Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)
Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
3. Библиотечка юного эколога.
4. Подборка художественной литературы “Писатели о природе”.
5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.
Информационно-методические ресурсы.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;
- Методика детского экспериментирования. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
- Н. Н. Поддьяков «Мышление дошкольника» Издательство: "Педагогика"..
В проекте использованы рекомендации из учебных пособий:
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в работе в разных возрастных группах. Выпуск 1 – 2/ Сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017;
Партнеры проекта.
Работа с семьями воспитанников при повышении у детей познавательной активности рассматривается как целенаправленное, организованное взаимодействие родителей и педагогов, гармонически сочетающее в себе получение фундаментальных знаний из области познавательного развития дошкольников, овладение адекватными методами организации воспитательно-образовательного пространства "родители – дети – педагоги".
Основу социального партнерства составляет модель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает следующие компоненты:
мотивационная готовность – осознанное отношение родителей вопросам познавательного развития детей;
педагогическая готовность – создание воспитательно-образовательного пространства "родители – дети – педагоги" на основе знаний закономерностей познавательного развития ребенка;
социальная готовность – создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.
При привлечении родителей в данный вид деятельности мы ставим перед собой следующие задачи:
- создание условий для привлечения родителей в образовательную деятельность;
- формирование устойчивого познавательного интереса у воспитанников через взаимодействие с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития познавательной активности детей.
Исходя из этого, был разработан план работы с родителями (приложение 3), который включает в себя следующие формы работы:
информационно-аналитические.
познавательные
наглядно-информационные
досуговые
Для повышения эффективности при реализации данного проекта был разработан и внедрён план взаимодействия с Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Сургутская технологическая школа», музеем «СНГ» и другими организациями города Сургута (приложение 4).
План реализации проекта.
ВАРИАНТ 1
Проектные мероприятия | Сроки | Результаты | |
Подготовительный этап | |||
1. | Анализ образовательной ситуации в детском саду | ноябрь 2019 – май 2020 | Диагностика уровня познавательной активности дошкольников (приложение 5). Изучение передового педагогического опыта посредством сети интернет, публикаций в журналах, специальной методической литературы. Определение цели и задач проекта. Организация и систематизация материалов в центре познавательной активности «Я познаю мир». Разработка перспективного плана работы. |
2. | Ознакомление с научно – методической литературой | ||
3. | Изучение передового педагогического опыта | ||
Основной этап | |||
Непосредственная работа по повышению познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность. | сентябрь 2020 – май 2021 | Непосредственная работа с воспитанниками в соответствии с календарно-тематическим планирование по теме педагогического проекта. Участие в конкурсах различных уровней по теме проектной деятельности. Посещение музеев города Сургута в соответствии с планом взаимодействия с социальными партнёрами. | |
Итоговый этап | |||
Анализ уровня познавательной активности дошкольников; обобщение передового педагогического опыта по проблеме «Развитие познавательной активности дошкольников посредством внедрения экспериментальной деятельности в ДОУ», определение перспектив. | май 2021 | Диагностика уровня познавательной активности дошкольников. Представление «Копилки идей и находок» по организации экспериментальной деятельности в ДОУ (конспекты занятий, картотеки, папки-передвижки, консультации, кейс познавательных мультфильмов). Обобщение и презентация передового педагогического опыта ДОУ на методическом объединении. Итоговое мероприятие на базе ДОУ с участием родителей и детей. |
ВАРИАНТ 2
Проектные мероприятия | Сроки | Результаты | |
1.Подготовительный этап | |||
1. | Обдумывание идеи педагогического проекта, сбор информации и материала для реализации педагогической идеи. | ноябрь 2019 | Формулировка проблемы |
2. | Изучение структуры и значения поисково-исследовательской деятельности для развития познавательного интереса ребенка-дошкольника. | декабрь 2019 | |
3. | Составление плана проекта, определение сроков реализации отдельных этапов проекта. | январь-апрель 2020 | Постановка задач для всех участников педагогического проекта |
4. | Разработка конспектов занятий, сценариев итоговых мероприятий. | май 2020 | |
Основной этап | |||
Диагностика развития познавательной активности воспитанников | сентябрь 2020 | ||
Проведение занятий с детьми, посещающими ДОУ, посещение выставок и музейных занятий в музеях города и т.д. | сентябрь 2020-май 2021 | Продуктивная деятельность с детьми и родителями | |
Участие в конкурсах различных уровней по теме проектной деятельности | сентябрь 2020-май 2021 | Наградные документы | |
Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта. | сентябрь 2020-май 2021 | ||
Итоговый этап | |||
Диагностика развития познавательной активности воспитанников | апрель 2021 | Разработка рекомендаций по развитию познавательной активности воспитанников | |
Презентация результатов педагогического проекта в рамках итогового педагогического совета | май 2021 | Презентация продуктов педагогического проекта (лэпбуки, картотеки и т.д.) | |
Презентация итогов проектной деятельности для детей средних групп | май 2021 | Постановка спектакля для детей среднего дошкольного возраста «» |
Ожидаемые результаты реализации проекта.
Развитие познавательных интересов, потребности, способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Развитие личностных свойств детей дошкольного возраста: целеустремлённости, настойчивости, решительности.
Появление у детей желания принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность, использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций.
Повышение уровня познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Появление чувства уверенности у детей через развитие мыслительных операций, творческих предпосылок.
Развитие таких мыслительных операций как «анализ» и «сравнение» предметов и явлений окружающего мира, выявление их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменений во времени и т.п.
Умение мыслить такими категориям, как «классификация», «обобщение», «закономерность» и т.д., употребление этих понятий и в свободной игровой деятельности.
Создание «Копилки идей и находок» (консультации, памятки, картотеки по теме педагогического проекта).
Разработка бланков фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности.
Повышение активности родителей через совместную деятельность с детьми.
Повышение педагогических компетенций в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Самооценка проекта: проект имеет практико-ориентированный характер, тема проекта актуальная для педагогов ДОУ; цель проекта конкретна, реальна и достижима.
Возможные риски: личностные особенности отдельных участников образовательного процесса (родители, дети), препятствующие достижению оптимально результата; недостаток методического, программного и дидактического обеспечения по поисково-исследовательской деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение1
Перспективное планирование в группах старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Объект исследования: природные явления
Месяц | Природное явление | Беседы Чтение художественной литературы | Опыты и эксперименты | Проектно-исследовательская деятельность | Работа с родителями |
Сентябрь | Листопад | Беседа «Унылая пора, очей очарование…» Чтение отрывка из произведения И. Бунина «Листопад» | Опыт «Почему листья меняют цвет?» Опыт «Как освещённость влияет на окраску листьев?» | Проектно-исследовательская деятельность «Влияние погоды на интенсивность листопада» | Экскурсия «Осенний лес» |
Октябрь | Чтение рассказа Г. Скребицкий «Маленький лесовод» Чтение рассказа С.Воронина «Моя берёза» | Опыт «Как кислород влияет на разрушение хролофилла» Опыт «Рисуем по листьям» Эксперимент «Как листья опадают» | |||
Ноябрь | Иней | Беседа «Как образуется иней?» | Опыт «Откуда берётся иней?» Опыт «Как создать иней?» | Проектно – исследовательская деятельность «Откуда берётся туман» | |
Декабрь | Снег | Просмотр презентации «Что такое снег?» | Опыт «Почему снег хрустит?» Опыт «Почему снег белый?» Опыт «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» | Проектно-исследовательская деятельность «Почему нельзя есть снег?» | Лэпбук «Интересные факты о …» |
Январь | Беседа «Снегопад» | Опыт «Снежные цветы» Опыт «Почему снег греет?» Наблюдение на прогулке «Ветер и сугроб» | |||
Февраль | Метель | Беседа «Что такое метель?» Компьютерная презентация «» | Опыт «Буря в стакане» | Проектно-исследовательская деятельность «Почему метель кружится?» | |
Март | Гололёд | Просмотр фильма на компьютере «Лед в природе» | Опыт «Как образуется гололёд» Эксперимент «Скользкий лёд» Эксперимент «Солёный лёд» Эксперимент «Интересно очень - лёд» | Проектно-исследовательская деятельность «Тайны льда» | Консультация «Весенние превращения воды» |
Апрель | Капель | Просмотр компьютерной презентации «Как образуется капля воды» | Эксперимент «Вода бежит по дорожкам» Опыт «На какой стороне капель будет более интенсивнее» Экспериментальная деятельность «Чудеса большого мира» | Лэпбук «Весна - красна» | |
Май | Извержение вулкана | Просмотр мультфильма «Энциклопедия Почемучки. Вулкан.» Просмотр мультфильма «Шишкина школа. Как происходит извержение вулканов?» | Эксперимент «Вулкан своими руками» Опыт «Лава лампа» | Проектно-исследовательская деятельность «Почему извергаются вулканы?» | Мастер-класс «Изготовление макета вулкана» |
Июнь | Туман | Просмотр мультфильма «Семья Почемучек. Откуда берётся туман?» | Опыт «Туман в бутылке» Опыт «Профессор Николя создаёт туман» Наблюдение на прогулке «В какое время суток можно наблюдать туман» | Проектно-исследовательская деятельность «Зачем в природе нужен туман?» | |
Июль | Радуга | Просмотр обучающего мультфильма «Почемучка. Почему бывает радуга?» Просмотр обучающего мультфильма «Шишкина школа.Радуга.» | Эксперимент «Можно ли создать радугу в помещении» Опыт «Ловим радугу» Опыт «Радуга на бумаге или как свет отражается на ровной поверхности» | Проектно-исследовательская деятельность «Почему радуга разноцветная?» | Мастер-класс «Изготовление спектрального круга» |
Август | Роса | Просмотр обучающего мультфильма «Летние явления природы» | Итоговое мероприятие: совместная деятельность (дети, родители) «Этот удивительный мир природы» |
Приложение 2
Перспективное планирование в группах старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Объект исследования: физические явления
Месяц | Физические явления | Просмотр мультфильмов и компьютерных презентаций | Опыты и эксперименты | Проектно-исследовательская деятельность | Работа с родителями |
Сентябрь | Подготовительная работа | Просмотр развивающего мультфильма «Физика для самых маленьких» | |||
Свет | Беседа «Свет повсюду» Беседа «Естественный и искусственный свет» | Опыт «Волшебная стрелка» Эксперимент «Изгиб света» Опыт «Серебряное яйцо» | Консультация «Роль родителей в организации познавательно-исследовательской деятельности» | ||
Октябрь | Электричество | Сказка «Про электричество» Просмотр развивающего мультфильма «Почемучка. Как работает электрическая лампочка». | Опыт «Шарики поссорились» Опыт «Парящая тарелка» Опыт «Волшебная струя» Опыт «Сортировка» Опыт «Весёлая регата» | Проектно-исследовательская деятельность «Только ли в розетках есть электричество?» | |
Ноябрь | Огонь | Просмотр развивающего мультфильма «Почемучка. Горение». | Опыт «Самозатухающая свеча» Опыт «Купюра, которая не сгорает» Опыт «Огнеупорный шарик» Эксперимент «Может ли огонь гореть в воде?» | Памятка «Экспериментируем дома…» | |
Декабрь | Равновесие | Просмотр компьютерной презентации «Секреты равновесия» | Опыт «Тарелка на острие иглы» Опыт «Парящие вилки» | Проектно-исследовательская деятельность «Как человек может держать равновесие?» | |
Январь | Звук | Просмотр развивающего мультфильма «Почемучка. Что такое звук?» | Опыт «Оживление звуком» Опыт «Кукарекающий стакан» Опыт «Струнный инструмент из бумажного стаканчика, нитки и скрепки» | Кейс электронных консультаций на сайте ДОУ «Весёлые эксперименты всей семьёй» | |
Февраль | Сила тяжести | Просмотр развивающего мультфильма «Почемучка. Сила тяжести» | Опыт «Тяжёлая бумага» Опыт «Книга на руке» Эксперимент «Может ли мост из бумаги быть прочным» | Проектно-исследовательская деятельность «Можно ли «обмануть» силу тяжести?» | |
Март | Вибрация | Просмотр компьютерной презентации «Как звук сделать громче» | Эксперимент «Почему всё звучит?» Опыт «Как передаётся звук?» Опыт «Звуковой коктейль» | Проектно-исследовательская деятельность «Где можно увидеть звук?» | |
Апрель | Сила трения | Просмотр мультфильма «Фиксики. Сила трения» Просмотр развивающего мультфильма «Почемучка. Сила тре6ния» | Эксперимент «Скользкая бутылка» Эксперимент «Почему отрывается бутылка от поверхности?» | Проектно-исследовательская деятельность «Что будет, если исчезнет сила трения?» | |
Май | Давление | Просмотр развивающего мультфильма «Почемучка. Давление». Просмотр развивающего мультфильма «Почемучка. Атмосферное давление» | Эксперимент «Волшебный стакан» Опыт «Пипетка-водолаз» | Совместное развлечение «В гости к профессору Николя» | |
Июнь | Движение | Просмотр компьютерной презентации "Почему дует ветер" | Опыт «Движение воздуха» | Проектно-исследовательская деятельность «Почему ракета движется?» | |
Июль | Магнетизм | Просмотр компьютерной презентации «Что такое магнит» Просмотр компьютерной презентации «Как человек использует магниты» | Опыт «Вися на голове» Опыт «Враг магнетизма» Опыт «Магнитная инфекция» | Презентация изученных физических явлений детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) | |
Август | Оптические явления | Просмотр компьютерной презентации «Что такое северное сияние» | Опыт «Барон Мюнхгаузен вертится» Опыт «Изображение можно поймать» Эксперимент «Как перехитрить зеркало» | Проектно-исследовательская деятельность «Почему мыльные пузыри разноцветные» Проектно-исследовательская деятельность «Почему мы отражаемся в зеркалах?» |
Приложение 3
Перспективный план работы с родителями
Месяц | 2019-2020 | 2020-2021 | ||||||
информационно-аналитеческие | познавательные | наглядно-информационные | досуговые | информационно-аналитеческие | познавательные | наглядно-информационные | досуговые | |
Сентябрь | Анкетирование «Формирование познавательной активности дома» | Папка- передвижка «Как помочь маленькому почемучке» | Экскурсия «Осенний лес» | «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование – что это такое?» | Папка-передвижка «Создаём проект вместе» | |||
Октябрь | Консультация «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома» | Игротека-практикум «Поэкспериментируем!» | Консультация «Как научить ребёнка исследовать» | «Проведите с детьми дома» | ||||
Ноябрь | Брошюра «Развиваем внимание, мышление – учим ребёнкабыть любознательным» | Совместное мероприятие для детей «В гостях у профессора Николя» | Памятка «Удивительное рядом» | Фестиваль опытов (экспериментов), представленных детьми вместе с родителями | ||||
Декабрь | Рекомендации «Экспериментирование и наблюдения во время прогулок» | Лэпбук «Интересные факты о …» | Консультация «Как направить энергию ребёнка в позитивное русло» | Рекомендации «Проведите с детьми дома» | ||||
Январь | Семинар-практикум «Организация домашней лаборатории» | Памятка «Соблюдение правил безопасности при организации экспериментальной деятельности» | Индивидуальные беседы с родителями по вопросам организации помощи в исследованиях детям дома. | Организация фото-выставки «Лаборатория Фиксиков» | ||||
Февраль | Практикум «Весёлые эксперименты на кухне» | Выпуск газеты «Расскажите детям о…» | Консультация «Растим юного исследователя» | Практикум «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят» | ||||
Март | Консультация «Весенние превращения воды» | Открытое занятие | Папка-передвижка «Игры и эксперименты с песком и водой» | Оформление фотовыставки «Удивительные явления в повседневной жизни» | ||||
Апрель | Лэпбук «Весна - красна» | Мастер-класс «Изготовление макета вулкана» | Семинар-практикум «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» | Разработка кейса консультаций на сайт ДОУ «Опыты, которые можно провести в летний период» | ||||
Май | Памятка «Чего нельзя и что можно делать для поддержания познавательного интереса» | Мастер-класс «Изготовление макета вулкана» | Папка-передвижка «Ребёнок познаёт мир» | Оформление альбома «Мои открытия» | ||||
Июнь | Совместное развлечение «Секреты профессора Николя» | Родительское собрание «Мир открытий ребенка-дошкольника» | ||||||
Июль | Мастер-класс «Чудеса для детей из ненужных вещей» | Выставка-конкурс семейных газет «Эксперименты на кухне» | ||||||
август | Выпуск газеты «Мои удивительные открытия» | Выпуск газеты «Мои удивительные открытия» |
Приложение 4
План взаимодействия с социальными партнёрами.
Месяц | 2019-2020 | 2020-2021 | ||
«Сургутский краеведческий музей» | «Сургутский краеведческий музей» | Музей нефти и газа | Сургутская технологическая школа | |
Октябрь | Музейное занятие «Музыка леса» | |||
Февраль | Дом Ф.Салманова Музейное занятие «Её Величество Нефть» | |||
Март | Купеческая усадьба Музейный праздник «Проводы зимы» | Музейное занятие «Чёрное золото Югры» | ||
Апрель | Посещение планетария |
Приложение 5
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в тоже время влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как средство и условие достижения цели. В своем взаимодействии с детьми мы учитываем, что познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний. Поэтому диагностика развития познавательной активности у детей дошкольного возраста будет проводиться по следующим критериям:
заинтересованное принятие информации
самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы
проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями
Критерии | Описание методики | Оптимальный уровень | Достаточный уровень | Низкий уровень |
Заинтересованное принятие информации. | На столе находятся три развивающих игры: две знакомые детям, но не потерявшие для них привлекательности, и третья - новая. В качестве диагностических использовались игры: логические «Блоки Дьенеша» и игровые задания с его использованием, игра Б.П. Никитина «Сложи квадрат» и новая для детей логическая игра – «Танграм». Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально. Ребенку предлагалось выбрать из имеющихся игр одну, которой он хотел бы поиграть. Окончательный выбор игры фиксировался в протоколе. Особое внимание обращалось на то, какую игру ребенок выбрал: знакомую или новую, сделал он это сам или с помощью взрослого, как мотивирует свой выбор. | Ребенок устойчиво предпочитает выбор нового, у него присутствует интерес к поиску нового нетрадиционного результата. Дети, увидев новую игру на столе, начинают задавать о ней вопросы воспитателю, узнавать, как можно в нее играть, какие правила есть у этой игры. У этих детей заметен интерес к новой игре. У таких детей возникает желание выложить что-то необычное из геометрических фигурок, имеющее отличие от других. Желание играть в новую игру присутствует длительное время. | Ребенок предпочитает привычную ситуацию новой, может проявлять частичный интерес к ситуации с отдельными элементами новизны, у него присутствует интерес к получению результата. Дети замечают самостоятельно без помощи взрослого, что на столе лежит новая игра, пытаются поиграть в нее, но вопросов воспитателю не задают. Дети пробуют выложить фигуры, затем берут старые знакомые игры. | Дети проявляют опасения по отношению к новому, у них отсутствует интерес к принятию информации, частично может присутствовать лишь интерес к действиям. Эти дети не проявляют заинтересованности в том, что на столе лежит новая игра, не задают вопросы воспитателю о новой игре. Они берут знакомую им игру и выполняют задание, которое им знакомо. После того как воспитатель им говорит, что на столе лежит новая игра «Танграм», то дети особого интереса к игре не проявили. |
Самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы | Методика проведения этого наблюдения состоит в использовании новой игры «Танграм». Во время проведения диагностической пробы уделяется внимание особенностям процесса рассматривания игры и игровых действий. Их результативность фиксируется в таблице, которая показывает, пытался ли ребенок самостоятельно разобраться в обстановке или ждал помощи извне, сохранял ли он инициативу и настойчивость до конца или терял интерес к игре, встретившись с трудностями, использовал ли оригинальные или традиционные способы деятельности. | Воспитанники самостоятельно разбираются с обстановкой, сохраняют инициативу и настойчивость до конца, способы осуществления деятельности поисково-мыслительные, встретившись с трудностями, проявляют оригинальность и творческий подход. Эти дети, увидев новую игру, заинтересовываются ей, узнают подробно у воспитателя как надо играть в нее. Самостоятельно выкладывают фигурки, используя готовый образец. Дети этой группы могут выложить свои фигурки, не используя готовый образец, проявив творчество и оригинальность. Играют дети в эту игру длительное время, не потеряв к ней интерес. | Дети самостоятельно определяют способ действия, осуществляют его, используя поисково-практичные действия или поисково-мыслительные действия, получают в конце качественный результат репродуктивного характера. Воспитанники используют поисково-практический способ при составлении фигурок животных, они вначале рассматривают образец, а затем пытаются выкладывать фигурки по готовому образцу. Частично обращаются за помощью к взрослым. Играют долго, не теряя интереса. | Дети не пытаются сами разобраться в обстановке, способы осуществления деятельности хаотичные, частично-поисковые, ждут помощи извне, не проявляют заинтересованности, столкнувшись с трудностями, теряют интерес к игре. |
Проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями | Развивающие игры: «Сложи квадрат», логические «Блоки Дьенеша». Отдельным детям при необходимости дается подсказка двойного вида: побуждающая и направляющая «посмотри на образец и догадайся» и разъясняющая, когда ребенку все рассказывается и показывается. В процессе диагностической пробы выявляем степень осознанности ребенком выбора способов действий для достижения цели. Ребенку предложить объяснить, как он будет выкладывать выбранную фигуру в игре «Сложи квадрат» или выполнять по готовому образцу картину из логических блоков Дьенеша. | Характеризуется устойчивой направленностью ребенка на выбор нового, выражением желания самостоятельно разрешать ситуацию, проявлением стремления к независимости от помощи взрослого. Ребенок самостоятельно определяет цель и действия по ее реализации. Действия практические и мыслительные поискового характера. Качество полученного результата высокое, но деятельность преимущественно репродуктивная. Проявляется настойчивость в достижении цели, самостоятельность в преодолении затруднений. В процессе деятельности и после ее окончания ребенок самостоятельно сравнивает результат своей деятельности с образцом. | Характеризуется выраженной направленностью на результат деятельности. Ребенок проявляет интерес к самостоятельному участию с отдельными элементами новизны, в новой ситуации проявляет неуверенность, активно обращается за помощью разъясняющего характера. Самостоятельно определяет цель и некоторые действия по ее реализации. Действия преимущественно практические поисковые, при затруднении - хаотические. Качество полученного результата среднее, деятельность носит выраженный репродуктивный характер. Сравнивает результат с образцом, но стремления к его улучшению не выражает. | Характеризуется выраженным интересом к результативной стороне деятельности в хорошо знакомой ситуации. Ребенок самостоятельно определяет цель, но не может раскрыть способы действий для ее реализации. В процессе деятельности постоянно обращается за помощью или пассивно ожидает ее от воспитателя. |
Полученные в ходе диагностики данные вносятся в итоговую таблицу.
Код ребёнка | 1 критерий | 2 критерий | 3 критерий | Итоговый балл | ||||||||||||||||||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | |||||||||||||||||
О | Д | Н | О | Д | Н | О | Д | Н | О | Д | Н | О | Д | Н | О | Д | Н | О | Д | Н | О | Д | Н | |