Дата публикации: 17.06.2020
Должность: Воспитатель
Учебное заведение:
Населенный пункт: Нижегородская область , п. Ждановский
Файл публикации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 31 п. Ждановский.
Конспект НОД по рисованию в средней группе.
Методическая разработка
организованной образовательной деятельности
в средней группе по рисованию. ИЗО.
«Народная игрушка - Матрёшка».
;"> Разработала воспитатель: ВВК Капралова Надежда Михайловна
2020 г.
Цель занятия:
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;
Задачи:
Познакомить детей с историей матрёшки.
Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.
Развивать интерес детей к народному творчеству.
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Воспитывать любовь к народному искусству.
Интеграция: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».
Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам.
Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение.
Коммуникация: расширять словарный запас.
Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Словарная работа: Расписная, сарафан, фартук, мастер, художник
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.
Программные задачи:познакомить с русской народной матрёшкой, как символом русского народного искусства; расширить словарный запас; развивать интерес к народным игрушкам, творчество, воображение.
Содержание:
Матрёшка на окошке Под ярким сарафаном. И вся семья в матрёшке Как в доме деревянном. Открой – увидишь чудо: Матрёшенька детёныш. А там ещё! Откуда? А опять … Найдёныш! Ай да кукла, Ай да милашка. Неслыханное чудо, Невиданное диво. – А вы, ребята, знаете, как такую куклу зовут? (Ответы детей).
- Кто же матрёшку такую придумал? Кто из вас, дети, знает?
Кто матрёшку создал, я не знаю, Но известно мне: 100 лет Вместе с Ванькой –встанькой, как живая, Покоряет кукла белый свет. Где он краски брал, искусный мастер, В нивах шумных, в сказочном лесу? Создал образ неуемности и страсти. Истинную русскую красу. На щеках навёл румянец, Небо синь плеснул в её глаза, И. пустив в неповторимый танец, Он, должно быть, весело сказал: - Ну, иди, гуляй по свету, Весели себя, честной народ. И матрёшка через всю планету До сих пор уверенно идёт. Выступает гордо, величаво, С удалой улыбкой на лице, И летит за ней по миру слава О безвестном мастере – творце.
И .Кадухина.
Бабушка Арина.
Дуйте в дудки, бейте в ложки: «В гости к нам идёт матрёшка!» Ножки деревянные, Матрёшечки румяные.
Выходят матрёшки.
Я тётушка Матрёшка, Несу грибов лукошко, За мной родные внучки Идут, сложивши ручки. И все они Матрёшеньки , И все они милашки Все с аленькими щёчками Под пёстрыми платочками.
(Танец матрёшек.)
- Здравствуй, тётушка Матрона! Как сама жива- здорова?
- Всё бы ничего, да потеряли мы в лесу маленькую нашу куколку Матрёшку – милашку.
(Матрёшки плачут)
-Да нет же, нет! Вот она, смотрите!
-Вот радость! Вот счастье! Спасибо вам, люди добрые, за помощь, за поддержку.
Мы на радости такой. Отправляемся домой!
Воспитатель расставляет всех матрёшек на столе.
Умыты ручки- ножки У каждой у матрёшки. Поглажены одёжки, Почищены сапожки, Поют матрёшки в хоре. Живут, не зная горя, И дружно, и счастливо, И весело на диво!
Весёлая игрушка - расписная матрёшка - родилась сто лет назад. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика – мудреца Даруму. Это была игрушка – неваляшка. Внутри её вкладывалась ещё одна кукла Дарума, только поменьше. И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца Даруму. А кукла бала необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё, и ещё. (Показывает матрёшек)
-С.В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой – синий с цветочками, у третей – малиновый платочек с белыми горошинами, а у 4- яблоки на переднике.
- Как же назвать красавицу? И назвали её Матрёна, старинным русским именем. А называть её ласково стали Матрёшка.
-Так родилась матрёшка – разъёмная деревянная кукла. Можно с увлечением расставлять и собирать матрёшку, придумывать разные истории из жизни их дружной семьи.
-Как вы думаете, из чего сделана матрёшка?
- Самый подходящий материал для изготовления матрешки - липа или береза, так как она мягкая, легко поддаётся вырезанию ножом. Дерево спиливают весной, и очищают от коры, сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. Кто расписывал эта игрушки? Какие цвета использовали художники?
- Раньше, ребята, это была основная работа крестьян, которые продавали эти игрушки и покупали себе одежду и еду. В работе участвовали все члены семьи – хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их яркими красками, а затем продавали на ярмарках, базарах.
-Как вы думаете, почему матрёшки не пачкаются и рисунок не стирается долго? Правильно их покрывали лаком.
- Чем отличаются матрёшки друг от друга? (Рисунком, видом матрёшки)
-Самые интересные матрёшки изготавливаются в городах Семёнове и Загорске. –Наша русская матрёшка является для иностранцев символом России.
Физкультминутка " Мы веселые Матрешки":
Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Сарафаны пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Яркие платочки, (Наклоны головой влево-вправо)
-Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые, а одна, почему грустит?
-На голове у них яркие платочки-полушалки с цветами, поверх сарафана - фартучек, да не простой. Посмотрите, каким узором украшают фартучки художники? (Цветы, листочки, ягоды, бутоны.)
Воспитатель: Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Есть у мастеров секрет - сначала рисуют они контуры цветов, листьев, ягод черной тушью, красиво располагая их по всему фартучку матрёшки - в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать прозрачными яркими красками - алой, лиловой, зеленой, желтой и оранжевой, заливая контуры рисунка цветом. В последнюю очередь подрисовывают травинки, стебельки, усики.
Яркие получаются матрешки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс...
- Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты). (Звучит русская народная музыка, дети украшают плоскостные изображения матрёшек) -Какие вы молодцы. Как много красивых матрешек у нас. Дети рассматривают свои работы, любуются. Поддерживают воспитателя беседой, рассказывают о том, какой и почему они выбрали узор, какие цвета использовали.