• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Комплексное занятие по рисованию и развитию речи

Дата публикации: 17.06.2020

Должность: Воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Нижегородская область , п. Ждановский

Файл публикации





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 31 п. Ждановский.

Конспект НОД по рисованию в средней группе.

Методическая разработка

организованной образовательной деятельности

в средней группе по рисованию. ИЗО.

«Народная игрушка - Матрёшка».

;"> Разработала воспитатель: ВВК Капралова Надежда Михайловна

2020 г.

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;

Задачи:

Познакомить детей с историей матрёшки.

Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.

 Развивать интерес детей к народному творчеству.

Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

 Воспитывать любовь к народному искусству.

 Интеграция: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация»,  «Физическая культура».

Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам.

Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать  творчество, воображение.

Коммуникация: расширять словарный запас.

Физическая  культура:  дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

Словарная работа: Расписная, сарафан, фартук, мастер, художник

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.

Программные задачи:познакомить с русской народной матрёшкой, как символом русского народного искусства; расширить словарный запас; развивать интерес к народным игрушкам, творчество, воображение.

Содержание:

Матрёшка на окошке Под ярким сарафаном. И вся семья в матрёшке Как в доме деревянном. Открой – увидишь чудо: Матрёшенька детёныш. А там ещё! Откуда? А опять … Найдёныш! Ай да кукла, Ай да милашка. Неслыханное чудо, Невиданное диво. – А вы, ребята, знаете, как такую куклу зовут? (Ответы детей).

- Кто же матрёшку такую придумал? Кто из вас, дети, знает?

Кто матрёшку создал, я не знаю, Но известно мне: 100 лет Вместе с Ванькой –встанькой, как живая, Покоряет кукла белый свет. Где он краски брал, искусный мастер, В нивах шумных, в сказочном лесу? Создал образ неуемности и страсти. Истинную русскую красу. На щеках навёл румянец, Небо синь плеснул в её глаза, И. пустив в неповторимый танец, Он, должно быть, весело сказал: - Ну, иди, гуляй по свету, Весели себя, честной народ. И матрёшка через всю планету До сих пор уверенно идёт. Выступает гордо, величаво, С удалой улыбкой на лице, И летит за ней по миру слава О безвестном мастере – творце.

И .Кадухина.

Бабушка Арина.

Дуйте в дудки, бейте в ложки: «В гости к нам идёт матрёшка!» Ножки деревянные, Матрёшечки румяные.

Выходят матрёшки.

Я тётушка Матрёшка, Несу грибов лукошко, За мной родные внучки Идут, сложивши ручки. И все они Матрёшеньки , И все они милашки Все с аленькими щёчками Под пёстрыми платочками.

(Танец матрёшек.)

- Здравствуй, тётушка Матрона! Как сама жива- здорова?

- Всё бы ничего, да потеряли мы в лесу маленькую нашу куколку Матрёшку – милашку.

(Матрёшки плачут)

-Да нет же, нет! Вот она, смотрите!

-Вот радость! Вот счастье! Спасибо вам, люди добрые, за помощь, за поддержку.

Мы на радости такой. Отправляемся домой!

Воспитатель расставляет всех матрёшек на столе.

Умыты ручки- ножки У каждой у матрёшки. Поглажены одёжки, Почищены сапожки, Поют матрёшки в хоре. Живут, не зная горя, И дружно, и счастливо, И весело на диво!

Весёлая игрушка - расписная матрёшка - родилась сто лет назад. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика – мудреца Даруму. Это была игрушка – неваляшка. Внутри её вкладывалась ещё одна кукла Дарума, только поменьше. И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца Даруму. А кукла бала необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё, и ещё. (Показывает матрёшек)

-С.В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой – синий с цветочками, у третей – малиновый платочек с белыми горошинами, а у 4- яблоки на переднике.

- Как же назвать красавицу? И назвали её Матрёна, старинным русским именем. А называть её ласково стали Матрёшка.

-Так родилась матрёшка – разъёмная деревянная кукла. Можно с увлечением расставлять и собирать матрёшку, придумывать разные истории из жизни их дружной семьи.

-Как вы думаете, из чего сделана матрёшка?

- Самый подходящий материал для изготовления матрешки - липа или береза, так как она мягкая, легко поддаётся вырезанию ножом. Дерево спиливают весной, и очищают от коры, сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. Кто расписывал эта игрушки? Какие цвета использовали художники?

- Раньше, ребята, это была основная работа крестьян, которые продавали эти игрушки и покупали себе одежду и еду. В работе участвовали все члены семьи – хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их яркими красками, а затем продавали на ярмарках, базарах.

-Как вы думаете, почему матрёшки не пачкаются и рисунок не стирается долго? Правильно их покрывали лаком.

- Чем отличаются матрёшки друг от друга? (Рисунком, видом матрёшки)

-Самые интересные матрёшки изготавливаются в городах Семёнове и Загорске. –Наша русская матрёшка является для иностранцев символом России.

Физкультминутка " Мы веселые Матрешки":

Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Сарафаны  пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки,  (Наклоны головой влево-вправо)

-Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые, а одна, почему  грустит?

-На голове у них яркие платочки-полушалки с цветами, поверх сарафана - фартучек, да не простой. Посмотрите, каким узором украшают фартучки художники? (Цветы, листочки, ягоды, бутоны.)

Воспитатель: Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Есть у мастеров секрет - сначала рисуют они контуры цветов, листьев, ягод черной тушью, красиво располагая их по всему фартучку матрёшки - в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать прозрачными яркими красками - алой, лиловой, зеленой, желтой и оранжевой, заливая контуры рисунка цветом. В последнюю очередь подрисовывают травинки, стебельки, усики.

Яркие получаются матрешки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс...

- Ребята, давайте сегодня,  попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан  матрешки (раздает силуэты). (Звучит русская народная музыка, дети украшают плоскостные изображения матрёшек) -Какие вы молодцы. Как много красивых матрешек у нас. Дети рассматривают свои работы, любуются. Поддерживают воспитателя беседой, рассказывают о том, какой и почему они выбрали узор, какие цвета использовали.